Упражнение на синхронизацию движения пальцев




ПРОВЕРКА НАСТРОЙКИ ГИТАРЫ

П

осле того, как вы настроили гитару, проверить её настройку можно по звучанию ДО МАЖОРНОГО аккорда. Ноты из этого аккорда, при тщательно отстроенной гитаре, звучат благозвучно, в полном согласии друг с другом (консонанс) и без каких-либо резких звуков, вызывающих ощущение несогласованного звучания (диссонанс). Приобретя некоторый исполнительский опыт, вы, безусловно, научитесь отличать стройно звучащий аккорд от его противоположности.

Поставьте ДО МАЖОРНЫЙ аккорд и сыграйте его, проведя большим пальцем правой руки по всем струнам. Прислушайтесь. Если услышите в звучании аккорда диссонанс, то попытайтесь выявить фальшивящую струну. А выявив, – подстройте её.

Внимание! Ощущение несбалансированного звучания часто возникает на гитарах с металлическими струнами, когда один из пальцев давит на струну с усилием, значительно превышающим необходимый предел. В результате звучание этой струны повышается, разрушая согласованность звуков аккорда. При игре на синтетических струнах этот эффект наблюдается в очень малой степени.

ПЕРВОЕ УПРАЖЕНИЕ

Упражнение на синхронизацию движения пальцев

Н

овое упражнение на синхронизацию движения пальцев является, практически, повторением предыдущего упражнения. Только играть нужно будет теперь от VI-го лада.

Поскольку место 1-го пальца будет находиться теперь на VI-м ладу, установим подушечку большого пальца левой руки, примерно, напротив VI-го лада. А затем, поставим пальцы левой руки на третью струну, каждый палец – на свой лад: 1-й палец на VI-й лад, 2-й палец – на VII-й лад, 3-й – на VIII-й лад, 4-й палец – на IX-й лад. Далее, не изменяя положения кисти по отношению к грифу, а, просто, чуть больше подогнув пальцы, переставим их сначала на вторую, а затем и на первую струну. Проверим положение левой руки: а) локоть свободно опущен вниз (не прижимается к корпусу гитариста, и не отводится в сторону); б) ладонь не приближается к грифу и параллельна ему; в) пальцы стоят на первой струне «молоточками», практически так, как это было при игре на третьей струне.

Ранее неоднократно упоминалось, что свободные от игры пальцы нависают точно над той струной, на которой вы играете, выстраиваясь над ней, как по линейке. Причём, на одинаковом от неё удалении. Когда вы подготавливаетесь к исполнению, выполнение этого условия даётся легко, но, как только пальцы включаются в работу, тотчас же возникают проблемы. Пальцы, особенно 4-й, почему-то, самопроизвольно начинают удаляться от струны на расстояние, значительно превышающее необходимое, и удержать их вблизи струны не представляется никакой возможности. Это непроизвольное, неконтролируемое движение говорит об излишнем напряжении руки. Как только вы перестанете держать кисть в напряжении и научитесь перераспределять нагрузку на пальцы, перенося её с неработающих пальцев на рабочие, самопроизвольный подъём тут же прекратится. Давайте воспользуемся тем, что движения пальцев в левой руке пока ещё не слишком быстрые и ещё раз поговорим о технике постановки пальцев на гриф и их снятии с грифа (применительно к текущему упражнению).

Все основополагающие моменты действий пальцев левой руки уже были изложены в двух предыдущих уроках. Но не зря говорят, что повторение – мать учения. Поэтому потрудитесь прочитать весь следующий материал со всем доступным вам вниманием и добросовестностью.

Постановка пальцев. Упражнение на синхронизацию движений пальцев, начинается с открытой струны. Затем наступает черёд 1-го пальца. Так вот, при постановке 1-го пальца появляется соблазн включить в работу так же и большой палец левой руки, надавив им на гриф одновременно с 1-м пальцем. Не делайте этого, кроме нарушения параллельности ладони левой руки по отношению к грифу и скованности кисти, не получите ничего. Роль большого пальца, при извлечении одиночных звуков, – пассивна. Большой палец выполняет здесь роль фиксатора, предотвращающего отклонение грифа за спину во время работы пальцев, и только. Продолжим разговор о 1-м пальце. Быстрым движением опустим его на гриф и прижмём струну. Но сделать это надо так, чтобы остальные пальцы остались совершенно незакрепощенными. Добиться этого не так трудно, как кажется. Вы можете убедиться в этом, быстро-быстро «постучавшись» (из положения, когда все пальцы находятся над струной) 1-м пальцем в гриф. Как видите, если, не напрягая руку, заставить двигаться один только 1-й палец, его постановка и снятие будет происходить легко и просто, без значительных мышечных усилий. Вот, точно так же, быстро и свободно, и нужно действовать им во время исполнения упражнения. Только, поставив 1-й палец, следует, не ослабляя давления (вплоть до момента постановки следующего, 2-го пальца), удержать его на грифе. Играем восемь нот на 1-м пальце, а затем, не снимая его с грифа, ставим 2-й палец. Теперь, поскольку будет звучать нота, прижимаемая 2-м пальцем, надавливаем именно на 2-й палец, сняв с остальных пальцев всю нагрузку. Играем восемь нот и, не снимая со струны 1-го и 2-го пальцев, ставим 3-й палец. Надавим только на 3-й палец, полностью сняв нагрузку с остальных пальцев. Играем восемь нот и, не снимая со струны 1-го, 2-го, 3-го пальцев, ставим 4-й палец. Теперь надо перенести давление уже на 4-й палец, сняв всю нагрузку с остальных пальцев. Играем восемь нот на 4-м пальце.

Огромное значение при игре имеет сила давления, которую вы используете, прижимая струну к грифу. Важно найти то оптимальное усилие, которого окажется достаточным для получения чистого звука, ту золотую середину, меньше которой нельзя (иначе ноты не будут звучать чисто), а больше – не нужно (ибо излишнее усилие приведёт к закрепощению кисти, и, как следствие, к ограничению подвижности пальцев).

При постановке пальцев наблюдается одна распространённая ошибка. Поставив палец на струну, и добившись нормального звучания, некоторые учащиеся, не удовлетворяясь этим, повторным, более мощным движением, дожимают струну к грифу. Но зачем, ведь звук и так был чистым?! Это вторичное, совершенно ненужное движение очень хорошо заметно, так как, излишнее усилие заставляет прогибаться пальцы, нарушая правильную их конфигурацию (о конфигурации вы прочтёте ниже), и ухудшая, таким образом, качество звучания. И, если даже изменения конфигурации пальцев не происходит, не делайте этого, ничего, кроме снижения беглости пальцев, вы не добьётесь.

Снятие пальцев. Со снятием пальцев проблем обычно больше, но их можно избежать с помощью умелого перераспределения нагрузки с пальцев, не используемых в данный момент для извлечения звука, на пальцы, находящиеся в работе. Остановились мы на том, что поставили 4-й палец на струну и сыграли восемь нот. Теперь на струне стоят четыре пальца одновременно, но давление оказываем только на 4-й палец, а кисть и остальные пальцы в достаточной степени расслаблены. Снимаем 4-й палец и надавливаем на 3-й палец, сняв нагрузку с кисти и остальных пальцев, но, продолжая удерживать их на своих местах. Вы обратили внимание, что снятый 4-й палец находится сейчас на минимальном удалении от струны, и вам не хочется поднять его выше? – Этот успех необходимо закрепить, и при снятии 3-го пальца оставить его, как и снятый ранее 4-й палец, на минимальном удалении от струны, причём, на одинаковом удалении. Сделать это удастся, если нагрузка будет перенесена на 2-й палец, а кисть – не напряжена. Сыграв восемь нот на 2-м пальце, снимаем его. Надавливаем теперь только на 1-й палец, убрав нагрузку с остальных, свободных от игры пальцев, но, продолжая удерживать их минимальном удалении от струны. Сыграв восемь нот на 1-м пальце, снимаем его и играем открытую струну. А, только что снятый со струны 1-й палец, встаёт в один ряд со снятыми ранее пальцами, нависая над струной на том же самом уровне, что и остальные пальцы.

Конфигурация пальцев левой руки. При условии правильной постановки левой руки, конфигурация пальцев округла, а последние фаланги (на которых находятся ногти) встают на гриф «молоточками» (то есть, под углом 900 по отношению к плоскости грифа). Подобную конфигурацию пальцев, при игре на одной струне, нужно соблюдать всегда, потому что это положение является основным для этого вида техники. А изменение данной конфигурации, при исполнении некоторых других приёмов игры на гитаре, следует рассматривать, скорее, как исключение, нежели, чем правило. Поэтому, пока вы ещё не приобрели устойчивый исполнительский навык, необходимо постоянно следить за изгибом пальцев. Особенно в начале описываемого упражнения, пока вы играете открытую струну, а пальцы просто нависают над ней. В этот момент, некоторые пальцы стремятся распрямиться, нарушив рабочий изгиб (чаще всего этим «грешит» 3-й палец). А нарушение правильного изгиба грозит тем, что во время постановки, палец опускается не на струну, а между струнами. И тогда, учащемуся требуется остановка, чтобы водворить палец на струну, восстановив его рабочее положение (если не сделать этого, струна окажется не плотно прижатой и чистого звука не будет).

Вторая распространённая ошибка, связанная с изменением изгиба пальцев, появляется, иногда, при снятии пальцев со струны. Вместо того, чтобы после снятия остаться над струной, в непосредственной к ней близости, палец (как правило 4-й), стремиться прижаться к ладони. Результатом этого неоправданного действия является снижение скорости движения пальцев. Ведь для того, чтобы воспользоваться этим пальцем прямо сейчас, нужно, вначале, восстановить его рабочий изгиб, и только затем направить на извлечение звука. Понятно, что на это потребуется время, которого, иной раз, может и не оказаться. Как избежать нарушения конфигурации пальцев? – Во-первых, нужно перестать держать руку в напряжении. А во-вторых, проследить за тем, чтобы та часть пальца, которой вы прижимаете струну к грифу, находилась бы всегда над той струной, на которой вы сейчас играете.

Место сгибания пальцев. Хотя мы и определяли место сгибания пальцев левой руки на прошлом занятии, проделаем это ещё раз. Ибо, раз речь зашла о технике движения пальцев, следует упомянуть все аспекты, влияющие на извлечение звука. Место сгибания пальцев определим опытным путём. Расставьте пальцы левой руки (на любой струне), начиная от VI-го лада, из расчёта, каждый палец – на свой лад, и прижмите ими струну. Теперь, одним только 1-м, согнутым «молоточком» пальцем, «постучитесь» в гриф, стремясь делать это достаточно быстро и свободно, с каждым ударом «припечатывая» струну к грифу. Восстановите стартовое положение и «постучитесь» в гриф 2-м пальцем, оставив остальные на месте. Восстановите стартовое положение и поработайте одним только 3-м пальцем. Восстановите стартовое положение и поработайте одним только 4-м пальцем. Как видите, каждый из пальцев совершает легкие и стремительные движения, удаляясь от струны лишь на необходимое, причём, незначительное расстояние, и, главное, не изменяя при этом своей конфигурации. Полученное, в результате этого опыта движение, можно считать идеальным, и рекомендовать всем исполнителям, независимо от того, на каком струнном инструменте они играют.

Хотя, демонстрация рациональности движения пальцев и принесёт несомненную пользу, целью этого опыта, являлось, всё же, определение места сгибания пальцев. Присмотревшись к движениям пальцев, можно с уверенностью сказать, что местом сгибания пальцев является сустав, разделяющий кисть и пальцы. Но, ведь и пальцы правой руки, при извлечении звука, сгибаются в том же самом суставе. А, если вспомнить ещё и об одинаковом изгибе больших пальцев на левой и правой руке, можно сделать вывод, что ключевые моменты в постановке обеих рук – одни и те же. Вот они: а) большой палец прямой; б) указательный, средний, безымянный пальцы сгибаются только в суставе, разделяющем кисть и пальцы, и сохраняют при игре округлую конфигурацию; в) ладонь – параллельна гитаре (левая рука – по отношению к грифу, а правая – по отношению к струнам или верхней деке). Зная эти закономерности и имея чёткое представление о работе пальцев, вы сможете избежать многих ошибок в освоении техники игры на гитаре.

Ниже представлена схема упражнения, где: а) точки, находящиеся на равномерном удалении другу от друга, символизируют ровный отсчёт долей; б) цифры «1, 2, 3, 4» и буквы «и» – ваш собственный счёт; в) буквы «i », «m » – аппликатура правой руки. Сыграв упражнение, как показано на схеме, на первой струне (цифра «1» в кружочке со сплошной линией, длящейся на протяжении всей схемы), то же самое нужно сыграть на второй, третьей, четвёртой, пятой, шестой струне (переходя на каждую новую струну точно на счёт «Раз»). А затем в обратном порядке – до первой струны.

 

 

 

Разучив упражнение на синхронизацию движения пальцев от VI-го лада в очень медленном темпе, повышайте скорость исполнения до тех пор, пока не сыграете его настолько быстро, насколько позволяет подвижность пальцев правой руки. Прошу учесть, что, несмотря на предельно высокую скорость чередования пальцев правой руки, коей вам предстоит добиться, пальцы левой руки движутся пока ещё очень медленно. Но, в последующих упражнениях скорость их возрастёт многократно, и следить за точностью попадания пальцев на струну (что во многом зависит от правильной конфигурации пальцев) будет уже некогда. Поэтому, используйте время, отведённое для изучения простых, пока что, упражнений, разумно, подмечая и исправляя недостатки в технике исполнения, добиваясь автоматизма действий и, конечно, контролируя качество звуков.

Ежедневная норма этого упражнения – два круга (одним кругом следует считать исполнение упражнения с первой струны – по шестую, и обратно – до первой), по два цикла на каждой струне: (0, 1, 2, 3, 4, 3, 2, 1); (0, 1, 2, 3, 4, 3, 2, 1). Но, если вы хотите сократить время обучения, эта норма может (и должна) быть увеличена.

 

 

Д

ля определения оптимального положения левой руки в момент постановки СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда, снова воспользуемся знакомым нам упражнением – упражнением на синхронизацию движения пальцев. Именно оно позволит занять левой руке положение, одинаково удобное, как для исполнения аккордов, так и звуков, находящихся на одной, отдельно взятой струне, – приёмов игры, наиболее распространённых в классической гитаре. Итак, наиболее выпрямленный, по сравнению с другими пальцами, 3-й палец (который и определяет, собственно, положение руки), находится в этом аккорде на шестой струне. Поэтому, поставим ВСЕ пальцы левой руки на ШЕСТУЮ СТРУНУ, так, как вы делали это в упражнении на синхронизацию движения пальцев: 1-й палец – на VI-й лад, 2-й – на VII-й лад, 3-й – на VIII-й лад и 4-й – на IX-й лад. Далее, НЕ НАРУШАЯ сложившегося положения, «сгоним» левую руку (не отрывая пальцев от шестой струны, а, только ослабив давление на неё) в начало грифа, так, чтобы 1-й палец оказался на I-м ладу, 2-й палец – на II-м ладу, 3-й палец – на III-м ладу, а 4-й палец – на IV-м ладу. Далее, снимем все пальцы, кроме 3-го. Далее, НЕ ИЗМЕНЯЯ положения руки и конфигурации 3-го пальца, а, лишь чуть больше подогнув 2-й и 1-й пальцы, поставим 2-й палец на пятую струну на II-й лад и 1-й палец на первую струну на I-й лад. СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд готов. Проверим его постановку:

3-й палец – шестая струна III-й лад (нота СОЛЬ);

2-й палец – пятая струна II-й лад (нота СИ);

1-й палец – первая струна I-й лад (нота ФА);

Четвёртая (нота РЕ), третья (нота СОЛЬ) и вторая струна (нота СИ) – открытые.

Поставили? – Запомните его. На первых порах вам нужно выучить только постановку аккорда и название. Учить ноты, входящие в его состав, не надо. А, почему этот аккорд имеет именно такое название, и почему состоит именно из этих нот, вы узнаете позже – сейчас в этом нет необходимости.

Чтобы добиться качественного звучания аккорда, при его постановке нужно соблюдать ряд правил:

1. Пальцы, надавливая на струны своими верхушками (6-й урок " Первое упражнение), стоят «молоточками» и не касаются соседних, более тонких струн. Если касание всё же происходит, попробуйте приблизить ладонь к грифу, или изменить точку соприкосновения пальца и струны.

2. Большой палец левой руки (конкретней – подушечка большого пальца) находится, примерно, напротив 1-го пальца, а линия суставов большого пальца – почти перпендикулярна грифу (или параллельна ладовым порожкам) (Рис.1)). В случае нарушения этого положения, остальные пальцы вынужденно изменяют правильный угол по отношению к плоскости грифа и, «заваливаясь», касаются соседних струн, лишая их чистого тона звучания.

3. Пальцы левой руки не соприкасаются друг с другом и располагаются, по возможности, параллельно ладовым порожкам (Рис.2). Если, из недостаточной длины руки, сделать этого не удаётся, нужно немного приподнять головку гитары – ставить аккорд станет удобней. На рисунке №3 показано неверное положение пальцев. Видите, пальцы «повалены» в сторону головки гитары так, что 1-й палец средним суставом касается нижнего порожка? Старайтесь избегать подобного крена даже в том случае, если при таком наклоне пальцев ноты аккорда звучат чисто.

4. Надавливать на гриф, во время прижатия к нему струн, следует с одинаковой силой (но не более, чем это необходимо для получения чистого звука), с двух сторон, помогая себе большим пальцем левой руки. Но, внимание, участвующие в исполнении аккорда пальцы, при этом, не изменяют своей конфигурации (часто этим грешит 3-й палец, который, при увеличении силы нажима, стремиться прогнуться в среднем суставе, нарушая своё округлое очертание).

Сыграйте аккорд, проведя большим пальцем правой руки по всем струнам. Обнаружив фальшивящую ноту, постарайтесь разобраться в причинах её некачественного звучания. Причин может быть несколько: А) Возможно, палец неплотно прижимает струну. В этом случае, давление пальца на струну должно быть увеличено; Б) Возможно, палец прижимает струну не своей верхушкой, а местом, расположенным ближе к середине подушечки. В этом случае, палец следует поставить «молоточком»; В) Возможно, палец поставлен на ладовый порожек. В этом случае, палец должен быть установлен в границах лада, в промежутке от одного ладового порожка – до другого; Г) Возможно, поставленные на гриф пальцы, мешают свободному колебанию соседних, более тонких струн. Это, часто, происходит из-за неспособности 1-го пальца оттянуться к первой струне самостоятельно, без изменения положения 2-го и 3-го пальцев. И если, при постановке этого аккорда, пятая и четвёртая струна не звучат как положено, попробуйте, не снимая с грифа 3-го и 2-го пальцев (и не изменяя их конфигурации), потренировать постановку 1-го пальца. Цель этого действия – увеличение эластичности связок между 1-м и 2-м пальцем. Когда должная гибкость будет достигнута, постановка этого, весьма популярного аккорда, не будет вызывать никаких проблем.

Сыграв аккорд, дождитесь, когда его звуки смолкнут сами по себе (не задребезжат и оборвутся внезапно, в результате ослабления давления пальцев на струну, а, именно, плавно затухнут). Если этого не произошло и дребезжащие или «ватные» звуки всё-таки появились (в любом отрезке, от момента возникновения звука – до момента затухания), играйте аккорд столько, сколько будет необходимо для достижения приемлемого результата.

Внимание! Следующее упражнение исполняется на базе только что изученного, СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда. Поэтому, приступать к нему можно только тогда, когда проблемы с качеством звучания СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда будут полностью решены.

 

 

ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Д

анное упражнение состоит из нот, входящих в состав СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда. Поэтому, прежде, чем приступить к его исполнению, поставьте СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд на гриф, а, поставив, не снимайте до конца упражнения.

Арабскими цифрами обозначена аппликатура левой руки. Римскими цифрами – номер лада, на который ставится тот или иной палец левой руки. Над штилями нот – аппликатура правой руки. Цифрой в кружочке обозначен номер струны. Столь подробная аппликатура поможет вам ориентироваться в тексте, ведь, к изучению нот, прижимаемыми пальцами левой руки, мы ещё не приступали.

Размер упражнения – двенадцать «восьмых», значит считать, чтобы играть под собственный ровный счёт, нужно до двенадцати – «восьмыми»: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать», возобновляя этот счёт с каждым новым тактом.

Упражнение, за исключением последнего такта, написано «восьмыми» длительностями, и ведём отсчёт долей размера мы так же «восьмыми». Следовательно, звучание каждой исполняемой ноты должно совпасть с определённой цифрой вашего ровного счёта (при отсчёте «восьмыми», как вы знаете, произносятся одни только цифры, без буквы «и»). А, поскольку счёт по определению ровный, то и расстояние между звуками, в любом месте упражнения (и тогда, когда вы играете на какой-либо одной паре струн, и тогда, когда большой палец переходит на соседнюю струну), так же должно быть одинаковым (смотрите схему, на которой показано распределение длительностей нот по цифрам отсчёта долей размера).

 

 

 

 

Обратимся к тексту. По ритмическим параметрам и смыслу движений пальцев правой руки это упражнение схоже с упражнением из пятого урока. А разница между ними заключается в том, что указательный и средний пальцы правой руки, в этом упражнении, постоянно действуют на первой струне и никуда с неё не уходят. А большой палец работает со второй струны по шестую и обратно, исполняя по четыре ноты на каждой струне. Дойдя до предпоследнего такта упражнения, последуем указаниям знака «реприза» и сыграем весь текст (с первого такта) заново и, теперь уже, до самого конца, вместе с последним тактом.

В последнем такте нужно сыграть СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд (а, напоминаю, поставив этот аккорд в начале упражнения, вы должны удерживать его до конца), проведя большим пальцем правой руки от шестой струны – до первой, так, чтобы звуки аккорда почти слились бы воедино (стрелка, направленная вверх, с буквой «р» в основании, указывает именно на это). Кроме аккорда, имеющего «половинную» с точкой длительность, вы можете видеть так же и паузу «половинной» с точкой длительности. Точки, поставленные с правой стороны от нот или пауз, указывают на продление их длительности на определённую величину. Тему, посвящённую разрешению этого вопроса («Нота с точкой»), мы будем подробно изучать в 17-м уроке, а пока выдерживайте звучание аккорда столько, сколько сочтёте нужным – для последнего такта упражнения продолжительность звучания последней ноты – не принципиальна.

Большой палец, в этом упражнении, при исполнении шестой струны, удаляется от остальных пальцев на значительное расстояние. Такое удаление для вас пока непривычно. Тем не менее, эта игровая ситуация является нормальной и к ней необходимо привыкнуть. Поэтому фрагмент упражнения, в котором большой палец работает на шестой струне, следует отрабатывать отдельно, пытаясь преодолеть ощущение возникающей неловкости. Будьте бдительны и не пропустите момент возможного нарушения техники исполнения. Рассмотрим наиболее распространённые технические огрехи:

ü Указательный палец, вместо того, чтобы сохранять своё перпендикулярное положение по отношению к струне (в данном случае к первой), стремится сместиться левей (если смотреть на правую руку при игре), под подушечку большого пальца. Надо сдерживать это стремление и не позволять пальцу отклоняться от нормального положения. В противном случае и остальные пальцы, постепенно, займут неверное положение по отношению к струнам и извлечение качественного звука будет поставлено под угрозу;

ü Кисть, вместо того чтобы оставаться неподвижной, по отношению к той струне, на которой работают указательный и средний пальцы, следует за большим пальцем, то вверх, то вниз, продолжая любое его движение. Неподвижная кисть и самостоятельный большой палец, – вот что обеспечит успех дела. Справиться с задачей, направленной на обеспечение неподвижности кисти, будет легче, если играть негромко;

ü Большой палец, при извлечении звука на шестой струне, не сохраняет свою конфигурацию, сгибаясь во втором, нерабочем суставе. Большой палец должен сгибаться при помощи только одного сустава, сустава, расположенного между кистью и пальцем, сохраняя свою конфигурацию независимо от исполняемой струны;

ü Большой палец, кроме струны, подлежащей исполнению, касается так же и других струн, извлекая посторонние звуки. Привыкайте играть аккуратно – звучать должны только те ноты, что написаны.

Не факт, что описанные недостатки могут оказаться у вас, но, тем не менее, примите их к сведению, устранив саму возможность их появления.

Обратите внимание на группировку нот в тексте. В каждой фигуре – три ноты, что указывает на трёхдольность расстановки акцентов. Поэтому, при игре, следует выделять, едва заметным увеличением громкости, первую ноту их трёх (то есть, первую ноту каждой группы). Сделать это будет несложно, так как, каждая первая нота из трёх исполняется большим пальцем, звук от которого, по определению, должен быть громче звука, извлекаемого остальными пальцами.

Разучив упражнение и добившись уверенного и безошибочного исполнения, можно внести в него разнообразие, играя большим пальцем не со второй струны, как написано, а с первой (большим пальцем, и в классической гитаре и во «Фламенко», играют, в том числе, и на первой струне). Только, чтобы удобней было действовать большим пальцем, придётся немного «осадить» запястье. Однако, при переходе на вторую, третью струну, нормальный изгиб запястья должен быть восстановлен. Привыкнув играть с первой струны – до первой (круг), вновь внесите разнообразие, и играйте, начиная с шестой струны.

К следующему уроку, упражнение, невзирая на подстерегающие вас трудности, должно быть сыграно безукоризненно с технической точки зрения, при этом очень быстро, ровно, и безошибочно.

 

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

А

льтерация (от латинского altero – изменять). Поэтому и знаки, с которыми вы сейчас познакомитесь, называются знаками альтерации (смотрите таблицу), то есть, знаками, изменяющими высоту звучания ноты.

Для записи звуков, как вы знаете, используют семь нот – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Это основные ноты, каждая из которых, в зависимости от октавы, имеет собственное место на нотном стане и, как следствие, на гитарном грифе. Но, при помощи знаков альтерации, место основной ноты на гитарном грифе, может быть временно изменено, что, естественно, повлечёт за собой изменение высоты звука. В этом случае, нота, из основной, превращается в альтерированную (то есть, изменённую), а общее количество нот, используемых для записи и исполнения музыки, возрастает многократно.

Любой знак альтерации, всегда и без всяких исключений, пишется с левой стороны от ноты, и никак не влияет, ни на её положение на нотном стане, ни на протяжённость звучания.

При произношении названия альтерированных нот, в первую очередь произносится название ноты, а затем добавляется название знака альтерации.

Диез – по выш ает звучание ноты на половину тона (половина тона на гитаре – это расстояние между соседними ладами) (смотрите тему «Тон, полутон» из 7-го урока)).

Правила применения знака «диез» рассмотрим на примере ноты ФА (пишется на пятой линии нотного стана, прижимается на первой струне на I-м ладу), которую вы играли в упражнении на базе СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда (Рис.А1). Ни одной ноты, кроме нот открытых струн, вы ещё не изучали, поэтому давайте на секунду отвлечёмся от нашей темы и попытаемся понять, а почему, собственно, нота, написанная на пятой линии нотного стана, называется ФА, и почему прижимается именно в этом месте грифа? – Чтобы ответить на эти вопросы, нужно, для начала, припомнить ближайшую, к этой ноте, открытую струну снизу. Для ноты, расположенной на пятой линии нотного стана, таковой, без сомнения является открытая первая струна (ни одна другая открытая струна, как видно из рисунка А2, нам не подходит). Значит и наша нота должна исполняться на первой струне (это правило действует для нот, расположенных с I-го – по V-й лад включительно). И, если известная нам нота открытой первой струны (МИ) пишется между четвёртой и пятой линией нотного стана, то нота, название и адрес (номер струны, номер лада) которой мы пытаемся определить, находится на следующей, более высокой ступеньке и, следовательно, является следующей по названию нотой, то есть, нотой ФА. Теперь, когда известно, на какой струне исполняется искомая нота и как она называется, по системе «Тон, полутон» выясним на каком ладу её нужно прижать. Между нотами МИ (0-й лад) и нужной нам нотой ФА – половина тона (смотрите тему «Тон, полутон» из 7-го урока), а половина тона на гитарном грифе – это расстояние между соседними ладами. Следовательно, нота ФА на первой струне должна прижиматься на I-м ладу (Рис.А3).

Продолжаем тему «Знаки альтерации». Если, следом за нотой ФА, написать точно такую же ноту, а с левой стороны поставить знак «диез» (Рис.А1), то нота будет называться уже ФА ДИЕЗ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой ФА, на половину тона выше, то есть, напервой струне на II-м ладу (напоминаю, что повышение – это движение от головки гитары в сторону конца грифа (смотрите тему «Тон, полутон» из 7-го урока)).

Обратите внимание, с появлением знака «диез», написание ноты ФА не изменилось. Она, как писалась, так и пишется на пятой линии нотного стана. «Диез» поменял лишь место прижатия этой ноты на грифе и, как следствие, высоту её звучания.

Бемоль – по ниж ает звучание ноты на половину тона.

Правила действия «бемоля» рассмотрим на примере ноты СОЛЬ (пишется под второй добавочной линией снизу, прижимается на шестой струне на III-м ладу) (Рис.Б1)). Но, прежде, давайте выясним, почему нота, написанная под второй добавочной линией снизу, называется СОЛЬ и почему прижимается именно в этом месте грифа. Если ниже искомой ноты, ближайшей к ней открытой струной является шестая струна (а, ни одна другая струна под эти требования не подпадает, поскольку, как видно из рисунка Б2, все они располагаются выше искомой ноты), то и интересующая нас нота исполняется на шестой струне (это правило действует для нот, расположенных с I-го – по V-й лад включительно). А, зная, что нота открытой шестой струны называется МИ, нетрудно выяснить название нужной нам ноты. Рассуждать будем так: – «Если нота МИ пишется под третьей добавочной линией снизу, то следующая по названию нота – ФА должна записываться на соседней, более высокой ступеньке, то есть на третьей добавочной линии снизу. А, если нота ФА пишется на третьей добавочной линии снизу, то следующая по названию нота – СОЛЬ находится ещё на одну ступеньку выше, то есть, под второй добавочной линией снизу». Таким образом, интересующая нас нота называется СОЛЬ и прижимается на шестой струне. Теперь, по системе «Тон, полутон», определим место прижатия ноты СОЛЬ на шестой струне, то есть, номер лада. Нота МИ (открытая шестая струна) – 0-й лад. За нотой МИ, по порядку, следует нота ФА. Между нотами МИ и ФА – половина тона, а половина тона на гитарном грифе – это расстояние между соседними ладами, значит, ноту ФА нужно прижимать на I-м ладу. За нотой ФА, по порядку, следует искомая нота – СОЛЬ. Между нотами ФА и СОЛЬ – один тон, а один тон на гитарном грифе – это расстояние через лад, поэтому ноту СОЛЬ следует прижимать на III-м ладу. Таким образом, нота, написанная под второй добавочной линией снизу, называется СОЛЬ и исполняется на шестой струне на III-м ладу (Рис.Б3).

Продолжаем тему «Знаки альтерации». Если, следом за нотой СОЛЬ написать точно такую же ноту, и с левой стороны поставить знак «бемоль» (Рис.Б1), то нота будет называться уже СОЛЬ БЕМОЛЬ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой СОЛЬ, на половину тона ниже, то есть, на шестой струне на II-м ладу (напоминаю, что понижение – это движение от конца грифа в направлении головки гитары (смотрите тему «Тон, полутон» из 7-го урока)).

Прошу обратить внимание так же на то, что с появлением знака «бемоль», написание ноты СОЛЬ не изменилось. Она, как находилась, так и продолжает находиться под второй добавочной линией нотного стана. «Бемоль» поменял лишь место прижатия этой ноты на грифе и, как следствие, высоту её звучания.

Бекар (буквально – отказ) – знак отмены предыдущих знаков альтерации.

Прекращает, отменяет действие «диезов» и «бемолей» (а так же, дублей, но, об этом чуть позже), восстанавливая звучание ноты в её основном виде. Попробуем отменить «диез» и «бемоль» у нот, изменённых с помощью этих знаков ранее.

Рассмотрим рисунок под буквой «В». Первая нота – ФА ДИЕЗ (первая струна, II-й лад), а следующая нота – ФА БЕКАР. «Бекар» – отменяет действие «диеза» и нота ФА становится теперь обычной нотой, такой, какой была до своего изменения «диезом». Таким образом, местом прижатия ноты ФА БЕКАР является первая струна, I-й лад.

Рассмотрим рисунок под буквой «Г». За нотой СОЛЬ БЕМОЛЬ (шестая струна, II-й лад) следует нота СОЛЬ БЕКАР. «Бекар» отменяет предыдущий знак альтерации, и нота СОЛЬ, из альтерированной, превращается в обычную, ничем не изменённую ноту, адресом которой, независимо от приставки в виде слова «бекар», является: шестая струна III-й лад.

Таким образом, знак «бекар» уместно расценивать не только как знак, отменяющий действие предыдущих знаков альтерации, но и как знак, утверждающий, что нота, возле которой он поставлен, «чистая», не изменённая ни одним знаком альтерации. Прошу принять эту информацию к сведению, и относится к «бекарам», необоснованно, казалось бы, находящимся в тексте, спокойно. Их постановка, пусть даже и не всегда мотивированная, продиктована заботой об исполнителе, и служит простым напоминанием, что ноту, изменённую когда-то «диезом» или «бемолем», следует играть теперь как ноту обычную, не альтерированную.

Внимание! Знаки «диез» и «бекар» внешне схожи, хорошенько запомните как они выглядят, чтобы не спутать их в нотном тексте.

Дубль-диез – двойной «диез», а раз двойной, то по выш ает звучание ноты на один тон (один тон на гитаре – это расстояние через один лад) (смотрите тему «Тон, полутон» из 7-го урока)).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: