Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров с универсальными учебными действиями (УУД)




Сравнительный анализ преемственности основных положений ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования

Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования:

1) единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:

• условиям реализации стандарта

• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

• образовательным результатам

2) единый психолого-педагогический методологический подход:

• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

• понятие об универсальных учебных действиях

• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

3) принцип организации инклюзивного образования:

• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ

• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)

4) направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

Если мы обратим внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных во ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметные области основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательные области ФГОС ДО: Предметные области ФГОС НОО:  
Социально- коммуникативно (личностное) развитие * обществознание и естествознание (окружающий мир) * основы религиозных культур и светской этики  
познавательное развитие * филология * математика и информатика * технологии
речевое развитие   * филология
художественно-эстетическое развитие * искусство
физическое развитие   * физическая культура

 

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей (п. 4.7 ФГОС ДО)

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).

 

Сравним ФГОС ДО и ФГОС НОО по следующим критериям: характер получения образования, результаты освоения ООП, позиция обучения детей с ОВЗ.

Критерий сравнения ФГОС дошкольного образования ФГОС начального общего образования
Характер получения образования Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени   Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень  
Результаты освоения ООП Результаты ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей Результаты ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке); метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой оценке.
Позиция в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Разработка специальных вариантов стандартов для детей с ОВЗ не предусмотрена Разработаны ФГОС для детей с ОВЗ

 

Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные во ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.

 

Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров с универсальными учебными действиями (УУД)

Целевые ориентиры ДО УУД
- инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры - уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства - способен к фантазии, воображению и творчеству - любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям - способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности Личностные универсальные учебные действия  
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх - способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов - хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания   Коммуникативные универсальные учебные действия
- способен к воплощению различных замыслов - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам - контролирует свои движения и управляет ими - способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело, - следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены Регулятивные универсальные учебные действия
- склонен наблюдать, экспериментировать - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире - знаком с книжной культурой и детской литературой - обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, имеет предпосылки грамотности Познавательные универсальные учебные действия

Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


УУД ЦО ФГОС ДО Образовательная область
Личностные - Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. - Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. - Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. - Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. - Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок различает условную и реальную ситуации. - Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.   Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие
Коммуникативные - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. - Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Регулятивные - Ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. - У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. - Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие  
Познавательные - Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; Познаватльное развитие, Социально-коммуникативное развитие

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: