Культура волшебников Великобритании конца XX века.




В 1689 г. волшебники приняли «Статут о секретности». С тех пор они живут в том же пространстве/времени, что и обычные люди, однако последние ничего не знают о существовании магии, и специальные заклинания не позволяют им видеть определенные локации, предметы или волшебных существ. Хотя основные действия романа происходят в Великобритании 1990-х гг. было бы заблуждением считать культуру волшебников и культуру маглов этого времени типологически близкими.

По форме государственного устройства, магическая Великобритания конца XX в. больше всего напоминает Английскую республику (1649-1660 гг.). Основной орган управления – Министерство магии, состоящее из множества отделов и подразделений, регламентирующих все стороны жизни сообщества (от обеспечения магического правопорядка до регулирования вопросов, связанных с магическим транспортом и спортом). Министерство обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, однако четкое их разделение отсутствует, а Министр магии (глава правительства) часто выступает в роли судьи на наиболее важных процессах.

При этом единственная сфера жизни волшебников, на которую не распространяется власть Министерства – финансово-кредитная. В мире волшебников есть только один банк – международный банк «Гринготтс» (Ролинг, 2002a), основанный и находящийся под контролем гоблинов. Он предоставляет услуги по хранению средств и ценностей, осуществляет обменные операции, а также, видимо, выдает займы (Ролинг, 2002b), но его деятельность никак не регулируется и не контролируется правительством.

В социальном плане все население волшебного мира можно условно разделить на три группы:

1. «Граждане» – все люди, наделенные магическими способностями, собственно – волшебники. Поскольку магически-одаренный ребенок может появиться в семье обычных людей, а в «чистокровной» семье волшебников может появиться на свет ребенок, совершенно не обладающий магическими способностями, древность и знатность рода являются чисто символическим капиталом. Получая волшебную палочку, человек автоматически причисляется к этой группе, получая все соответствующие права и принимая на себя соответствующие обязательства. В случае совершения серьезного проступка, нарушитель приговаривается к гражданской казни: его палочку ломают надвое и лишают права творить волшебство. В случае совершения тяжкого преступления – отправляют в тюрьму (часто без надлежащего расследования), где заключенные содержатся в холодных одноместных камерах и подвергаются воздействию ужасных существ Дементоров, высасывающих из души всю радость и надежду.

Основной вариант трудоустройства – «статская» или «военная» служба в Министерстве. Также гражданин может либо продолжить семейное дело, либо открыть собственное, либо устроиться к кому-то помощником. Отдельными, но крайне небольшими, секторами волшебного рынка труда являются медицина, сфера досуга и развлечений (журналистика, музыка, спорт), преподавание.

2. «Не граждане» – разумные существа, представители отдельных культур, обладающие различными магическими способностями, но не принадлежащие к виду людей: гоблины, кентавры, русалки, тритоны и др. Они существуют достаточно изолированными диаспорами, во внутреннюю жизнь которых Министерство практически не вмешивается. Однако в зависимости от ценности конкретных диаспор для магического сообщества в целом, отношения с ними строятся по-разному. Так, например, гоблинам запрещено иметь волшебные палочки, но в силу того, что они, как уже было сказано выше, контролируют финансово-кредитную сферу жизни общества, отношение к ним значительно отличается от отношения к другим «этносам». По крайней мере, даже при довольно нейтральном политическом режиме (до активизации расистски настроенных сторонников Волан-де-морта – главного отрицательного персонажа саги, которому противостоят Гарри и его друзья) в Министерстве существует «Управление по связям с гоблинами» (Ролинг, 2002b: 81), но всеми остальными занимается «Отдел регулирования магических популяций и контроля над ними, включающий в себя подразделения зверей, существ и духов» (Ролинг, 2011: 128). Если Дамблдор знал язык русалок и мог принять кентавра на работу преподавателем, для значительного числа других волшебников они – «недолюди».

3. «Рабы» – домашние эльфы – также являются разумными существами и обладают магией, в некоторых отношениях даже превосходящей магию «граждан». Однако у них нет ни отчеств, ни фамилий (только имена-прозвища), а единственно возможной и достойной формой существования они считают беспрекословное подчинение и верность «хозяину». Получение «вольной» для них означает то же, что лишение волшебной палочки для волшебника – позор и осуждение соплеменниками.

В технологической сфере доминирует ручной труд, с той лишь разницей, что мускульная сила заменена магической, а все разнообразие орудий – волшебной палочкой. Основу материально-производственной базы составляет ремесленничество. Можно сказать, что подлинный герой данной культуры – «ремесленник, который сознает себя свободным творцом и относится к своему труду и к его плодам как творящий красоту художник» (Каган, 2003: 19). Наиболее яркие представители – Оливандер и Грегорович – мастера, изготавливающий волшебные палочки, знающие «характер» каждой из них и помнящие, какому волшебнику какую именно палочку они продали. Вместе с тем, уже встречаются и отдельные примеры механизации: печатный станок, магический поезд, автобус, радио.

Говоря о специфике духовной культуры волшебников Великобритании конца XX в., следует отметить противоречивость происходящих в ней процессов. С одной стороны, это культура, ценящая прогресс. Проф. Дамблдор получил известность и признание благодаря открытию «двенадцати способов применения крови дракона и своим трудам по алхимии в соавторстве с Николасом Фламелем» (Ролинг, 2002a: 128). Издаются престижные научные журналы («Трансфигурация сегодня», «Проблемы чароведения» и «Практика зельеварения» (Ролинг, 2007: 19)), а также обзорно-аналитические труды, посвященные современным достижениям в области магии (напр.: «Великие волшебники двадцатого века», «Выдающиеся имена нашей эпохи», «Важные магические открытия последнего времени» и «Новые направления магических наук» (Ролинг, 2002a: 254)).

С другой стороны, прогресс испытывает серьезное сопротивление со стороны правительства, а также не находит одобрения в общественном сознании. Министерство магии строго следит за деятельностью волшебников: существует «запрет на экспериментальную селекцию» и «Сектор борьбы с незаконным использованием изобретений маглов» (Ролинг, 2011: 127, 130). Хотя в самом Министерстве есть специальный отдел, занимающийся исследованиями и экспериментами («Комиссия по экспериментальным чарам» (Ролинг, 2002b: 79)), у других сотрудников Министерства его деятельность не вызывает никакого уважения, а работающие там маги воспринимаются как «олухи», которые создают лишь бесполезные и нелепые вещи (Ролинг, 2007: 223).

Отсутствуют специализированные институты (университеты, исследовательские центры), в которых осуществлялось бы систематическое накопление научных знаний. Исследования проводятся в частном порядке либо профессорами, работающими в школах, либо энтузиастами, не аффилированными никакими структурами, а теоретические разработки, лежащие в основе некоторых наиболее значимых открытий (напр.: изобретение «философского камня» Николаем Фламелем), держатся в строжайшем секрете от коллег.

В целом, экспериментаторство и новаторство воспринимаются как зло. В описанном Дж. Роулинг мире практически все, кто так или иначе обладал тягой к научному поиску, погибают: мать Полумны Лавгуд, которая была выдающейся волшебницей, «но ей нравилось экспериментировать» (Ролинг, 2011: 819); проф. Квиррел, подававший большие надежды «пока науки по книгам изучал» (Ролинг, 2002a: 88); проф. Снейп, уже в школьные годы исправлявший ошибки в учебнике по зельеварению; один из братьев-близнецов Уизли – редких в данной саге персонажей, интересовавшихся разработкой действительно новых заклинаний (пусть и связанных с розыгрышами). Увлеченность Дамблдора своими исследованиями косвенно стала причиной смерти его сестры. Лорд Волан-де-морт был одним из наиболее талантливых и одаренных выпускников школы. Благодаря своим экспериментам, он «дальше кого-либо прошел по тропе, ведущей к бессмертию» (Ролинг, 2002b: 592). Однако в итоге это привело его к выводу, что «Добра и зла не существует – есть только сила, есть только власть, и есть те, кто слишком слаб, чтобы стремиться к ней».

Зато совершенно естественным и обыденным феноменом остаются дуэли. Гарри Поттер получает вызов на дуэль от однокурсника в первой же книге. На втором курсе преподаватели организуют специальный «Дуэльный клуб», обучающий правилам поведения на дуэлях, и студенты восхищаются проф. Флитвиком, который в молодости был чемпионом по дуэлям на волшебных палочках (Ролинг, 2012). Наконец, из книги в книгу Волан-де-морт настойчиво стремится убить Гарри Поттера именно на дуэли, запрещая своим помощникам вмешиваться в ее ход и призывая самого Гарри «не расстраивать Дамблдора» несоблюдением дуэльного кодекса (Ролинг, 2002b).

Описанные характеристики социально-политической, технологической и духовной сфер жизни волшебников, позволяют сделать вывод, что мы имеем дело с культурой доиндустриального типа, находящейся в стадии перехода от феодального строя к капиталистическому, от позднего Средневековья к культуре Нового времени. Как и в реальной истории Европы аналогичного периода, данная культура «не застрахована от того что зачатки промышленно-капиталистической деятельности не будут погребены под обломками средневековья и что феодальный милитаризм не опрокинет общество в варварство» (Каган, 2003: 108).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: