РАЗДЕЛ 2. Актуальные проблемы практики современной психологии.
Этические проблемы современной практической психологии. Проблемы современной психодиагностики. Психологическое консультирование и психотерапия сегодня: многообразие подходов и моделей и проблема профессионального самоопределения психолога. Психологическое консультирование и психотерапия сегодня: проблема теоретического обоснования способов психологического воздействия и критериев определения эффективности психологической помощи. Психологический тренинг сегодня: возможности, опасности, проблемы. Актуальные проблемы психокоррекционной и психопрофилактической работы. Проблемы становления и развития сообщества психологов-профессионалов в России.
№ | ТЕМЫ | Лекции | Практические занятия | Самост. работа |
1. | Современное состояние психологии: проблема наличия единой парадигмы. Проблема предмета психологической науки. Понятие о научной проблеме | |||
2. | Актуальные теоретические проблемы психологии. Неклассическая и постнеклассическая психология. | |||
3. | Актуальные проблемы психологии как эмпирической науки. | |||
4. | Актуальные проблемы теоретической социальной психологии | |||
5. | Актуальные проблемы практической психологии. | |||
6. | Позитивная психология | |||
ВСЕГО: |
Тема 1. Современное состояние психологии: проблема наличия единой парадигмы и проблема предмета психологической науки.
- Понятие объекта и предмета научного исследования в психологии.
- Дискуссия о предмете психологии в 20-м веке.
- Современное состояние проблемы предмета научной психологии и практической психологии в России.
Литература
· Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Гл. 1, 6.
· Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии. - Ярославль: МАПН, 2006.
· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2000. Ч. 2.
· Юревич А. В. Методология и социология психологии.- М.: Институт психологии РАН, 2010.
Тема 2. Актуальные теоретические проблемы психологии.
1. Проблема объективного метода в психологии.
2. Эволюция парадигмы психологии.
3. Развитие идеала научности на протяжении XX в.: позитивизм, постпозитивизм, постнеклассическая наука.
4. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии.
5. Категориальная система психологии. Объяснительные принципы психологии.
Литература
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5.
- Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек Развивающийся. Очерки Российской психологии. М., 1994. Гл. 3.
- Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Гл. 2, 9. С. 32-69, 217-260.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003. Гл. 2.
- Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или раскачанный маятник // Вопросы психологии, 2005, № 2.
Дополнительная литература:
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук.
- Бахтин М.М. К философии поступка.
- Бьюджентал Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии: В 3-х тт. М.: "Класс", 1998. т. 3, с.180-207 [1].
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. Гл. 2.4.
- Дильтей В. Описательная психология.
- Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. – М.: Прогресс, 1990.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М.: Академия, 2003. Гл. 5-13.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Гл. 1.
- Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). - М.: Алетейя 2003.
- Шульц Д.П., Шульц С.П. История современной психологии.
- Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века.- М.: Академия, 1996.
ЛИТЕРАТУРА
Базовые учебники:
1.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2006.
2.Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб: Питер, 2007.
3.Юревич А. В. Методология и социология психологии.- М.: Институт психологии РАН, 2010.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Аллахвердов В.М. Научное исследование как тривилиализация обоснованной ахинеи // Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма / Отв. Ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 174-194.
- Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Кому и как разрабатывать методологию психологии? // Сибирский психологический журнал, 2015. № 55, с. 6-45.
- Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб: Питер, 2003. Гл. 2, 9, 10.
- Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. Учебное пособие. М.: МГППУ; Воронеж: Издат-во НПО «МОДЭК», 2004.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.
- Гусельцева М.С. Психология и история: от макроанализа – к микроанализу // Психологические исследования. 2010. No. 2 (10).
- Гусельцева М. С. Постмодернистские перспективы развития психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 45-73.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2000. Ч. 2. Раздел 3.3 «Отношение герменевтики и естественно-научного подхода в психологическом эмпирическом исследовании» (с. 239-245).
- Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. Учебное пособие. М.: Смысл; Издат. Центр «Академия», 2005.
- Залевский Г.В. Объяснение и понимание в психологии// Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 195-223.
- Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. Главы 2 и 4.
- Клочко В.В., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 2000.
- Корнилова Т.В.Экспериментальная парадигма, или ложные дихотомии в психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 95-118.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование. – СПб, 1991.
- Кун Т.Структура научных революций. – М.,1975.
- Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма/ Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 74-94.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011.
- Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии. – Ярославль: МАПН, 2007.
- Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал, 2005. т. 26, № 6. С. 87–101.
- Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма/ Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2007.С. 119-135.
- Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме // Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма/ Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2007.С. 74-94.
22. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
- Cелигман М. Новая позитивная психология. – М.: София, 2006.
- Смирнов С.Д. Образ мира как предмет психологического исследования // Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 157-173.
- Теория и методология психологии: Постнеклассическая парадигма / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. – М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2007.
- Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.\
Монографии для самостоятельной работы