Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. (Учебник Боголюбова)
Формирование мировоззрения:
Уровни мировоззрения:
- Обыденно-практический - открытая, изменчивая совокупность эмоционально окрашенных взглядов. В данный уровень можно включить мироощущение и мировосприятие;
- Теоретический - сложившаяся система идей, принципов, представлений (миропонимание).
Структура мировоззрения:
Особенности мировоззрения:
Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?
1) Представляет собой взгляд человека на мир в целом;
Всегда исторично, то есть связано с переживаемыми обществом стадиями развития;
2) Всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;
3) Определяет общую направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Типы мировоззрения:
1. Обыденное (житейское) – возникает в процессе личной практической деятельности человека, возникает стихийно и на основе жизненного опыта человека.
2. Религиозное – основой являются религиозные учения, содержащиеся в священных писаниях (Библия, Коран, Талмуд).
3. Научное – включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Все типы мировоззрения имеют свои сильные и слабые стороны.
Тип мировоззрения | Преимущества | Недостатки |
Обыденное | Опирается на жизненный опыт человека с ограниченным внешним влиянием других источников | Малое использование опыта других людей, опыта науки и культуры, опыта религиозного сознания |
Религиозное | Тесная связь с мировым культурный наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, сохранение нравственных принципов общества | Может быть непримиримо к другим жизненным позициям, игнорировать или проявлять недостаточное внимание достижениям науки |
Научное | Прочная научная обоснованность, доказательность, связь с производственной и социальной деятельностью человека | Недостаточно уделено внимания проблеме человека, моральным и этическим вопросам |
Другие классификации мировоззрения:
- Прогрессивное и реакционное;
- Позитивное и негативное;
- Теоцентризм (главное-Бог), природоцентризм (главное - природа), антропоцентризм (главное - человек), социоцентризм (главное - общество), наукоцентризм (главное - наука).
Роль мировоззрения в жизни человека:
1) Дает ориентиры и цели человеку в его деятельности.
2) Позволяет понять, как лучше достигнуть намеченных целей, вооружает их методами познания и деятельности.
3) На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное и незначительное в своей жизни.
Носители мировоззрения:
- Отдельная личность;
- Социальная группа;
- Общество в целом;
- Человечество в ту или иную эпоху.
Использованная литература
- Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 11;
- Учебник Барабанова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 32;
- Справочник Баранова. Тема 1.2;
- Справочник Чернышевой. Тема 3.7.