Псевдонимы - характеристики




Причины возникновения псевдонимов

Стремление избежать преследований за сочинения обличительного характера

Произведения без подписи или под псевдонимом наиболее часто появлялись в те исторические периоды, когда свобода печати была ограничена, и в тех странах, где цензура была особенно строгой. Выступления в печати издавна являлись одной из форм политической борьбы. Поэтому сатирические произведения, направленные против властей, памфлеты, публицистические статьи чаще всего выпускались анонимно или от имени вымышленных лиц. Выступать открыто осмеливались немногие, большинство было вынуждено маскироваться из боязни репрессий, либо потому, что цензоры не пропускали произведений, подписанных настоящим именем автора.

На протяжении многих лет царская цензура не прекращала борьбу с А.И. Герценом: ведь его «Колокол» открыто призывал к революции. Царь велел «не допускать к выходу в свет сочинений лиц, признанных изгнанными из отечества, тайно покинувших его, и государевых преступников, какого бы содержания ни были их сочинения и в каком бы виде они не издавались: под собственными ли именами авторов или под какими либо псевдонимами и знаками». Поэтому роман «Кто виноват?» в 1866 г. был издан без всякой подписи.

Н.Г. Чернышевскому после его ареста в 1862 г. царское правительство навсегда запретило выступать в печати. Ведь ему вменялось в вину как раз то, что он оказывал чересчур большое внимание на молодежь своим романом «Что делать?» и статьями, которые цензура именовала «поджигательскими». Даже после возвращения из ссылки не мог он печататься под своим именем и использовал псевдоним Андреев и Старый трансформист.

Будучи еще студентом, Н.А. Добролюбов в 1856 г. дебютировал в журнале «Современник» со статьями «Собеседник любителей российского слова», где подробно разбиралась русская сатира XVIII в., и «Описание Главного педагогического института», содержащее под видом похвалы ядовитую характеристику Давыдовской казармы; обе были одобрительно замечены публикой. Во избежание осложнений при выпуске статья об институте была напечатана анонимно (ее авторство приписывали Чернышевскому), а «Собеседник…» Д. подписал псевдонимом Н. Лайбов (соединение окончания имени и фамилии: Николай Добролюбов). В дальнейшем использовал также псевдонимы: - бое, Н. Александрович, Н. Турчинов, Н. Т-нов, Волгин и др., собственной же фамилией не подписывался.

Иногда в качестве подписи избиралось имя реального лица (чаще уже умершего). Такие подписи называются аллонимами или гетеронимами (в переводе с греч. - чужое имя).

Часто перед фамилией уже умершего писателя, поэта или исторического лица ставились начальная буква имени настоящего автора или имя, имевшее символическое значение.

Знающим греческий язык понятен смысл подписи Анастасий Белинский под письмом - памфлетом Н.А. Добролюбова. Анастасий по-гречески означает «воскресший». Добролюбов, тогда еще студент, этим подчеркивал, что берет на себя нелегкую задачу: продолжить дело, начатое уже умершим к тому времени великим русским критиком; он проявил себя достойным преемником Белинского.

Н.И. Тургенев, политический эмигрант, заочно приговоренный к смертной казни, свою статью о положении крепостных в России (1942 г.) подписал Un рrоsсrit russе, т.е. Русский изгнанник, так он хотел подчеркнуть свое положение.

 

1.2
Сословные предрассудки

 

«Сочинительство», как назывался встарь труд писателей, да еще с получением за это платы, считалось занятием, недостойным высокопоставленных особ. Поэтому многие, даже выдающиеся писатели, принадлежавшие к аристократическим кругам, издавали свои сочинения анонимно или под псевдонимами.

Мать Тургенева, богатая помещица, также была против того, чтобы ее сын печатался. Она утверждала: «Дворянин должен служить и составить себе карьеру и имя службой, а не бумагомаранием. Да и кто же читает русские книги?»

 

Пробы пера

 

Провал же на литературном поприще можно замаскировать, выпустив первое произведение без подписи или под псевдонимом.

В русской литературе чрезвычайно часты случаи, когда писатели, чьи имена стали впоследствии широко известны, первые свои произведения выпускали под псевдонимами или ограничивались инициалами. Не подписаны настоящей или полной фамилией «пробы пера» почти всех русских классиков.

А.Я. Герцен, будучи 17-летним студентом, рефераты и переводы в «Вестнике естественных наук и медицины» (1829) подписывал Ал. Гер. Десятью годами позже, высланный на жительство во Владимир, он под статьями в «Губернских ведомостях» ограничивался инициалами А. Г. Под первой своей повестью - «Записки молодого человека» (1840) - Герцен поставил Искандер, т.е. Александр (на восточный лад). С тех пор это имя стало его постоянным псевдонимом.

Под первыми напечатанными строками И.С. Тургенева (ему было тогда 20 лет) - стихотворениями «Вечер» и «К Венере Медицейской» в «Современнике» (1838) - стояло …въ. Затем будущий автор «Записок охотника» ряд лет подписывался Т.Л., т.е. Тургенев - Лутовинов (его мать была урожденная Лутовинова). Под этими инициалами вышла его первая книжка - поэма «Параша» (1843).

-летний А.А. Фет скрыл свое имя и фамилию на первой книжке стихов - «Лирический Пантеон» (1840) под инициалами А.Ф.

-летний Н.А. Добролюбов в «Современнике» напечатал свои 6 стихотворений под псевдонимом Волгин, это была первая публикация его поэтического наследия.

-летний Л.Н. Толстой, тогда офицер, первое свое произведение - «Истории моего детства» (так редакция «Современника» без ведома автора изменила название «Детства») - подписал в 1852 г. Л.Н., т.е. Лев Николаевич.

 

Наличие однофамильцев

Чем обычнее и распространеннее настоящая фамилия писателя (автоним), тем больше однофамильцев, иногда к тому же еще и тезок. Чтобы отличаться от однофамильцев, многие авторы, даже не имея никакой надобности скрывать свою фамилию, заменяли ее другою.

Из середины 19 века таких псевдонимов мною не было найдено. Но как пример сюда можно привести малоизвестного поэта прошлого века А.К. Жуковского, который выступал под псевдонимом Бернет, чтобы его не путали с автором «Светланы».

 


Типы псевдонимов

 

Псевдонимы - характеристики

 

Принятие этого псевдонима часто не было связано со стремлением скрыть настоящую фамилию. На первый план здесь выдвигалась другая цель - подчеркнуть то или иное качество автора, какую-либо особенность его наружности, национальность, место рождения или жительства, главную черту характера или творчества, его профессию, звание, должность, социальное положение и т.д.

А) Геоним - псевдоним, связанный с географическим названием.

Молодой А.Н. Островский выступал в «Московском городском листке» (1847) от имени Замоскворецкого жителя, чьи записки он якобы нашел. Писатель родился в Замоскворечье, части Москвы, расположенной на правом берегу Москвы - реки, против Кремля. С XVII века Замоскворечье стало сосредоточием купечества. Об укладе жизни замоскворецких обитателей А.Н. Островский рассказал в Очерке «Записки замоскворецкого жителя».

Б) Френоним (от греч. рhrеn - ум) - псевдоним, указывающий на какую-либо черту в характере, творчестве или жизни автора, либо подчеркиваемую им самим, либо подмеченную окружающими.

В.Г. Белинский свой памфлет «Педант» в «Отечественных записках» (1842), подписал Петр Бульдогов. Этот псевдоним перекликался с кличкой «бульдог», которою окрестил Белинского его противник Ф. Булгарин. Подписавшись Бульдогов, великий русский критик как бы поднял брошенную ему перчатку и вдобавок назвался Петром (по-греч. - камень), желая, вероятно, подчеркнуть незыблемость своих убеждений.

 


Литературные маски

 

Иногда автор не ограничивался тем, что подписывался вымышленным именем, а создавал и вымышленный облик его носителя, со своим характером, внешностью и даже биографией. Любой псевдоним, если к нему присоединялась «легенда», т.е. выдуманное жизнеописание, или указывались иные, чем у настоящего автора, пол, либо национальность, либо профессия, либо звание, становился литературной маской.

Так в 1847 в «Современнике» под псевдонимом Новый поэт И.И. Панаев публикует (иногда совм. с Н.А. Некрасовым) литературные пародии на поэтические и драматургические произведения В.Г. Бенедиктова, Н.М. Языкова, Н.В. Кукольника, Е.П. Ростопчиной, Н.А. Полевого, Л.А. Мея, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Н.Ф. Щербины и др. В 1855 издает «Собрание стихотворений Нового поэта». В 1851-1855 гг. Панаев вел в «Современнике» рубрику-обозрение «Заметки и размышления Нового поэта о русской журналистике», где, отдавая предпочтение реалистам (А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, Л.Н. Толстой), критиковал сторонников «чистого искусства», славянофилов и «почвенников». Выступал также как театральный и музыкальный критик, вел фельетонное обозрение «Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта» (1855-61).

Порой ее создатель с целью убедить публику, что выдуманный им автор существует в действительности, описывал его наружность в предисловии (от имени издателя) или даже прилагал к книге его портрет, якобы написанный с натуры.

Яркое представление о мнимом авторе дает автобиография Козьмы Пруткова, чему немало способствует приложенный к его сочинениям портрет: «с него тусклым взглядом смотрит ограниченный, тупой, самовлюбленный чинуша». Эта литературная маска оказалась даже ярче по индивидуальным свойствам и долговечнее, чем те, кто ее носил: собственные стихи братьев Жемчужниковых, помогавших А.К. Толстому создать ее, давно забыты, а сочинения Козьмы Пруткова до сих пор пользуются популярностью.

Порой автор вводил читателей в заблуждение, нарочито неверно указывая свою профессию или звание - псевдотитлоним.

Н.П. Огарев в «Общем вече» в статьях, обращенных к старообрядцам, подписывался Старообрядец, хотя вовсе им не был. Делалось это для тог, чтобы привлечь к революционному движению значительную прослойку русского населения - тех, кто исповедовал так называемую старую веру. Видя в авторе статей одного из своих, читатели - староверы, по мнению Огарева, должны были внимательнее прислушиваться к его призывам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: