Сравнительный анализ преемственности основных положений ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования
Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования:
1) единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:
• условиям реализации стандарта
• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы
• образовательным результатам
2) единый психолого-педагогический методологический подход:
• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»
• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
• понятие об универсальных учебных действиях
• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей
3) принцип организации инклюзивного образования:
• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов
• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ
• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)
4) направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
• процесс успешной социализации ребёнка
• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
• сохранение и укрепление здоровья детей
Если мы обратим внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных во ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметные области основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательные области ФГОС ДО: | Предметные области ФГОС НОО: |
Социально- коммуникативно (личностное) развитие | * обществознание и естествознание (окружающий мир) * основы религиозных культур и светской этики |
познавательное развитие | * филология * математика и информатика * технологии |
речевое развитие | * филология |
художественно-эстетическое развитие | * искусство |
физическое развитие | * физическая культура |
Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей (п. 4.7 ФГОС ДО)
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Сравним ФГОС ДО и ФГОС НОО по следующим критериям: характер получения образования, результаты освоения ООП, позиция обучения детей с ОВЗ.
Критерий сравнения | ФГОС дошкольного образования | ФГОС начального общего образования |
Характер получения образования | Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени | Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень |
Результаты освоения ООП | Результаты ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей | Результаты ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке); метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой оценке. |
Позиция в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | Разработка специальных вариантов стандартов для детей с ОВЗ не предусмотрена | Разработаны ФГОС для детей с ОВЗ |
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные во ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.
Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров с универсальными учебными действиями (УУД)
Целевые ориентиры ДО | УУД |
- инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры - уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства - способен к фантазии, воображению и творчеству - любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям - способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности | Личностные универсальные учебные действия |
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх - способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов - хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания | Коммуникативные универсальные учебные действия |
- способен к воплощению различных замыслов - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам - контролирует свои движения и управляет ими - способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело, - следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены | Регулятивные универсальные учебные действия |
- склонен наблюдать, экспериментировать - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире - знаком с книжной культурой и детской литературой - обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, имеет предпосылки грамотности | Познавательные универсальные учебные действия |
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
УУД | ЦО ФГОС ДО | Образовательная область |
Личностные | - Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. - Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. - Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. - Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. - Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок различает условную и реальную ситуации. - Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие |
Коммуникативные | - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. - Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. | Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие |
Регулятивные | - Ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. - У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. - Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. | Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие |
Познавательные | - Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; | Познаватльное развитие, Социально-коммуникативное развитие |