Институциональный барьер




Рубрику ведет Александр Михайлович ОСИПОВ, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, член правления Российской социологической ассоциации, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, член Международной социологической ассоциации.

Барьеры в получении качественного образования как целевые проблемы социального партнерства (по материалам регионального социологического исследования)

Н.А. Матвеева,
доктор социологических наук, профессор,
заведующая кафедрой политологии и социологии
ГОУ ВПО «Барнаульский государственный
педагогический университет»

В условиях усиления социальной дифференциации современного российского общества, углубления социального расслоения, нарастания корпоративных интересов во всех сферах общественной жизни проблема социального партнерства становится особенно актуальной. Социальное партнерство – это весь спектр социальных взаимодействий между социальными субъектами, целью которых является достижение согласия и взаимный отказ от противоборства и конфронтации. Социальное партнерство – тип социальных отношений, направленный на развитие консенсуса и положительного результата действий социальных субъектов, но это не любая форма поведения людей, а лишь та, в которой решается вопрос о распределении каких-либо ресурсов1.

В современном обществе важнейшим социальным ресурсом и индивидуальной, и общественной жизни является образование. Единая цель – достижение качественного образования – стала предметом распределительных отношений, в которых разные социальные группы и слои общества позиционируются исходя из своих интересов, а главное, возможностей их реализации. Наряду с тем, что современное образование приобретает системообразующее значение для общества, нарастает его конфликтоемкость. Снизить потенциальное и реальное социальное напряжение в системе образования позволяет управление социальными барьерами получения образования. Социальный барьер – это совокупность факторов, препятствующих достижению качественного образования и порождающих социальный конфликт на пути к образовательному ресурсу2.

Регионы России сегодня приняли вызов социальных барьеров доступности уже не только высшего профессионального образования, но и получения качественного полного среднего образования.

Проведенные в 2006 г. мониторинговые исследования системы образования Алтайского края, одним из направлений которых была оценка доступности качественного полного среднего образования в общеобразовательных школах и учреждениях НПО, позволили выявить характер социальных барьеров на этой ступени образования, определить их высоту и пути преодоления в сложившейся региональной ситуации.

В регионе исследование проводилось по грантовой программе Национального фонда подготовки кадров при поддержке Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. В Алтайском крае выборка составила 50 школ, отобранных пропорционально типам поселения и типам средних общеобразовательных учебных заведений. В исследовании приняли участие 1035 учащихся 9 классов, 1134 родителя учащихся 9 классов, 912 выпускников 11 классов и 730 их родителей, 757 учащихся выпускных курсов 39 учреждений НПО и 749 их родителей. Мониторинговое обследование проводилось методами группового анкетирования, анализа документов, фокус-группы и глубинного интервью.

Анализ полученных в ходе мониторинга результатов показывает, что в Алтайском крае проявляются следующие барьеры доступности качественного общего среднего образования: социокультурный, территориальный, экономический, информационный и институциональный3. Их анализ важен для обозначения целей партнерства.

Социокультурный барьер

Результаты исследования показывают, что существует определенная зависимость между уровнем качества среднего образования и такими показателями социальной среды «выхода» учащихся, как образование родителей, сфера их занятости и должность.

В Алтайском крае образование родителей влияет на качество получаемого детьми полного среднего образования. Барьер доступности повышается, если родители ребенка не имеют высшего образования. Особенно этот фактор проявляется на этапе поступления ребенка в 10-й класс. Доля родителей 11-классников, имеющих высшее образование, существенно выше этого показателя среди родителей 9-классников. В ходе групповых дискуссий учителя высказывают беспокойство относительно этой проблемы: «Если мама-папа шесть классов окончили, они так и думают: зачем их ребенку учиться? Как ребенку доказать, что нужно учиться, если родители сами так не считают?»

Результаты мониторинга показывают, что на возможность получения более качественного образования влияет сфера занятости родителей. Так, например, доля рабочих среди отцов учащихся 11 класса из «лучших» по качеству процесса и результата обучения школ почти в 2 раза меньше этого показателя в школах с «худшими» показателями обучения. Фактор «должность родителей» аккумулирует в себе образовательный статус и сферу занятости родителей и является инвариантным социокультурным барьером доступности качественного общего среднего образования.

Анализ социокультурного барьера доступности качественного среднего образования в Алтайском крае показывает, что под его влиянием формируется два потока учащихся. Во-первых, это «идущие за статусом имеющего полное среднее образование» по формальным показателям процесса обучения, для которых важен сам факт получения аттестата о среднем образовании. Второй поток – это «идущие за качеством» по содержанию и результативности процесса обучения в среднем учебном заведении. Чем выше образовательный уровень и должность родителей, тем с большей вероятностью ребенок выберет вторую стратегию.

Высота социокультурного барьера могла бы быть существенно снижена, если бы «идущие за статусом» семьи с детьми имели территориальную и институциональную свободу выбора школ. Но реальная территориальная структура типов средних общеобразовательных учреждений в Алтайском крае и миграционные возможности населения региона существенно ее ограничивают.

Территориальный барьер

Проведенный анализ результатов мониторинга в Алтайском крае показывает, что проживание в сельской местности является высоким барьером для желающих получить качественное среднее образование. 100 % школ, находящихся в «худших» по качеству процесса и результата обучения условиях, располагаются в селе. Результаты мониторинга показывают, что в агропромышленном Алтайском крае проживание в сельской местности вместе с родителями существенно затрудняет получение детьми качественного среднего образования.

Сельские учителя отмечают, что страдают в данном отношении прежде всего малые села: «Сейчас страшная проблема – это ЕГЭ для сельских учеников. Потому что они со своими знаниями, как бы мы ни старались им что-то дать, ниже уровнем, чем в районе, районном центре».

Территориальный барьер получения качественного среднего образования в регионе пролегает не только по линии «город – село», но и по линии «административный центр – городская и сельская периферия». Территориальная поляризация качества общего среднего образования усиливается под влиянием региональной структуры учебных заведений.

Высота территориального барьера возрастает по мере перехода от основного к полному среднему образованию. Для его преодоления сельские семьи идут на риски, связанные с переездом в другой тип поселения или отдельным проживанием детей и родителей. Учителя сельских школ так оценивают ситуацию: «У нас родители говорят: если не будет школы, мы здесь жить не будем. Представьте, село держит полностью школа. Одно село. Сейчас будет программа сокращения школ, с селами что будет твориться?..» На этапе получения полного среднего образования территориальный барьер доступности повышается и для жителей городов, расположенных в регионе. Руководители образовательных учреждений указывают на эту проблему: «Проблема нашего города еще и в том, что у нас идет большой отток умных детей из города. В других городах детям легче поступить, чем в родном городе. Они уезжают учиться в Барнаул, Новосибирск, Томск и потом сюда не возвращаются».

Чрезмерная централизация качественного среднего образования, поляризация сельских и городских школ отрицательно влияют на социально-экономическое развитие региона, усиливают вынужденную миграцию населения, затрудняют процесс социализации молодежи, вынужденной жить вне родительской семьи. На территориальный барьер наслаивается материальный фактор получения качественного среднего образования.

Экономический барьер

Результаты исследования показывают, что большинство семей учащихся в Алтайском крае испытывают материальные затруднения. От 1/3 до половины учащихся проживают в семьях, где хватает только на самое необходимое. Очевидно, что барьером доступности среднего образования является не материальная дифференциация населения Алтайского края, а общий низкий уровень его благосостояния.

Оценивая высоту экономического барьера, руководители средних общеобразовательных учреждений в ходе групповых дискуссий отмечали:

«Учеба все равно, в принципе, лежит на плечах семьи, а дальше, как показывает практика, все зависит от денежных возможностей семьи. Сегодня от родителей многое зависит: и материальная база школы, и ремонт. Кому-то просто отдать определенную сумму за обучение ребенка, а для кого-то эта сумма принципиально нереальна».

Однако результаты мониторинга показывают, что сами учащиеся считают бесплатное среднее образование нормой в регионе. В среднем не более 10% учащихся указывают на бесплатность обучения как фактор выбора как «лучшей», так и «худшей» по качеству школы. Но платность образования не является барьером доступности при условии, если ученик не планирует сменить школу, а продолжает учиться там, где начал обучение. Иная ситуация складывается при переходе в другую школу.

Анализ причин отказа от перехода в лучшую школу показывает, что платность обучения в той школе становится серьезным препятствием для получения более качественного образования после окончания 9-го класса. Особенно ярко эту проблему охарактеризовали родители тех детей, кто перешел после 9-го класса в ПТУ: «За охрану заплати, за ремонт школы заплати, за ремонт класса отдельно заплати, за питание заплати, за учебники заплати, помощь классу внеси, помощь школе внеси. А сюда, в училище, я заплатила всего тысячу, – большая разница».

Таким образом, платность обучения является специфическим барьером для отдельных групп «идущих за статусом» и «идущих за качеством». Высота его возрастает в момент выбора типа учебного заведения для продолжения образования после 9 класса. Заметим, что высота этого барьера определяется субъективно, по мнению родителей, которые исходят из сложившегося стереотипа платности образования, а не достоверной информации о школе. В условиях сохранения бесплатного среднего образования в регионе экономический барьер доступности образования усиливается за счет информационного.

Информационный барьер

Для оценки высоты этого барьера весьма показательными являются характеристики информированности родителей 11-классников в области образования.

Данные мониторинга показывают, что родителей интересует прежде всего информация о требованиях к поступлению в вузы и престижных профессиях. Полная средняя школа в регионе жестко ориентирует выпускников на получение высшего образования. Причем такую ориентацию имеют в равной степени родители, чьи дети находятся в «худших» образовательных условиях и практически не имеют шансов на поступление в вуз, и в «лучшей» ситуации по качеству процесса и результата обучения, в которой такая ориентация подкреплена значительными социокультурными, территориальными и экономическими ресурсами. И родители учащихся школ, расположенных в административном центре региона, и родители учащихся ПТУ в малом городе убеждены: «Хорошее образование – это то образование, которое позволяет поступать в любой вуз независимо от его престижности. Теперь с высшим требуют везде».

Однозначная ориентация родителей на получение детьми высшего образования, с одной стороны, является следствием имеющихся социально-экономических и социокультурных ресурсов семьи, определяющих образовательный путь выпускника школы, с другой стороны, попыткой восполнить недостающие ресурсы семьи за счет продвижения детей по образовательной лестнице под влиянием сложившегося общественного мнения. Учителя видят в этом серьезную проблему: «Амбициозных родителей очень сложно переубедить, не помогают никакие беседы. Амбициозность таких родителей отрицательно влияет на ребенка».

Институциональный барьер

Данные мониторингового исследования показывают, что чем выше по качеству полное среднее образование, тем чаще на пути к его достижению встает конкурс учащихся. Высота институционального барьера определяется рано, уже на этапе поступления в школу. Этот вывод подтверждают данные о причинах выбора школ.

Отсутствие выбора является важной причиной обучения именно в этой школе для учащихся «худших» по результату обучения школ. В «лучших» школах такая причина не указывается вообще. Учитывая высоту территориального барьера, это означает, что институциональный барьер значим прежде всего для сельских детей и проявляется даже не на этапе поступления в школу, а на этапе рождения или переезда в сельскую местность. Высказывания сельских учителей в ходе групповых дискуссий подтверждают результаты анкетирования: «К сожалению, у многих сельских детей нет перспективы для дальнейшего обучения. Дотащим их до 9-го, а там либо он в армию, в стройбат, либо в районное училище. Все».

Институциональный и территориальный барьеры связаны между собой и взаимно усиливают друг друга. При условии единственной школы в селе шансов на получение «лучшего» и даже «среднего» по качеству образования практически не остается, в то время как учащиеся из «средних» и тем более «лучших» школ имеют возможность выбирать не только качество, но и престиж учебных заведений.

Таким образом, институциональный барьер доступности среднего образования имеет в Алтайском крае сложную конфигурацию. Престиж школы и конкурс в 10-й класс являются факторами, препятствующими достижению желаемого качества обучения. Но действие этих факторов начинается опосредованно намного раньше, чем наступает необходимость принятия решения в 9-м классе. Выбор родителями школы при поступлении детей в 1-й класс, во многом обусловленный местом жительства семьи, становится определяющим фактором всего образовательного пути ребенка в средней школе.

Подводя итоги проведенного анализа барьеров доступности качественного среднего образования в Алтайском крае, мы делаем следующие выводы. Все объективные шансы на получение среднего образования высокого качества имеются у ребенка, чьи родители занимают руководящую должность на уровне предприятия, проживают в административном центре региона, не нуждаются материально и позаботились о выборе школы еще на этапе поступления ребенка в нее.

В условиях низкого уровня социально-экономического развития Алтайского края и качества жизни населения региона такими шансами обладает небольшая доля жителей края. Это дает основание говорить о высоком уровне барьеров доступности среднего образования в Алтайском крае. Различные их типы усиливают друг друга. На фоне низкого уровня жизни жителей региона, незначительной социокультурной и материальной дифференциации основной массы населения края ведущими факторами, препятствующими достижению качественного общего среднего образования, являются территориальный и институциональный барьеры, связанные с распределением типов школ по типам поселения.

В регионе наблюдается практически прямая зависимость между качеством общего среднего образования и типом поселения. Чем меньше тип поселения, тем чаще образование, полученное в этих условиях, является худшим по показателям и процесса, и результата обучения. В особенно сложной ситуации находятся сельские малокомплектные школы. Высота территориального и институционального барьеров поддерживается низким уровнем благосостояния населения региона и ограниченностью информационных ресурсов. Экономический и информационный барьеры доступности качественного общего среднего образования остаются определяющими характеристиками региональной системы общего среднего образования в Алтайском крае.

Объективно сложившаяся высота барьеров доступности повышается в регионе за счет слабой дифференциации образовательных планов и ориентаций учащихся и их родителей в сфере образования. Однозначная направленность на высшее образование в престижном вузе существенно расходится с шансами на его получение различными группами выпускников средних школ. Это, с одной стороны, повышает барьеры доступности образования, усиливая конкуренцию в этой социальной сфере. С другой стороны, высокий уровень образовательной потребности в регионе может стать мощным источником модернизации системы общего среднего образования. Регион обладает значительным социокультурным потенциалом развития системы полного среднего образования, который выражается в относительно высоких показателях уровня образования и сферы занятости родителей учащихся. Социокультурный ресурс семей является позитивной предпосылкой для повышения качества среднего образования в крае.

В Алтайском крае качество общего среднего образования определяется не случайными отдельными факторами, а условиями, имеющими системный характер. Барьеры доступности имеют тенденцию взаимно усиливать друг друга. Системный характер барьеров доступности проявляется прежде всего в институциональных препятствиях получения качественного общего среднего образования. Структура общего среднего образования, сложившаяся в регионе, стабилизирует образовательную ситуацию, но на уровне, не отвечающем современным потребностям региона.

В Алтайском крае барьеры доступности образования имеют синтетический характер. В регионе дополнительно к выделенным наблюдаются культурно-нравственный, экономико-правовой, территориально-демографический барьеры доступности полного среднего образования. Особое негативное влияние имеет барьер социального, психического и физического здоровья населения. Педагоги и руководители образовательных учреждений отмечают с тревогой: «В первый класс больше половины детей приходят хронически больными. Сейчас много детей приходит в школу и с нарушением осанки, и с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и с патологией нервной системы. Сложно говорить о сохранении психофизического здоровья, когда большинство семей и школ поставлены в условия выживания».

Природная и социально-экологическая ситуация в Алтайском крае не способствует получению молодым поколением качественного среднего образования.

Алтайский край является регионом, в котором проблемы преодоления барьеров доступности качественного среднего образования и снижения социальной напряженности в этой сфере общественной жизни являются предметом государственной социальной политики, деятельности профессионального сообщества в сфере образования и широких кругов общественности. Результаты мониторинга способствуют разработке необходимых управленческих решений, принимаемых на уровне региона. Вряд ли возможно формирование устойчивой системы социального партнерства в образовании вне решения обозначенных выше проблем доступности качественного образования.

1 Словарь виталистской социологии / Под ред. чл.-корр. РАО С.И. Григорьева. М.: Гардарики, 2006. С. 145–146.

2 Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д., Рощина Я. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Университетская книга, 2006.

3 Матвеева Н.А., Юртаев Н.И. Мониторинговые исследования системы образования Алтайского края: оценка доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования. Барнаул: БГПУ, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: