Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте.
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в тексте.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения |
1. | Вводное занятие | Работа с текстом | Сентябрь 1 неделя | |
2. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | Работа с текстом, определение темы и идеи | Сентябрь 2 неделя | |
3. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | Работа с текстом, выбор заголовка, соответствующего теме или идее | Сентябрь 3 неделя | |
4. | Определение авторской позиции в художественном тексте | Работа с текстом, нахождение слов, указывающих на позицию автора | Сентябрь 4 неделя | |
5. | Определение авторской позиции в художественном тексте | Практикум: самостоятельная работа с текстом | Октябрь 5 неделя | |
6. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | Работа с древнерусским текстом, выявление его особенностей | Октябрь 6 неделя | |
7. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | Работа с древнерусским текстом: умение выбирать из текста информацию о реалиях времени | Октябрь 7 неделя | |
8. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | Работа с древнерусским текстом: умение выбирать из текста информацию о реалиях времени | Октябрь 8 неделя | |
9. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | Практикум: самостоятельная работа с текстом | Октябрь 9 неделя | |
10. | Сопоставление содержания художественных текстов | Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию | Ноябрь 10 неделя | |
11. | Сопоставление содержания художественных текстов | Практикум: самостоятельная работа с текстом | Ноябрь 11 неделя | |
12. | Определение авторской позиции в тексте | Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора | Ноябрь 12 неделя | |
13. | Определение авторской позиции в тексте | Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора | Декабрь 13 неделя | |
14. | Определение авторской позиции в тексте | Практикум: самостоятельная работа с текстом | Декабрь 14 неделя | |
15. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию | Декабрь 15 неделя | |
16. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | Работа с текстом: умениеобнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов | Декабрь 16 неделя | |
17. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | Работа с текстом: умение структурировать текст, составлять простой и сложный план | Январь 17 неделя | |
18. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | Практикум: самостоятельная работа с текстом | Январь 18 неделя | |
19. | Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение | Работа с текстом: умение разграничивать типы речи | Январь 19 неделя | |
20. | Типы текстов: текст-повествование | Работа с текстом повествовательного характера: выявление структуры и языковых особенностей | Февраль 20 неделя | |
21. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ) | Написание рассказа | Февраль 21 неделя | |
22. | Типы текстов: текст-повествование (отчет) | Написание отчета | Февраль 22 неделя | |
23. | Типы текстов: текст-повествование (репортаж) | Написание репортажа | Февраль 23 неделя | |
24. | Типы задач на грамотность | Знакомство с типами задач | Март 24 неделя | |
25. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи | Решение интерпретационных задач | Март 25 неделя | |
26. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи | Решение интерпретационных задач | Март 26 неделя | |
27. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи | Решение интерпретационных задач | Апрель 27 неделя | |
28. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи | Практикум: самостоятельное решение задач | Апрель 28 неделя | |
29. | Несплошной текст | Работа с текстом: умение различать сплошной и несплошной текст | Апрель 29 неделя | |
30. | Работа с несплошным текстом | Работа с текстом: умение использовать в тексте таблицы и схемы | Апрель 30 неделя | |
31. | Работа с несплошным текстом (таблицы) | Работа с текстом: умение составлять на основе текста таблицы | Апрель 31 неделя | |
32. | Работа с несплошным текстом (схемы) | Работа с текстом: умение составлять на основе текста схемы | Май 32 неделя | |
33. | Работа с несплошным текстом (диаграммы) | Работа с текстом: умение составлять на основе текста диаграммы | Май 33 неделя | |
34. | Итоговый контроль | Комплексная работа с текстом | Май 34 неделя | |
35. | Заключительное занятие | Подведение итогов | Май 35 неделя |