Напишите небольшое эссе на эту тему.




Семинар № 5

Политические партии и партийные системы

  • Причины возникновения политических партий и их базовые характеристики.
  • Типы партийных систем.
  • Политические партии России.

Студенческая группа заранее разделяется на три подгруппы – левые, правые, центр. Студенты самостоятельно готовятся к семинарскому занятию, изучают базовые характеристики «своих» политических партий, их стратегию, тактику и на семинаре представляют свое политическое крыло, информируют общественность о своих намерениях и задачах. Студенты других подгрупп задают вопросы, высказывают свои аргументы по поводу прозвучавшей информации, дают собственные оценки общественной значимости партийных программ и действий.

Эксперты здесь не нужны, итоги подводит преподаватель.

Пресс-конференции обязательно предшествует обычная – теоретическая – часть семинара по двум первым вопросам.

Вопросы для самостоятельной работы

  • Назовите причины отсутствия партий в обществе и причины их возникновения. Какие функции выполняют партии?
  • В чем заключаются базовые характеристики политических партий?
  • Какова внутренняя типичная структура политических партий?
  • Что такое «железный закон» олигархии?
  • В чем состоят внутренние функции партии?
  • Что такое политическая партия?
  • Что такое партийная система общества?
  • Какие бывают типы партийных систем? В чем состоит их своеобразие и какие из них, на Ваш взгляд, наиболее эффективны с точки зрения демократии?
  • Расскажите о праве граждан России на образование политических партий. Какие ограничения существуют в этой области?
  • В чем состоит своеобразие левых, правых партий в России и центра? Взгляды каких партий Вы разделяете и почему?
  • Каковы плюсы и минусы партий универсального типа?
  • Чем политические партии отличаются от общественных организаций?

Литература

Пушкарев Т. В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже //Социально-политический журнал 1993.-№1 с. 9-10.

Черныш А. М., Костусев А. А. Политика и политология. Одесса, 1998. с. 120-126.

 

Семинар №6

Политические идеологии

1. Политическая идеология: определение, функции, типология.

2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма (докл.15)

3. Идеология либерализма и неолиберализма (докл.16)

4. Социал-демократия докл.19)

5. Идеология социализма и коммунизма.

6. Идеология анархизма.

Дополнительные вопросы

1. Существует ли связь между выбором идеологии и возрастом человека, и если да, то какая?

2. Почему фашизм смог так легко и надолго завоевать сознание немцев?

3. Существует ли опасность фашизма в современном обществе? Где и как она проявляется?

Творческие задания

1. Мы часто оперируем словами, различие между которыми не всегда очевидно. Попытайтесь найти это различие и выразить его, если возможно, одной фразой: тоталитаризм-авторитаризм, социализм-коммунизм, правовое государство - социальное государство, гражданин-подданный, политическая партия – общественная организация, нация-этнос, аристократия-элита, легальность-легитимность.

2. Выбор политических идеалов и предпочтений является личным делом гражданина, и никто не имеет права в этом вопросе навязывать ему свою волю. Однако многие граждане не интересуются политикой и не могут определиться в своих идеологических ориентациях. Ведь для этого, как минимум, о них надо что-то знать. В итоге гражданин легко оказывается жертвой политических манипуляций. Постарайтесь определиться в своих взглядах. Напишите небольшое эссе на тему: «Почему я выбираю идеологию либерализма (консерватизма, социализма …).

Семинар №7

«Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации.

  • Основные типы политических режимов.
  • Политический режим в современной России.

Темы рефератов

  • Особенности современного политического режима в России.
  • Концепция либеральной демократии.
  • Демократия как политический режим.
  • Роль Конституции в формировании демократического политического режима в России.

Задание к самостоятельной работе

  • Составьте дома таблицу с основными классификационными признаками трёх основных политических режимов (тоталитарного, авторитарного, демократического), используя при составлении лекционный материал и соответствующий материал рекомендованных учебников и учебных пособий.
  • Проследите эволюцию политических режимов после Второй мировой войны в Европе. Более подробно рассмотрите тенденцию их развития в 90-е годы ХХв. и попытайтесь дать прогноз на ближайшее десятилетие.
  • Рассмотрите разные пути перехода от тоталитаризма к демократии:

тоталитаризм – авторитаризм – либерализм – демократия;

тоталитаризм – авторитаризм – демократия;

тоталитаризм – демократия.

Прокомментируйте каждый из путей перехода.

  • Каков из вышеперечисленных реально осуществим в России? Что для этого надо?
  • Подготовьте политическую карту: «Страны, в которых господствовал авторитарный режим».
  • Можно ли на основе текста Конституции определить политический режим страны? Попытайтесь это сделать на примере Конституции России.

Проблемные вопросы и ситуации

  • Какие тенденции свидетельствуют о преобладании в Украине демократического вектора политического развития, а какие – об усилении неототалитарной альтернативы?
  • Считаете ли Вы, что России нужна «железная рука»? Почему?
  • До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на Ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:
  • «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);
  • «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р.Рейган);
  • «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому-то оно не будущее. Будущее вне политики...» (А. И. Герцен).
  • Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на выбор политического режима? Когда-то Ш. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько, по Вашему мнению, прав французский мыслитель?
  • Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано президентом США Авраамом Линкольном: «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Нет ли противоречий в самой формулировке А. Линкольна? Подтверждено ли это определение современной практикой?

Вопросы для самостоятельной работы

  • Что такое политический режим?
  • Каковы его разновидности?
  • Дайте развернутую характеристику авторитаризму.
  • Сравните тоталитарные режимы в государствах современного мира.
  • Сгруппируйте благоприятные и неблагоприятные факторы для каждого из политических режимов. Какие из них видятся Вам решающими?
  • Какой политический режим больше соответствует биологической природе человека, а какой – социальной? Почему?
  • Что такое менталитет и в каких механизмах проявляется его влияние на режим политического правления?
  • Как соотносятся политический режим и политическая система?
  • Чем отличается политический режим от формы правления?
  • Почему для политического режима важна легитимность?
  • Чем важен для сущности режима тип избирательной системы?
  • Каково значение партии в различных политических режимах?
  • Чем тоталитаризм отличается от диктатуры?
  • Почему тоталитаризм возник в ХХ веке?
  • Назовите современные государства, в деятельности которых можно отметить сущностные признаки тоталитарного режима.
  • Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории?
  • Как изменилось понимание демократии с момента ее первого упоминания? Какие значения приобрел этот термин?
  • В чем достоинства и в чем недостатки демократии? Назовите отличительные признаки демократии как режима.

Литература

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

Даль Роберт. О демократии.-М. Аспект Пресс. 2000.- 208с.

Лэйн Я.-Э. Демократия и конституционализм // Полис – 1998. - №6

Меркель В., Круасан А. Формальные и неформальные институты в дефективных демократиях// Полис – 2002. - №2

Миллер А. Авторитарный и тоталитарный опыт Центральной Европы // МЭиМО – 1996. - №7

Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели? // Полис. – 1996. - №6

Мирский Т. Ушел ли тоталитаризм вместе с ХХ веком? // МЭиМО – 2002. - №1

Славкина И. Право человека и суд Европ. сообществ// Власть—2000-№10-с.63-68

Тиммерман Х. На пути к авторитаризму? // МЭиМО – 1997. - №7

 

 

Семинар 8

Избирательные системы.

1. Избирательное право и избирательные цензы.

2. Принципы демократических выборов.

3. Избирательные системы.

4. Избирательная кампания.

Презентация рефератов

1. Особенности избирательной системы в России.

2. Политическая реклама в процессе создания имиджа политика.

3. «Черный пиар» как способ искажения политических коммуникаций.

4. Имидж политиков в христианских и мусульманских странах.

Деловая игра «Выборы»

Все материалы в электронной папке «Семинар выборы»

 

Семинар 9

Политическая культура.

1. Политическая культура – определение, функции, структура.

2. Типология политической культуры.

3. Политическая социализация.

4. Политическая психология.

Презентация рефератов

1. Политические мифы и их роль в политике.

2. Политическая культура как фактор развития общества.

3. Особенности политической социализации в России: сравнительный анализ с европейской и американской моделями.

4. Способы политического манипулирования сознанием.

5. Сакральные символы в политических мифах.

Дополнительные вопросы

  • Какие политические мифы, бытующие в современном российском обществе, вы знаете?
  • Какие стереотипы относительно прошлого существуют в массовом сознании?
  • Какие особенности имеет политическая культура современной России?
  • Перечислите агентов политической социализации и определите, кому из них принадлежит решающая роль на этапе первичной социализации.

Творческое задание

Напишите небольшое эссе на тему «Как проходила моя политическая социализация или Почему я такой аполитичный?»

 

Семинар 10

Дискуссия «национальные и государственные интересы России.

  • Обеспечение национальной безопасности.
  • Влияние внешней политики государства на стабильность политического режима.

 

Вопросы к зачету по Политологии.

  • Политология, её место и роль в системе наук об обществе.
  • Объект, предмет и методы политической науки.
  • Соотношение политики и права.
  • Методология и методы политических исследований.
  • Политическая мысль Древнего мира и Античности.
  • Политические идеи средневековья.
  • Политические учения эпохи Возрождения и периода буржуазных революций.
  • Политическая мысль XIX – начала XX вв.
  • Политическая наука в XX веке.
  • Политика как общественное явление.
  • Политическая жизнь и её основные характеристики.
  • Структура, функции и уровни организации политики.
  • Гражданское общество: происхождение и особенности.
  • Особенности становления гражданского общества в России.
  • Социальная природа и свойства политической власти.
  • Типология политической власти.
  • Механизмы и способы властвования. Инструменты политической власти.
  • Политическая система, ее сущность, структура и функции.
  • Государство в политической системе общества.
  • Партии и общественные движения в политической системе.
  • Политические элиты.
  • Личность в политике. Политическая социализация.
  • Лидерство в политике. Типология политического лидерства
  • Политический режим. Типология политических режимов.
  • Тоталитарный политический режим.
  • Авторитарный политический режим.
  • Демократический политический режим.
  • Политическая культура.
  • Политическая идеология.
  • Политические конфликты и технологии их разрешения.
  • Мировая политика и международные отношения.
  • Понятие геополитики.
  • Избирательные технологии.
  • Мажоритарная избирательная система и пропорциональная и смешанная избирательная система

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: