ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




 

Вопросы к экзамену

 

1. Понятие экспериментальной психологии. Предмет и задачи.

2. Основные этапы развития экспериментальной психологии.

3. Проблемы и традиции экспериментальной психологии на современном этапе развития науки.

4. Методология психологического исследования. Уровни методологии.

5. Общенаучные, общепсихологические и специальные принципы экспериментально-психологического исследования.

6. Классификация и общая характеристика методов современной психологии (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн).

7. Научное исследование: особенности, принципы, типы, этапы.

8. Критерии истинности научного знания: принципы верифицируемости и фальсифицируемости.

9. Этапы психологического исследования (на примере конкретного исследования).

10. Виды психологических гипотез. Психологические гипотезы, проверяемые в эксперименте.

11. Способы организации психологического исследования. Формирование выборки.

12. Методы обработки и интерпретации данных психологического исследования.

13. Психология психологического эксперимента.

14. Эксперимент как основной метод эмпирического исследования в психологии и как нормативный метод эмпирической проверки психологических гипотез.

15. «Золотой фонд» современной экспериментальной психологии: анализ и оценка конкретных экспериментов (не менее 5-7).

16. Экспериментальные эффекты и способы их контроля.

17. Виды эксперимента, их преимущества и факторы, нарушающие их валидность.

18. Мысленные образцы экспериментов: «безупречный», «идеальный», «бесконечно долгий», «полного соответствия».

19. Экспериментальные переменные: виды, характеристика, контроль.

20. Психологическое измерение. Психологические шкалы.

21. Типы эмпирических данных. «L», «Q», «T» данные.

22. Планирование, организация и проведение эксперимента. Основные этапы планирования эксперимента.

23. Планирование эксперимента как средство повышения валидности. Виды валидности.

24. Проблема повышения надежности и валидности эксперимента. Угрозы внутренней валидности эксперимента. Контроль смешений в психологическом эксперименте.

25. Классификация экспериментальных планов. Доэкспериментальные планы и их разновидности.

26. Классификация экспериментальных планов. Экспериментальные планы и их разновидности.

27. Классификация экспериментальных планов. Квазиэкспериментальные планы и их разновидности.

28. Квазиэксперимент: понятие, общая характеристика, особенности, проблемы контроля.

29. Корреляционный подход и экспериментальное исследование.

30. Психогенетические исследования как разновидность квазиэксперимента.

31. Кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.

32. «Архивный» метод психологического исследования. Разновидности метода.

33. Метод контент-анализа как разновидность «архивного» метода. Сущность, процедуры.

34. Метод анализа продуктов деятельности.

35. Проективный метод как способ изучения личностных особенностей: понятие, общая характеристика.

36. Биографический метод в психологии. Психологическая автобиография, психобиография, каузометрия.

37. Общая характеристика неэкспериментальных методов.

38. Общая характеристика метода наблюдения как основного метода психологии.

39. Психологическое наблюдение как метод и методика. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований.

40. Виды психологического наблюдения.

41. Проблемы и объективные трудности использования метода наблюдения в психологических исследованиях.

42. Планирование и организация наблюдения: требования, проблемы социально-психологической практики.

43. Типичные ошибки наблюдения.

44. «Поведенческий портрет» по данным наблюдения: сбор данных, требования к ведению дневника, к составлению портрета. Опыт применения

45. Методика Р.Бейлза как реализация метода наблюдения процесса взаимодействия человека в дискуссии. Опыт применения.

46. Общая характеристика опросных методов в психологии.

47. Метод беседы в психологии: особенности, требования, правила.

48. Пятишаговая модель консультационной беседы (Г.С.Абрамова)

49. Интервью как метод психологического исследования.

50. Анкетирование: требования к организации конкретного исследования, этапы разработки, виды вопросов.

51. Активные методы психологии. Применение активных методов в обучении.

52. Активные методы: аутогенная тренировка.

53. Активные методы: социально-психологический тренинг.

54. Активные методы: психодрама

55. Игровая терапия как метод психотерапии.

56. Арт-терапия как метод психотерапии и ее разновидности.

57. Психосемантические методы. Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда.

58. Герменевтический метод в психологии.

59. Метод экспертных оценок в психологии: сущность, особенности, проблемы.

60. Общая характеристика и научная оценка метода теста.

 

Задачи

Внимательно прочтите следующие краткие описания экспериментов и ответьте на следующие вопросы:

1. Определите вид эксперимента.

2. Что выступало в роли гипотезы исследования?

3. Что выступало в роли независимой переменной? Имела ли она по крайней мере два уровня выраженности, или использовались две группы: экспериментальная и контрольная? Если нет, мож­но говорить об ошибке планирования эксперимента?

4. Является ли независимая переменная субъектной переменной или она варьировалась самим экспериментатором?

5. Что оценивалось в качестве зависимой переменной? Как измеря­лась зависимая переменная?

6. В случае с использованием двух уровней независимой переменной обеспечивалась ли идентичность условий для всех групп, за исключением экспериментального воздействия?

7. Какой тип планирования эксперимента был использован?

8. Предложите свой вариант планирования эксперимента.

9. Допускал ли исследователь ошибки (и если да, то какие) при планировании, проведении эксперимента, формулировании выводов по результатам исследования?

10. Можно ли считать выводы по результатам исследования научно обоснованными?

11. Проанализируйте этическую сторону проведенного исследования.

12. Какие еще вопросы вы можете предложить?

 

1. Опознание преступников по показаниям очевидцев считается важной социальной и психологической проблемой. С целью ее изу­чения экспериментатор решил инсценировать преступление в при­сутствии свидетелей, а затем попросить их описать внешность пре­ступника. Эксперимент проводился в помещении кафе быстрого питания, все работники которого тщательно прорепетировали ин­сценировку преступления. Роль преступника исполнил профессио­нальный актер, который вошел в кафе, вытащил незаряженный пистолет и потребовал все наличные деньги из кассы. Он приказал служащим не вызывать полицию и, уходя, прокричал: «Первый, кто осмелится выйти на улицу, отправится на тот свет!» Сразу же после ухода грабителя в кафе появились исследователь и его помощ­ники с опросником, который они раздали посетителям. Вопросы касались внешности грабителя, наличия у него оружия и сказанных им слов. Затем всем посетителям показывали несколько фотогра­фий и просили их указать грабителя. После заполнения опросника с каждым посетителем была про­ведена завершающая беседа, в которой обсуждались важные соци­альные и психологические вопросы. Была предусмотрена возмож­ность проведения дополнительной беседы и консультирования, но ни один испытуемый ею не воспользовался.

Прокомментируйте эксперимент с этической точки зрения. Спланируйте эксперимент, который позволил бы оценить то, как свидетели опознают преступника, без той степени обмана, которая была использована в этом исследовании.

2. Предметом исследования экспериментатора были черты личнос­ти испытуемых, показавших высокие результаты в тесте на экстра­сенсорное восприятие (ESP). Суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить участников («приемников») описать, что было изображено на специальной ESP карточке, которую в этот момент рассматривал другой человек («передатчик»). Карточки предъявля­лись в случайном порядке, и «передатчик» был полностью изоли­рован от «приемников». Несколько «приемников» показали высо­кие результаты, но их личностные характеристики не отличались от характеристик остальных членов группы. Тем не менее, эксперимен­татор посчитал, что ему удалось обнаружить группу участников, ис­ключительно чувствительных к получению ESP-сигналов, поэтому он провел с этими испытуемыми четыре дополнительных экспери­мента. В первых трех экспериментах участники показали результа­ты, значительно более высокие, чем те, которые можно было бы объяснить случайным угадыванием, но в четвертом результаты группы были не лучше, чем при случайном угадывании. В обзоре результатов экспериментатор решил указать результаты только пер­вых трех экспериментов, объясняя результаты четвертого экспери­мента усталостью «передатчика» и/или «приемника».

Что в этом исследовании можно принять за методическую про­блему? В чем состоит этическая проблема данного исследования?

3. Психолог-экспериментатор в сотрудничестве с баскетбольным тренером решили проверить влияние знаний о процессе моторного научения и визуальной обратной связи на формирование навыка. В качестве испытуемых привлекались игроки в баскетбол и обычные студенты колледжа. Экспериментальной задачей было кидание дротиков в специальную мишень. В одной экспериментальной серии, как только испытуемый совершал бросок, освещение в помещении гасло и, таким образом, метатель не мог видеть результатов броска. В другой экспериментальной серии свет продолжал гореть. По окончании эксперимента всем участникам выдавался длинный опросник, который проверял их знания кинестетических механизмов двигательных навыков. Спортсмены бросали дротики лучше студентов в обоих случаях: при наличии визуальной обратной связи (свет горел) и отсутствии визуальной обратной связи (темнота после броска), но хуже выполнили письменное задание. Все груп­пы показали в метании лучшие результаты при наличии визуальной обратной связи, чем при ее отсутствии, взаимодействие перемен­ных между собой было несущественным. Экспериментаторы заключили, что моторный навык не улучшается при более углублен­ном изучении кинестетической теории, но не улучшается и путем знания результатов броска. Верен ли этот вывод, и если верен, то почему?

4. Психолог обратил внимание, что последствием ядерной катастрофы в Чернобыле явилось, в частности, ощутимое возрастание случаев внебрачного секса среди тех, кто подвергся действию радиоактивного выброса. Некоторые люди, которых он интервьюировал, рассказали об оргиях и других эксцентричных формах сексуальной активности, последовавшей за чернобыльской катастрофой. Психолог сделал вывод, что в радиоактивном выбросе может быть найден неизвестный возбуждающий фактор. Он послал заявку на грант, чтобы проверить эту гипотезу на материале опытов с крысами.

5. Экспериментатор планировала проверить гипотезу о том, что мужчины имеют больший творческий потенциал, чем женщины. Она также предположила, что мужское превосходство в креативно­сти прямо связано с влиянием высокой самооценки. При наборе испытуемых использовался факторный план 2 х 2, в котором одной переменной был пол, а другой – высокая или низкая связь с само­оценкой. Самооценка стимулировалась посредством того, что одну половину испытуемых предупредили, что экспериментальная зада­ча была тестом на измерение интеллекта и что их оценки будут вы­вешены на стенде в бюллетене (высокая связь с самооценкой). Дру­гой половине участников сообщали, что на самом деле проверяется надежность предлагаемого теста и что они могут не указывать свои фамилии в ответных листах (низкая связь с самооценкой). В каче­стве оценки креативности использовался тест «Необычное исполь­зование предметов», где испытуемому давалось одно название объекта (например, «молоток») и он должен был перечислить за 5 минут максимально возможное число необычных применений объекта. По 25 мужчин и 25 женщин участвовали в каждой из двух сессий эксперимента (высоко- и низкосвязанной с самооценкой). Мужчины были членами старшего курса службы подготовки офицеров резерва (ROTC), а женщины – уча­стницами Женского студенческого университетского союза. Двумя использованными объектами были: 1) армейский компас и 2) разводной ключ. Испытуемым давалось по 5 минут на каждый объект, результаты показали, что количественное значение способов необычного применения для двух объектов у мужчин было в среднем равно 4,1 при слабой стимуляции самооценки и 7,6 при сильной стимуляции самооценки. Значения для женщин были в среднем 3,2 при слабой стимуляции самооценки и 2,4 при высокой стимуляции. Так как и главный эффект влияния самооценки, и эффект взаимодействия пола и самооценки были статистически значимы, экспериментатор сочла, что ее гипотеза в достаточной степени подтвердилась.

6. Клинический исследователь изучал, что является лучшим способом диагностирования проблем душевнобольных пациентов и определения длительности пребывания их в госпитале: клинические интервью или результаты объективных тестов. Эксперимент прово­дился среди больных, поступающих в крупную психиатрическую клинику. С одной группой проводились личные интервью студента­ми, изучающими клиническую психологию, каждому из них при­ходилось интервьюировать шестерых пациентов, затрачивая на че­ловека от одного до двух часов. В другой группе 60 пациентам давалась батарея стандартизированных психологических тестов, и за­тем тестовые результаты интерпретировались тремя клиническими психологами, имеющими многолетний опыт интерпретации клини­ческих тестов. Каждый из них интерпретировал данные 20 пациентов. Все проводящие эксперимент должны были выделить основную проблему каждого пациента и распределить испытуемых по диагностическим категориям (например, хроническая шизофрения, реактивная шизофрения). Также нужно было предсказать, как долго пациент будет находиться в госпитале до наступления улучшения, достаточного для выписки. Результаты продемонстрировали, что интервью дали 67% точности в предсказании диагностической категории и 22% в предсказании срока содержания в клинике. Группа тестов дала 83% точности в предсказании диагностической категории и 65% в предсказании срока пребывания в клинике. Эк­спериментатор заключил, что интервью имеет сомнительную цен­ность как в диагностике, так и в предсказании срока пребывания, и его использование в клинической практике нецелесообразно.

7. Некий чиновник Христианского союза молодых людей (YMCA) в маленьком городе разыскивал све­дения для подтверждения эффективности своей программы воспи­тания будущих лидеров. Он собрал прошлые оценки группового лидерства и взял данные тех мальчиков, кто не являлся членом YMCA, для сравнения их с данными тех, кто прошел тренинговый курс в этой организации. Затем исследователь сравнил показатели у этих двух групп: статус, которого добились эти молодые люди к настоящему времени, размер жалованья и так далее – и обнаружил, что группа членов YMCA достигла намного большего. Он зак­лючил, что это должно быть приписано влиянию его программы.

8. С целью определения эффективности лекарственной терапии больных шизофренией курсом уколов хлорпромазина двое клини­ческих исследователей случайным образом отобрали 20 больных, поступивших с обострением шизофрении в госпиталь душевных расстройств. Пациентов просили проранжировать несколько сти­мулов по шкале порядка, например, упорядочить восемь стимулов по весу. Предлагалось несколько однотипных задач. Исследовате­ли воспользовались внутригрупповым планом эксперимента, в ко­тором все испытуемые в первой экспериментальной серии выпол­нили задания после введения раствора салина (плацебо), а затем выполнили такие же задания вновь через несколько часов, после инъекции хлорпромазина. Результаты показали, что меньшее чис­ло ошибок больные сделали после впрыскивания хлорпромазина, что убедило исследователей в большей адекватности этой лекар­ственной терапии для когнитивных функций данного типа паци­ентов.

9. Группа исследователей предположила, что крысы, трениру­емые для бегов, станут двигаться значительно быстрее, если будут получать в пищу в добавление к дневному рациону 20%-ный ра­створ сахарозы. В качестве контрольной группы предлагалось ис­пользовать крыс, получающих только обычный дневной рацион. Сотня крыс породы «майский цветок» («mayflower») прибыла из Плимутрокского питомника (известного в бизнесе крысиных бегов как питомник «селекции крыс») и была случайным образом поде­лена на две равные группы. Пятьдесят крыс получали нормальный рацион при обычных беговых тренировках, другие 50 получали подкормку сахарозой (в порядке, определяемом подбрасыванием монетки). Вторая группа крыс бегала быстрее, чем первая, что подтверждало гипотезу о повышении активности крыс вследствие добавления сахара в рацион. Исследователи обобщили результаты на школьниках начальных классов, которые должны получать в до­полнение к пище кусочки концентрированного сахара.

10. Некая ассоциация, представляющая полицию Нью-Джерси, сообщила, что у тех офицеров полиции, которые исполь­зовали радары для слежения за скоростью водителей, частота забо­леваемости раком необычно высока. Ассоциация подала иск против администрации штата, утверждая, что уровень заболеваний раком у полицейских офицеров, использовавших эти радары, на 18% выше, чем у представителей группы служащих государственной парковочной службы, которые были отобраны в целях сравнения. Сравниваемые выборки были уравнены на основе таких характери­стик, как уровень образования, возраст, пол и длительность служ­бы. Выборки были достаточно большими: 283 офицера полиции и 231 работник парковок. Что доказывает этот случай?

11. Для оценки эффекта влияния экспериментального лекарст­венного средства (Remoh) на лечение шизофрении был использо­ван факторный план 2 х 3. В исследовании участвовали пациенты, относящиеся к двум категориям: 1) недавно помещенные в част­ную клинику душевных расстройств и 2) пациенты, помещенные в эту клинику по крайней мере два года назад. Все испытуемые ранее не подвергались госпитализации. Пациентам назначался один из трех курсов ежедневного приема Remoh: 3 грамма в день; 6 граммов в день; 9 граммов в день. Пациенты из двух категорий были случай­ным образом разнесены по трем группам с различным дозирова­нием лекарства. Всего каждая из шести экспериментальных групп состояла из 20 пациентов. Дополнительно к дозированию лекарст­венного препарата экспериментаторы также еженедельно замеряли степень наличия или отсутствия у пациента симптомов шизофре­нии. Через два месяца был обнаружен очень небольшой процент улучшения у пациентов из группы «старожилов» клиники (10%) не­зависимо от получаемой ими дозы лекарства. Но примерно половина недавно поступивших пациентов показала улучшение состояния вне зависимости от уровня дозировки лекарства. Исследователи сделали вывод, что: 1) Remoh эффективен только для вновь посту­пивших пациентов, но не для хронических случаев, и 2) дозировка в количестве 3 граммов ежедневно достаточна для максимальной эффективности препарата.

12. Эксперимент был спланирован для проверки гипотезы о том, что высокий уровень возбудимости в большей мере способствует ре­шению простой задачи, чем низкий уровень возбудимости. Гипо­теза также содержала утверждение, что для сложной задачи будет обнаружен противоположный результат: низковозбудимые испыту­емые научатся выполнять ее быстрее. Для операционального опре­деления возбудимости экспериментатор использовал оценки по шкале возбудимости (Manifest Drive Scale). Двенадцать человек, по­лучивших высокие оценки по этой шкале (высоковозбудимые), и 20 человек, получившие низкие оценки (низковозбудимые), полу­чили сложную задачу для научения. Низковозбудимая группа спра­вилась с задачей скорее, чем высоковозбудимая группа, и экспери­ментатор заключил, что его гипотеза была верна.

13. Психолог спланировал исследование для определения, могут ли люди с высоким кровяным давлением научиться регулировать свой уровень артериального давления, используя технику биологи­ческой обратной связи. Каждый испытуемый был снабжен устрой­ством, регистрирующим уровень его кровяного давления. Затем ему давалась обратная связь в виде звукового тона, который стано­вился тише с понижением артериального давления испытуемого и звучал громче, как только оно повышалось. Испытуемым была дана инструкция стараться сохранить этот тон настолько тихим, на­сколько возможно. В десяти получасовых сессиях с использовани­ем биологической обратной связи участвовали пятеро испытуемых с высоким уровнем кровяного давления. Все пятеро к концу деся­той сессии значительно снизили свое артериальное давление, и ис­следователь заявил об успехе метода.

14. Заголовок одной газетной статьи гласил: «Сигареты-ле­денцы дурно влияют на детей», а в самой заметке содержались дан­ные о том, что дети, приобретающие конфеты в форме сигарет, намного более склонны впоследствии к курению, чем дети, их не покупающие. Исследование показало, что учащиеся седьмого клас­са, приобретавшие сигареты-леденцы, по крайней мере, в два раза более склонны пробовать настоящие сигареты, чем учащиеся, ни­когда не покупавшие таких леденцов. Результаты исследования бы­ли столь яркими, что сотрудники Министерства образования соби­рались наложить запрет на продажу леденцов в форме сигарет, потому что, как они утверждали, сигареты-леденцы вызывают ку­рение у школьников. Исследование также показало, что в семьях, где один или оба родителя курили, дети были более склонны поку­пать сигареты-леденцы и в прошлом несколько раз пытались ку­рить. Была ли оправдана реакция чиновников Министерства обра­зования?

15. Во время Второй мировой войны исследователь проверяла предположение о том, что наказание является более эффективным методом научения людей, чем вознаграждение. Заданием, которое она выбрала для проверки этой гипотезы, была идентификация неприятельских и союзнических самолетов. Экспериментатор распредилила испытуемых перед радаром, на экране которого вспыхивали силуэты вражеских и союзнических самолетов; экспозиция каждого изображения была очень краткой (1с). Как только в поле зрения появлялся какой-либо силуэт, человек должен был отреагировать нажатием на одну из двух кнопок, помеченных как «враг» или «друг». Каждый испытуемый участвовал в эксперименте по 2 часа в течение пяти дней подряд. В первый день, после предъявление каждого стимула, участникам давалась обратная связь: сообщалось, были ли они точны в своем выборе или ошиблись. Начиная со второго дня, участники случайным образом распределялись в одну из двух групп. В группе А испытуемые получали по 10 центов после каждого узнавания и не наказывались в случае ошибки. В группе Б каждый участник получал электрический удар после каждой ошиб­ки, но не получал ничего в случае правильного распознавания. Эта процедура продолжалась на протяжении третьего и четвертого дня. Пятый день был задуман как проверочный, и люди продолжали участвовать в тех же самых процедурах, исключая то, что они не получали никакого вознаграждения, наказания или обратной связи. Число точных опознаний для 100 предъявленных силуэтов рассмат­ривалось как показатель эффективности каждого метода обучения. Некоторое выбывание испытуемых в течение пяти дней преду­сматривалось; через пять дней группа А не досчиталась около 5% первоначально набранных испытуемых, группа Б – около 35% уча­стников. Результаты показали, что из 100 тестовых проб, предъяв­ленных испытуемым на пятый день, количество точных ответов у группы А было 80, а у группы Б – 92. Различие между этими значе­ниями было статистически значимо. Экспериментатор заключила, что гипотеза подтвердилась, и укрепилась во мнении, что все учеб­ные программы должны базироваться на методе наказания.

16. Исследовательницу попросили провести экспресс-обзор в трех больших городах для того, чтобы обнаружить, какие политические источники или проблемы особенно важны для избирателей. Результаты обзора некий политический деятель предполагал использовать для планирования собственной предвыборной кампании. Исследовательница случайным образом отобрала имена из телефонного справочника и опросила всех тех избирателей, до которых она успела дозвониться между 9 часами утра и 5 часами вечера в понедельник и вторник. Результаты были тщательно проанализированы и представлены политику с утверждением, что они являлись валидной репрезентацией мнений избирателей трех городов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: