лесная продукция (и продукты ее переработки): Древесная продукция, производимая в результате лесозаготовки, а также изготовляемая из нее продукция лесопильного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и мебельного производства.
Сертификация может быть: Групповая; и Индивидуальная.
В групповой могут участвовать:
¡ПО, ПТО, осуществляющие разные этапы прохождения лесной продукции и продуктов ее переработки (заготовку, транспортирование, переработку, упаковку, складирование, хранение, реализацию, обращение с отходами);
¡Организации, предоставляющие право другим организациям на производство или продажу ЛП и продуктов ее переработки;
¡Группы независимых юридических лиц.
При групповой сертификации ЛП и ПП договор заключается с каждым членом группы.Групповой СС выдается руководителю группы, остальным – его копия с указанием перечня и юридических адресов всех участников группы.
Результат ЛС ЛП и ПП – сертификат соответствия на ЛП и ПП, право маркировать знаком ЛС продукцию (тару, упаковку), эксплуатационную, товаросопроводительную документацию.
Правила идентификации лесной продукции и продуктов ее переработки:
1) представление заявки на сертификацию лесной продукции;
2) анализ документов системы идентификации продукции заявителя;
3) аудит идентификации лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения на каждом участке технологической цепи;
4) корректирующие мероприятия по устранению несоответствий идентификации лесной продукции требованиям ТКП 5.4.03;
5) рассмотрение результатов аудита и принятие решения о выдаче сертификата соответствия на лесную продукцию и продукты ее переработки по признаку происхождения (далее – сертификат соответствия), заключение соглашения по сертификации;
|
6) оформление и выдачу сертификата соответствия, соглашения по сертификации и другой документации, определенной условиями договора;
7) инспекционный контроль за сертифицированной по признаку происхождения лесной продукцией.
По усмотрению органа по ЛС акт анализа системы идентификации может быть объединен с актом аудита идентификации лесной продукции.Аудит идентификации лесной продукции предусматривает проверку соответствия специального учета и идентификации применяемых сырья и материалов, полученных или изготовленных из лесной продукции, происходящей из сертифицированных лесов.Аудит идентификации при групповой сертификации проводится не менее, чем в 1/3 от общего количества членов группы при условии, что за время действия сертификата аудиту будут подвергнуты оставшиеся члены группы.
Выводы предварительного аудита распространяются на всех членов группы.Акты по групповой сертификации раздаются: заявителю, всем членам группыи один остается у органа по ЛС.
При групповой сертификации проверка устранения выявленных несоответствий может проводиться как у членов группы, у которых были найдены несоответствия, так и у других членов группы.При положительном решении совета органа по сертификации ОпоС обеспечивает оформление сертификата соответствия и выдачу его заявителю.
При групповой сертификации соглашение по сертификации заключается с каждым членом группы.
Инспекционнеый контроль: Плановый и внеплановый. Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет ОпоС в соответствии с программой инспекционного контроля, но не менее 2 раз за срок действия сертификата.Допускается совмещение ИК за СЛУиЛП и ЛПиПП.Порядок проведения инспекционного контроля аналогичен порядку проведения сертификации системы лесоуправления и лесопользования, лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения. Результаты:Оставляет в действии, Временно приостанавливает, Отменяет сертификат.
|
На сертифицированную лесную продукцию и продукты ее переработки по признаку происхождения может наноситься Знак лесной сертификации. Знак лесной сертификации проставляется изготовителем Организация может применять Знак лесной сертификации в течение срока действия сертификатов соответствия.Место нанесения Знака лесной сертификации устанавливает изготовитель.Знак лесной сертификации может быть использован изготовителем продукции в рекламных целях (для простановки на канцелярских товарах, фирменных бланках, визитках и т. п.).Владелец сертификатов соответствия несет ответственность за неправильное применение Знака лесной сертификации.
Сертификация профессиональной компетентности персонала: инспекционный контроль сертифицированного персонала, приостановление, отмена и продление срока действия сертификата компетентности.
ИКза сертифицированным персоналом может быть плановым и внеплановым.ИКпроводится комиссией ОпоС, возглавляемой экспертом-аудитором.Периодичность проведения планового ИК указывается в ТНПА, которые устанавливают процедуру проведения сертификации персонала в определенной области деятельности.ОпоС проводит внеплановый ИК в случаях:
|
- поступления в орган по сертификации обоснованных претензий к выполнению обязанностей сертифицированным персоналом;
- неправомочного использования сертифицированным персоналом сертификата компетентности в рекламе, каталогах и т. д.
Программа и процедуры проведения ИК в зависимости от области деятельности специалистов определяются в ТНПА.В общем случае инспекционный контроль включает:
- анализ информации о результатах профессиональной деятельности;
- установление отсутствия значительного перерыва в деятельности сертифицированных специалистов (значительный перерыв означает отсутствие деятельности или изменение области деятельности в течение времени, указанного в ТНПА, которые устанавливают процедуру проведения сертификации персонала в определенной области деятельности);
- проверку прохождения обучения с целью повышения квалификации;
- проверку соблюдения сроков и результатов проверки состояния здоровья специалистов (при необходимости);
- анализ устранения несоответствий (при наличии), установленных при предыдущем ИК.
Результаты ИК оформляются актом, в котором проводят оценку результатов контроля и дают заключение о возможности сохранения (продления), приостановления или отмены действия выданного сертификата компетентности. Акт подписывается всеми членами комиссии и хранится в ОпоС.При положительных результатах ИК действие сертификата компетентности считается подтвержденным. При отрицательных результатах ИК ОпоС может приостановить либо отменить действие сертификата компетентности.
Основанием для приостановления либо отмены является:
- несоответствие персонала установленным в ТНПА требованиям к профессиональной компетентности персонала в определенной области деятельности;
- изменение (введение новых) ТНПА, устанавливающих требования к профессиональной компетентности персонала;
- сокрытие заявителем информации о недостаточной компетентности персонала, нарушении им требований НСПС РБ, правил и процедур осуществления работ в определенной области деятельности;
- неоднократное поступление обоснованных претензий к деятельности сертифицированного персонала;
- отрицательные результаты ИК;
- отказ заявителя от проведения ИК (или его оплаты);
- значительный перерыв в деятельности сертифицированных специалистов;
- заявление заявителя.
Решение о приостановлении действия сертификата компетентности принимается, если путем КМ, согласованных с ОпоС, заявитель может устранить обнаруженные несоответствия и их причины в сроки, согласованные с ОпоС.Решение об отмене действия сертификата компетентности принимается, если заявитель не может устранить обнаруженные несоответствия и их причины.
С целью возобновления действия сертификата компетентности:
Заявитель:разрабатывает КМ по устранению выявленных несоответствий и их причин и согласовывает их с ОпоС, обеспечивает выполнение КМ по устранению несоответствий и их причин, информирует ОпоС о выполнении КМ и их результативности;
Орган по сертификации:анализирует выполнение заявителем КМ
и при положительных результатах принимает решение о возобновлении действия сертификата компетентности и вносит информацию в реестр Системы.
При повторной сертификации персонала должна быть проанализирована информация о его деятельности после предыдущей сертификации.Не менее чем за 2 мес до истечения срока действия сертификата компетентности заявитель направляет в ОпоС заявку на продление срока действия сертификата компетентности.ОпоС рассматривает и анализирует полученные материалы и с учетом положительных результатов ИК принимает решение о возможности и процедурах продления срока действия сертификата компетентности.
О принятом решении ОпоС письменно сообщает заявителю в 2-недельный срок со дня получения заявки. В решении должно быть указано о возможности и процедурах продления срока действия сертификата компетентности, в том числе о необходимости сдачи квалификационного экзамена в сроки, указанные в ТНПА.
При положительном решении о продлении срока действия сертификата компетентности ОпоС в течение 10 дн принимает решение о продлении срока действия сертификата компетентности.Срок действия сертификата компетентности продлевается органом по сертификации на 3 года.
При отрицательных результатах квалификационного экзамена кандидат может обратиться на повторную сертификацию в сроки, указанные в ТНПА. Действие сертификата компетентности кандидата, не сдавшего повторно квалификационный экзамен, не продлевается, и проводится сертификация согласно требованиям данного ТКП.
При продлении срока действия сертификата компетентности ОпоС оформляет сертификат компетентности на новом бланке.Если заявитель предоставил повторную заявку на продление срока действия сертификата компетентности согласно требованиям настоящего технического кодекса, то регистрационный номер сертификата компетентности остается прежним.В случае, если заявитель предоставил заявку на продление срока действия сертификата компетентности по истечении сроков, установленных настоящим техническим кодексом, и срок действия предыдущего сертификата компетентности истек, то проводится сертификация и присваивается новый регистрационный номер сертификата компетентности.
146. Цели и принципы Национальной системы аккредитации Республики Беларусь. Объекты и субъекты аккредитации. ТНПА в области аккредитации. Организационная структура НСА и функции ее структурных элементов. Термины.
Аккредитация осуществляется в целях:
- подтверждения компетентности Юр. лиц РБ или иностранных юридических лиц в выполнении работ по ПС или проведении испытаний объектов ОС в определенной области аккредитации;
- обеспечения доверия заявителей на ПС, заявителей на проведение испытаний и потребителей продукции (работ, услуг) к деятельности АОпоС и АИЛ (центров);
- создания условий для взаимного признания результатов деятельности АОпоС и АИЛ (центров) на международном уровне.
Принципы аккредитации: Добровольность, открытость и доступность процедур аккредитации, обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по подтверждению соответствия. Объект: Компетентность юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия или проведении испытаний объектов оценки соответствия. Субъекты: уполномоченные государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь, Госстандарт), орган по аккредитации, аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры), заявители на аккредитацию.
Структура НСА РБ:
- Госстандарт: Соглашение о независимости и беспристрастности гарантирует невмешательство в деятельность по аккредитации. Разработаны мероприятия по устранению конфликта интересов при взаимодействии с предприятиями системы Госстандарта
- Технические комитеты: 8 технических комитетов по направлениям деятельности. В состав технических комитетов входят рабочие группы. Разработан график заседаний.
- Комиссия по апелляциям: создана Советом по аккредитации для обеспечения контроля соблюдения правил аккредитации в РБ.
- Совет по аккредитации: Добровольное объединение равного количества представителей заинтересованных сторон. Цель – оценка деятельности БГЦА, координация развития Национальной системы аккредитации.
- Технические эксперты
ТНПА в области аккредитации: ТКП 50.10–2011 Национальная система аккредитации Республики Беларусь. Порядок аккредитации. ТКП 50.15 Национальная система аккредитации Республики Беларусь. Порядок ведения реестра. СТБ 50.06-2006 Система аккредитации Республики Беларусь. Знак соответствия Системы аккредитации Республики Беларусь. Основные положения. СТБ ISO/IEC 17000-2008 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы и т.д.
Совет по аккредитации создан для обеспечения объективности и беспристрастности при разработке и реализации политики Национального органа по аккредитации и функционирует во исполнение международных требований в сфере аккредитации, в том числе требований СТБ ISO/IEC 17011.Основными задачами Совета являются:
- выработка политики и рекомендаций по вопросам развития Национальной системы аккредитации Республики Беларусь;
- координация реализации политики Национального органа по аккредитации;
- оценка деятельности Национального органа по аккредитации;
контроль обеспечения беспристрастности деятельности Национального органа по аккредитации;
- рассмотрение вопросов по разработке правовых актов, ТНПА и других документов в области аккредитации.
Численность Совета не регламентируется.В состав Совета входят представители Национального органа по аккредитации и Национального органа по оценке соответствия РБ.
Белорусский государственный центр аккредитации (БГЦА): Цели:
- осуществляет работы по аккредитации как независимая, третья сторона в соответствии с международными принципами,
- стремится удовлетворять ожиданиям своих клиентов, которые надеются, что аккредитация приведет в результате к росту их технической компетентности и качества предоставляемых услуг, а также повысит доверие к результатам оценки соответствия, выдаваемых этими организациями.
Задачи:
- способствовать постоянному развитию НСА в РБ в соответствии с международными нормами и критериями. Соблюдать требования стандарта ISO/IEC 17011 и придерживаться международных норм в сфере аккредитации.
- осуществлять оценку и аккредитацию недискриминационно, обеспечивая беспристрастность, объективность и честность своей деятельности. Обеспечивать своим клиентам доступ к необходимой информации, касающейся процедур оценки и аккредитации.
- прилагать усилия для признания за рубежом результатов аккредитации БГЦА на основе международных соглашений в заявленной области. Развивать сотрудничество с ОпоА зарубежных стран для обмена опытом работы и необходимой информацией.
- обеспечивать актуальность базы информационных данных об аккредитованных организациях и доступность ее для общества, соблюдая конфиденциальность соответствующей информации.
БГЦА проводит работы, связанные только с аккредитацией, и не предоставляет консалтинговые услуги и консультирование органов по оценке соответствия. Работы по аккредитации БГЦА осуществляет на основе хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, заинтересованными в аккредитации.
аккредитация - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является подтверждение компетентности юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия или проведении испытаний объектов оценки соответствия;
аккредитованная испытательная лаборатория (центр) - юридическое лицо Республики Беларусь или иностранное юридическое лицо, аккредитованные для проведения испытаний объектов оценки соответствия в определенной области аккредитации;
аттестат аккредитации - документ, удостоверяющий компетентность юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия или проведении испытаний объектов оценки соответствия в определенной области аккредитации;
заявитель на аккредитацию - юридическое лицо Республики Беларусь или иностранное юридическое лицо, обратившиеся с заявкой на аккредитацию;
область аккредитации - сфера деятельности, в которой аккредитованному органу по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центру) предоставлено право на выполнение работ по подтверждению соответствия или проведение испытаний объектов оценки соответствия;
147. Правила аккредитации: общие положения. Национальный орган по аккредитации Республики Беларусь и его полномочия. Права и обязанности заявителей на аккредитацию
Правила аккредитации:регламентируют процедуры и иные вопросы аккредитации, в том числе правила аккредитации юридических лиц Республики Беларусь или иностранных юридических лиц, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности при выполнении работ по сертификации, испытаниям, проведению межлабораторных сличительных испытаний, инспекции, а также калибровке, поверке, государственным испытаниям, метрологической аттестации средств измерений.
В НСА РБ аккредитацию осуществляет орган по аккредитации Республики Беларусь - республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный центр аккредитации», подчиненное Госстандарту (далее - Национальный орган по аккредитации).
НОпоА осуществляет аккредитацию юридических лиц РБ или иностранных юридических лиц, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности при выполнении работ в области ОС и обеспечения единства измерений.
Аккредитация предусматривает:
- оценку компетентности заявителя на аккредитацию с целью первичной аккредитации;
- оценку компетентности заявителя на аккредитацию, получившего аттестат аккредитации с целью подтверждения и продления аккредитации;
- оценку компетентности аккредитованного субъекта с целью аккредитации в дополнительной области аккредитации;
- актуализацию области аккредитации аккредитованного субъекта с целью внесения изменений в аттестат аккредитации;
- выдачу, внесение изменений и (или) дополнений, продление срока действия, приостановление действия, прекращение действия, возобновление действия, выдачу дубликата аттестата аккредитации с прилагаемой к нему областью аккредитации;
- проведение мероприятий по контролю за выполнением аккредитованным субъектом требований по аккредитации (далее - периодический контроль с оценкой на месте и мониторинг).
Расходы по осуществлению мероприятий, связанных с процедурами аккредитации, включая реализацию методов наблюдения и контроля с целью получения объективных свидетельств поддержания аккредитованным субъектом своей компетентности на должном уровне, несет заявитель на аккредитацию и аккредитованный субъект.
Все документы в сфере аккредитации оформляются на русском или белорусском языке. Документы заявителя на аккредитацию, выполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский или белорусский язык. Допускается оформление аттестата аккредитации и прилагаемой к нему области аккредитации на иностранных языках.
Полномочия НОпоА:
- осуществляет аккредитацию юридических лиц РБ и иностранных юридических лиц по их заявке;
- осуществляет периодический контроль с оценкой на месте и мониторинг за деятельностью аккредитованных субъектов на основании соглашения с аккредитованным субъектом;
- осуществляет международное сотрудничество по аккредитации в пределах своей компетенции;
- устанавливает процедуры и разрабатывает планы работ по аккредитации, в том числе проведения мониторинга;
- привлекает экспертов по аккредитации, подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений, технических экспертов и других специалистов к участию в работе по аккредитации;
- организовывает сравнительные испытания и сличения результатов поверки и калибровки средств измерений, контрольные испытания для лабораторий, наблюдения-оценки (для органов по сертификации);
- осуществляет выдачу, внесение изменений и (или) дополнений, продление срока действия, приостановление действия, прекращение действия, возобновление действия, выдачу дубликата аттестата аккредитации с прилагаемой к нему областью аккредитации;
- проводит работы по аккредитации как независимая третья сторона в соответствии с международными принципами и требованиями НСА, осуществляет оценку компетентности недискриминационно, обеспечивая беспристрастность, объективность, компетентность при принятии решений по аккредитации;
- не допускает разглашения сведений, составляющих коммерческую или иную тайну (;
- ведет реестр Национальной системы аккредитации;
- осуществляет аттестацию экспертов по аккредитации, включая привлекаемых технических экспертов;
- обеспечивает соблюдение порядка применения знака соответствия НСА в сертификатах, протоколах и отчетных документах.
Права заявителей:
- обратиться в Национальный орган по аккредитации с заявкой о проведении предварительной оценки компетентности, о предоставлении аккредитации, о подтверждении и продлении аккредитации, о предоставлении аккредитации в дополнительной области аккредитации, о приостановлении, прекращении, возобновлении аккредитации, о проведении актуализации материалов аккредитации;
- подать заявление о выдаче, внесении изменений и (или) дополнений, продлении срока действия, приостановлении действия, прекращении действия, возобновлении действия аттестата аккредитации, о выдаче дубликата аттестата аккредитации;
- пользоваться знаком аккредитации;
- обжаловать в Нац. орган по аккред-ии действия его сотрудников;
Обязанности:
- принимать и оплачивать работы (услуги), связанные с аккредитацией, подтверждением и продлением аккредитации и т.д;
- принимать и оплачивать работы (услуги), проводимые в отношении их, включая периодический контроль с оценкой на месте, с применением наблюдений-оценок (для органов по сертификации и т.д.;
- принимать и оплачивать работы (услуги) по выдаче, внесению изменений и (или) дополнений, продлению срока действия аттестата аккредитации, по выдаче дубликата аттестата аккред-ии;
- соблюдать акты законодательства РБ, регулирующие отношения в сфере аккредитации, а также соблюдать требования ТНПА;
- не позже даты получения аттестата аккредитации заключать с НпоА соглашение с аккредитованным субъектом, не позднее месяца заключать новое соглашение с НпоА в случае изменения его установленной формы;
- обеспечивать конфиденциальность, компетентность, беспристрастность, объективность и независимость от коммерческих и других интересов и отношений при проведении работ в области аккредитации, прилагаемой к аттестату аккредитации;
- заявлять о своей аккредитации только в отношении работ, на которые распространяется область аккредитации;
- ссылаться на аттестат аккредитации в пределах приложенной к нему области аккредитации;
- не ссылаться на область аккредитации в части ее приостановления, прекращения, а также не использовать знак аккредитации в данных случаях;
- представить не позднее пятнадцати дней со дня получения выписки из решения технической комиссии по аккредитации свой аттестат аккредитации и прилагаемую к нему область аккредитации для внесения изменений и (или) дополнений, проставления отметок о действии аттестата аккредитации;
- обеспечивать беспрепятственный доступ представителям НпоА, включая привлекаемых экспертов, к информации, документам и записям, помещениям, оборудованию, необходимым для оценки компетентности заявителя при проведении аккредитации, мониторинга, периодического контроля с оценкой на месте, с применением наблюдений-оценок (для органов по сертификации), межлабораторных сравнительных испытаний и сличений результатов поверки и калибровки средств измерений, контрольных испытаний (для лабораторий), повторных оценок, повторных экспертиз документов, иных мер наблюдения и контроля, в том числе организовывать условия, необходимые для их проведения, оказывать им иное необходимое содействие;
- участвовать в межлабораторных сравнительных испытаниях и сличениях результатов поверки и калибровки средств измерений (для лабораторий), наблюдениях- оценках (для органов по сертификации) по всем направлениям области аккредитации в период предоставленного срока действия аттестата аккредитации;
- устранять выявленные несоответствия критериям аккредитации в предписанные сроки.