Методика подготовки:
1. Анализ и структуризация информации о современных угрозах в сети Интернет.
2. Выделение основных видов и форм угроз, для рядового пользователя, существующих в киберпространстве.
3. Сбор и анализ информации о структуре и методике создания образовательного маршрута.
4. Нахождение сервисов и ресурсов для размещения заданий маршрута.
Ход работы:
1. Определение формы маршрута: образовательное путешествие.
2. Определение уровней сложности создаваемых для маршрута заданий и целевой (возрастной) группы. (Таблица 1)
3. Выстраивание, последовательно и методически верно, точек маршрута. Определение их количества, названия. Определение и формулировка ожидаемых результатов. Продумывание и логическое построение заданий для достижения этих результатов. (Таблица 2)
4. Соотнесение названия точек с названиями этапов туристического похода: подготовка к пути, инструктаж, привал, установка лагеря, ночевка, сборы, ностальгия, рассказ о путешествии, сертификат.
5. Создание шаблона и выстраивание маршрута на сервисе «GoogleMaps». Нанесение точек маршрута, их название, формулировка содержания заданий. (Приложение №1, Рис.1)
6. Создание заданий на сервисах: LearningApss, Padlet, OnlineTestPad. (Приложение №2)
7. Создание видео-инструктажа в форме информационного ролика и размещение его на канале YouTube. (Приложение №1, Рис.2)
Таблица 1. Информационная карта.
Информационная карта | Маршрут рассчитан на 1 месяц обучения. Форма обучения: очная, дистанционная. Маршрут составлен для детей 9-11 лет (3-4 класс). Количество детей в группе – 1-15 человек. Количество часов в неделю на группу – 6-9 часов. Количество групп – 1. Общее количество часов в месяц на 1 группу: 24-36 часов. |
Таблица 2. Планируемые результаты проекта.
|
Планируемые результаты | 1. повышение уровня осведомленности обучающихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз. 2. формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета. 3. совершенствование коммуникативных навыков через умение излагать мысли, умение вести диалог; · 4. формирование умения определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности. 5. формирование чувства ответственность за свои действия. |
Содержание маршрута:
№ | Точка | Содержание деятельности (Базовый уровень) | Содержание деятельности (Повышенный уровень) |
Подготовка к пути | Пройдите тестирование. Ответьте на вопросы. Готовы ли Вы к путешествию! На ответы у Вас 40 минут. https://onlinetestpad.com/hohnxmwfsvyco Запомните количество набранных вами баллов! | Пройдите тестирование. Ответьте на вопросы. Готовы ли Вы к путешествию! На ответы у Вас 40 минут. Запомните количество набранных Вами баллов! Платформа OnlineTestPad: https://onlinetestpad.com/hoqburniktrs6 Платформа Гугл-форма: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfrtJBOioY96Vg7NMowXg0s-WCHN3Y8WICcALTa90YtbX2zOw/viewform?usp=sf_link | |
Инструктаж | Проверьте свои знания и ответы. Посмотрите наше видео: https://yadi.sk/i/CZHgfLCJ4Jjs_w | Проверьте свои знания и ответы. Посмотрите наше видео: https://yadi.sk/i/CZHgfLCJ4Jjs_w | |
Привал | Выполните задание. Запомните кодовое слово. https://learningapps.org/display?v=p7csrcgon20 Выберите любой термин из опроса(видео). | Выполните задание. Запомните кодовое слово. https://learningapps.org/display?v=p7csrcgon20 Выберите любой термин из опроса(видео). | |
Установка лагеря | Придумайте творческое задание для своих друзей. Опубликуйте/разместите на своей странице в соц.сетях - это задание по выбранному термину. Поделитесь им с друзьями. Для прохождения маршрута, важно насколько Вашим друзьям будет интересна тема, опубликованная вами. Примеры заданий смотрим тут: https://padlet.com/magripazik130383/ar3v0ouzny0wzhl4 | Придумайте творческое задание для своих друзей. Опубликуйте/разместите на своей странице в соц.сетях - это задание по выбранному термину. Поделитесь им с друзьями. Для прохождения маршрута, важно насколько Вашим друзьям будет интересна тема, опубликованная вами. Примеры заданий смотрим тут: https://padlet.com/magripazik130383/ar3v0ouzny0wzhl4 | |
Ночевка | Опасности темы и их решение. Откройте презентацию. https://yadi.sk/i/8_2p_MOTOKcyBA Найдите выбранный термин-тему. Изучите материал по ссылке в презентации. Проанализируйте материал и напишите проблемы(опасности) темы и их решение. Прикрепите документ к письму и отправьте его по адресу: magripazik@yandex.ru. Или в личном сообщении: https://vk.com/id75474285 Образец документа в презентации. | Опасности темы и их решение. Откройте презентацию. https://yadi.sk/i/8_2p_MOTOKcyBA Найдите выбранный термин-тему. Изучите материал по ссылке в презентации. Проанализируйте материал и напишите проблемы(опасности) темы и их решение. Прикрепите документ к письму и отправьте его по адресу: magripazik@yandex.ru. Или в личном сообщении: https://vk.com/id75474285 Образец документа в презентации. | |
Сборы | Подведение итогов «установки лагеря». Найти и посмотреть на сайте: https://kids.kaspersky.ru/entertainment/ Серию приключений Робота Каспера, или Фиксиков, по выбранной теме. | Подведение итогов «установки лагеря». Найти и посмотреть на сайте: https://kids.kaspersky.ru/entertainment/ Серию приключений Робота Каспера, или Фиксиков, по выбранной теме. | |
Ностальгия | Повторение пройденного в виде блиц-игры. На ответы у Вас 30 минут. Перед прохождением игры, откройте страницу с пабликом Вашего творческого задания Точка 4 - Установка лагеря. Вам пригодится ссылка на него, в игре. Перейдите по ссылке: https://onlinetestpad.com/t/kiberbezopasnostBaz Ждем Ваши ответы! | Повторение пройденного в виде блиц-игры. На ответы у Вас 30 минут. Перед прохождением игры, откройте страницу с пабликом Вашего творческого задания Точка 4 - Установка лагеря. Вам пригодится ссылка на него, в игре. Перейдите по ссылке: https://onlinetestpad.com/t/kiberbezopasnostPov | |
Рассказ о путешествии | Стань участником группы "Кибербезопасность - мой путь". https://vk.com/club186371754 Поделись впечатлениями о путешествии по маршруту "Кибербезопасность - мой путь!" Опубликуй их на стене сообщества. Прикрепи к паблику Сертификат о прохождении блиц-игры. Дополни публикацию фото-видео материалами!! Если есть чем поделиться! | Стань участником группы "Кибербезопасность - мой путь". https://vk.com/club186371754 Поделись впечатлениями о путешествии по маршруту "Кибербезопасность - мой путь!" А так же напиши одно, или несколько самых важных на твой взгляд правил безопасности в Интернете. Опубликуй их на стене сообщества. Прикрепи к паблику Сертификат о прохождении блиц-игры. Дополни публикацию фото-видео материалами!! Если есть чем поделиться! | |
Сертификат | Получите (золотой, серебряный, или бронзовый) СЕРТИФИКАТ о прохождении образовательного маршрута "Кибербезопасность- мой путь!" https://yadi.sk/d/KoP7jKYPFHEYtQ Сертификат появиться в папке в течении суток, после выполнения условий точки 8мь! | Получите (золотой, серебряный, или бронзовый) СЕРТИФИКАТ о прохождении образовательного маршрута "Кибербезопасность- мой путь!" https://yadi.sk/d/KoP7jKYPFHEYtQ Сертификат появиться в папке в течении суток, после выполнения условий точки 8мь! |
Методика реализации:
|
|
6. Апробирование маршрута на опытной группе.
7. Корректировка содержания маршрута по результатам апробирования и отзывам участников пилотного этапа.
8.Анализ результативности созданного маршрута, по отзывам участников и результатам прохождения.
9.Корректировка содержания по результатам анализа апробирования пилотного этапа.
10. Реализация образовательного маршрута в очной и дистанционной форме, на базе УДО «Кормиловский ДДТ», МБОУ «Кормиловская СОШ №1», МБОУ «Кормиловский лицей».
11. Анализ результатов уровня освоения образовательного маршрута в ходе реализации проекта.
12. Создание индивидуального образовательного маршрута «Кибербезопасность-мой путь!» (базового, повышенного и продвинутого уровня) для обучающихся средней и старшей школы.
13. Реализация созданных маршрутов по аналогии с уже аппробированным.
14. Анализ итогов и уровня достижения ожидаемых результатов по освоению ИОМ.
15. Вхождение в образовательный маршрут «Киберсоциализация – осознанный путь», созданный инициативной группой при БОУ ДО г. Омска «ГДДюТ», во главе со старшим методистом Ананьевой Еленой Юрьевной.
Выводы.
1. Гипотеза подтвердилась: современные виды интернет ресурсов позволяют создавать, результативные, интересные пользователям и удобные в использовании индивидуальные образовательные маршруты.
2. Из-за недостаточного уровня владения работы с персональным компьютером обучающихся, на которых рассчитан маршрут, возникает необходимость привлекать к прохождению ИОМ взрослых.
3. Реализовывать работу по данному проекту можно, как в очной форме, так и в дистанционной.
4. Благодаря двум уровням сложности, маршрут легко освоить.
5. Для успешного освоения маршрута необходимо наличие аккаунта Google, или любого другого, а так же профиля в социальной сети «ВКонтакте».
6. Благодаря свободному доступу к маршруту и его заданиям, он может быть использован любым педагогом как дополнительного, так и основного образования.
Заключение.
Нами было определено ключевое понятие нашей работы – маршрут индивидуального сопровождения ребёнка. Под маршрутом индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития школьника.
Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе школьник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.
Ребенок может обхитрить кибермошенника. Но для этого он должен знать как минимум 10 правил о том, что можно и чего нельзя делать, когда ты онлайн. На обучение видеть и предотвращать угрозы исходящие от нахождения пользователя в киберпространстве направлена работа по созданию и реализации нашего проекта.
Разработанный маршрут может быть использован на уроках информатики, а так же тематических классных часах в общеобразовательных школах.
В дальнейшем нами планируется работа по созданию еще двух уровней маршрута для средних и старших школьников, с последующей их реализацией. А так же проведение проектной группой итоговых блиц-игр в формате гаджет-квеста в очной форме на базе УДО «Кормиловский ДДТ».
Список литературы.
1. Паршин С. А., Горбачев Ю. Е., Кожанов Ю. А. Кибервойны — реальная угроза национальной безопасности. — М.: Изд-во КРАСАНД, 2011.
2. Бедрицкий A.B. Международные договорённости по киберпространству: возможен ли консенсус?.// Проблемы национальной стратегии, № 4 (13), 2012.
3. Совместное заявление об общих вызовах безопасности на рубеже XXI века (Москва, 2 сентября 1998 г.) // Дипломатический вестник МИД России, № 10,1998.
4. Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности. Приложение к письму постоянных представителей Китая, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана при Организации Объединённых Наций от 12 сентября 2011 г. на имя Генерального секретаря ООН А/66/359 — Генеральная Ассамблея ООН: 66-я сессия, 2011.
Интернет источники:
5. https://www.sites.google.com/a/labore.ru/kcp/teoria-proektov/klassifikacia-proektov
6. https://mvnik.ru/images/informatika/kiber.pdf
7. https://www.myshared.ru/slide/439133/#
8. https://spravochnick.ru/informacionnaya_bezopasnost/kiberbezopasnost_i_informacionnaya_bezopasnost/
9. https://www.kaspersky.ru/blog/tips-for-kids-all-episodes/8734/
10. https://zen.yandex.ru/media/pgymnazium/10-pravil-kiberbezopasnosti-dlia-detei-mam-i-pap-5c866371bf147000b3d215d1
11. https://www.единыйурок.рф/index.php/4-primery-urokov-po-kursu-osnovy-kiberbezopasnosti/4-5-6-klass-kak-rasprostranyayutsya-virusy/itemlist/category/31-primery-urokov-po-kursu-osnovy-kiberbezopasnosti
12. https://infourok.ru/proektirovanie-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta-osvoeniya-dopolnitelnoy-obscheobrazovatelnoy-programmi-3738546.html
13. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/07/04/individualnyy-obrazovatelnyy
Приложение №1.
Рис. 1. Маршрут на «GoogleMaps»
![]() |
Ссылка на маршрут: https://www.google.com/maps/d/edit?mid=16pfZevzatldcVdp2AFbA6VptZ5_APgGf&ll=55.00842548329773%2C74.08790231310445&z=15 |
Рис. 2. Видео-ролик на YouTube
![]() |
Ссылка на ролик: https://youtu.be/Kg_WtZNz198 |
Приложение №2.
Рис.1. Задание на сервисе: LearningApss
![]() |
Ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=p7csrcgon20 |
Рис. 2. Примеры для задания на сервисе: Padlet
![]() |
Ссылка на примеры: |
Рис.3 Тестовые задания на сервисе: OnlineTestPad
![]() |
Ссылки на тесты: Подготовка к пути (базовый): https://onlinetestpad.com/t/kiberbezopasnostBaz Подготовка к пути (повышенный): https://onlinetestpad.com/t/kiberbezopasnostPov Блиц-игра (базовый): https://onlinetestpad.com/hohnxmwfsvyco Блиц-игра (повышенный): https://onlinetestpad.com/hoqburniktrs6 |