В отличие от ключевых знаков, выставляемых при ключе и действующих во всех, без исключения, октавах, на протяжении всего произведения, случайные знаки появляются непосредственно в тексте (в определённом такте) и имеют узконаправленную специализацию. Их действие ограничено только тем тактом, в котором они появились. Причём, только той октавой, в которой расположена изменяемая этими знаками нота (визуально, той линией, на которой данный знак установлен). Рассмотрим рисунок под буквой «С».
Первый такт
Возле первой ноты СОЛЬ, написанной на второй линии нотного стана, имеется «диез». Следовательно, данную ноту нужно играть уже не как обычную ноту СОЛЬ, а, как ноту СОЛЬ ДИЕЗ (то есть, ноту СОЛЬ, повышенную на половину тона). Следом идут ещё три ноты СОЛЬ, так же записанных на второй линии нотного стана. Возле этих нот «диез» не стоит, тем не менее, их следует играть как СОЛЬ ДИЕЗ, поскольку на них распространяется действие случайного знака, поставленного ранее. Но, внимание, случайный «диез» действует на протяжении только того такта, в котором появился. Следовательно, в следующем, в данном случае втором такте, его действие прекращается. И, если бы, во втором такте снова потребовалось повысить ноту СОЛЬ, находящуюся на второй линии нотного стана, «диез» пришлось бы ставить вновь. Но, вернёмся к первому такту. Кроме нот СОЛЬ, находящихся на второй линии и подлежащих повышению, здесь имеются ещё две ноты СОЛЬ – над пятой линией нотного стана, и под второй добавочной линией снизу. Так вот, несмотря на то, что они имеют название, сходное с названием ноты, звучание которой подлежит изменению, действие случайного «диеза» на них НЕ распространяется, потому что находятся они в других октавах, а, следовательно, исполняются как обычные ноты СОЛЬ. И, если, к примеру, нужно было бы повысить ноту СОЛЬ, находящуюся, скажем, над пятой линией нотного стана, возле этой ноты обязательно поставили бы ещё один «диез».
|
Второй такт
Начинается второй такт с ноты СОЛЬ БЕКАР. Обратите внимание, этот «бекар» в данном случае является НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ знаком, которого могло в тексте и не оказаться. Почему? – Потому что случайный знак, поставленный в первом такте, действует на протяжении только того такта, в котором появился. Поэтому, ноту, находящуюся на второй линии нотного стана в начале второго такта, и так следовало бы играть как обычную, ничем не изменённую ноту СОЛЬ. Но, тем не менее, возле этой ноты стоит «бекар», являющийся, как уже было замечено, необязательным знаком. А выставляют необязательные «бекары» тогда, когда хотят напомнить исполнителям, что действие предыдущего случайного знака альтерации окончено. Впрочем, необязательными могут быть не только «бекары», но и другие знаки, чаще всего заключённые, в подтверждение статуса «необязательных», в скобки.
Во второй группе нот второго такта появляется внеключевой, случайный знак «диез», значит и та нота, возле которой он написан, и следующая нота, находящаяся на одной линии с предыдущей нотой, будут называться уже СОЛЬ ДИЕЗ и исполняться, по сравнению с обычной нотой СОЛЬ, на половину тона выше. В этом такте, так же, как и в первом, есть и другие ноты СОЛЬ (над пятой линией нотного стана и под второй добавочной линией нотного стана), но, поскольку находятся они в других октавах, действие случайного «диеза» на них НЕ распространяется.
|
Случайные знаки, встречаются в тексте вне зависимости от наличия или отсутствия ключевых знаков. И чтобы прочесть нотный текст корректно, нужно удерживать в памяти, как те, так и другие: ключевые знаки – на протяжении всего изучения произведения, а случайные – на протяжении того такта, в котором они появились. Впрочем, при разборе музыкальных произведений, я буду напоминать об этом многократно, так что, все произведения, исполненные вами в период обучения, будут сыграны правильно.
Домашнее задание:
Упражнение на синхронизацию движения пальцев. Играть по восемь раз каждую ноту от VI-го лада. По два цикла на каждой струне, по два круга ежедневно (это минимальная норма). Следует добиться безошибочного исполнения на предельно высокой скорости, соблюдая при этом правила постановки руки и извлечения звука. Освоив исполнение упражнения с указательного пальца правой руки, играйте, начиная со среднего.
Упражнение на базе СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда. Добиться свободы движений большого пальца правой руки. Играть быстро, легко и непринуждённо.
Освоив исполнение упражнения, нелишне потренироваться в постановке СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда «с лёта». Для этого, нужно, сняв левую руку с грифа, опустить её вниз, а затем, попытаться поставить аккорд одним движением (то есть, все пальцы левой руки, участвующие в извлечении звука, должны встать на гриф вместе, одновременно). Навык полученный при работе над этим вспомогательным упражнением, облегчит вам процесс изучения смены аккордов. Однако, поставив аккорд, полезно иногда проверить правильность положения руки по отношению к грифу. Для чего, не снимая 3-го (ответственного за правильное положение руки) пальца и не изменяя его изгиба, переставьте на ШЕСТУЮ струну остальные пальцы, установив 2-й палец – на II-й лад, а 1-й палец – на I-й лад. Конфигурация пальцев должна быть, примерно, ТАКОЙ ЖЕ, как при исполнении упражнения на синхронизацию движения пальцев на ШЕСТОЙ струне. Если проверка показала, что пальцы излишне выпрямлены, значит, в постановку левой руки, при исполнении аккорда, следует внести коррекцию, придвинув ладонь ближе к грифу.
Выучить название нового аккорда, и как он ставится на гриф.
Выучить название знаков альтерации и правила их применения.