Хогвартс сквозь призму культурологической теории образования (выводы).




С точки зрения культурологии, главной задачей и проблемой образования является «адекватное понимание наиболее сущностных типологических признаков и черт той культурно-ценностной системы, которая реально доминирует в обществе и должна реализовываться в социальной практике» (Флиер, 2011: 188). Следует признать, что в этом отношении Хогвартс почти идеален. Его выпускники обладают всеми необходимыми знаниями и навыками для успешной социализации. Они полностью соответствуют всем параметрам «модальной (социально востребованной) личности», осознают уникальность и самобытность своей культуры, гордятся принадлежностью к ней (Флиер, 2011: 180-182).

В этом смысле, обучение в Хогвартсе близко по форме и содержанию программам обучения детей феодалов позднего средневековья или дворян XVII в. (только фехтование и верховая езда заменены разучиванием заклинаний, полетами на метле и проч. магическими аналогами). Постоянная готовность к риску, принятие межгрупповой напряженности как нормы, высокий удельный вес практических знаний и отсутствие в содержании обучения других видов деятельности кроме репродуктивной – не недостатки, а базовые характеристики, обеспечивающие стабильное воспроизводство существующего типа культуры и помогающие выпускникам успешно справляться с возможными социальными катаклизмами.

Например, отсутствие элементов трудового воспитания, о котором мы упоминали выше, не является результатом непродуманности системы. Факты помощи студентов учителю в подготовке материалов для практических занятий или выполнения ими общественно полезных работ неоднократно упоминаются в саге. Важно то, что это всегда наказание, накладываемое на учащихся за плохое поведение (Ролинг, 2002a: 325; Ролинг, 2012: 118, 169 и др.). Учитывая, что подобного рода деятельность обычно входит в обязанности домовых эльфов (т.е. рабов), это не удивительно. Так же, как и отношение к студентам Пуффендуя, склонным к рутинному труду, или «культурно обусловленная предвзятость в отношении не магических профессий» (Kerewsky, Geiken, 2007: 49).

В данном контексте нельзя не отметить попытку реформы, предпринятую Долорес Амбридж (заместитель Министра магии, на некоторое время ставшая Генеральным Инспектором, а затем и директором Хогвартса). На первом уроке в качестве преподавателя «Защиты от Темных искусств» она замечает, что «до сих пор обучение этому предмету было довольно-таки отрывочным и фрагментарным» (Ролинг, 2011: 235) и предлагает новую программу освоения данного курса, целями которой является:

1. Уяснение принципов, лежащих в основе защитной магии.

2. Умение распознавать ситуации, в которых применение защитной магии допустимо и не противоречит закону.

3. Включение защитной магии в общую систему представлений для практического использования (Ролинг, 2011: 236).

Более того, одна из глав нового учебника называется «Непротивление и переговоры» (Ролинг, 2011: 625).

Этот подход, вполне органичный для современных образовательных стандартов, встречает протест и активное сопротивление со стороны учащихся, а сама Д. Амбридж изгоняется из школы довольно жестоким и радикальным способом (при полной поддержке и не публичном, но явном одобрении преподавателей (Ролинг, 2011: 813).

Конечно, Долорес Амбридж – отрицательный персонаж: диктатор, садист, расист и ксенофоб; самовлюбленный дилетант, совершенно некомпетентный в практическом применении магии, но позволяющий себе давать советы другим преподавателям и грубо вмешиваться в их работу. Кроме того, время для проведения реформы было выбрано крайне неудачно – накануне вооруженного конфликта с набирающими силу Темными магами.

Вместе с тем, есть основания полагать, что результат в любом случае оказался бы тем же: данный подход совершено не соответствует принципу культуросообразности. Как справедливо отмечают Чарльз и Эмма Калиш, «в Хогвартсе преподавание теории – способ отвратить студентов от учебы» (Kalish, Kalish, 2007: 64).

Главным минусом описанной образовательной системы, пожалуй, является отсутствие у волшебников «знаний о культурном многообразии мира и характере внутрикультурных и межкультурных отношений» (Флиер, 2011: 180-181).

В первой половине XX века, во времена молодости проф. Дамблдора «для завершения образования» (Ролинг, 2007: 307) выпускники отправлялись в гран-тур, «традиционное странствие по белому свету – посетить заграничных волшебников, понаблюдать за их работой», а уже после этого начинали строить собственные карьеры (Ролинг, 2007: 20). Однако на момент событий, описанных в романе (1990-е), этот элемент, судя по всему, перестал быть широко распространенным. По крайней мере, в книгах не упоминается о подобных планах кого-либо из персонажей-учеников или о наличии подобного опыта у их родителей. Более того, в программе обучения полностью отсутствует изучение иностранных языков.

Также, в силу сохраняющегося предубеждения в отношении других этносов (неграждан), полностью отсутствует изучение культурно-исторического и научного (магического) опыта данных культур. Существует лишь факультативный курс «Магловедение», не пользующийся популярностью у учащихся. Артур Уизли (отец одного из главных героев) – начальник отдела по предотвращению незаконного использования изобретений маглов и увлеченный исследователь человеческой культуры мечтает узнать «как работают тормоза» и «почему не падают самолеты», восхищается таким изобретением как молоток и не умеет пользоваться телефоном и почтой. Рядовые же волшебники не имеют представления даже о том, как правильно одеваться в мире людей, не говоря уже об отсутствии у них каких-либо представлений о достижениях человечества в интеллектуальной сфере.

Не удивительно, что существующий, хотя и медленный, прогресс в данной культуре обеспечивается в основном за счет инокультурного воздействия – инкультурации волшебников, рожденных в семьях маглов. Ничего не зная о существовании магии до 11 лет, обучаясь в совершенно другой (действительно современной) образовательной системе и, как следствие, усваивая современную общенаучную картину мира, они владеют гораздо более широким спектром процедур познания, социального управления, поведения и ценностных ориентаций (Флиер), чем подростки, выросшие в семьях волшебников. В первой книге герои сталкиваются с необходимостью решить простейшую логическую задачку, чтобы выбраться из западни. Гермиона справляется с ней достаточно легко, но отмечает, что для волшебников это задание действительно могло бы оказаться серьезной проблемой: «многие величайшие волшебники были не в ладах с логикой, и, попади они сюда, они остались бы здесь навечно» (Ролинг, 2002a: 367-368).

Как нам кажется, именно расширение представлений о культурном многообразии мира могло бы способствовать началу активного приращения магического знания. Данную задачу возможно осуществить на основе уже существующих образовательных традиций и, в то же время, это создало бы естественный фундамент для органичного развития всех остальных граней культуры волшебников Великобритании конца XX – начала XXI вв.

Список литературы

1. Каган, М. С. (2003) Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб.: Изд-во «Петрополис». 320 с.

2. Кун, Т. (2003) Структура научных революций. М.: Издательство АСТ. 365 с.

3. Куприянов, Б. (2011) Гарри Поттер и педагогическая утопия Джоанн Ролинг // Педагогический журнал Башкортостана. №3(34). С. 53–61.

4. Мелик-Гайказян, И. В. (2007) Обязательное условие педагогического конструирования // Конструирование человека: Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета. 392 с.

5. Ролинг, Дж. К. (2002a) Гарри Поттер и Философский камень. М.: Росмэн. 397 с.

6. Ролинг, Дж. К. (2002b) Гарри Поттер и Кубок огня. М.: Росмэн. 666 с.

7. Ролинг, Дж. К. (2007) Гарри Поттер и Дары смерти. М.: Росмэн. 637 с.

8. Ролинг, Дж. К. (2011) Гарри Поттер и Орден феникса. М.: Росмэн. 825 с.

9. Ролинг, Дж. К. (2012) Гарри Поттер и Тайная комната. М.: Росмэн. 473 с.

10. Флиер, А. Я. (2011) Культурология образования: цели, задачи, возможности // Флиер А. Я. Культурология 20 – 11. Авторский сборник эссе и статей. М.: Согласие. С. 173-189.

11. Beers, M. J. and Apple, K. J. (2007) Intergroup Conflict in the World of Harry Potter // The psychology of Harry Potter: an unauthorized examination of the boy who lived. Dallas, Tex.: BenBella Books, pp. 33-44.

12. Engel, S. and Levin, S. (2007) Harry’s Curiosity // The psychology of Harry Potter: an unauthorized examination of the boy who lived. Dallas, Tex.: BenBella Books, pp. 19-32.

13. Harry Potter Bibliography [Электронный ресурс]. URL: https://www.eulenfeder.de/hpliteratur.html (дата обращения - 25.09.2017).

14. Iyer, P. (1999) The Playing Fields of Hogwarts [Электронный ресурс] // The New York Times on the web. URL: https://www.nytimes.com/books/99/10/10/bookend/bookend.html (дата обращения - 25.09.2017).

15. Kalish, Ch. W. and Kalish, E. C. (2007) Hogwarts Academy: Common Sense and School Magic // The psychology of Harry Potter: an unauthorized examination of the boy who lived. Dallas, Tex.: BenBella Books, pp. 59-71.

16. Kerewsky, Sh. D. and Geiken, L. J. (2007) Have You Got What It Takes to Train Security Trolls? // The psychology of Harry Potter: an unauthorized examination of the boy who lived. Dallas, Tex.: BenBella Books, pp. 45-57.

17. Rasekh, A. E. and Shomoossi N. (2008) The Hidden Curriculum in Children’s Literature: The Hogwarts School of Witchcraft and Wizardry // Iranian journal of language studies (IJLS), vol. 2, issue 3, pp. 359-380.

18. Rosenberg, R. S. (2007) What Do Students Learn from Hogwarts Classes? // The psychology of Harry Potter: an unauthorized examination of the boy who lived. Dallas, Tex.: BenBella Books, pp. 5-17.

19. Steege, D. K. (2002) Harry Potter, Tom Brown, and the British School Story: Lost in Transit? // The ivory tower and Harry Potter: perspectives on a literary phenomenon. Columbia, Mo.: University of Missouri Press, pp. 140-156.

20. Bassham, G. (2010) A Hogwarts Education: The Good, the Bad and the Ugly // The ultimate Harry Potter and philosophy: Hogwarts for Muggles (The Blackwell Philosophy and Pop Culture Series). Hoboken, New Jersey, John Wiley & Sons, Inc., pp. 212-228.

21. Wizarding Schools [Электронный ресурс] // Pottermore from J. K. Rowling. URL: https://www.pottermore.com/collection-episodic/wizarding-schools (дата обращения - 25.09.2017).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: