История МОУ Метелевской средней общеобразовательной школы




Часть 2 Продолжение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Метелевская средняя общеобразовательная школа

Конкурс

«История родного края»

История МОУ Метелевской средней общеобразовательной школы

(1861 - 1947 г.г.)

 

Руководитель музея:

Давляева Зульфира Гайнетдиновна,

учитель начальных классов

Редактор: Хуснуллина И.С., учитель информатики

д.Метелева, 2008 г.

Видный башкирский писатель Акрам Вали в своих воспоминаниях в книге «Первые шаги» писал: «живость, активность метелевцев я вижу в труде учителя Хафизова Динмухамета Самахужиновича, который отдавал силу, энергию делу воспитания своих односельчан».

 

Где только нет учеников Д. Хафизова! Сибагат Авзянов – министр юстиции Башкортостана, Рамазан Кузыев – кандидат исторических наук, автор семьи монографий. За заслуги перед Родиной он награжден орденом Отечественной воины I и II степени, орденом Красной звезды, медалями Советского Союза, орденом Знак почета. В музее сохранилась копия удостоверения, которая гласит так: «предъявитель учащийся Метелевской школы II ступени тов.

 

 

Кузыев Рамазан действительно обучается во второй группе в 1924 – 25 учеб. году и отпускается на летние каникулы с 15 мая по 1 сентября 1925г. Изложенное удостоверяется подписями и приложением печати».

 

 

Доктор, профессор медицинских наук, писатель Иксанов Зайнулла, Б. Саяргалиев – кандидат филологических наук, дочь Динмухамета Самахужиновича, его ученица Хафизова Мархаба – капитан медицинской службы, врач – хирург I категории, Отличник здравоохранения СССР. За неутомимый труд в годы Великой Отечественной войны награждена медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945гг», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945гг», «Двадцать лет победы, тридцать лет победы в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945гг».

 

 

Вторая дочь Д. Хафизова, также ученица Гаухар Хафизова в 1959-1960 г. г. работала учителем башкирского и русского языка в своей родной школе, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Башкортостана. Ее основными трудами являются:

1. Русско – башкирский словарь лингвистических терминов. г.Уфа, 1991г.

2.Турецко – башкирский словарь. г. Уфа, 1991г.

3. Словарь башкирского языка. Толковый словарь. г.Москва, 1996г.

4. Русско – башкирский словарь по пчеловодству. г.Уфа, 2001г..

5. Формирование и развитие лингвинистической терминологии. г.Уфа, 2002г.

6. Башкирско-турецкий разговорник. г.Уфа, 2002г.

7. Толковый словарь башкирского литературного языка. г.Уфа, 2005г.

8. Русско-башкироский терминологический словарь по языкознанию. г.Уфа, 2005г.

9. Русско – башкирский словарь в двух томах. г.Уфа, 2005г.

10. Башкирско – русский словарь по животноводству. г.Уфа, 2006г.

11. Русско-башкирский словарь по физ воспитанию и спорту. г.Уфа, 2007г.

В 1924 г. на базе Метелевской семилетней школы образовалась Аргаяшская семилетняя, преобразованная позже в среднюю.

А Метелевская школа получила статус начальной.

 

Таким образом, с 1924 по 1947г.г. школа именуется «Метелевская начальная школа». Сохранился в музее «Паспорт начальной школы», где указано количество классов и учащихся, из них сколько девочек, на каком языке ведется обучение, количество детей семи лет, от 8 –до 14 лет, хозяйственное оборудование школы, количество книг в школьной библиотеке, денежные средства школы, кино-проекционная аппаратура, музыкальное оборудование, список основных учебных пособий.

Также в музее имеется оригинал учебного плана «нерусской начальной школы на 1946 – 47 учебный год», «Таблица годовых учебных часов в нерусской начальной школе»

Сохранился документ «Указания к ведению школьной отчетности», утвержденный зам. Наркомом Просвещения РСФСР 2/IV 1943г. Сарычевым.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

нерусской начальной школы на 1946/47 учебный год

Наименование предметов   Количество часов в неделю по классам  
I класс   II класс   III класс   [V класс  
Родной язык........   _ - -   - 1 1 1   - -   - 1 1 1     - -   - 1/2 ½     2(3)   3(2) ½ ½  
Русский язык........    
Арифметика........  
Естествознание  
История..........  
География.........  
Физическая подготовка.... Рисование.........  
Пение...........  
   
Итого...    
           

 

 

Таблица

годовых учебных часов в нерусской начальной школе (1—1V классы).

 

 

Наименование предметов   I класс II класс   III класс   iv класс  
Родной язык   456 391      
Русский язык........   — 98      
Арифметика........]   229 196        
Естествознание........   - -   -    
История..........   — -   —    
География   — -   —    
Физическая подготовка.... Рисование.........   33 33 33 33      
Пение   33 33      
Итого...   784 784      

 

 

.


 


 


Метелевская н/школа Утверждаю

 

8/V-1944г. Зам. Наркома Просвещения РСФСР

2/IV-1943г. Сарычев

УКАЗАНИЯ

К ВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ.

 

 

СНК РСФСР постановлением от 14/ХИ 1942 г. № 935 ут-

вердил переработанные формы и перечень отчётности по на­чальным, неполным средним и средним школам Наркомпроса РСФСР и сроки представления их.

Эта отчётность является обязательной для всех школ Наркомпроса РСФСР. Все другие отчётные формы, не предусмот­ренные утвержденным СНК РСФСР перечнем отчетности, явля­ются незаконными и заполнению не подлежат, если на это нет специального разрешения.

_ Статистические отчеты заполняются школой на основе пер­вичной документации (первичная регистрация или первичный учёт).

Формы первичного учета в школе.

Основными формами первичного учёта являются:

1) книга записи учащихся (алфавитный список учащихся),

2) личное дело учащегося,.

3) кярга личного состава школы,

4) классный журнал.

Первичная документация должна быть в каждой школе в

полном порядке, тогда только будет обеспечена правильность

и своевременность статотчетности.

Отчетность школ.

Школами заполняются следующие формы отчётности:

а) на начало учебного года—формы ОШ-1, ОШ-5, ОШ-6,

б) на конец учебного года форма ОШ 3,

в) на конец первого полугодия и на конец учебного года об успеваемости форма ОШ-2,

г) форма ОШ-4 заполняется ежемесячно на каждое пятое число в течение первых четырех месяцев учебного года (ок­тябрь, ноябрь, декабрь, январь).

При заполнении школой указанных форм отчётности необхо­димо пользоваться инструктивными указаниями, напечатанны­ми на самих бланках.

Форма ОШ-1 «Отчет школы на начало учебного года».

Заполнение формы должно быть приурочено к определённо установленной дате (начало учебного года), чтобы избежать двойного счёта учащихся, которые переходят из одной школы в другую. Основная цель отчёта — получить в сводном виде данные о количестве школ, классов и учащихся. Эта данные служат материалом для проверки выполнения плана по сети и контингенту и используются для определения фонда зара­ботной платы учителей на учебный год.

Данные качественного порядка: выпуск за предыдущий учебный год и второгодничество в сводном виде дают воз­можность проверить выполнение плана по выпуску и мобили­зуют внимание на вопросах второгодничества.

Данные возрастного состава учащихся 1 класса дают на­глядную картину отклонений от нормального 8-летнего воз­раста для этого класса.

Распределение детей.по родному языку и языку преподавания освещает вопрос об обеспеченности обучением детей на родном языке.

Данные о педперсонале характеризуют обеспеченность педа­гогическим персоналом по отдельным группам классов и яв­ляются ценным материалом для оперативного руководства.

При заполнении этого раздела необходимо иметь в виду следующее: каждый учитель, сколько бы он ни получал ставок, сколько бы ни занимал должностей внутри школы,

считается одним лицом. При распределении учителей по

преподаванию в разных группах классов лиц, преподающих одновременно в классах начальной школы (I— IV классы) и в классах средней школы (V—VII или VIII—Х классы) относится к какой-либо одной группе классов, исходя из наибольшей на грузки в той или иной группе классов.

При заполнении графы «Из общего числа учителей имеют основную работу в вашей школе» принимается во внимание лишь педагогическая работа. Преподаватель, одновременно работающий в колхозе или на заводе и по совместительству в школе, будет считаться как имеющий основиую работу в школе.

Источником данных для заполнения формы ОШ-1 служат

записи первичной документации в школе: 1) личное дело

учащегося, 2) классные журналы и 3) книга личного состава (личное дело).

Форма ОШ-5 «Сводка учёта детей и подростков, подлежащих обучению, но не обучающихся в школе».

Отчёт по данной форме приурочен на ту же дату, что и отчёт по форме ОШ-1.

Заполняется школой по её школьному району или участку, т. е. по территории, обслуживаемой данной школой.

В основу заполнения берутся подворные списки сельсоветов, жактов, домоуправлений, входящих в школьный район, проверкой фактического положения на месте.

Данная отчётность служит целям проверки выполнения постановления правительства о всеобщем обязательном обучении и выявления основных причин непосещения детьми школы.

Форма ОШ-6 «Список педагогического персонала школы на начало учебного года».

Отчетность имеет своей задачей дать количественный и качественный состав наличных кадров, их нагрузку и являете ценным материалом к составлению плана потребности кадров.

Правильное составление списка возможно при условии

удовлетворительного ведения книги личного состава или лично дела в отдельности на каждого учителя.

Отчетность предоставляется школой одновременно с формой ОШ-1.

Форма. ОШ-2 «Отчёт об успеваемости учащихся начальных, неполных средних и средних школ».

 

Отчет школой представляется два раза в год: за первое полугодие (по итогам второй четверги) и на конец учебного года с учетом результатов испытаний.

Сведения к заполнению отчёта берутся из классного журнала.

«Отчет школы за учебный год».

Отчёг характеризует работу школы за учебный год в целом и является источником к составлению плана на следующий

учебный год.

При заполнении данной формы используются все формы первичного учёта, включая инвентарную книгу, план школьного помещения.

 

Заведующими школы в эти годы работали Хафизов Д.С., Якупов Г.Р.

В связи с расширением сети школ увеличилась потребность в учительских кадрах. Метелевская школа 2-й ступени в те годы играла большую роль в подготовке учителей для начальных школ из башкирской молодежи. В довоенное время в деревне учительствовали: Мужаев Ялал, Якупов Магафур, Бурханов Абдулхай, Якупов Гафар, Шайхисламова Гайдана.

Но вскоре их забрали на фронт. Детей посещавших школу в то время стало уже немного, т. к. в многодетных семьях старшие должны были помогать взрослым прокормить семью. В школе продолжал работать тот же Д. С. Хафизов и его две помощницы – учительницы. Вспоминает Аюпова Р., родившаяся в 1930 году: «Мои ровесники – Хафизов Азамат, Хафизов Баймехамет, Сулейманова Мадина закончили только четыре класса. Некоторых из них забрали в ФЗУ. Мы, девочки вынуждены были помогать своим мамам на ферме. Женщины там выполняли всю работу по уходу за коровами, овцами. Мы носили сено, убирали навоз, поэтому стали редко посещать школу. Но учитель Хафизов Д. С. постоянно хвалил нас, поддерживал, хотя, может, больших успехов в учёбе у нас и не было. Все предметы изучали на башкирском языке, только один час в неделю был русский – либо письмо, либо чтение.

Чтобы как-то выжить, мы собирали колоски, гнилую картошку, а все продукты которые были в семье сдавали на склад, откуда увозили солдатам».

На фронтах Великой Отечественной войны без вести пропал учитель Якупов Магафур, погиб учитель Мужаев Ялал. После ранения возвратились в деревню три учителя – Бурханов Абдулхай, Якупов Гафар, Шайхисламова Гайдана.

 

Бурханов Абдулхай Шайхетдинович вел уроки математики.

Он награжден медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 год», «За отвагу», «25 лет, 30 лет победы в Великой Отечественной войне».

Шайхисламова Гайдана Хидиятовна – единственная женщина в деревне Метелева, которая была на фронте. Вернулась и продолжала работать в родной школе.

 

Якупов Гафар Рахимович – учитель, награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и многими другими.

Первые шаги по тернистой педагогической тропе, неопытная сельская учительница Мадина Кабировна Саитхужина проделала в годы войны. Она работала в начальных классах.

В 1947 году учителя Хафизов Д. С. и Якупов Г. Р. Вкладывают много сил и труда по преобразованию Метелевской начальной школы в семилетнюю. Благодаря их усилиям в этом же году школа стала «Метелевская семилетняя общеобразовательная школа.

Директором школы стал работать Г. Р. Якупов. В музее имеется оригинал паспорта семилетней школы, где есть записи сколько детей и из каких деревень посещали школу; характеристика, принадлежащих школе зданий, а тогда уже были интернат, мастерская, три жилых дома; площадь помещений школы: учебные кабинеты, учительская …, показатели школьной библиотеки, список наглядных пособий и оборудований.

Метелевская школа в 1958 году стала восьмилетней общеобразовательной и в 1961 году отметила свой столетний юбилей. Закончить историю своей школы за период с 1861 по 1947 год хотелось бы словами письма Сулейманова Рафаэля – выпускника школы 1946 года, подполковника, преподавателя Уфимского нефтяного института. «Школа! Какое приятное и вдохновляющее чувство вызывает это простое слово. На устах и в сердцах при этом слове возникает при этом слове возникает приятная улыбка и радость. Мне невольно вспоминаются свои первые учителя – Хафизов Динмухамед, Бурханов Абдулхай, Мадина Сайтхужина.

Педагогическая работа – работа по воспитанию детей содержит один удивительный процесс: на ваших глазах дети проходят путь от «неоперившихся» малышей до взрослых людей.

Какими стали ваши дети? Да, они стали такими, какими вы их учили. Воспитанники нашей школы – это борцы за установление советской власти, борцы за коллективизацию сельского хозяйства, герои Отечественной войны, передовики сельского хозяйства, представители науки и техники, которые трудятся в различных уголках нашей необъятной Родины».

Литература

  1. Аюпова Р.Х. Воспоминания. Ноябрь 2007г.
  2. Башкортостан в XX столетии. Исторические портреты. Уфа. «Гилем». 2006г.
  3. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Сб. док. и мат. Уфа, 1995г.
  4. Ершов С.Т. Наследие рожденный в XX веке Аргаяшский район в лицах и свершениях. Челябинск-Аргаяш. Челяб. Межрайонная типография. 2000г.-109с.
  5. Магазов Р.Ш. 100 лет на страже здоровья. Уфа, 1976г.
  6. Музейные материалы:

а) Альбом «Участники Великой Отечественной войны»;

б) Документы – «Свидетельство», «Похвальный лист»;

в) Копия «Книга приходов и расходов». Башцентрархив.

г) Письма – О.Г.Ивановой, Р.Сулейманова;

д) Паспорта начальной и семилетней школы;

е) Статья Ф.Тимергазин «Первая в нашем районе»;

ё) Указание к ведению школьной отчетности;

ж) Учебный план.

7. Плаксина М.В. Аргаяш и его окресности. Челябинск; Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1992-112с.

8. Хакимов Р.Ш. Аргаяшская земля. История и современность. Челябинск: ЧПО «Книга», 2005г. – 301с.

9. Якупов Г.Р. Воспоминания. 2007г.

10. Яйыкбаев К.Я. Книга на башкирском языке об известных людях. Уфа: «Книга», 2003 -256с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: