Средства межфразовой связи на уровне высказывания
Морфологические средства. Служебные слова
- предлоги (в, к, на, от, в отношении):
Свет разлагает углекислоту в силу своей яркости.
— союзы (и, а, но, не... а..., однако; будто; если; чтобы; хотя; так как, потому что):
И чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.
— частицы (ведь, вот и, же, ли):
Глупый ты — вот тебе и сказ весь…
Проверяющих много, но какая же польза от них?
Синтаксические средства:
— вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, в частности, однако, например, напротив): Я скоро заприметил две немаловажные вещи: во-первых, количество журналов на столике не только не уменьшается, а, наоборот, увеличивается за счет поступления новых номеров; во-вторых, никто и никогда не читает этих журналов.
— единство видовременных форм глаголов-сказуемых: Старшина и некоторые из присяжных приподнялись и, затрудняясь тем движением или положением, которое они должны придать своим рукам, подошли к столу и поочередно посмотрели на кольцо, склянку и фильтр.
Необходимо контролировать логичность как каждого отдельного высказывания, так и текста в целом. Представленные выше средства служат выражению межфразовой связи не только на уровне высказывания, но и на уровне целого текста. Между тем есть собственно текстовые средства выражения логико-смысловых отношений. Очень важно уметь их правильно использовать при написании текста. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.
Средства межфразовой связи на уровне текста
Лексические средства:
- повторы: Августа достала из посудницы большую кружку, резанную еще дедом. Когда-то эта кружка была на заимке. Давно нет заимки, и деда нет, а кружка осталась.
- однокоренные слова: Воде было где разгуляться. Водный беспредел летел вниз, расширяясь вширь.
- синонимические замены: В лесу мы видели лося. Сохатый шел
вдоль опушки и никого не боялся. - антонимы: Хорошее, доброе долго помнится. Злое, к счастью, забывается быстро.
- слова со значением ''целое и части": Наружность его показалась мне замечательна:он был лет сорока, росту среднего, худощав
и широкоплеч. В черной бороде показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
Морфологические средства:
|
· местоимения 3-го лица: Призыв об охране лесов должен быть обращен прежде всего к молодежи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать ее.
· местоимения (личные, указательные, притяжательные): Подлинная интеллигентность необходима. Без нее трудно представить себе человеческое существование (личное местоимение). Мы подошли к колодцу. Тому самому, который искали целый день (указательное местоимение);
· указательные слова (указательные местоимения, местоименные наречия, частицы): Уничтожая природу, человек уничтожает среду собственного обитания и в конечном итоге уничтожает самого себя. Это становится все более очевидным…
· наречия времени и места: Мы хорошо теперь видим: планета Земля очень невелика... Было время, когда дым... мог лишь испачкать белье... Сегодня дым из трубы достигает соседней страны и грозит уже замарать землю целого государства...
|
· порядковые и количественные числительные: Мы укажем на три проблемы. Одна из них есть проблема литературной нормы... Вторая проблема есть соотношение литературного языка с языком литературы... Наконец, третья проблема — это соотношение литературного языка со школьным обучением родному языку.
· союзы: Основанием послужило бурное развитие средств массовой коммуникации. Но это не только радио, телевидение, газеты...
· предлоги: Эта часть состоит из шести глав...
Синтаксические средства:
- видовременная соотнесенность глаголов: Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой.
- вводные слова, предложения: При слабой сплоченности общества языки дробятся на говоры и наречия. Наоборот, при слиянии общественных союзов языки могут сближаться... Таким образом, жизнь языка тесно связана с жизнью людей.
· отдельные типы предложений:
а) нераспространенные двусоставные;
б) односоставные предложения: Перейдём к следующей части высказывания.
Об этом говорилось выше.
Как уже было отмечено... и т.п.
- в) вопросительные предложения:...Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему?
- г) восклицательные предложения:...И все-таки больше всего был я с Пушкиным. Сколько чувств рождал он во мне! И как часто сопровождал я им свои собственные чувства и все то, среди чего и чем я жил!
Как правило, перечисленные средства в тексте выступают во взаимодействии.
|
Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: обобщают сказанное ранее и открывают следующую микротему повествования.
Способы межфразовой связи:
1) цепная,
2) параллельная.
Большую роль в речи играет цепной вид связи (80-85% объема текстов во всех стилях речи), отражающий последовательное движение мысли, при котором каждое последующее предложение развивается из предыдущего: "...теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная…"(А.П.Чехов).
Широкое использование цепных связей придает изложению нейтральный, объективный характер.
Речь приобретает эмоциональный, экспрессивный характер при параллельной связи, когда предложения не развиваются одно из другого,
а сопоставляются. Каждое последующее предложение развивается по типу предыдущего.
Не случайно параллельная связь очень часто дополняется фигурами речи, усиливающими ее выразительность, например анафорой (единоначатием): " Это было в День Победы. Это было в солнечном городе, в сквере, где буйная зелень, яркие цветы и веселые ребятишки — все говорит о весне и жизни. Это было там, где над братской могилой горит вечный огонь" (Известия).
Композиция.
Логичность речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции.
Представление о композиции как логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретным жанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) — почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.
Вступление предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи.
Основная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения, суть дела.
В заключении обычно подводится итог, формулируются со всей определенностью выводы, суммируется сказанное.
Текст создается в соответствии с композиционными особенностями преобладающего в тексте типа речи: повествования, описания, рассуждения. Повествование - это рассказ о развивающихся действиях, событиях. Описание — словесное изображение предмета, явления действительности. Рассуждение — изложение и доказательство какого-либо мнения. Деление речи на эти типы достаточно условно, потому что в реальной речевой практике они часто употребляются и взаимодействуют в одном тексте. Значит, можно говорить лишь о преобладании какого-то одного из типов в каждом конкретном тексте. Поскольку с точки зрения структуры тексты всех трех типов речи делятся на три части, постольку работу над текстом можно рассматривать в три этапа: а) работа над содержанием введения (I), б) основной части (2) и в) заключения (3). Каковы особенности содержательного наполнения каждой из частей?