III. История основания новгородцами города Хлынова




Вскоре сошлись посланные с обеих сторон новгородцы - с верхнего течения реки Вятки, из Болванского городка, что ныне по реке Никуличанке называется Никулицыно, и с нижнего течения реки Вятки из Кокшарова городка, названного по реке Кокшаре, ныне же именуется Котельнич. Узнав друг друга при встрече по беседе и говору, собрались они на совет и решили, что необходимо построить общий, хорошо укрепленный город для защиты от нападений враждебных иноверцев: чуди, вотяков и черемисов и других народов.

И избрали красивое место над рекой Вяткой вблизи устья реки Хлыновицы на высокой горе, что ныне зовется Кикиморская27, так как было оно для общего посе­ления удобно, и из той горы чудесно истека­ло много водных источников.

В назначенное время единодушно сош­лись на этой горе множество новгородцев и начали готовить место к созданию города и заготовлять лес, располагая его так, как нужно для строительства. Однако, встав рано утром, вдруг обнаружили, что все заготовленное ими необъяснимым Божиим промыслом пере­несено вниз по течению реки Вятки на вы­сокое и еще более пространное место - к ши­рокому полю, которое в те времена называ­лось Болясковым28.

Тогда новгородцы со всеми своими еди­ноплеменниками, молившиеся Господу Богу и Пресвятой Богородице об указании места для строительства города, прославили Бога и воспели молебные пения, и на том месте сначала поставили церковь во имя Воздви­жения Честнаго и Животворящаго Креста Господня29, и затем построили город, назвав его Хлынов речки ради Хлыновицы.

Так новгородцы начали жить сообща и независимо, сохраняя отеческий образ жизни, новгородские законы и обычаи в течение многих лет, вплоть до завоевания их вели­кими российскими князьями. И прозвались вятчанами по имени реки Вятки.

Когда новгородцы построили город Хлынов и начали в нем жить, то его первые жители, выходцы из первого поселения - из Никулицкого Болванского городка, по­обещали святым князьям страстотерпцам российским Борису и Глебу ежегодно при­носить святой их образ из Никулицына в Хлынов и ходить с ним вокруг города, с честью совершая это празднование, чтобы долгие годы и времена незабываемы были чудеса, случившиеся при поселении их на Вятке. Что и до сегодняшнего дня ежегодно совершают в память о тех событиях30.

В те времена российские князья, правящие в своих уделах, приходили на Вятку, каждый со своим многочисленным войском, желая подчинить себе Вятскую страну, но никто из них не смог этого добиться. Осо­бенно же сильное притеснение и разорение претерпели произошедшие от новгородцев вятчане от племен чуди, вотяков и черемисов, и от разных агарянских народов - татар, бесермян и нагайцев с низовьев реки Волги, а также от казанских и от заказанских татар. Много раз подвергались они нападениям, но так и не были никем покорены.

В течение многих лет в городе Хлынове, на территории ныне занятой кремлем31, до­ма горожан поставлены были по окружности, близко друг к другу и задними стенами ко рву вместо городской стены. С северной стороны это поселение было окружено выкопанным рвом, с запада и юга - еще более глубоким рвом, а с востока защищено крутым берегом реки Вятки. Избрали жители столь подходящее место, чтобы жить в том городе спокойно и всегда иметь возможность отразить нападение неприятеля.

Когда же, умножившиеся в городе жители стали селиться вне тех укреплений, тогда, опасаясь нашествия врагов, поставили они вокруг всего посада острог, начав с южной стороны от глубокого рва, где ныне выше винокурни находится Епихов ключ32, и провели тот острог33 на север до глубо­кого рва, где ныне Троеворотная баш­ня, и над проезжи­ми дорогами также устроили башни34. Дальше того места был кругом лес, в гору, где ныне Спенцынская улица, и недалеко от нынешней Воскресенской церкви35 ходили в лесную чащу по ягоды.

В те годы с Устюга Великого, Двины и из многих других земель приходили христиане в Вятскую страну, и многие здесь посели­лись, поставив в селах святые церкви. Чере­мисы же, вотяки и чудь совершали на них набеги со стрелами и оружием, разоряя те поселения и уводя жителей в плен.

Они же, вятские жители, недалеко от града Никулицына, на той же реке Никуличанке устроили погост и поставили церковь во имя святого великомученика и Победоносца Георгия и назвали то место Волково36. Ниже же Никулицына, за рекой Вяткой, начинали они ставить церкви Воскресения и Богояв­ления Господня - на том месте, что и ныне называется «гарь сту­деная и Воскресен­ская», где недалеко от устья реки Просницы поставлена часовня и каждый год до наших дней в субботу перед праздником Пятидесятницы совершается поминовение усоп­ших - но из-за набегов чуди, вотяков и чере­мисов не смогли поставить те церкви в уезде. Тогда христиане построили эти святые церк­ви - Богоявленскую и Воскресенскую37 - в самом городе Хлынове и со временем, когда еще более умножилось благочестие, Бого­явленскую церковь наименовали соборной.

Из-за частых на­падений чуди, вотя­ков и черемисов дали жители города Хлынова и уезда обет ве­ликомученику страс­тотерпцу и победо­носцу Георгию еже­годно приносить его святой образ из села Волково в город Хлынов и встречать его со свечами со всем духовенством и народом, совершать ему церковное празднование и обходить с ним крестным ходом вокруг города. Еще и поныне ежегодно по два раза совершается это пришествие святого образа великомученика Георгия. И еще многие годы, вспоминая набеги чуди, вотяков и черемисов со стрелами, приносили они с образом ве­ликомученика Георгия окованные железом стрелы и обменивали те стрелы на свечи в память о великомученике, избавившем их от набегов чуди, черемисов и вотяков и прочих неверных народов, бывших со стрелами38.

Так жили новгородцы на Вятке долгие годы никем не покорены, самостоятельно управляя собой, охотно принимая на Вятку множество людей, приходивших из других городов.

Оставшиеся же в Новгороде люди, силь­но прогневались на вятчан и, желая при­обрести Новгороду милость от российских князей, наговаривали и клеветали на вятских жителей, называли их беглецами из Новгорода и разорителями княжеских вотчин. Более того - называли вятчан разбойниками и самовольниками, не платящими дани вели­ким князьям. Желая проверить, так ли это, российские князья послали своих ратных людей для сбора подорожных пошлин, и, когда они не возвратились в Новгород, еще более поверили тем наговорам.

Вятчане же, бывшие новгородцы, не отвечали на оскорбления оставшихся в Новгороде жителей, называвших их беглецами. Тогда те из мести приписали к этому оскорблению, что будто, пока одни нов­городцы семь лет воевали вдали от Новгорода, то другие сжились с их женами и прижили от них детей, оттого затем и бежали из Новгорода на Вятку39. В ответ на это оскор­бление вятчане писали новгородцам, что ничего подобного нет ни в одной из древних летописей, и что они покинули Новгород с согласия и по воле самих его жителей. По тем наветам новгородцев князья российские посылали на Вятку большие войска, но, впрочем, безуспешно - по причине удален­ности Вятской страны, а еще более оттого, что земли вятчан были окружены со всех сторон лесами и болотами, и дороги к ним были трудны.

Вопросы: 1) Какова причина возникновения города Хлынова? 2) Почему было изменено место постройки города? 3) Как, по мнению автора, был назван новый город? В честь чего? 4) Что из себя представлял Хлыновский кремль? 5) Составьте схему оборонительных укреплений града Хлынова. 6) Какие церкви были построены на Вятке? 6) Какова причина обета вятчан данному Победоносцу Георгию? 7) В чём суть обряда замены вятчанами стрел на свечи? Связан ли этот обряд с гербом Вятки? 8) Какой политический строй установился на Вятке? 9) Каковы отношения вятчан были с новгородцами?

Примечание

1 Скифы - народ, проживавший в древности между реками Дунаем и Доном, в Северном Причерноморье.

2 Пролог или Синаксарий - церковная книга, свод житий святых, расположенных по числам месяцев.

3 Поприще - древняя мера длины, равная тысяче больших шагов.

4 Угры - предки зауральских манси и хантов, дунайских венгров.

5 Царь Александр Македонский жил в 356 - 323 г.г. до Рождества Христова.

6 Город Новгород впервые упоминается в летописях под 859 г.

7 Владимир I Святославович, святой равноапостольный князь, крестивший Русь в 988 г.

8 После смерти князя Владимира в 1015 г. усыновленный им Святополк, прозванный в народе «окаянным», убил своих младших сводных братьев князей Бориса и Глеба, опасаясь, что именно им достанется княжение.

9 Ярослав Мудрый (980 - 1054 гг.), с 1013 г. - Новгородский князь, с 1019 г. - великий князь Киевский.

10. Тысяцкий - военный предводитель городского ополчения («тысячи»), ближайший помощник посадника. 11. Двиняне - жители бассейна реки Северная Двина.

12. Андрей Боголюбский (1111 - 1174 гг.), с 1157 г. князь Владимиро-С'уэдальский, великий князь Киевский.

13 29 февраля 1169 года во время осады Новгорода Великого вой­ском князя Андрея Боголюбского одна из стрел суздальцев вонзи­лась в лик Божией Матери на иконе, вынесенной новгородцами на городскую стену. При этом Богородица повернула лик свой к городу и из ее очей потекли слезы. Пораженные чудом суздальцы в панике стали нападать друг на друга и были побеждены нов­городцами.

14 При великом князе Андрее Боголюбском, правившем во Владимире в 1157 - 1174 гг.

15 Встречающееся в оригинале «Повести» слово «дружина» означает «спутники, товарищи в дороге, единоплеменники» (см. «Полный перковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко). Никаких «ушкуйников» в тексте «Повести» нет. Вятка была ос­нована не «разбойниками», а полноправными новгородскими гражданами.

16 Чудь - древнерусское название эстов и других финских племен.

17 Вотяки - устаревшее название удмуртов.

18 Река Чусовая - левый приток Камы, ныне впадает в Камское водохранилище.

Река Вятка у Никулиикого городища

19 В оригинале «сшедше на горы» - возможно, это произошло в районе Верхнекамской возвышенности.

20 То есть, волоком.

21 Слово «великая» в данном случае может иметь значение «большая» или «избранная Богом» - см. далее историю обретения Великоренкого образа Святителя Николая.

22 «Сама по себе вставка о Невском не говорит в пользу гипотезы Верещагина о том, что 1181 г. не может быть датой покорения Вятки, и что это случилось уже после смерти Александра Невского. Вполне понятно, что произошло в данном случае. Автор ПСВ хотел расширить тему о заступлении св. Бориса и Глеба, и поэтому он нашел аналогию скорее всего в Прологе, где имеется подробная статья от 23 ноября, посвященная кн. Александру Невскому» (Даниэль Кларк Уо. История одной книги. - СПб., 2003. - с.204).

23. По новому стилю - 6 августа.

24. Ныне село Никульчино Слободского района, близ поселка Боровица, в 25 км. от областного центра.

25. Черемисы - устаревшее название марийцев.

26. «Ныне же нарицается Котельнич».

27. «Кикиморская гора» ныне отмечена высокой телевизионной башней, ранее улица Водопроводная называлась Кикиморской.

28 «Болясково поле» - место будущего кремля и Архиерейского дома, у современного «Вечного огня».

29. Древнейшая Крестовоздвиженская церковь находилась на Прритории кремля, к северу от «Вечного огня».

30. Этот древнейший на Вятской земле крестный ход ранее совершался в Преполовение Пятидесятницы (в середине срока между праздниками Пасхи и Троицы), ныне совершается дважды в год - 15 мая и. 18 сентября.

31. Хлыновский кремль занимал территорию: с востока на запад от крутого берега реки Витки до современного Динамовского проезда, с юга на север - от Засориого оврага до Преображенского монастыря

32. По мнению А.Спипына, это название носил родник, «текущий по желобу пешеходного моста».

33. Острог - высокий земляной вал с вкопанными в него заостренными бревнами.

34. УкрепленияХлыновского кремля включали башни: Спасскую, и к|нчеискую, Богоявленскую, Никольскую и Покровскую, вместо которой в 1680-е гг. были построены Успенская и Наугольная башни. Об их расположении и внешнем виде см. подробнее -Тинский А.Г. Крепостная архитектура Хлынова XVII века. // Энциклопедия земли Вятской. Том 5. Архитектура. - Киров, 1996.-С.28-34.

35 Ныне на этом месте находится Центральная гостиница.

36 Село Волково находится на Слободском тракте в 25 км. от областного центра.

37. В переписи 1615 г. деревянная Богоявленская церковь названа первой из городских церквей, рядом с ней находилась древнейшая Крестовоздвиженская церковь, построенная при основании города, в 1698 - 1710 гг. на их месте был возведен каменный Богоявленский собор. Деревянная Воскресенская церковь сначала находилась в западной части Кремля, но в 1679 г. была вынесена из Кремля на Посад, на возвышенное место, ныне занятое Центральной гостиницей.

38 В XIX веке Георгиевский ход (Волково - Вятка) и Борисоглебский ход (Никульчино - Вятка) слились в один крестный ход (Волково- Никульчино-Вятка), который в 1995 г. был возрожден по маршруту Волково-Никульчино-Волково и ежегодно совершается 15 мая.

39 Между тем, эта выдумка новгородцев подтверждает, что Вятка была основана не ушкуйниками, а большой общиной, покинувших Новгород людей, включающей семьи, родителей, детей и т.д

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: