МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЦИКЛОВАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Влияние СМИ на общественное мнение»
Обучающийся: Гусев Никита Александрович
1 курс очной формы обучения
Руководитель: Попов Сергей Иванович
Преподаватель отдела СПО
Москва
План:
1. Введение
2. Понятие, виды и функции СМИ
3. Понятие и функции общественного мнения
4. Влияние СМИ на формирование общественного мнения
5. Заключение
Введение
Средства массовой информации давно стали для людей основным источником получения знаний об окружающем мире. Каждый человек ежедневно сталкивается с исходящем из СМИ потоком информации. Анализируя ее, он делает свои выводы, умозаключения о «текущей истории».
Средства массовой информации являются достаточно мощным инструментом в руках всех - от политиков до политтехнологов. Не секрет, что именно СМИ формируют общественное мнение на те или иные события.
Актуальность данной темы заключается в том, что формирование массового общественного мнения и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное сознание, формируют определённую идеологию, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
|
Понятие СМИ
Средства массовой информации — это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.
СМИ — это пресса (газеты и журналы) и электронные СМИ (телевидение, радио и интернет).
Благодаря тому, что стал активно развиваться механизм обратной связи, то есть аудитория получила возможность выражать свое мнение, характер СМИ перестал быть однонаправленным. СМИ - часть наиболее широкой сферы средств массовой коммуникации.
Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации", под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание (газета, журнал), сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
К СМИ не относятся библиотеки, интернет-блоги, малотиражные журналы, форумы, стенгазеты.
Виды СМИ
1). Печатные СМИ. К ним относятся газеты, журналы, справочники и листовки. Несмотря на то, что уже много лет подряд прогнозируют уход «печатки» в небытие как устарелого вида СМИ, она до сих пор существует. Более того, она развивается, и ежегодно по всему миру появляются ее новые представители.
Объяснения тому – высокий уровень доверия, доступность, возможность вернуться к информации в удобное для вас время. Основной недостаток — это низкий уровень оперативности. Даже ежедневное издание сообщает о произошедшем позже, чем другие виды СМИ.
|
2) Радиовещание. Характерная черта этого вида СМИ – передача исключительно аудио сообщений. Основные преимущества радио: высокий уровень оперативности, возможность ведения диалога в прямом эфире со слушателями и удобство, благодаря которому оно востребовано среди автомобилистов. В отличие от телевидения, на радио информация не подкреплена видеорядом. Это свойство эксперты относят как к преимуществам, так и к недостаткам. С одной стороны, слушатель воспринимает информацию наиболее глубоко, не отвлекаясь на картинку, но с другой эта же самая картинка могла бы более полно рассказать о происходящем.
3) Телевидение. Этот вид СМИ стал своеобразным гибридом между радио и печатью. Теперь информация была прочитана и подкреплена соответствующим видеорядом. Главное преимущество телевидения: наглядность, возможность соучастия, возможность оказаться «здесь и сейчас».
Несмотря на растущую популярность Интернета, телевидение все еще остается самым востребованным и популярным видом СМИ.
4) Интернет. Несмотря на то, что по общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Основными преимуществами интернет-СМИ является: оперативность, возможность комментирования и обсуждения новостей, возможность выбирать информацию, разноплановость материалов и т.д. К недостаткам можно отнести – относительную достоверность. В интернете очень много непроверенной и даже выдуманной информации, которая легко может меняться при необходимости в два щелчка.
|
Функции СМИ
В современном обществе средства массовой информации обладают очень сильным влиянием. Без радио, телевидения и прессы сегодня невозможно представить нормального течения жизни. Они информируют население, развлекают его, агитируют и учат. И это далеко не все функции СМИ. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Информационная функция является главной в деятельности СМИ и состоит она в сборе; обработке и распространение важных для граждан, органов власти и обществ в целом сведений о происходящих событиях, явлениях и процессах. Без такого рода сообщений немыслимо ни одно общество независимо от того, на каком историческом этапе своего развития оно находится. В традиционных обществах эту функцию выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники. Многие небольшие по территории государства и города использовали колокола для оповещения населения об опасности, сборе народного собрания и других важнейших событиях общественной жизни. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю разностороннюю деятельность людей в различных сферах обществ. Особенно велика их роль в информировании граждан о деятельности правительства, парламента, партий, других политических институтов, событиях международной жизни.
Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать получаемые сведения и правильно ориентироваться в сложном, иногда противоречивом, потоке информации.
Образовательная роль СМИ тесно связана с функцией социализации. Политическая социализация означает интернализацию. Интернализация - процесс освоения индивидом или группой людей соц. ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она, он или они взаимодействуют.
Пропагандистская функция. Основная суть пропагандистской функции СМИ понимается как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей. Пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает всю деятельность журналистской системы3. И суть ее не меняется, когда некоторые исследователи предлагают другое название, например социально-педагогическая функция. Надо помнить, что политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям – важнейшая социально-педагогическая задача СМИ.
Пропаганда также делится на несколько видов:
1) «Белая» пропаганда – пропаганда, которая распространяется и признается источником или его официальным представителями. Она использует проверенные данные.
2) «Серая» пропаганда – это пропаганда, которая специально не определяет свой источник.
3) «Черная» пропаганда – это пропаганда, которая выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный. Целью данной пропаганды является введение массового сознания в заблуждение.