Программа театральной студия
Для детей старшего дошкольного возраста
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Ребенок присваивает чужой опыт и приобретает собственные знания и убеждения через подражание, игру и диалог.
Театр для детей с отклонениями в здоровье - жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Сама природа ребенка дает возможность развернуть театр, как уникальную развивающую модель.
Занятия по театрализованной деятельности разработаны в соответствии с возрастными особенностями, систематизированы, объединены единым игровым сюжетом. Они легко варьируются от настроения детей, заменяются, процесс представляет собой схему творческих игр, театральных этюдов, направленных на развитие и коррекцию психомоторных и психических свойств детей.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и этюды позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Цель программы: социальная адаптация детей с ОВЗ средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей с ОВЗ, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей с ОВЗ в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Приобщить детей с ОВЗ к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
4. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Основные направления:
1. Театрально-игровая деятельность направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое направление включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр.
- Какие представления бывают в театре.
- Кто такие актеры.
- Какие превращения происходят на сцене.
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). Включает в себя инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; репетиции; премьера спектакля.
Формы работы с детьми:
- Игра- драматизация.
- Театрализованная игра.
- Игровой тренинг, игровой практикум.
- Творческая гостиная.
- Сюжетно – ролевая игра.
- Премьера спектакля.
Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия - 30 мин. Общее количество учебных занятий – 15 часов.
Ожидаемые результаты:
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Знать и четко произносить в разных темпах 4-5 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Оборудование детского театрального кружка
1. Настольный театр.
2. Ширма для кукольного театра настольная.
3. Фланелеграф.
4. Пальчиковый театр.
5. Театр Би-ба-бо.
6. Элементы детских костюмов для спектаклей.
7. Ширма для кукольного театра.
8. Музыкальный центр.
9. Проектор.
10. Ноутбук.
11. Декорации к спектаклям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Виды деятельности | Практическая часть занятий |
Давайте знакомиться. | Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения в театральной студии. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. | Творческая гостиная. Игровой тренинг. | |
2-3 | Играем вместе. | Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе, пользоваться разнообразными жестами, экспериментировать со своей внешностью. | Контактные, сюжетно-ролевые игры. Элементы детских костюмов для спектаклей. |
4-5 | Говорилки. | Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст от лица разных сказочных героев. | Речевые игры, чтение стихов. Пальчиковый театр. |
6-8 | В гостях у сказки. | Формировать творческую художественно- речевую деятельность на примере сказок. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Настольный театр. Театр Би-ба-бо. |
9-10 | Музыкально-пластическая импровизация. | Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции, координацию движений), воображение. | Игровой тренинг. |
11-14 | Работа над спектаклем. | Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. | Театр Би-ба-бо. Игровой практикум. |
Премьера спектакля. | Подведение итогов, обмен впечатлениями. | Спектакль. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.
2. Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н /Д: изд- во " Феникс", 2004.
3. Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие - М.: 1999.
4. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.: 1986 г.
5. Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.
6. Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа " Театр -Творчество -Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: 2004.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика.
9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. М.: Мозаика- Синтез, 2008.