II. История основания новгородцами первых русских, православных поселений




I. История новгородцев

Некогда скифские1 князья Славен и Рус со множеством народов своих, поднявшись от Черного моря, что после них в Прологе2 пишется Русским, пришли на север и на реке Мутной, ныне же называемой Волхов, в полутора поприщах3 от великого озера Ильменя, основали город и назвали его по имени старейшего князя Славенград. Было это в 3099 году от Сотворения Мира (2409 году до Рождества Христова).

Со временем град тот запустел, нака­занный по Божию попущению смертельной болезнью; особенно же после того, как напали на него племена угров4 и окончательно его разорили и положили полное запустение той местности.

По прошествии же многих лет много­численные те народы, вновь собравшиеся от реки Дунай и окрестных стран, пришли на праотеческие запустевшие места и создали новый город, расплодились и оттуда рас­селились по многим землям.

Во дни Александра Великого, царя Македонского, в 5133 году от Сотворения Мира (375 г. до Рождества Христова)5, те народы храбростью своей вынудили его заключить союз со своими князьями и приняли от него мирные грамоты и иные почести.

Когда же они еще более умножились и возмужали в храбрости, то покорили многие города и земли и обложили данью даже столицы государств. Тогда избрали они правителем Гостомысла, одного из граждан своих, и граду своему дали новое имя, назвав его Новгородом Вели­ким6. Сами же стали именоваться славенороссами. И со временем тем народам воссияла заря Божественной благодати - через вели­кого князя Владимира7 в 6496 (988) году приняли они святое крещение и стали все христианами.

После кончины этого великого князя среди сыновей его случилось братоненавидение и убийство8. Когда же сын его Ярослав9, по убиении брата своего Святополка, стал править всей славенороссийскои землей, тогда в 6528 (1020) году жителям Великого Новгорода, называемым славенами, тот великий князь Ярослав предоставил неза­висимость - дал уставные грамоты, которыми навечно узаконил их власти и подати и дал судебный устав, чтобы они не преступали вечевых законов.

С тех пор жители Великого Новгорода самостоятельно управляли своим городом и изобиловали в богатстве более всех россиян. Для защиты же от врагов призывали они князей, наблюдая, чтобы те не преступали положенных им пределов власти, не изменяли податей и грамот, полученных от великого князя Ярослава. Если же призванные ими князья дерзали изменить что-то от прежних установлений или самовольничали, то тако­вых отсылали из Великого Новгорода: иных - с позором, отняв у них все имущество; другие же, не терпя стыда и бесчестия, бежали сами (о чем правдиво записано в новго­родских летописях).

И так те народы, независимо правящие Великим Новгородом и его владениями, по обычаям перенятым ими от своих отцов, управлялись посадниками и тысяцкими,10 избранными из числа горожан. Однако и среди них нередко случались распри и противления при собирании дани с под­властных земель. Особенно в те дни, когда отделились от Великого Новгорода двиняне11, не пожелавшие заплатить Великому Нов­городу установленных податей и потому перешедшие под власть Суздальского князя Андрея12 и сына его Романа. Тогда многие великие князья стали совершать военные набеги на Великий Новгород, завидуя его независимости, но, главным образом, его богатству, так как был он богаче других городов. До тех пор пока сама Пресвятая Богородица не избавила его от нашествия этих князей и междоусобной войны, показав

им знамение от своей честной иконы. И было это преславное чудо в 6676 (1168) году.13

После этого новго­родцы по-прежнему вольно управляли горо­дом, призывая князей по своему выбору, и еще более умножились чис­лом, не допуская новых беспорядков, раздоров и своеволия. Тем временем российские князья стали воевать не только с новгородцами, но и между собой во всех землях, особенно, в Рязанских, Суздальских и Муромских. В те же годы великое княжение из Киева было перенесено во Владимир,14 а затем - в Москву.

В этой войне с российскими князьями, новгородские граждане завоевали и разори­ли множество удельных городов и княжеств. И еще более умножилась вражда между российскими князьями и новгородцами. Тогда, желая удалиться от междоусобиц и жить спокойно, новгородцы отправились военным походом по реке Волге, избирая в завоеванных ими землях места, удобные для поселения. И об этом переселении на новые места стали думать многие из новгородцев, прежде всего, из-за умножения народа и беспорядков, вызванных междоусобными войнами.

Вопросы: 1) В каком жанре написана «Повесть»? Докажите своё суждение. 2) Почему «Повесть начинается с истории новгородцев? 3) Какая форма правления установилась в великом Новгороде? Докажите цитатами из текста. 4) Что на ваш взгляд помогло экономически и политически подняться В. Новгороду среди других русских городов? 5) С какой иконой Богородицы связано избавление В. Новгорода от суздальцев? 6) По какой причине новгородцы решили переселиться в другие места по мнению автора? В каком веке это произошло?

 

II. История основания новгородцами первых русских, православных поселений

На Вятской земле

В 6682 (1174) году, в правление великого князя Ярослава Владимировича, отде­лившиеся от пределов Великого Новгорода граждане - новгородцы со своими единоплеменниками15 отправились на судах вниз по реке Волге и, дойдя до реки Камы, построили здесь небольшой городок. И прослышали о реке Вятке и о живущих по ее берегам народах чуди16 и вотяках17, что те владеют многими землями и угодьями и, опасаясь нападения русских племен, строят вокруг своих жилищ рвы и земляные валы, а также что их земли удобны для поселения и отвоевать их у тех народов не тяжело.

Тогда отделилась половина тех новгородцев и пошла вверх по реке Каме до Чусовских мест18, другая же половина осталась на реке Каме в построенном ими городке. Поднявшись вверх по реке Каме, они сошли в возвышенной местности на противоположный берег19 и, дойдя20 до реки Чепцы, поплыли вниз по ней, поко­ряя себе поселения вотяков, окружен­ные земляными ва­лами. Пройдя так реку Чепцу, они вошли в великую21 реку Вятку и, проплыв по ней немногим более пяти верст, увидели справа на высокой красивой горе чудской город, окруженный земляным валом и рвом, а также начинающимся от реки Вятки глубоким оврагом, называемый чудскими племенами Болванский городок, что ныне именуется Никулицыно по реке Никуличанке. Увидев тот город на красивой высокой горе, уж очень захотели новгородцы завоевать его и дали обет своим прародителям, великим российским князьям страстотерпцам Борису и Глебу, повелев всем своим спутникам поститься, не есть, не пить, только бы полу­чить им во владение тот Болванский чудской городок и здесь поселиться.

И приступили к тому городу весьма жестоко и сурово, призывая на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба и взывая: «Как некогда новгородскому ве­ликому князю Александру Невскому явились плывущими в ладье и даровали ему победу над противостоящими шведами22, так и нам ныне помогайте молитвами вашими и помощью Всемогущего в Троице прослав­ляемого Бога и заступничеством Пресвятой Богородицы». И так с помощью святых страстотерпцев великих князей Бориса и Глеба тот укрепленный город взяли при­ступом 24 июля 6689 (1181) года23 в день памяти всероссийских князей святых страстотерпцев Бориса и Глеба и побили тут много чуди и вотяков, другие же по лесам разбежались, и по обещанию своему поста­вили в том городе церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и назвали тот город Никулицын24. Утвердившись в нем, новгородцы еще более умножились числом и потому решили разведать подходящее место для основания нового города.

Оставшиеся же в городке на Каме нов­городцы, прослышав, что их единоплемен­ники овладели на Вятке чудскими посе­лениями, поднялись по реке Каме до устья реки Вятки и пошли по ней вверх до по­селений черемисов25. Подойдя же к черемисскому городку Кокшарову26, услышали, что их единоплеменники новгородцы с Божией помощью и заступничеством святых страс­тотерпцев Бориса и Глеба завоевали на реке Вятке знаменитый Болванский городок. Тогда, помолившись Господу Богу и также приз­вав на помощь своих сродников святых страстотерпцев всероссийских князей Бори­са и Глеба, они осадили город. И вот что произошло - уже на следующий день из того города побежали жители, а затем сами горожане отворили городские ворота, возвестив новгородцам, что им показалось, будто к городу приступило неисчислимое воинство.

И так, с Божией помощью, новгородцы завоевали городок Кокшаров и еще более распространились по всей Вятской стране. Тогда послали они из своего числа людей для изучения мест вверх по течению реки Вятки.

Вопросы: 1) Какие народы жили по берегам Вятки в конце XII века? Составьте схему продвижения новгородцев по Вятской земле. 2) Какова военная традиция новгородцев при взятии городков? 3) Почему захотели новгородцы захватить чудской Болванский городок? 4) К каким святым обращались новгородцы для военной помощи при взятии городков? 5) Как вы думайте, откуда автор мог знать молитву новгородцев к святым Борису и Глебу? 6) Как вы понимаете название Болванский городок? 5) Почему новгородцы не оставляли старые названия захваченным городкам? 6) В честь чего называли новгородцы захваченные городки? 7) Сложился ли диалог культур между финно-угорским населением и славянскими переселенцами? 8) Составьте таблицу «Поход новгородцев на Вятку»

 

Год Событие
   
   
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: