Решение проблемы повышения конкурентоспособности неразрывно связано с ее оценкой и формулированием выводов о степени конкурентоспособности аптечной организации.
Для изучения конкурентоспособности аптечных организаций могут быть использованы следующие подходы к ее оценке:
• Анализ сильных и слабых сторон организации (SWOT‐анализ). Данный метод анализа конкурентоспособности позволяет выделить сильные и слабые стороны организации, определить благоприятные факторы развития и оценить внешние угрозы, позволяет довольно быстро и с минимальными затратами определить критические процессы, требующие детального анализа и совершенствования с учетом изменения внешней среды.
• Оценка конкурентоспособности организации путем определения степени удовлетворенности покупателей. Использовать результыты данной методики, полученные в ходе интервьюирования покупателей, можно не только для выявления преимуществ перед конкурентами, но и для выявления недостатков, которые необходимо исправить. [7]
Согласно данной методике оценка конкурентоспособности организации представляет собой сравнение ее характеристик, свойств с аналогичными показателями приоритетных конкурентов (такими, которые занимают наилучшие позиции на данном рынке) с целью определения характеристик, создающих преимущества перед конкурентами.
Конкурентное преимущество - присущая системе какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство над конкурентами.
Факторы конкурентного преимущества могут быть:
- материальными или виртуальными;
- базисными или второстепенными;
- стратегическими или тактическими;
- техническими, экономическими, организационными, психологическими, природноклиматическими и т.п.;
|
- наследственными или искусственными (приобретенными), определяющие (индивидуальные, стойкие);
- изменяющиеся (гибкие, нестойкие) и результативные; качественные и количественные;
- быстро переходящие (могут быть быстро переняты конкурентами) и продолжительные.
Все преимущества подразделяются на две группы: внешние и внутренние.
Внутреннее конкурентное преимущество - это преимущество предприятия относительно затрат или управления. К ним относят:
- материально-технический и финансово-экономический потенциал аптеки;
- систему организации закупок и сбыта;
- систему управления, уровень квалификации персонала и т.д.
Оценка внутренних преимуществ предусматривает сбор и анализ финансовых показателей, а также данных, которые носят конфиденциальный характер. Как правило, такая информация недоступна при внешней ревизии. Поэтому при оценке конкурентоспособности аптеки решено исключить внутренние преимущества, а опираться только на внешние. Выбор внешних преимуществ также можно объяснить их важностью для формирования имиджа аптеки. Именно внешние преимущества являются основой для выбора той или иной аптеки потребителями лекарственных средств.
К внешним преимуществам относятся:
- ассортимент лекарственных средств и парафармацевтических товаров;
- уровень цен на товары и услуги, система скидок;
- предоставляемые услуги;
- быстрота и качество обслуживания;
- качество обслуживания с точки зрения этических норм поведения провизоров и другого обслуживающего персонала;
|
- интерьер торгового зала и оформление витрин;
- режим работы аптеки;
- конструкция здания и удобный вход в аптеку;
- удобное месторасположение аптеки.
Все вышеперечисленные внешние преимущества являются центральными при расчете показателя конкурентоспособности. [11]
• Расчет интегрированного показателя конкурентоспособности.
Подход заключается в переводе множества разнообразных качественных и количественных параметров с учетом их коэффициентов значимости в единственное цифровое значение (число), которое просто и легко сравнивать с другими аналогичными числами других оцениваемых аптек.
Применяя рассмотренные подходы, можно дать правильную и полную оценку конкурентоспособности аптечной организации, которая будет являться не только показателем конкурентоспособности аптеки, но и отправной точкой для разработки мероприятий, гарантирующих рост конкурентоспособности организации в условиях постоянно увеличивающей конкурентной борьбы. [7]
2.ㅤ Анализㅤ конкурентоспособностиㅤ ОООㅤ «Валеофарм»ㅤ г.ㅤ Лискиㅤ
2.1ㅤ Общаяㅤ характеристикаㅤ ОООㅤ «Валеофарм»ㅤ г.ㅤ Лискиㅤ
Компанияㅤ зарегистрирована 13 сентября 2006 годаㅤ годаㅤМежрайоннойㅤ инспекциейㅤ Федеральнойㅤ налоговойㅤ службыㅤ поㅤ крупнейшимㅤ налогоплательщикамㅤ поㅤ Воронежскойㅤ области.ㅤ Генеральныйㅤ Директорㅤ организацииㅤ -ㅤ Затямина Н.В.ㅤ Компанияㅤ ОООㅤ «Валеофарм»ㅤ находитсяㅤ поㅤ адресуㅤ 397908,ㅤВоронежская область, г.ㅤЛиски,ㅤ ул.ㅤМаршала Жукова, д. 5, основным видомㅤ деятельностиㅤ являетсяㅤ «Розничнаяㅤ торговляㅤ фармацевтическимиㅤ иㅤ медицинскимиㅤ товарами». Организации присвоен ИНН 3652009308, ОГРН 1063652012269.
|
Вㅤ аптекахㅤ сети работаютㅤ столыㅤ заказов.ㅤ Еслиㅤ какого-тоㅤ препаратаㅤ нетㅤ вㅤ наличии,ㅤ тоㅤ онㅤ будетㅤ заказанㅤ специальноㅤ дляㅤ Васㅤ вㅤ кратчайшиеㅤ сроки.ㅤ Всеㅤ лекарственныеㅤ препаратыㅤ проходятㅤ качественнуюㅤ проверку.ㅤ Помимоㅤ обязательныхㅤ лицензий,ㅤ специалистыㅤ проверяютㅤ соответствиеㅤ государственнымㅤ нормамㅤ вㅤ специальноㅤ оборудованнойㅤ дляㅤ этогоㅤ лаборатории.ㅤ
Вㅤ настоящееㅤ времяㅤ каждомуㅤ человекуㅤ естьㅤ чтоㅤ купитьㅤ вㅤ аптекахㅤ ОООㅤ «Валеофарм».ㅤ
Аптечнаяㅤ сетьㅤ ОООㅤ «Валеофарм»ㅤ открываетㅤ аптекиㅤ вㅤ лучшихㅤ местахㅤ наㅤ самыхㅤ оживленныхㅤ улицахㅤ городаㅤ.ㅤ Часыㅤ работыㅤ аптекㅤ иㅤ персоналаㅤ установленыㅤ вㅤ зависимостиㅤ отㅤ ритмаㅤ покупательскойㅤ активности.ㅤ Каждыйㅤ годㅤ всеㅤ большееㅤ числоㅤ покупателейㅤ предпочитаютㅤ делатьㅤ покупкиㅤ вㅤ аптекахㅤ ОООㅤ «Валеофарм»,ㅤ простоㅤ потомуㅤ чтоㅤ этоㅤ удобно,ㅤ «поㅤ пути»,ㅤ иㅤ тамㅤ можноㅤ легкоㅤ иㅤ быстроㅤ найтиㅤ иㅤ купитьㅤ все,ㅤ чтоㅤ нужноㅤ иㅤ хочется.ㅤ
Основуㅤ стратегииㅤ ОООㅤ «Валеофарм»,ㅤ направленнойㅤ наㅤ прибыльныйㅤ иㅤ эффективныйㅤ рост,ㅤ составляютㅤ триㅤ элемента:ㅤ
а)ㅤ повышениеㅤ операционной эффективности;
б)ㅤ сокращениеㅤ общихㅤ иㅤ административныхㅤ расходов;ㅤ
в)ㅤ системаㅤ «экономикиㅤ масштаба»ㅤ иㅤ централизацияㅤ закупок;ㅤ
г)ㅤ оптимизацияㅤ операционнойㅤ платформыㅤ (внедрениеㅤ современныхㅤ ITㅤ решений;ㅤ активнаяㅤ интеграцияㅤ существующихㅤ аптек;ㅤ оптимизацияㅤ ассортиментногоㅤ плана;ㅤ контрольㅤ наличияㅤ товаровㅤ наㅤ полках;ㅤ эффективноеㅤ использованиеㅤ стратегийㅤ ценообразования);ㅤ
д)ㅤ расширениеㅤ услугㅤ иㅤ возможностейㅤ (уникальноеㅤ предложениеㅤ потребителю).
2.2ㅤ SWOTㅤ -ㅤ анализㅤ ОООㅤ «Валеофарм»ㅤ г.ㅤ Лискиㅤ
Дляㅤ тогоㅤ чтобыㅤ получитьㅤ яснуюㅤ оценкуㅤ силㅤ организацииㅤ иㅤ ситуацииㅤ наㅤ рынке,ㅤ существуетㅤ SWOT-анализ.ㅤ Данный анализㅤ -ㅤ этоㅤ однаㅤ изㅤ важнейшихㅤ диагностическихㅤ процедур,ㅤ используемыхㅤ консультационнымиㅤ фирмамиㅤ мира.ㅤ Кромеㅤ того,ㅤ ееㅤ можноㅤ иㅤ нужноㅤ рассматриватьㅤ какㅤ важнуюㅤ дляㅤ любойㅤ организацииㅤ бизнес-технологию,ㅤ технологиюㅤ оценкиㅤ исходногоㅤ состояния,ㅤ незадействованныхㅤ ресурсовㅤ иㅤ угрозㅤ деятельностиㅤ предприятия.ㅤ
Методикаㅤ SWOT-анализаㅤ - исключительноㅤ эффективный,ㅤ доступный,ㅤ дешевыйㅤ способㅤ оценкиㅤ состоянияㅤ проблемнойㅤ иㅤ управленческойㅤ ситуацииㅤ вㅤ организации.ㅤ Консультантыㅤ рекомендуютㅤ регулярно,ㅤ поㅤ крайнейㅤ мере,ㅤ разㅤ вㅤ годㅤ проводитьㅤ SWOT-анализㅤ деятельностиㅤ организацииㅤ собственнымиㅤ силамиㅤ руководстваㅤ фирмы.ㅤ Анализㅤ сильныхㅤ иㅤ слабыхㅤ сторон,ㅤ возможностейㅤ иㅤ угроз.ㅤ Анализㅤ производитсяㅤ сㅤ цельюㅤ изученияㅤ средыㅤ бизнеса,ㅤ правовыхㅤ условий,ㅤ сильныхㅤ иㅤ слабыхㅤ сторонㅤ своегоㅤ предприятияㅤ иㅤ предприятийㅤ -ㅤ конкурентов,ㅤ аㅤ такжеㅤ комплексногоㅤ взаимовлиянияㅤ рассматриваемыхㅤ факторов.ㅤ
Дляㅤ составленияㅤ SWOT-таблицыㅤ необходимоㅤ определитьㅤ слабыеㅤ иㅤ сильныеㅤ стороны,ㅤ возможностиㅤ иㅤ угрозы (таблица 1, таблица 2).ㅤ
Таблицаㅤ 1
Сильныеㅤ иㅤ слабыеㅤ стороныㅤ ОООㅤ «Валеофарм»
Сильныеㅤ стороны | Слабыеㅤ стороны |
1)ㅤ опытㅤ работыㅤ наㅤ рынкеㅤ; 2)ㅤ широкийㅤ ассортиментㅤ товараㅤ 3)ㅤ долговременные контракты с поставщиками 4)ㅤ гибкая дисконтная политика 5)ㅤ гарантияㅤ качестваㅤ лекарственныхㅤ препаратовㅤ 6)ㅤ высокийㅤ уровеньㅤ квалификацииㅤ персонала | 1) высокиеㅤ ценыㅤ наㅤ ЛП 2)ㅤ неактивнаяㅤ маркетинговаяㅤ политикаㅤ 3)ㅤ неудачноеㅤ расположениеㅤ аптекㅤ поㅤ сравнениюㅤ сㅤ конкурентамиㅤ 4)ㅤ неучастиеㅤ персоналаㅤ вㅤ принятииㅤ управленческихㅤ решенийㅤ 5)ㅤ слабаяㅤ мотивацияㅤ сотрудниковㅤ 6)ㅤ слабаяㅤ PRㅤ компанииㅤ 7) зависимостьㅤ отㅤ поставщика «Протек» |
Дляㅤ составленияㅤ SWOT-анализаㅤ возьмемㅤ 4ㅤ основныеㅤ сильныеㅤ иㅤ слабыеㅤ стороны.ㅤ
Сильныеㅤ стороны:ㅤ
а)ㅤ опытㅤ работыㅤ наㅤ рынкеㅤ
б)ㅤ широкийㅤ ассортиментㅤ товараㅤ
в)ㅤ рост числа постоянных клиентов
г)ㅤ долговременныеㅤ контрактыㅤ сㅤ поставщикамиㅤ лекарственныхㅤ средств.
Слабыеㅤ стороны:ㅤ
а)ㅤ неудачноеㅤ расположениеㅤ аптекㅤ поㅤ сравнениюㅤ сㅤ конкурентамиㅤ
б)ㅤ неактивнаяㅤ маркетинговаяㅤ политикаㅤ
в)ㅤ высокие цены на ЛП
г) зависимость от поставщика «Протек».
Таблицаㅤ 2
Возможностиㅤ иㅤ угрозыㅤ ОООㅤ «Валеофарм»
Возможности | Угрозы |
минимизацияㅤ аптекамиㅤ товарныхㅤ запасов;ㅤ возрастаниеㅤ профессионализмаㅤ потребителей. | нестабильностьㅤ национальнойㅤ валютыㅤ;; инфляционныеㅤ процессы; несовершенствоㅤ налогового законодательства. |
Возможности | Угрозы |
разорениеㅤ иㅤ уходㅤ фирм-продавцов;ㅤ неудачноеㅤ поведениеㅤ конкурентов;ㅤ изменениеㅤ рекламныхㅤ технологий;ㅤ повышениеㅤ входногоㅤ барьераㅤ наㅤ рынок; тенденцияㅤ отраслиㅤ кㅤ укрупнениюㅤ размеровㅤ аптечныхㅤ сетей. | ㅤ обострениеㅤ конкуренции; ㅤ ростㅤ безработицы;ㅤ; низкаяㅤ покупательнаяㅤ способностьㅤ населения;ㅤ изменениеㅤ уровняㅤ цен;ㅤ сбоиㅤ вㅤ поставкахㅤ продукции. |
Дляㅤ составленияㅤ SWOT-анализаㅤㅤ возьмемㅤ 4ㅤ возможностиㅤ иㅤ угрозы.ㅤ
Возможности:ㅤ
а)ㅤ возрастаниеㅤ профессионализмаㅤ потребителейㅤ
б)ㅤ неудачноеㅤ поведениеㅤ конкурентовㅤ
в)ㅤ тенденцияㅤ отраслиㅤ кㅤ укрупнениюㅤ размеровㅤ аптечныхㅤ сетейㅤ
г)ㅤ повышениеㅤ входногоㅤ барьераㅤ наㅤ рынок.ㅤ
Угрозы:ㅤ
а)ㅤ нестабильностьㅤ национальнойㅤ валютыㅤ
б)ㅤ ростㅤ безработицыㅤ
в)ㅤ изменениеㅤ уровняㅤ ценㅤ
г)ㅤ сбоиㅤ вㅤ поставкахㅤ продукцииㅤ
Рассмотревㅤ сильныеㅤ иㅤ слабыеㅤ стороны,ㅤ возможностиㅤ иㅤ угрозы,ㅤ теперьㅤ составимㅤ SWOT-анализаㅤ иㅤ сформируемㅤ стратегииㅤ дляㅤ каждойㅤ ситуации.ㅤ
Таблицаㅤ 3
SWOT-анализㅤ ОООㅤ «Валеофарм»
Возможности:ㅤ 1)ㅤ возрастаниеㅤ профессионализмаㅤ потребителейㅤ 2)ㅤ неудачноеㅤ поведениеㅤ конкурентовㅤ 3)ㅤ тенденцияㅤ отраслиㅤ кㅤ укрупнениюㅤ размеровㅤ аптечныхㅤ сетей | Угрозы:ㅤ 1) нестабильностьㅤ национальнойㅤ валютыㅤ 2) ростㅤ безработицыㅤ 3) изменениеㅤ уровняㅤ ценㅤ 4) сбоиㅤ вㅤ поставкахㅤ продукции | |
Сильныеㅤ стороны:ㅤ 1) опытㅤ работыㅤ наㅤ рынкеㅤ 2) широкийㅤ ассортиментㅤ товараㅤ 3) гибкаяㅤ дисконтнаяㅤ политикаㅤ 4) долговременныеㅤ контрактыㅤ сㅤ поставщикамиㅤ лекарственныхㅤ средств | ㅤБогатыйㅤ опытㅤ наㅤ рынкеㅤ даст возможность воспользоватьсяㅤ неудачнымㅤ поведениемㅤ конкурентовㅤ дляㅤ укрепленияㅤ своихㅤ позицийㅤ наㅤ фармацевтическом рынкеㅤ иㅤ расширитьㅤ своюㅤ долю.ㅤ Долговременныеㅤ контрактыㅤ сㅤ поставщикамиㅤ ЛПㅤ позволят сохранить тенденцииㅤㅤ кㅤ увеличениюㅤ долиㅤ на на рынке. | Благодаря наличиюㅤ опытаㅤ наㅤ рынке,ㅤ широкогоㅤ ассортиментаㅤа товаров,ㅤ гибкойㅤ дисконтнойㅤ политики,ㅤ аㅤ такжеㅤ долговременныхㅤ контрактовㅤ сㅤ поставщикамиㅤ можноㅤ противостоятьㅤ угрозамㅤ наㅤ рынкеㅤ таким,ㅤ какㅤ изменениеㅤ уровняㅤ ценㅤ иㅤ сбоиㅤ вㅤ поставках.ㅤ ㅤНаличие долговременных контрактовㅤ сㅤ поставщикамиㅤ иㅤ богатого опытаㅤ наㅤ рынкеㅤ можноㅤ противостоятьㅤ безработицеㅤ иㅤ неㅤстабильностиㅤ национальнойㅤ валюты. |
Слабыеㅤ стороны:ㅤ 1) высокиеㅤ ценыㅤ наㅤ ЛПㅤ 2) неактивнаяㅤ маркетинговаяㅤ политикаㅤ 3) слабаяㅤ мотивацияㅤ сотрудниковㅤ 4) зависимостьㅤ отㅤ «Протека» | Неактивнаяㅤ маркетинговаяㅤ политикаㅤ иㅤ высокиеㅤ ценыㅤ наㅤ ЛПㅤ неㅤ позволяютㅤ максимальноㅤ укрупнитьсяㅤ вㅤ регионах.ㅤ Зависимостьㅤ отㅤ «Протека»ㅤ неㅤ даетㅤ возможностьㅤ увеличитьㅤ долюㅤ рынка во времяㅤ неудачногоㅤ поведенияㅤ конкурентов. | Высокиеㅤ ценыㅤ наㅤ ЛПㅤ неㅤ позволяютㅤ боротьсяㅤ сㅤ нестабильностьюㅤ национальнойㅤ валюты.ㅤ Зависимостьㅤ отㅤ «Протека»ㅤ неㅤ позволяетㅤ боротьсяㅤ соㅤ сбоямиㅤ поставокㅤ лекарств. |
Таким образом, компания может самостоятельно определить свои сильные и слабые стороны и, установив вероятные угрозы и возможности, выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления конкурентоспособности аптечной организации.