Семинар № 5
Политические партии и партийные системы
- Причины возникновения политических партий и их базовые характеристики.
- Типы партийных систем.
- Политические партии России.
Студенческая группа заранее разделяется на три подгруппы – левые, правые, центр. Студенты самостоятельно готовятся к семинарскому занятию, изучают базовые характеристики «своих» политических партий, их стратегию, тактику и на семинаре представляют свое политическое крыло, информируют общественность о своих намерениях и задачах. Студенты других подгрупп задают вопросы, высказывают свои аргументы по поводу прозвучавшей информации, дают собственные оценки общественной значимости партийных программ и действий.
Эксперты здесь не нужны, итоги подводит преподаватель.
Пресс-конференции обязательно предшествует обычная – теоретическая – часть семинара по двум первым вопросам.
Вопросы для самостоятельной работы
- Назовите причины отсутствия партий в обществе и причины их возникновения. Какие функции выполняют партии?
- В чем заключаются базовые характеристики политических партий?
- Какова внутренняя типичная структура политических партий?
- Что такое «железный закон» олигархии?
- В чем состоят внутренние функции партии?
- Что такое политическая партия?
- Что такое партийная система общества?
- Какие бывают типы партийных систем? В чем состоит их своеобразие и какие из них, на Ваш взгляд, наиболее эффективны с точки зрения демократии?
- Расскажите о праве граждан России на образование политических партий. Какие ограничения существуют в этой области?
- В чем состоит своеобразие левых, правых партий в России и центра? Взгляды каких партий Вы разделяете и почему?
- Каковы плюсы и минусы партий универсального типа?
- Чем политические партии отличаются от общественных организаций?
Литература
Пушкарев Т. В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже //Социально-политический журнал 1993.-№1 с. 9-10.
Черныш А. М., Костусев А. А. Политика и политология. Одесса, 1998. с. 120-126.
Семинар №6
Политические идеологии
1. Политическая идеология: определение, функции, типология.
2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма (докл.15)
3. Идеология либерализма и неолиберализма (докл.16)
4. Социал-демократия докл.19)
5. Идеология социализма и коммунизма.
6. Идеология анархизма.
Дополнительные вопросы
1. Существует ли связь между выбором идеологии и возрастом человека, и если да, то какая?
2. Почему фашизм смог так легко и надолго завоевать сознание немцев?
3. Существует ли опасность фашизма в современном обществе? Где и как она проявляется?
Творческие задания
1. Мы часто оперируем словами, различие между которыми не всегда очевидно. Попытайтесь найти это различие и выразить его, если возможно, одной фразой: тоталитаризм-авторитаризм, социализм-коммунизм, правовое государство - социальное государство, гражданин-подданный, политическая партия – общественная организация, нация-этнос, аристократия-элита, легальность-легитимность.
2. Выбор политических идеалов и предпочтений является личным делом гражданина, и никто не имеет права в этом вопросе навязывать ему свою волю. Однако многие граждане не интересуются политикой и не могут определиться в своих идеологических ориентациях. Ведь для этого, как минимум, о них надо что-то знать. В итоге гражданин легко оказывается жертвой политических манипуляций. Постарайтесь определиться в своих взглядах. Напишите небольшое эссе на тему: «Почему я выбираю идеологию либерализма (консерватизма, социализма …).
Семинар №7
«Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации.
- Основные типы политических режимов.
- Политический режим в современной России.
Темы рефератов
- Особенности современного политического режима в России.
- Концепция либеральной демократии.
- Демократия как политический режим.
- Роль Конституции в формировании демократического политического режима в России.
Задание к самостоятельной работе
- Составьте дома таблицу с основными классификационными признаками трёх основных политических режимов (тоталитарного, авторитарного, демократического), используя при составлении лекционный материал и соответствующий материал рекомендованных учебников и учебных пособий.
- Проследите эволюцию политических режимов после Второй мировой войны в Европе. Более подробно рассмотрите тенденцию их развития в 90-е годы ХХв. и попытайтесь дать прогноз на ближайшее десятилетие.
- Рассмотрите разные пути перехода от тоталитаризма к демократии:
тоталитаризм – авторитаризм – либерализм – демократия;
тоталитаризм – авторитаризм – демократия;
тоталитаризм – демократия.
Прокомментируйте каждый из путей перехода.
- Каков из вышеперечисленных реально осуществим в России? Что для этого надо?
- Подготовьте политическую карту: «Страны, в которых господствовал авторитарный режим».
- Можно ли на основе текста Конституции определить политический режим страны? Попытайтесь это сделать на примере Конституции России.
Проблемные вопросы и ситуации
- Какие тенденции свидетельствуют о преобладании в Украине демократического вектора политического развития, а какие – об усилении неототалитарной альтернативы?
- Считаете ли Вы, что России нужна «железная рука»? Почему?
- До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на Ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:
- «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);
- «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р.Рейган);
- «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому-то оно не будущее. Будущее вне политики...» (А. И. Герцен).
- Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на выбор политического режима? Когда-то Ш. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько, по Вашему мнению, прав французский мыслитель?
- Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано президентом США Авраамом Линкольном: «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Нет ли противоречий в самой формулировке А. Линкольна? Подтверждено ли это определение современной практикой?
Вопросы для самостоятельной работы
- Что такое политический режим?
- Каковы его разновидности?
- Дайте развернутую характеристику авторитаризму.
- Сравните тоталитарные режимы в государствах современного мира.
- Сгруппируйте благоприятные и неблагоприятные факторы для каждого из политических режимов. Какие из них видятся Вам решающими?
- Какой политический режим больше соответствует биологической природе человека, а какой – социальной? Почему?
- Что такое менталитет и в каких механизмах проявляется его влияние на режим политического правления?
- Как соотносятся политический режим и политическая система?
- Чем отличается политический режим от формы правления?
- Почему для политического режима важна легитимность?
- Чем важен для сущности режима тип избирательной системы?
- Каково значение партии в различных политических режимах?
- Чем тоталитаризм отличается от диктатуры?
- Почему тоталитаризм возник в ХХ веке?
- Назовите современные государства, в деятельности которых можно отметить сущностные признаки тоталитарного режима.
- Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории?
- Как изменилось понимание демократии с момента ее первого упоминания? Какие значения приобрел этот термин?
- В чем достоинства и в чем недостатки демократии? Назовите отличительные признаки демократии как режима.
Литература
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.
Даль Роберт. О демократии.-М. Аспект Пресс. 2000.- 208с.
Лэйн Я.-Э. Демократия и конституционализм // Полис – 1998. - №6
Меркель В., Круасан А. Формальные и неформальные институты в дефективных демократиях// Полис – 2002. - №2
Миллер А. Авторитарный и тоталитарный опыт Центральной Европы // МЭиМО – 1996. - №7
Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели? // Полис. – 1996. - №6
Мирский Т. Ушел ли тоталитаризм вместе с ХХ веком? // МЭиМО – 2002. - №1
Славкина И. Право человека и суд Европ. сообществ// Власть—2000-№10-с.63-68
Тиммерман Х. На пути к авторитаризму? // МЭиМО – 1997. - №7
Семинар 8
Избирательные системы.
1. Избирательное право и избирательные цензы.
2. Принципы демократических выборов.
3. Избирательные системы.
4. Избирательная кампания.
Презентация рефератов
1. Особенности избирательной системы в России.
2. Политическая реклама в процессе создания имиджа политика.
3. «Черный пиар» как способ искажения политических коммуникаций.
4. Имидж политиков в христианских и мусульманских странах.
Деловая игра «Выборы»
Все материалы в электронной папке «Семинар выборы»
Семинар 9
Политическая культура.
1. Политическая культура – определение, функции, структура.
2. Типология политической культуры.
3. Политическая социализация.
4. Политическая психология.
Презентация рефератов
1. Политические мифы и их роль в политике.
2. Политическая культура как фактор развития общества.
3. Особенности политической социализации в России: сравнительный анализ с европейской и американской моделями.
4. Способы политического манипулирования сознанием.
5. Сакральные символы в политических мифах.
Дополнительные вопросы
- Какие политические мифы, бытующие в современном российском обществе, вы знаете?
- Какие стереотипы относительно прошлого существуют в массовом сознании?
- Какие особенности имеет политическая культура современной России?
- Перечислите агентов политической социализации и определите, кому из них принадлежит решающая роль на этапе первичной социализации.
Творческое задание
Напишите небольшое эссе на тему «Как проходила моя политическая социализация или Почему я такой аполитичный?»
Семинар 10
Дискуссия «национальные и государственные интересы России.
- Обеспечение национальной безопасности.
- Влияние внешней политики государства на стабильность политического режима.
Вопросы к зачету по Политологии.
- Политология, её место и роль в системе наук об обществе.
- Объект, предмет и методы политической науки.
- Соотношение политики и права.
- Методология и методы политических исследований.
- Политическая мысль Древнего мира и Античности.
- Политические идеи средневековья.
- Политические учения эпохи Возрождения и периода буржуазных революций.
- Политическая мысль XIX – начала XX вв.
- Политическая наука в XX веке.
- Политика как общественное явление.
- Политическая жизнь и её основные характеристики.
- Структура, функции и уровни организации политики.
- Гражданское общество: происхождение и особенности.
- Особенности становления гражданского общества в России.
- Социальная природа и свойства политической власти.
- Типология политической власти.
- Механизмы и способы властвования. Инструменты политической власти.
- Политическая система, ее сущность, структура и функции.
- Государство в политической системе общества.
- Партии и общественные движения в политической системе.
- Политические элиты.
- Личность в политике. Политическая социализация.
- Лидерство в политике. Типология политического лидерства
- Политический режим. Типология политических режимов.
- Тоталитарный политический режим.
- Авторитарный политический режим.
- Демократический политический режим.
- Политическая культура.
- Политическая идеология.
- Политические конфликты и технологии их разрешения.
- Мировая политика и международные отношения.
- Понятие геополитики.
- Избирательные технологии.
- Мажоритарная избирательная система и пропорциональная и смешанная избирательная система