Условия реализации программы. План-программа




План-программа

Дополнительной образовательной деятельности

По художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6- 7лет

Руководитель: Соловьёва О.Н.

Г. Архангельск

Пояснительная записка

 

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов: Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.М. Гольденберг, Карл Орф, Пьер Ван Хауве, Н.А.Ветлугина, И.Г. Лаптев, В.Я.Ковалив, В.Н. Кунцевич, Е.Р.Ремизовская, Т.Э.Тютюнникова. Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остаётся в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствие системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа коллективного музицирования оркестра шумовых инструментов» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанное на традиционных богатых образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики. Коллективное музицирование является одной из форм музыкального развития, которая способствует формированию навыков коллективной игры, развитию природных музыкальных данных и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» авторы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и Т. Э. Тютюнниковой автор программы «Элементарное музицирование младших школьников», созданные по системе музыкальной педагогики Карла ОРФА. Эти программы дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих способностей детей.

Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса дошкольников, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.

Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов - практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Организуя разнообразный опыт детей игры на музыкальных инструментах, педагог создаёт благоприятную основу музыкальной грамотности, побуждает к самостоятельной деятельности, что ведёт к развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей дошкольников.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что в совместную педагогическую работу включаются родители, они союзники и партнеры. Родители вместе с детьми посещают занятия, развлечения, концерты, мастер – классы по изготовлению шумовых инструментов (в последствии изготавливают шумовые инструменты дома, организуя шумовой оркестр). Родители являются участниками педагогического процесса не только как обучающиеся, но и как педагоги. Я даю родителям задания: подготовить информацию о каком либо ударном инструменте, сделать презентацию, рассказать детям на занятии. Так же родители помогают в проведении развлечений, музыкальных досугов, тематических занятий: выступают в роли ведущего, выступающего каким -либо персонажем, помогают приготовить атрибуты, костюмы и т.д. Родители больше общаются с детьми, узнают проблемы своих детей, узнают чему их дети обучаются на данных занятиях, совместно находят дома информацию об музыкальных инструментах: об истории возникновения музыкальных инструментах, фото музыкальных инструментах. А так же изображают музыкальные инструменты в рисунках. Всё это складывают в папку и к концу обучения получается информационный сборник про музыкальные инструменты. Это новое решение проблем дошкольного образования, привлечение родителей в педагогический процесс.

Отличительной особенностью данной программы является создание совместного оркестра детей и родителей.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель - формирование и развитие у дошкольников навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, знаний элементарной нотной грамоты.

Задачи:

1. Обучающие:

- Обучить детей игре на шумовых инструментах (металлофон, музыкальный колокольчик, барабан, треугольник);

- Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образ;

- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;

- Обучение и знакомство с элементами нотной грамота и её исполнение.

2.Развивающие:

- Развивать мышление, память, внимание, аналитические способности;

- Развить музыкальный слух и чувство ритма;

- Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

3. Воспитывающие:

- Привить усидчивость и трудолюбие;

- Сплотить детей и родителей в дружный творческий коллектив;

- Развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;

- Воспитать стремление к саморазвитию.

 

Возраст детей:

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6- 7 лет, Набор детей осуществляется по желанию.

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками игры на шумовых ударных инструментах. Проводится индивидуальная диагностика, по которой можно судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу.

 

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся два раз в неделю, количество учебных часов – 72.

 

Формы организации деятельности детей на занятии:

-групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

 

Взаимодействие с родителями:

 

1. Собрания общие и групповые;

2. Консультации в форме индивидуальных бесед;

3. Посещение занятий, развлечеинй, мастер - классов вместе с детьми.

4. Совместные выступления на праздниках, развлечениях, концертах, конкурсах.

5. Анкетирование.

6. Помощь в проведении занятий, развлечений.

 

Учебно-тематический план

Возраст детей: 6- 7 лет

1 год обучения

 

Месяц № занятия Тема Цель Содержание Количество часов
Теория Практика
Сентябрь Музыкальные инструменты. Шумовой оркестр Знакомство с музыкальными инструментами Знакомство с шумовым оркестром.   Беседа о музыкальных инструментах (показ муз. инструментов, иллюстраций), о предстоящей деятельности. Понятие об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития шумового оркестра Разновидности оркестров, что общее и в чем различие. Слушание музыкальных произведений различных оркестров, Просмотр видеозаписи различных оркестров (симфонических, народных, инструментальных, группы оркестров) Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю?», «Какой оркестр звучит?»    
2 - 3 Погремушка, румба, маракасы Знакомство с ударно – шумовыми инструментами, с приёмами игры Показ ударных инструментов. Знакомство с названиями ударно – шумовых инструментов. Рассказ о строении ударно – шумовых инструментов. Показ приемов игры (встряхивание, удар по ладошке, удар ножкой инструментов по полу (по столу) Слушание звучания ударно – шумовых инструментов Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» Упражнение «Звучащие жесты» Освоение игры на ударно - шумовых инструментах. Разучивание оркестровых партий «Ах вы, сени» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее»  
4 -5 Погремушка, румба маракасы, Знакомство с нотами, нотным станом. Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовых инструментах     Сказка о нотах (фланелеграф). Беседа об ударно – шумовых инструментах (погремушка, румба, маракас)   Графическое изображение нот, нотного стана. Упражнение «Звучащие жесты» Речевое музицирование «Погремушка позвени» Разучивание оркестровых партий «Ах вы, сени» р.н.м   Подвижная игра «Кто скорее»  
6 - 7 Погремушка, румба, маракасы     Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах. Повторение пройденного материала. Беседа о нотах, нотном стане.   Графическое изображение нотного стана и нот. Упражнение «Звучащие жесты» Творческое задание: «Шум ветра» Игра в оркестре «Ах вы, сени» р.н.м  
  Мастер – класс по изготовлению маракасов   Научить создавать ударно – шумовые инструменты из бросового материала Показ изготовления маракасов из различных баночек, коробочек наполненных различной крупой. Изготовление маракасов  
Октябрь 9 - 10 Бубен Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры.   Показ бубна, иллюстрации древних бубнов. Рассказ о строении (корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики). Рассказ о разных видах бубнов (малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков). Показ приемов игры на бубне (удар ладошкой, удар кулачком косточками по донцу, встряхивание) Показ как правильно держать бубен. Слушание звучания ударно – шумового инструмента Музыкально – дидактическая игра «Угадай – ка» (большой и маленький бубен). Упражнение «Звучащие жесты» Освоение игры на ударно - шумовых инструментах. Разучивание оркестровых партий «Пойду ль я выйду ль я» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее»  
11 - 12 Бубен Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте. Знакомство с длительностями нот. Рассказ о длинных и долгих звуках. Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, от количества бубенчиков и силы удара.     Музыкально – дидактическая игра «Ритмические полоски»   Упражнение «Звучащие жесты» Речевое музицирование «Ты катись весёлый бубен» Разучивание оркестровых партий «Пойду ль я выйду ль я» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее»  
13-14 Бубен Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. Беседа о длительностях нот. Музыкально – дидактическая игра «Ритмические полоски», «Тихо – громко в бубен бей»   Упражнение «Звучащие жесты» Творческое задание: «Гром» Игра в оркестре «Пойду ль я выйду ль я» р.н.м. Подвижная игра «Кто скорее»  
  Тематическое занятие «Весёлый бубен» Расширение представлений знаний у детей о музыкальном инструменте – бубне.   Познакомить с историей музыкального инструмента – бубна (презентация) Дать понятие, кто такой бубнист. Развивать интерес к ударному инструменту бубну и желание играть на нём. Развивать музыкальный слух, учить выделять части музыкального произведения, выделять звучание бубна.   «Марш и бег» (музыкально – ритмическое упражнение). «Светит месяц» р.н.м. (слушание оркестра народных инструментов). «Повтори» (музыкально – дидактическая игра). Танец с бубнами «Тарантелла» Игра «Весёлый бубен»    
  Мастер – класс по изготовлению трещоток. Научить создавать ударно – шумовые инструменты из бросового материала Показ изготовления трещоток из пластиковой бутылки Изготовление трещотки и игра на ней.  
Ноябрь 17 - 18 Трещотки Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры Показ ударного инструмента. Рассказ о строении. Показ приемов игры Беседа о длительностях нот. Слушание звучания ударно – шумового инструмента Музыкально – дидактическая игра «Повтори», «Ритмические полоски», Упражнение «Звучащие жесты» Освоение игры на ударно - шумовом инструменте. Разучивание оркестровых партий «Как на нашем на лугу» р.н.м  
19 - 20 Колокольчики Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры.   Рассказ о строении (ушко, язычок, юбочка) Показ различных видов: малые, средние, большие. Показ приемов игры (трель, удар палочкой, удар пальцем, встряхивание) Учить правильно держать колокольчик. Слушание звучания различных колокольчиков. Музыкально – дидактическая игра «Что звучит» (колокольчик, бубен, румба, маракас, трещотка, погремушка).   Звучащие жесты «Колокольчик» Освоение игры на колокольчиках. Разучивание оркестровых партий «Полька Янка» у.н.м. Подвижная игра «Кто быстрей возьмёт колокольчик»  
21-22 Колокольчики Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. Беседа о материале из которого изготавливают колокольчики: металл, дерево, хрусталь, керамика (показ колокольчиков из различных материалов). Слушание звуков колокольчиков из различных материалов. Музыкально – дидактическая игра «Дин- дан – дон», «Что звучит» (колокольчик, бубен, румба, маракас, трещотка, погремушка). Речевое музицирование «Колокольчик позвени» Игра в оркестре «Полька Янка» у.н.м. Подвижная игра «Кто быстрей возьмёт колокольчик»    
  Тематическое занятие «Русский колокольчик» Приобщение к истокам русской народной культуры. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.     Расширять кругозор детей: рассказать о колоколах и колокольном звоне (презентация) Развивать чувство ритма, тембровый слух, диатонический слух. Развивать танцевальное творчество и воображение.   «Марш и бег» музыкально – ритмическая игра Слушание «Архангельские колокола» «Дин – дан - дон» Музыкально – дидактическая игра Опыт с волнами. «Тихо – громко» музыкально – дидактическая игра «Танец с колокольчиками» (импровизация) «Покатаемся на тройке» динамическая пауза    
Декабрь 24 - 25 Музыкальный треугольник. Знакомство с ударным инструментом, с приёмами игры Рассказ о строении. Показ различных видов музыкальных треугольников (большие, средние, маленькие) Показ как правильно держать музыкальны треугольник Показ приемов игры на треугольнике. Слушание звучания музыкального инструмента. Звучащие жесты Освоение игры на ударно - шумовых инструментах.   Музыкально – дидактическая игра «Зажигаем звезды» Творческое задание «Падают снежинки» Разучивание оркестровых партий «Новогодняя полька»      
  Музыкальный треугольник. Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. Знакомство с названиями нот.   Музыкально – дидактическая игра «Кто в домике живёт?» Музыкально – дидактическая игра «Зажигаем звезды» Озвучивание видеосказки - шумелки «Зима в лесу» Игра в оркестре «Новогодняя полька»  
27 - 28 Ложки деревянные Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры. Показ ударного инструмента. Рассказ о строении ударно – шумового инструмента (палочка – ручка, пяточка) Показ приемов игры. Показ как правильно держать ложки. Слушание звучания ударно – шумового инструмента. Слушание оркестра ложкарей. Освоение игры на ложках Разучивание оркестровой партии «Из - под дуба» р.н.м. Подвижная игра «Перенеси конфеты в ложке»    
  29 - 30 Ложки деревянные Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте.   Беседа о названиях нот. Рассказ о ложке как о русском сувенире, о разных росписях на ложках (вятские, смоленские…, показ иллюстраций) Музыкально – дидактическая игра «Кто в домике живёт?» Речевое музицирование «Лошадка» Разучивание песни «Ложки деревенские» З.Роот. Разучивание оркестровой партии «Из - под дуба» р.н.м.    
Январь 31 - 32 Ложки деревянные Закрепление навыков игры на ударно-шумовом инструменте. Повторение пройденного материала. Рассказ о деревянных звуках. Показ приёма игры на ложках «ладушки» Освоение приёмом игры «Ладушки» Музыкально – дидактическая игра «Повтори» Разучивание песни «Ложки деревенские» Творческое задание «Дятел» Игра в оркестре «Из - под дуба» р.н.м.  
  Тематическое занятие «Ложки деревянные» Пробуждение интереса к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.   Знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (презентация: история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства. Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.   Песня «Ложки деревенские» слова и музыка З.Роот. Слушание оркестра ложкарей Музыкально – дидактическая игра «Повтори» Оркестр ложкарей «Из - под дуба» р.н.м. Танец «Кадриль с ложками» Игра «Перенеси картошку ложкой»    
34 - 35 Барабан Знакомство с ударно – шумовым инструментом, с приёмами игры. Рассказ о строении (корпус, два донца, палочки, ремешок) Показ различных видов барабанов: большого, малого (иллюстрации). Показ приемов игры(одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой,) Учить правильно держать барабан, палочки. Слушание звучания различных барабанов. Просмотр видеозаписи оркестра барабанщиц. Марш под барабан. Музыкально – ритмическая игра «Труба и барабан» Е.Тиличеевой. Звучащие жесты «Барабанные палочки» Освоение игры на барабане. Разучивание оркестровой партии «Барабан» муз. Слонова.    
  36 - 37 Барабан     Знакомство со скрипичным ключом. Закрепление навыков игры на барабане. Рассказ о скрипичном ключе. Показ приема игры: барабанная дробь Графическое изображение скрипичного ключа. Марш под барабан. Музыкально – ритмическая игра «Труба и барабан» Е.Тиличеевой. Творческое задание Игра в оркестре «Барабан» Ю.Слонова  
  Мастер – класс по изготовлению барабана. Научить создавать ударно – шумовые инструменты из бросового материала Показ изготовления барабана из пластмассовых вёдер Изготовление барабана  
Февраль Развлечение «Угадай- ка» Закрепление знания детей об ударно – шумовых инструментах. Загадки, вопросы, ребусы.   Музыкально – дидактические игры: «Угадай на чём играю», «Какой оркестр звучит?», «Ритмические полоски», «Тихо – громко в бубен бей», «Повтори» Подвижные игры: «Кто скорее», «Весёлый бубен», «Кто быстрей возьмет колокольчик?»    
40 - 42 Металлофон Знакомство с ударным инструментом, с приёмами игры Показ металлофона. Рассказ о строении (корпус, металлические пластиночки разного размера, палочки) Показ как правильно держать палочки. Показ приемов игры: на одной пластине, через пластину.   Слушание звучания металлофона. Упражнения с молоточками без музыки «Дождик», «Часики». Освоение игры на металлофоне: на одной пластине, через пластину. Разучивание оркестровой партии «Дождик». Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики»      
  43 - 45 Металлофон Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте.   Рассказ о высоких и низких звуках. Показ приема игры: «глиссандо». Упражнение «Птички» (постукивать молоточком по столу, по ладошке, по кубику). Освоение игры на металлофоне: упражнение «Ручеёк» (прием «глиссандо»). Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики» Разучивание оркестровой партии «Дождик».   Творческое задание  
46 - 48 Металлофон Закрепление навыков игры на металлофоне Рассказ о громких и тихих звуках. Беседа о высоких и низких звуках.   Упражнение «Дождик» (тихий, сильный). Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики» Игра в оркестре «Дождик»  
49 - 51 Ксилофон Знакомство с ударным инструментом, с приёмами игры Показ ксилофона. Рассказ о строении (корпус, деревянные пластиночки разного размера, палочки) Показ как правильно держать палочки. Показ приемов игры: на одной пластине, через пластину.   Слушание звучания ксилофона. Музыкально – дидактическая игра «Определи по ритму» Освоение игры на ксилофоне на одной пластине. Разучивание оркестровой партии «Андрей - воробей»  
Март 52 - 53 Ксилофон Совершенство- вание навыков овладения игрой на ударно-шумовом инструменте Рассказ о классификации музыкальных инструментов на 4 группы. Интерактивная игра «Четвёртый лишний». Музыкально – дидактическая игра «Определи по ритму» Освоение игры на ксилофоне на одной пластине. Разучивание оркестровой партии «Андрей - воробей» Озвучивание видеосказки - шумелки «Пых»  
  Музыкальная викторина Закрепить знания об музыкальных инструментах. Ход сценария (вопросы, задания, ребусы) Выполнение заданий.  
55 - 60 Игра в оркестре Закрепить навыки игры на деревянных ударных инструментах. Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. Разучивание оркестровых партий на ложках, трещотках, ксилофонах «Полянка» р.н.м., «Марш Турецкого» А.Моцарт.    
Апрель 61 - 64 Игра в оркестре Закрепить навыки игры на металлических ударных инструментах Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. Разучивание оркестровых партий на металлофоне, треугольнике, колокольчиках «Итальянская полька» С.Рахманинов.  
65 - 67 Игра в оркестре Закрепить навыки игры на ударных инструментах Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. Разучивание оркестровых партий на барабанах, бубнах «Военный марш» Г.Свиридов.  
Май 68 - 70 Игра в оркестре Закрепить навыки игры на ударных инструментах Показ исполнения оркестровой партии каждого ударного инструмента. Разучивание оркестровых партий «Марш Турецкого» А.Моцарт.    
  Отчетный концерт Вступление совместного оркестра (дети+родители)   «Марш Турецкого» А.Моцарт. «Итальянская полька» С.Рахманинов. Танец с бубнами «Тарантелла» «Военный марш» Г.Свиридов. Песня «Ложки деревенские» З.Роот. Танец «Кадриль с ложками»   «Полянка» р.н.м. Озвучивание видеосказки - шумелки «Пых»  
  Тематическое занятие «В мире музыкальных инструментов» Расширение представлений знаний у детей о музыкальных инструментах.   Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов; Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов. Развивать интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них. Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски.   Музыкально – ритмические движения «Марш и боковой галоп». Музыкально – дидактическая игра «Ромашковые ритмы». Слушание ксилофона и металлофона. Песня «Ложки деревенские» музыка и слова З.Роот. «Танец с ложками» р.н.м. Игра «Попляши с бубном» р.н.м.    
             

 

Формы и методы обучения:

Основной формой обучения является занятие, на котором используются разнообразные методы: игровые, наглядные (практический показ), метод поощрения и одобрения, сравнения, словесный метод объяснений. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы.

Формы занятий:

1.Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.

2.Репетиционно-концертные занятия – это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.

3.Игровые занятия – это дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и развитие творческого потенциала. Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения детьми приемов и навыков игры в оркестре является индивидуальные занятия с отдельными детьми, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого ребенка. Хорошее исполнение дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений.

Работа музыкального руководителя осуществляется по следующим этапам:

1.Слушание произведения.

2.Проведение занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов;

3.Составление репертуара для изучения в оркестровой группе, при этом учитываются возможности детей, т. к. неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению детьми навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

 

На этапах обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки игры на инструменте (металлофон. ксилофон, тарелочки, треугольник) и приобретают много новых практических навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, а также теоретических знаний. Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. Система текущего и итогового контроля обеспечивается на диагностических занятиях.

 

 

Виды и формы ДОД:

 

- Познавательные;

- Музыкальные досуги, развлечения;

 

 

Методы и приёмы:

Метод Приёмы
Наглядный Иллюстрации, музыкальные инструменты
Практический Обучение игре на музыкальных инструментах, ритмические и пальчиковые игры,
Словесный Рассказ, беседа, чтение художественной литературы

 

Диагностика освоения детьми содержания плана – программы ДОД «Музыкальный сундучок»

Список детей Музыкальная грамота Музыкальные инструменты
  Прохлопать заданный ритм Выложить заданный ритмически рисунок Определить звуки по высоте Назвать ноты по порядку Назвать музыкальные инструменты Узнать звучание инструментов Показать приёмы игры на музыкальных инструментах  
  начало года конец года н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
                             

Уровни освоения детьми содержания план - программы ДОД «Музыкальный сундучок»

Н (низкий уровень) – ребёнок не справляется с заданием.

С (средний уровень) – ребёнок справляется с заданием с помощью педагога.

 

В (высокий уровень) – ребёнок справляется с заданием самостоятельно.

 

Условия реализации программы

Дидактический материал: фотографии инструментов, ансамблей, рисунки и таблицы, набор портретов отечественных и зарубежных композиторов, презентации и дидактические игры на развитие музыкального слуха.

Методический материал: образовательная программа, методическая литература.

 

Оборудование:

музыкальные инструменты, стулья, подставки под инструменты, фланелеграф, музыкально – дидактические игры, наглядные тематические пособия, музыкальный репертуар (хрестоматии и методические пособи, ноты0.

 

Технические средства обучения:

музыкальный центр, мультимедийная установка, записи произведений и программ исполнителей, видеоматериал.

 

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети:

- будут знать названия музыкальных шумовых инструментов;

- овладеют приёмами игры на музыкальных шумовых инструментов;

- овладеют навыками ансамблевого исполнения;

- овладеют навыками совместной игры на музыкальных шумовых инструментов (дети + родители);

- научатся творчески, эмоционально исполнять репертуар, передавать образ;

- будут иметь представление об элементарной нотной грамоте;

- будет сформирована устойчивая потребность к игре на музыкальных инструментах,

стремление к саморазвитию.

 

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие в праздниках;

- участие в конкурсах разного уровня;

- проведение отчетного концерта оркестра в конце учебного года.

 

Использованная литература:

1. Т. Тютюнникова. Программа. «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М,, 1962. 6.И Каплунова программа «Ладушки» методические пособия «Наш веселый оркестр» 2013 7..Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: