Вариант 3
Номер зачетной книжки: 93/18
Выполнила студентка 2 курса
28 группы
Кутуева З.И
kutueva12000@mail.ru
Пермь 2020 г.
Содержание
1. Медицина катастроф - это? Служба медицины катастроф РФ - функциональная система РСЧС, которая состоит из ….? Санитарно-экономические и медико-санитарные последствия катастроф. Условия, влияющие на особенности организации медицинского обеспечения населения в ЧС.............................................3
2. Центры медицины катастроф МЗ РФ. Центры медицины катастроф МЗ РФ (муниципальные) – предназначение, задачи, организационно-штатная структура, резерв медицинского имущества.....................................................................................4
3. Служба медицины катастроф МЧС РФ.......................................................................5
4. Силы и средства постоянной готовности (штатные) службы медицины катастроф МЧС РФ..............................................................................................................................6
5. Силы и средства (формирования) нештатные службы медицины катастроф МО РФ........................................................................................................................................7
6. Особенности организации снабжения медицинским имуществом в ЧС.................7
7. Особенности организации медицинского обеспечения населения при землетрясениях. Порядок оказания первой помощи, первичной медико-санитарной помощи, доврачебной, врачебной, специализированной (Кто? Когда? Где?).............9
8.Источники информации...............................................................................................13
1. Медицина катастроф - это? Служба медицины катастроф РФ - функциональная система РСЧС, которая состоит из ….? Санитарно-экономические и медико-санитарные последствия катастроф. Условия, влияющие на особенности организации медицинского обеспечения населения в ЧС
|
Медицина катастроф – это отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений, возникших в результате чрезвычайной ситуации, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации чрезвычайной ситуации.
Служба медицины катастроф – неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, обеспечивающими своевременное оказание медико–санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это комплексная характеристика чрезвычайных ситуаций (ЧС), определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения.
Включает: величину и характер возникающих санитарных потерь; потребность пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне (районе) ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне (районе) ЧС и прилегающих к ней районах и др.
При указанных чрезвычайных ситуациях возникают своеобразные факторы, которые в той или иной степени влияют на медицинское обеспечение пораженных, обусловливают особенности деятельности лечебно-профилактических учреждений и эвакуации пораженных. При землетрясениях имеют место разрушения не только жилых домов, зданий различного предназначения, но и зданий, где размещаются медицинские учреждения, нарушаются системы водоснабжения, отопления, энергоснабжения, транспортные коммуникации, системы связи. Вместе с тем, в этих условиях все же имеется возможность приблизить медицинскую помощь к пораженным за счет развертывания подвижных медицинских формирований в зоне (районе) поражения (разрушения). Кроме того, пораженные при определенных условиях могут находиться непродолжительное время в этой зоне после оказания медицинской помощи.
|
Совсем по-иному влияют на лечебно-эвакуационное обеспечение условия, возникающие при авариях на химически или радиационно-опасных объектах. Вследствие этих чрезвычайных ситуаций возникают зоны заражения, имеющие значительные размеры, в которых невозможно находиться длительное время как пораженным, так и членам аварийно-спасательных формирований, требуется быстрейший розыск пораженных, сбор, защита их от поражающих факторов, необходима быстрейшая эвакуация пораженных из зоны (района) бедствия. Особенностью этих чрезвычайных ситуаций является еще и то, что при ликвидации их последствий на этапах медицинской эвакуации обязательно развертываются функциональные подразделения, предназначенные для проведения специальной и санитарной обработки. Кроме того, организация медицинского обеспечения участников ликвидации таких аварий имеет соответствующие особенности.
|
2. Центры медицины катастроф МЗ РФ. Центры медицины катастроф МЗ РФ (муниципальные) – предназначение, задачи, организационно-штатная структура, резерв медицинского имущества
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – это функциональная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основными задачами ВСМК являются:
1. прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; 2. создание резервов медицинского имущества;
3. обучение граждан способам оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
4. организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;
5. ликвидация эпидемических очагов;
6. организация взаимодействия с экстренными оперативными службами для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
7. информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.
Муниципальный (местный) уровень ВСМК включает: - координационные органы - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) органов местного самоуправления; - станции скорой медицинской помощи, выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф, с входящими в них формированиями; - центры Роспотребнадзора в городах и районах, формирующие санитарноэпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; - формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД России, ОАО «РЖД»; - лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Особое значение в ЧС приобретает создание запасов имущества. При этом часть запасов должна находиться в постоянной готовности для оказания медицинской помощи пораженным в ЧС, а также для восполнения утраченного и зараженного имущества. Снабжение формирований и учреждений имуществом осуществляется по территориальному признаку.
Порядок создания, размещения, хранения, накопления и освежения медицинского имущества государственного резерва определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № 1340 от 10.11.1996 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом РФ от 23 ноября 1994 г. №79-ФЗ «О государственном материальном резерве» с изменениями от 12.02.1998 г., нормативными документами Роскомрезерва, а резервов других уровней - решениями соответствующих органов исполнительной власти.
Состав и размеры резервов медицинского имущества службы медицины катастроф определяются исходя из прогноза, характера чрезвычайной ситуации и количества пораженных в ней; потребностей выполняемых службой медицины катастроф лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
3. Служба медицины катастроф МЧС РФ.
система органов управления медицинских учреждений и формирований или отрасль, предназначенная для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медицинского обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, эпидемиях, локальных вооружённых конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению. Создается на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, их формированиями и учреждениями, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
В интересах службы медицины катастроф МЧС России обеспечивает:
· оперативное информирование органов управления, формирований и учреждений службы об угрозе и возникновении ЧС, принимаемых решениях;
· поиск (обнаружение) пораженных, их сбор, оказание первой медицинской помощи, вынос (вывоз) из опасной зоны;
· выделение каналов и средств связи для органов управления, формирований и учреждений ВСМК;
· оказание помощи ВСМК в организации осуществления материально-технического обеспечения и охраны сил и средств службы, участвующих в ликвидации ЧС.
4. Силы и средства постоянной готовности (штатные) службы медицины катастроф МЧС РФ
Формирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными. Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.
К штатным подразделениям гражданского управления относятся бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские) и специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, педиатрические, психиатрические и др.). На региональном, муниципальном уровнях создаются бригады первичной медико-санитарной помощи (врачебно-сестринские, 7 фельдшерские бригады), бригады специализированной медицинской помощи
. Подвижные штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф всех уровней:
- подвижные многопрофильные госпитали (ПМГ), созданные на клинической базе центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшего населению и автономной работы в течение 15 сут;
- подвижные госпитали (ПГ) или отряды, созданные на базе некоторых центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации и оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очаге (на границе очага), их временной госпитализации и подготовки к дальнейшей эвакуации. Профили этих госпиталей (отрядов) определяются решением межведомственных комиссий службы медицины катастроф;
- бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ), предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощи, организационно-консультативной помощи ЛПУ и координационной помощи медицинским работникам на местах. Они создаются на клинической базе центров медицины катастроф. Бригады имеют следующий профиль: хирургический (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, детские хирургические), терапевтический (токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные) и др.
5. Силы и средства (формирования) нештатные службы медицины катастроф МО РФ.
Служба медицины катастроф Минобороны России является ведомственной службой, входящей в состав ВМСК и хорошо подготовленной к работе в очагах (зонах) санитарных потерь, возникающих вследствие аварий и катастроф техногенного и природного характера.
Главной задачей является своевременное и эффективное оказание медицинской помощи личному составу Вооружённых сил и гражданскому персоналу при ликвидации последствий стихийных бедствий крупных аварий и катастроф.
Организация и деятельность СМК возлагается на Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации.
Нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы) на всех уровнях создаются на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за счет их персонала. Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих организаций.
Медицинские формирования МО РФ, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, представлены штатными лечебно-эвакуационными формированиями – медицинскими отрядами специального назначения на уровне Министерства обороны, военного округа (флота).
На уровне МО РФ, военного округа (флота, вида ВС РФ) и на уровне гарнизона такие формирования представлены нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений, военно-медицинских учебных заведений и НИИ.
6. Особенности организации снабжения медицинским имуществом в ЧС.
Одним из важных условий реализации задач службы медицины катастроф является ее достаточное обеспечение материально-техническими средствами, в том числе медицинским имуществом. Эта задача решается путем выполнения комплекса мероприятий по снабжению медицинским имуществом.
Медицинское снабжение представляет собой систему научных знаний и практических действий, обеспечивающих своевременное и полное обеспечение потребностей службы медицины катастроф Минздрава России в медицинском имуществе во всех режимах функционирования.
Медицинское снабжение организуется в общей системе медико-санитарного обеспечения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в соответствии с основными принципами:
• организация медицинского снабжения должна соответствовать задачам и структуре службы медицины катастроф;
• организация медицинского снабжения службы медицины катастроф должна соответствовать существующей в системе здравоохранения организации обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой;
• запасы медицинского имущества, их эшелонирование и организация должны обеспечивать высокую готовность службы медицины катастроф всех уровней и успешное выполнение задач в любых условиях обстановки. Задачи медицинского снабжения службы медицины катастроф:
• обеспечение медицинским имуществом повседневной деятельности центров медицины катастроф, подчиненных им учреждений и формирований;
• обеспечение готовности учреждений и подразделений медицинского снабжения к работе в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;
• прогнозирование потребности в медицинском имуществе в ЧС;
• создание, правильное содержание резервов медицинского имущества;
• организация защиты медицинского имущества от поражающих факторов ЧС;
• организация бесперебойного обеспечения медицинским имуществом учреждений и формирований службы медицины катастроф и населения в ЧС;
• ведение учета и отчетности по медицинскому снабжению;
• участие в международном сотрудничестве в области совершенствования организации медицинского снабжения и работы органов медицинского снабжения службы медицины катастроф в ЧС.
Снабжение медицинским имуществом службы медицины катастроф осуществляется в соответствии с требованиями «Положения по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф», утвержденного Минздравом России 11.03.97, требованиями документов, регламентирующих организацию работы аптек и аптечных складов Минздрава России.
Снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений службы медицины катастроф организуют органы медицинского снабжении.
К ним относятся: - отделы медицинского снабжения центров медицины катастроф, - аптеки и склады медицинской техники подчиненных им учреждений. На них возлагается выполнение следующих основных функций: • определение потребности в медицинском имуществе, его заготовка, учет, хранение; • приготовление лекарственных средств; • отпуск (доставка) медицинского имущества для повседневной лечебно-профилактической деятельности и накопления запасов на случай ЧС; • техническое обслуживание и ремонт медицинской техники; • организация метрологического контроля медицинских средств измерений; • контроль качественного состояния химико-фармацевтических и биологических препаратов (материалов), технического состояния медицинской техники и порядка использования (эксплуатации) медицинского имущества;
Медицинское имущество, поступающее в формирования или учреждения службы медицины катастроф, принимается надлежащим образом и приходуется по учету, независимо от источников поступления. В центре медицины катастроф оно обязательно проходит через медицинский склад и приходуется по учету отдела медицинского снабжения и бухгалтерии на основании актов приема. В госпитале медицинское имущество проходит по принадлежности через аптеку или склад. Медицинское имущество для текущих нужд учитывается отдельно от медицинского имущества резерва.
7. Особенности организации медицинского обеспечения населения при землетрясениях. Порядок оказания первой помощи, первичной медико-санитарной помощи, доврачебной, врачебной, специализированной (Кто? Когда? Где?).
Землетрясение - подземные толчки, удары и колебания земли различной частоты, силы, с разными интервалами между ними, захватывающие обширные территории, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре, охватывают обширные территории..
При ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных землетрясений в нашей стране применяется система этапного лечения с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные (профилированные) лечебные учреждения, способные обеспечить пострадавшим исчерпывающую медицинскую помощь и лечение
В начальный период (в течение нескольких часов) оказание первой помощи (ПП) пораженным и их эвакуация из очага носит стихийный характер, она оказывается в порядке само- и взаимопомощи, однако при землетрясениях в 7 баллов и более удельный вес пострадавших, получивших первую помощь от жителей населенного пункта, пострадавшего от землетрясения, невелико.
Часть пораженных самостоятельно или с помощью других людей (на сохранившихся или прибывших транспортных средствах) эвакуируется за пределы очага до начала организованного проведения ПМП, поэтому в ходе организованного оказания первой помощи среди оставшихся в очаге удельный вес пораженных, имеющих травмы тяжелой и средней степени тяжести, увеличивается.
Для оказания пораженным при землетрясении первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи используются все лечебно-профилактические учреждения, находящиеся на административной территории, на которой возникло землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности.
Формирования и учреждения, участвующие в ликвидации медикосанитарных последствий землетрясения, выполняют мероприятия нескольких видов медицинской помощи. Так, врачебно-сестринские бригады и бригады скорой медицинской помощи, как правило, оказывают доврачебную и выполняют некоторые мероприятия первой врачебной помощи; врачебные медицинские пункты в большинстве случаев имеют в своем составе хирурга и, наряду с первой врачебной помощью, выполняют некоторые неотложные мероприятия квалифицированной медицинской помощи. Лечебные учреждения, принимающие пострадавших из очага, как правило, оказывают квалифицированную медицинскую помощь и проводят некоторые мероприятия специализированной медицинской помощи. Данное положение надо учитывать при определении состава и оснащения формирований и учреждений ВСМК.
Формирования службы МК территориального или ведомственного здравоохранения, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их состава и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи.
При планировании и выполнении лечебно-эвакуационных мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 или 6 баллов следует учитывать следующие положения:
• большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не пострадает и сможет (при соответствующей подготовительной работе и организации) принять участие в спасательных работах и, прежде всего - в оказании пострадавшим первой помощи;
• 88-100% зданий населенных пунктов серьезных разрушений и повреждений не получат, а значит большинство лечебно-профилактических учреждений сохранят свою работоспособность;
• немногочисленные пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, обратятся за ней в ближайшее время после землетрясения и, как правило, не будут нуждаться в трудоемких мероприятиях первой врачебной, квалифицированной медицинской помощи и в госпитализации;
• при землетрясении интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью могут обратиться примерно 1,5% жителей населенного пункта. При 6-балльном землетрясении может возникнуть необходимость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуационных мероприятий за счет сил и средств службы МК территориального уровня:
• оказание части пострадавших первой помощи на месте поражения и их эвакуация до ближайших медицинских учреждений;
• оказание пораженным (в соответствии с обстановкой) первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи;
• развертывание дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в имеющихся стационарных лечебных учреждениях или организация эвакуации пораженных, нуждающихся в том или ином виде специализированной медицинской помощи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);
• организация управления эвакуацией пораженных от мест поражения и из ближайших амбулаторно-поликлинических учреждений до стационарных лечебных учреждений
При землетрясении в 7-8 баллов принципы организации лечебноэвакуационного обеспечения совпадают с положениями для землетрясения в 6 баллов, но имеются и существенные особенности. Различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении силой в 7 баллов получает каждый 7-10-й житель, а в 8 баллов - каждый 3-4 житель (Гончаров С.Ф., 1996), следовательно удельный вес жителей, привлекаемых к оказанию первой помощи значительно уменьшается. По сравнению с землетрясением силой в 6 баллов, за медицинской помощью при 7-балльном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном - в 9-10 раз
При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных будут нуждаться в комплексной противошоковой терапии.
Резко возрастает потребность в госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,5%, а при 8-балльном - 4,5%.
В сравнении с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются на 15%, а при 11-12 баллах (в городах разного типа) - даже уменьшаются соответственно на 15-22 и 35-50%).
Условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких землетрясений будут значительно более сложными (полное разрушение лечебных учреждений, транспортных автомобильных и железнодорожных магистралей). Первую помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь небольшая часть пораженных. Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81% численности населения одномоментно.
Силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений
Лечебно-эвакуационные мероприятия при землетрясениях силой до 6-7 баллов организуются и проводятся силами и средствами местных, объектовых и территориальных уровней ВСМК, в зоне ответственности которых произошло землетрясение. При землетрясениях силой 8 баллов и выше привлекаются учреждения и формирования регионального и федерального уровня:
· Полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита» (квалифицированная с элементами специализированной помощь, 400 чел. за сутки)
· бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);
· врачебно-сестринские бригады (ВСБ);
· врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи;
· бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи.
· МОСН Минобороны России, военного округа МО, МВД России (по 500 человек в сутки - первая врачебная, квалифицированная с элементами специализированной помощь)
· Нештатные врачебно-сестринские бригады соответствующих уровней МО, МПС, МВД России (по 50 поражённых за 6 ч работы)
Источники информации
https://www.volgmed.ru/uploads/files/2017-11/75973-zanyatie_15_organizaciya_medicinskogo_snabzheniya_v_chrezvychajnyh_situaciyah.pdf
https://vrngmu.ru/upload/iblock/ad3/ad3f623011834b0df123fe7a3ced7f85.pdf
https://library.bashgmu.ru/elibdoc/elib633.pdf
https://www.ksma.ru/userfiles/РїРѕСЃРѕР±РёРµ%20РњРљ%202015(4).pdf
https://mylektsii.ru/12-8017.html
https://studentmedic.ru/referats.php?view=2484
https://studopedia.ru/12_145921_organizatsiya-meditsinskogo-snabzheniya-v-rezhime-chrezvichaynoy-situatsii.html
https://studfile.net/ugmu/medkat/