Исследование проводилось в государственных образовательных учреждениях г. Москвы: в средней общеобразовательной школе (9-10 классы – 60 человек) и «школа здоровья» (9-10 классы – 39 человек).
Результаты, полученные по методике «Индекс отношения к здоровью» представлены в таблице.
Табл. 9.2. Отношение старшеклассников к здоровью и здоровому образу жизни.
Показатели отношения Школы/ классы | Эмоциональнаяшкала | Познавательная шкала | Практическая шкала | Шкалапоступков | Интенсивность | |
Общеобразовательная школа | 9а | 6,1 | 9,3 | 6,1 | 39,4 | |
9б | 10,3 | 5,1 | 7,4 | 5,1 | ||
10 а | 4,5 | 8,0 | 5,5 | 32,5 | ||
Среднее | 9,4 | 5,2 | 8,3 | 5,6 | 35,6 | |
Процентили | ||||||
Школа здоровья | 9а | 8,2 | 4,7 | 7,2 | 5,1 | 31,5 |
10а | 10,5 | 6,8 | 9,7 | 6,5 | 41,8 | |
Среднее | 9,3 | 5,7 | 8,5 | 5,8 | 36,6 | |
Процентили |
В отношении к здоровью и здоровому образу жизни уучащимися общеобразовательной школы и «школы здоровья» практически не выявлено различий.
Интенсивность отношения старшеклассников к своему здоровью находится на достаточно высоком уровне – 35,6 баллов и 36,6 баллов соответственно. Данный результат соответствует уровню 40% наиболее высоких показателей отношения к здоровью и здоровому образу жизни в среде учащихся.
Низкие результаты в обеих школах отмечены по эмоциональной шкале. Это говорит о том, что отношение старшеклассников к своему здоровью носит, в основном, рассудочный характер, мало затрагивая их эмоциональную сферу. Забота о здоровье для них – это необходимость, а не радостное и увлекательное занятие, они глухи к жизненным проявлениям их организма и не видят эстетического аспекта здоровья.
По поступочной и практической шкалам у старшеклассников отмечены средние результаты.
Проведенный анализ показал, что существует взаимосвязь между особенностями образа жизни учащихся и их субъективным отношением к здоровью.
0.216
![]() | |||
![]() | |||
0.341
0.289
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
0.513 0.328 0.470
|
|
| ||||||
Высокозначимая корреляция
Корреляция значима
Рис. 9.2. Взаимосвязь интенсивности отношения к здоровью и его компонентов с состоянием здоровья старшеклассников.
Достоверно значимой является взаимосвязь параметров «группа здоровья» и «практической шкала» отношения к здоровью. Старшеклассники, которые готовы включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, имеют более высокую групп здоровья.
Показатели практической шкалы отношения и шкалы поступков, а также интенсивности отношения демонстрируют высокую степень корреляции с характеристиками здорового образа жизни старшеклассников. Показатели здоровьея учащихся тесно взаимосвязаны с тем, насколько они стремятся влиять на отношение к здоровью окружающих, стимулировать их вести здоровый образ жизни пропагандировать различные средства оздоровления организма. Чем выше показатели отношения к здоровью и здоровому образу жизни, тем выше показатель самого здоровья школьников.
Высокозначимая корреляция характеризует связь между показателями практического компонента отношения к здоровью (склонность посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами и вести здоровый образ жизни) и группой здоровья учащихся.
Важно заметить, что эмоциональная шкала никак не коррелирует с особенностями образа жизни учащихся. Это говорит о том, что в не зависимости от образа жизни, отношение подростка к здоровью может проявляться как в эмоциональной сфере, так и носить рассудочный характер.