План-программа
Дополнительной образовательной деятельности
По художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6- 7лет
Руководитель: Соловьёва О.Н.
Г. Архангельск
Пояснительная записка
Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов: Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.М. Гольденберг, Карл Орф, Пьер Ван Хауве, Н.А.Ветлугина, И.Г. Лаптев, В.Я.Ковалив, В.Н. Кунцевич, Е.Р.Ремизовская, Т.Э.Тютюнникова. Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остаётся в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствие системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа коллективного музицирования оркестра шумовых инструментов» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанное на традиционных богатых образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики. Коллективное музицирование является одной из форм музыкального развития, которая способствует формированию навыков коллективной игры, развитию природных музыкальных данных и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» авторы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и Т. Э. Тютюнниковой автор программы «Элементарное музицирование младших школьников», созданные по системе музыкальной педагогики Карла ОРФА. Эти программы дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих способностей детей.
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса дошкольников, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.
Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов - практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Организуя разнообразный опыт детей игры на музыкальных инструментах, педагог создаёт благоприятную основу музыкальной грамотности, побуждает к самостоятельной деятельности, что ведёт к развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей дошкольников.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что в совместную педагогическую работу включаются родители, они союзники и партнеры. Родители вместе с детьми посещают занятия, развлечения, концерты, мастер – классы по изготовлению шумовых инструментов (в последствии изготавливают шумовые инструменты дома, организуя шумовой оркестр). Родители являются участниками педагогического процесса не только как обучающиеся, но и как педагоги. Я даю родителям задания: подготовить информацию о каком либо ударном инструменте, сделать презентацию, рассказать детям на занятии. Так же родители помогают в проведении развлечений, музыкальных досугов, тематических занятий: выступают в роли ведущего, выступающего каким -либо персонажем, помогают приготовить атрибуты, костюмы и т.д. Родители больше общаются с детьми, узнают проблемы своих детей, узнают чему их дети обучаются на данных занятиях, совместно находят дома информацию об музыкальных инструментах: об истории возникновения музыкальных инструментах, фото музыкальных инструментах. А так же изображают музыкальные инструменты в рисунках. Всё это складывают в папку и к концу обучения получается информационный сборник про музыкальные инструменты. Это новое решение проблем дошкольного образования, привлечение родителей в педагогический процесс.
Отличительной особенностью данной программы является создание совместного оркестра детей и родителей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - формирование и развитие у дошкольников навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, знаний элементарной нотной грамоты.
Задачи:
1. Обучающие:
- Обучить детей игре на шумовых инструментах (металлофон, музыкальный колокольчик, барабан, треугольник);
- Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образ;
- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
- Обучение и знакомство с элементами нотной грамота и её исполнение.
2.Развивающие:
- Развивать мышление, память, внимание, аналитические способности;
- Развить музыкальный слух и чувство ритма;
- Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.
3. Воспитывающие:
- Привить усидчивость и трудолюбие;
- Сплотить детей и родителей в дружный творческий коллектив;
- Развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;
- Воспитать стремление к саморазвитию.
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6- 7 лет, Набор детей осуществляется по желанию.
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками игры на шумовых ударных инструментах. Проводится индивидуальная диагностика, по которой можно судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся два раз в неделю, количество учебных часов – 72.
Формы организации деятельности детей на занятии:
-групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Взаимодействие с родителями:
1. Собрания общие и групповые;
2. Консультации в форме индивидуальных бесед;
3. Посещение занятий, развлечеинй, мастер - классов вместе с детьми.
4. Совместные выступления на праздниках, развлечениях, концертах, конкурсах.
5. Анкетирование.
6. Помощь в проведении занятий, развлечений.
Учебно-тематический план
Возраст детей: 6- 7 лет
1 год обучения
Месяц № занятия | Тема | Цель | Содержание | Количество часов | ||
Теория | Практика | |||||
Сентябрь | Музыкальные инструменты. Шумовой оркестр | Знакомство с музыкальными инструментами Знакомство с шумовым оркестром. | Беседа о музыкальных инструментах (показ муз. инструментов, иллюстраций), о предстоящей деятельности. Понятие об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития шумового оркестра Разновидности оркестров, что общее и в чем различие. | Слушание музыкальных произведений различных оркестров, Просмотр видеозаписи различных оркестров (симфонических, народных, инструментальных, группы оркестров) Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю?», «Какой оркестр звучит?» | ||
2 - 3 | Погремушка, румба, маракасы | Знакомство с ударно – шумовыми инструментами, с приёмами игры | Показ ударных инструментов. Знакомство с названиями ударно – шумовых инструментов. Рассказ о строении ударно – шумовых инструментов. Показ приемов игры (встряхивание, удар по ладошке, удар ножкой инструментов по полу (по столу) | Слушание звучания ударно – шумовых инструментов Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» Упражнение «Звучащие жесты» Освоение игры на ударно - шумовых инструментах. Разучивание оркестровых партий «Ах вы, сени» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее» | ||
4 -5 | Погремушка, румба маракасы, | Знакомство с нотами, нотным станом. Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовых инструментах | Сказка о нотах (фланелеграф). Беседа об ударно – шумовых инструментах (погремушка, румба, маракас) | Графическое изображение нот, нотного стана. Упражнение «Звучащие жесты» Речевое музицирование «Погремушка позвени» Разучивание оркестровых партий «Ах вы, сени» р.н.м Подвижная игра «Кто скорее» | ||
6 - 7 | Погремушка, румба, маракасы | Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах. Повторение пройденного материала. | Беседа о нотах, нотном стане. | Графическое изображение нотного стана и нот. Упражнение «Звучащие жесты» Творческое задание: «Шум ветра» Игра в оркестре «Ах вы, сени» р.н.м | ||
Мастер – класс по изготовлению маракасов | Научить создавать ударно – шумовые инструменты из бросового материала | Показ изготовления маракасов из различных баночек, коробочек наполненных различной крупой. | Изготовление маракасов | |||
Октябрь 9 - 10 | Бубен | Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры. | Показ бубна, иллюстрации древних бубнов. Рассказ о строении (корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики). Рассказ о разных видах бубнов (малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков). Показ приемов игры на бубне (удар ладошкой, удар кулачком косточками по донцу, встряхивание) Показ как правильно держать бубен. | Слушание звучания ударно – шумового инструмента Музыкально – дидактическая игра «Угадай – ка» (большой и маленький бубен). Упражнение «Звучащие жесты» Освоение игры на ударно - шумовых инструментах. Разучивание оркестровых партий «Пойду ль я выйду ль я» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее» | ||
11 - 12 | Бубен | Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте. Знакомство с длительностями нот. | Рассказ о длинных и долгих звуках. Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, от количества бубенчиков и силы удара. | Музыкально – дидактическая игра «Ритмические полоски» Упражнение «Звучащие жесты» Речевое музицирование «Ты катись весёлый бубен» Разучивание оркестровых партий «Пойду ль я выйду ль я» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее» | ||
13-14 | Бубен | Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. | Беседа о длительностях нот. | Музыкально – дидактическая игра «Ритмические полоски», «Тихо – громко в бубен бей» Упражнение «Звучащие жесты» Творческое задание: «Гром» Игра в оркестре «Пойду ль я выйду ль я» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее» | ||
Тематическое занятие «Весёлый бубен» | Расширение представлений знаний у детей о музыкальном инструменте – бубне. | Познакомить с историей музыкального инструмента – бубна (презентация) Дать понятие, кто такой бубнист. Развивать интерес к ударному инструменту бубну и желание играть на нём. Развивать музыкальный слух, учить выделять части музыкального произведения, выделять звучание бубна. | «Марш и бег» (музыкально – ритмическое упражнение). «Светит месяц» р.н.м. (слушание оркестра народных инструментов). «Повтори» (музыкально – дидактическая игра). Танец с бубнами «Тарантелла» Игра «Весёлый бубен» | |||
Мастер – класс по изготовлению трещоток. | Научить создавать ударно – шумовые инструменты из бросового материала | Показ изготовления трещоток из пластиковой бутылки | Изготовление трещотки и игра на ней. | |||
Ноябрь 17 - 18 | Трещотки | Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры | Показ ударного инструмента. Рассказ о строении. Показ приемов игры Беседа о длительностях нот. | Слушание звучания ударно – шумового инструмента Музыкально – дидактическая игра «Повтори», «Ритмические полоски», Упражнение «Звучащие жесты» Освоение игры на ударно - шумовом инструменте. Разучивание оркестровых партий «Как на нашем на лугу» р.н.м | ||
19 - 20 | Колокольчики | Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры. | Рассказ о строении (ушко, язычок, юбочка) Показ различных видов: малые, средние, большие. Показ приемов игры (трель, удар палочкой, удар пальцем, встряхивание) Учить правильно держать колокольчик. | Слушание звучания различных колокольчиков. Музыкально – дидактическая игра «Что звучит» (колокольчик, бубен, румба, маракас, трещотка, погремушка). Звучащие жесты «Колокольчик» Освоение игры на колокольчиках. Разучивание оркестровых партий «Полька Янка» у.н.м. Подвижная игра «Кто быстрей возьмёт колокольчик» | ||
21-22 | Колокольчики | Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. | Беседа о материале из которого изготавливают колокольчики: металл, дерево, хрусталь, керамика (показ колокольчиков из различных материалов). | Слушание звуков колокольчиков из различных материалов. Музыкально – дидактическая игра «Дин- дан – дон», «Что звучит» (колокольчик, бубен, румба, маракас, трещотка, погремушка). Речевое музицирование «Колокольчик позвени» Игра в оркестре «Полька Янка» у.н.м. Подвижная игра «Кто быстрей возьмёт колокольчик» | ||
Тематическое занятие «Русский колокольчик» | Приобщение к истокам русской народной культуры. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре. | Расширять кругозор детей: рассказать о колоколах и колокольном звоне (презентация) Развивать чувство ритма, тембровый слух, диатонический слух. Развивать танцевальное творчество и воображение. | «Марш и бег» музыкально – ритмическая игра Слушание «Архангельские колокола» «Дин – дан - дон» Музыкально – дидактическая игра Опыт с волнами. «Тихо – громко» музыкально – дидактическая игра «Танец с колокольчиками» (импровизация) «Покатаемся на тройке» динамическая пауза | |||
Декабрь 24 - 25 | Музыкальный треугольник. | Знакомство с ударным инструментом, с приёмами игры | Рассказ о строении. Показ различных видов музыкальных треугольников (большие, средние, маленькие) Показ как правильно держать музыкальны треугольник Показ приемов игры на треугольнике. | Слушание звучания музыкального инструмента. Звучащие жесты Освоение игры на ударно - шумовых инструментах. Музыкально – дидактическая игра «Зажигаем звезды» Творческое задание «Падают снежинки» Разучивание оркестровых партий «Новогодняя полька» | ||
Музыкальный треугольник. | Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. | Знакомство с названиями нот. | Музыкально – дидактическая игра «Кто в домике живёт?» Музыкально – дидактическая игра «Зажигаем звезды» Озвучивание видеосказки - шумелки «Зима в лесу» Игра в оркестре «Новогодняя полька» | |||
27 - 28 | Ложки деревянные | Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры. | Показ ударного инструмента. Рассказ о строении ударно – шумового инструмента (палочка – ручка, пяточка) Показ приемов игры. Показ как правильно держать ложки. | Слушание звучания ударно – шумового инструмента. Слушание оркестра ложкарей. Освоение игры на ложках Разучивание оркестровой партии «Из - под дуба» р.н.м. Подвижная игра «Перенеси конфеты в ложке» | ||
29 - 30 | Ложки деревянные | Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте. | Беседа о названиях нот. Рассказ о ложке как о русском сувенире, о разных росписях на ложках (вятские, смоленские…, показ иллюстраций) | Музыкально – дидактическая игра «Кто в домике живёт?» Речевое музицирование «Лошадка» Разучивание песни «Ложки деревенские» З.Роот. Разучивание оркестровой партии «Из - под дуба» р.н.м. | ||
Январь 31 - 32 | Ложки деревянные | Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. | Рассказ о деревянных звуках. Показ приёма игры на ложках «ладушки» | Освоение приёмом игры «Ладушки» Музыкально – дидактическая игра «Повтори» Разучивание песни «Ложки деревенские» Творческое задание «Дятел» Игра в оркестре «Из - под дуба» р.н.м. | ||
Тематическое занятие «Ложки деревянные» | Пробуждение интереса к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам. | Знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (презентация: история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства. Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках. | Песня «Ложки деревенские» слова и музыка З.Роот. Слушание оркестра ложкарей Музыкально – дидактическая игра «Повтори» Оркестр ложкарей «Из - под дуба» р.н.м. Танец «Кадриль с ложками» Игра «Перенеси картошку ложкой» | |||
34 - 35 | Барабан | Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры. | Рассказ о строении (корпус, два донца, палочки, ремешок) Показ различных видов барабанов: большого, малого (иллюстрации). Показ приемов игры(одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой,) Учить правильно держать барабан, палочки. | Слушание звучания различных барабанов. Просмотр видеозаписи оркестра барабанщиц. Марш под барабан. Музыкально – ритмическая игра «Труба и барабан» Е.Тиличеевой. Звучащие жесты «Барабанные палочки» Освоение игры на барабане. Разучивание оркестровой партии «Барабан» муз. Слонова. | ||
36 - 37 | Барабан | Знакомство со скрипичным ключом. Закрепление навыков игры на барабане. | Рассказ о скрипичном ключе. Показ приема игры: барабанная дробь | Графическое изображение скрипичного ключа. Марш под барабан. Музыкально – ритмическая игра «Труба и барабан» Е.Тиличеевой. Творческое задание Игра в оркестре «Барабан» Ю.Слонова | ||
Мастер – класс по изготовлению барабана. | Научить создавать ударно – шумовые инструменты из бросового материала | Показ изготовления барабана из пластмассовых вёдер | Изготовление барабана | |||
Февраль | Развлечение «Угадай- ка» | Закрепление знания детей об ударно – шумовых инструментах. | Загадки, вопросы, ребусы. | Музыкально – дидактические игры: «Угадай на чём играю», «Какой оркестр звучит?», «Ритмические полоски», «Тихо – громко в бубен бей», «Повтори» Подвижные игры: «Кто скорее», «Весёлый бубен», «Кто быстрей возьмет колокольчик?» | ||
40 - 42 | Металлофон | Знакомство с ударным инструментом, с приёмами игры | Показ металлофона. Рассказ о строении (корпус, металлические пластиночки разного размера, палочки) Показ как правильно держать палочки. Показ приемов игры: на одной пластине, через пластину. | Слушание звучания металлофона. Упражнения с молоточками без музыки «Дождик», «Часики». Освоение игры на металлофоне: на одной пластине, через пластину. Разучивание оркестровой партии «Дождик». Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики» | ||
43 - 45 | Металлофон | Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте. | Рассказ о высоких и низких звуках. Показ приема игры: «глиссандо». | Упражнение «Птички» (постукивать молоточком по столу, по ладошке, по кубику). Освоение игры на металлофоне: упражнение «Ручеёк» (прием «глиссандо»). Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики» Разучивание оркестровой партии «Дождик». Творческое задание | ||
46 - 48 | Металлофон | Закрепление навыков игры на металлофоне | Рассказ о громких и тихих звуках. Беседа о высоких и низких звуках. | Упражнение «Дождик» (тихий, сильный). Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики» Игра в оркестре «Дождик» | ||
49 - 51 | Ксилофон | Знакомство с ударным инструментом, с приёмами игры | Показ ксилофона. Рассказ о строении (корпус, деревянные пластиночки разного размера, палочки) Показ как правильно держать палочки. Показ приемов игры: на одной пластине, через пластину. | Слушание звучания ксилофона. Музыкально – дидактическая игра «Определи по ритму» Освоение игры на ксилофоне на одной пластине. Разучивание оркестровой партии «Андрей - воробей» | ||
Март 52 - 53 | Ксилофон | Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте | Рассказ о классификации музыкальных инструментов на 4 группы. | Интерактивная игра «Четвёртый лишний». Музыкально – дидактическая игра «Определи по ритму» Освоение игры на ксилофоне на одной пластине. Разучивание оркестровой партии «Андрей - воробей» Озвучивание видеосказки - шумелки «Пых» | ||
Музыкальная викторина | Закрепить знания об музыкальных инструментах. | Ход сценария (вопросы, задания, ребусы) | Выполнение заданий. | |||
55 - 60 | Игра в оркестре | Закрепить навыки игры на деревянных ударных инструментах. | Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. | Разучивание оркестровых партий на ложках, трещотках, ксилофонах «Полянка» р.н.м., «Марш Турецкого» А.Моцарт. | ||
Апрель 61 - 64 | Игра в оркестре | Закрепить навыки игры на металлических ударных инструментах | Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. | Разучивание оркестровых партий на металлофоне, треугольнике, колокольчиках «Итальянская полька» С.Рахманинов. | ||
65 - 67 | Игра в оркестре | Закрепить навыки игры на ударных инструментах | Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. | Разучивание оркестровых партий на барабанах, бубнах «Военный марш» Г.Свиридов. | ||
Май 68 - 70 | Игра в оркестре | Закрепить навыки игры на ударных инструментах | Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. | Разучивание оркестровых партий «Марш Турецкого» А.Моцарт. | ||
Отчетный концерт | Вступление совместного оркестра (дети+родители) | «Марш Турецкого» А.Моцарт. «Итальянская полька» С.Рахманинов. Танец с бубнами «Тарантелла» «Военный марш» Г.Свиридов. Песня «Ложки деревенские» З.Роот. Танец «Кадриль с ложками» «Полянка» р.н.м. Озвучивание видеосказки - шумелки «Пых» | ||||
Тематическое занятие «В мире музыкальных инструментов» | Расширение представлений знаний у детей о музыкальных инструментах. | Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов; Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов. Развивать интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них. Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски. | Музыкально – ритмические движения «Марш и боковой галоп». Музыкально – дидактическая игра «Ромашковые ритмы». Слушание ксилофона и металлофона. Песня «Ложки деревенские» музыка и слова З.Роот. «Танец с ложками» р.н.м. Игра «Попляши с бубном» р.н.м. | |||
Формы и методы обучения:
Основной формой обучения является занятие, на котором используются разнообразные методы: игровые, наглядные (практический показ), метод поощрения и одобрения, сравнения, словесный метод объяснений. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы.
Формы занятий:
1.Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.
2.Репетиционно-концертные занятия – это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.
3.Игровые занятия – это дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и развитие творческого потенциала. Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения детьми приемов и навыков игры в оркестре является индивидуальные занятия с отдельными детьми, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого ребенка. Хорошее исполнение дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений.
Работа музыкального руководителя осуществляется по следующим этапам:
1.Слушание произведения.
2.Проведение занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов;
3.Составление репертуара для изучения в оркестровой группе, при этом учитываются возможности детей, т. к. неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению детьми навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
На этапах обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки игры на инструменте (металлофон. ксилофон, тарелочки, треугольник) и приобретают много новых практических навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, а также теоретических знаний. Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. Система текущего и итогового контроля обеспечивается на диагностических занятиях.
Виды и формы ДОД:
- Познавательные;
- Музыкальные досуги, развлечения;
Методы и приёмы:
Метод | Приёмы |
Наглядный | Иллюстрации, музыкальные инструменты |
Практический | Обучение игре на музыкальных инструментах, ритмические и пальчиковые игры, |
Словесный | Рассказ, беседа, чтение художественной литературы |
Диагностика освоения детьми содержания плана – программы ДОД «Музыкальный сундучок»
Список детей | Музыкальная грамота | Музыкальные инструменты | ||||||||||||
Прохлопать заданный ритм | Выложить заданный ритмически рисунок | Определить звуки по высоте | Назвать ноты по порядку | Назвать музыкальные инструменты | Узнать звучание инструментов | Показать приёмы игры на музыкальных инструментах | ||||||||
начало года | конец года | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Уровни освоения детьми содержания план - программы ДОД «Музыкальный сундучок»
Н (низкий уровень) – ребёнок не справляется с заданием.
С (средний уровень) – ребёнок справляется с заданием с помощью педагога.
В (высокий уровень) – ребёнок справляется с заданием самостоятельно.
Условия реализации программы
Дидактический материал: фотографии инструментов, ансамблей, рисунки и таблицы, набор портретов отечественных и зарубежных композиторов, презентации и дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Методический материал: образовательная программа, методическая литература.
Оборудование:
музыкальные инструменты, стулья, подставки под инструменты, фланелеграф, музыкально – дидактические игры, наглядные тематические пособия, музыкальный репертуар (хрестоматии и методические пособи, ноты0.
Технические средства обучения:
музыкальный центр, мультимедийная установка, записи произведений и программ исполнителей, видеоматериал.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети:
- будут знать названия музыкальных шумовых инструментов;
- овладеют приёмами игры на музыкальных шумовых инструментов;
- овладеют навыками ансамблевого исполнения;
- овладеют навыками совместной игры на музыкальных шумовых инструментов (дети + родители);
- научатся творчески, эмоционально исполнять репертуар, передавать образ;
- будут иметь представление об элементарной нотной грамоте;
- будет сформирована устойчивая потребность к игре на музыкальных инструментах,
стремление к саморазвитию.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в праздниках;
- участие в конкурсах разного уровня;
- проведение отчетного концерта оркестра в конце учебного года.
Использованная литература:
1. Т. Тютюнникова. Программа. «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)
3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М,, 1962. 6.И Каплунова программа «Ладушки» методические пособия «Наш веселый оркестр» 2013 7..Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).