Санкции в порядке самопомощи




Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатичес­ких или консульских отношений, самооборона.

Реторсии — это ответные принудительные меры субъекта, на­правленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонару­шение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются.

Международная практика выработала следующие формы ретор­сий: установление ограничений на импорт товаров из государства-на­рушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого госу­дарства; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

Политическими формами реторсий являются всевозможные ог­раничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata и т.д.

Репрессалии — это ответные принудительные меры, направлен­ные на ограничение прав другого государства, совершившего право­нарушение. Современное международное право запрещает воору­женные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-наруши­теля), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов стра­ны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

К политической форме репрессалий следует относить: денонса­цию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами пра­вонарушителя).

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостанов­ление дипломатических и консульских отношений. Эти меры пред­ставляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпев­шим государством дипломатических или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматичес­кого разрыва консульских отношений. Данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона — это особый вид санкций, выражающихся в при­менении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодатель­стве.

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона представляет собой отражение актов при­менения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принуди­тельные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизо­дический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии — это отражение акта агрессии посред­ством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязатель­ствами государств по международному праву и прежде всего по Ус­таву ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрес­сором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций явля­ются отражение вооруженного нападения, восстановление междуна­родного мира и обеспечение международной безопасности, обеспе­чение привлечения правонарушителя к ответственности

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных орга­низаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонару­шителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

 

62. Система коллективной безопасности; разоружение, запрещение оружия массового уничтожения.

Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны являются разоружение и ограничение вооружений.

В настоящее время имеется целый комплекс международ­но-правовых норм, способов и методов для успешного решения проблемы разоружения и сокращения вооружений как в пол­ном объеме, так и по частям. Устав ООН определяет порядок и задачи решения этой проблемы. Основными органами по разо­ружению в рамках ООН являются: Комиссия ООН по разору­жению, которая готовит рекомендации по проблемам разору­жения, разрабатывает общие принципы переговоров по разо­ружению, следит за выполнением решений специальных сес­сий Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению; Конферен­ция ООН по разоружению.

Рассмотрим содержание действующих международных договоров и соглашений относительно разоружения.

Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобрита­нии был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор имел подлинно универсальный характер: он был от­крыт для подписании всеми государствами, и любое из них мог­ло к нему присоединиться.

В преамбуле проводится связь между прекращением ис­пытательных взрывов ядерного оружия и достижением согла­шения о всеобщем и полном разоружении под строгим между­народным контролем. Каждый из участников обязался не про­изводить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в трех средах: в атмосфере; за преде­лами атмосферы, включая космическое пространство; под во­дой, включая территориальные воды и открытое море. Кроме того, запрещаются ядерные "взрывы" в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдик­цией или контролем которого производится такой взрыв".

Нормы договора не распространялись на подземные ядер­ные испытания, по которым предполагалось особое решение.

В последующем в интересах дальнейшего сокращения ядер­ного оружия на глобальном уровне с конечной целью его ликви­дации государства предприняли усилия по подготовке универ­сального и поддающегося эффективному контролю Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Такой дого­вор был открыт для подписания в июне 1996 г. Его интересная особенность.—лаконичная формулировка "основных обяза­тельств" (ст. 1) и детальная регламентация организационно-кон­трольных мер на международном уровне и национальных мер по осуществлению.

"Основные обязательства" сформулированы следующим образом:

 

 

1. Каждое государство-участник обязуется не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых дру­гих ядерных взрывов, а также запретить и предотвратить лю­бой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

2. Каждое государство-участник обязуется воздерживать­ся от побуждения, поощрения или какого-либо участия в про­ведении подобных ядерных взрывов.

Для достижения объекта и цели Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядер­ных испытаний (ст. II). Ее членами являются все государства-участники. Местопребывание — г. Вена (Австрия).

Органы Организации: Конференция государств-участников, Исполнительный совет, Технический секретариат, который включает Международный центр данных.

Конференция государств-участников — главный орган Организации. Состоит из всех государств-участников, имеющих по одному представителю.

Конференция собирается на очередные и специальные сес­сии. Очередные сессии проводятся ежегодно, специальные — по решению Конференции, по запросу Исполнительного совета или по запросу любого государства-участника, который под­держивают большинство государств-участников. Конференция вправе рассматривать любые вопросы в рамках действия Дого­вора.

Кроме того, Конференция рассматривает и принимает док­лад Организации об осуществлении Договора и ежегодную про­грамму и годовой бюджет, представляемые Исполнительным советом; избирает членов Исполнительного совета; назначает Генерального директора Технического секретариата; осущест­вляет рассмотрение и обзор научно-технических достижений, которые могли бы сказаться на действии Договора; принимает меры по обеспечению соблюдения договора и т. д.

Конференция принимает свои правила процедуры. В нача­ле каждой сессии она избирает своего председателя и других необходимых должностных лиц.

Решения по процедурным вопросам принимаются большин­ством членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Решения по вопросам существа по мере возможности принима­ются консенсусом.

Исполнительный совет является исполнительным органом организации. Состоит из 51 члена, избираемых в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Он подотчетен Конференции.

Функции Исполнительного совета: содействует эффектив­ному осуществлению и соблюдению Договора; надзирает за дея­тельностью Технического секретариата; рассматривает и пред­ставляет Конференции проекты ежегодной программы и годо­вого бюджета Организации; организует сессии Конференции, включая проект повестки дня, и некоторые другие функции.

Технический секретариат содействует государствам-уча­стникам в реализации Договора. Он осуществляет функции кон­троля и другие функции, которые делегируются ему Конфе­ренцией или Исполнительным советом. В состав Технического секретариата входит Международный центр данных.

Генеральный директор назначается Конференцией по ре­комендации Исполнительного совета сроком на 4 года.

Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами, которые определяются соглашениями между Организацией и государствами-участниками, а также соглаше­нием между Организацией и государством местопребывания Организации (Австрийская Республика).

Договором предусмотрен международный контроль и ин­спекции на местах, а также меры укрепления доверия.

Споры, возникающие в связи с применением или толкова­нием норм Договора, урегулируются в соответствии с положе­ниями Устава ООН.

Договор о нераспространении ядерного оружия. XXII сес­сия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила проект Договора, который был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в столицах трех государств: Москве, Вашингтоне и Лондоне. Договор явля­ется универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства.

В Договоре разграничиваются обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном договоре, "обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрыв­ными устройствами ни прямо, ни косвенно". Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2).

Договор содержит норму, которая служит своего рода свя­зующим звеном между действующими нормативными поста­новлениями и будущими соглашениями по вопросам разоруже­ния: "Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по пре­кращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и полном разоружении под строгим и эффективным междуна­родным контролем" (ст. 6).

Договоры о демилитаризации отдельных территориаль­ных пространств. Институт демилитаризации содержит груп­пу международных договоров, которые запрещают размещение и использование всякого оружия или его наиболее опасных ви­дов на определенной территории. В эту группу входят: Договор об Антарктике 1959 г., Договор о космосе 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. К этой группе договоров относятся договоры о безъядер­ных зонах в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), и в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.).

Договоры об ограничении стратегических вооружений. Наиболее важными с точки зрения решения вопросов разору­жения являются советско-американские двусторонние догово­ры: Договор об ограничении систем противоракетной обороты от 26 мая 1972 г. и дополнительный Протокол к нему от 3 июля 1974 г., Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор об ограничении стратегических наступательных воо­ружений (ОСВ-2); Договор о ликвидации ракет средней дально­сти и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г., Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических насту­пательных вооружений от 3 января 1993 г.

Договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО) предусматривает обязательства сторон не развертывать систе­мы ПРО на своей территории и ограничиться определенным числом (с учетом Протокола от 1974 г. — одним районом с каж­дой стороны) комплексов противоракетной обороны и пусковых установок противоракет, запрещает испытывать и размещать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космиче­ского или наземного мобильного базирования.

Договор 1987 г. предусмотрел ликвидацию всех ракет сред­ней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомога­тельных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации: для ракет средней дальности — 3 года; для ракет меньшей дальности — 18 месяцев после вступления Договора в силу. В дальнейшем ни одна из сторон не производит никаких ракет указанных двух классов и пусковых установок для них.

Согласно Протоколу об инспекциях, в связи с Договором предусмотрен жесткий контроль за выполнением норм Догово­ра. Объектом контроля могут быть ракетные операционные базы, вспомогательные объекты, места ликвидации ракет, предпри­ятия по их производству. Каждая из сторон может проводить инспекции в течение 13 лет после вступления Договора в силу (1 июня 1988 г.).

Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925 г. — это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Между тем непре­рывное совершенствование и накопление запасов химического и бактериологического оружия диктовали настоятельную необ­ходимость создания соответствующих международно-правовых норм, запрещающих его производство и хранение.

10 апреля 1972 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Первыми ее подписали представители СССР, США и Великобритании. Конвенция имеет универсальный ха­рактер и является бессрочной.

Государства приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накап­ливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохра­нять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мир­ных целей, а также оружие, оборудование или средства дос­тавки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфлик­тах. Запрещена передача кому бы то ни было средств бактерио­логического и токсинного оружия.

 

63. Система международного публичного права

Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также по­ведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Международное право, как и внутреннее право любого государст­ва, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регу­лируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Например, отрасль «право международной безопасности» регу­лирует отношения по обеспечению международного мира и безопас­ности, «право международных организаций» — порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве «несущей кон­струкции» каждой отрасли выступают основные принципы междуна­родного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвое­ния космического пространства в космическом праве).

Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.

На мой взгляд, в международном праве сформировались следую­щие отрасли:

право международной правосубъектности (регламентирует пра­вовое положение государств, наций и народов, борющихся за незави­симость, международных организаций и государственно-подобных образований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право;

международное право в период международных конфликтов;

право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное атомное право;

право охраны окружающей среды;

международное экономическое право.

Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов.

Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарного права в период воору­женных конфликтов».

Международно-правовой институт — более мелкий элемент пра­вовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить

их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Приме­рами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных дого­воров и др.

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты меж­дународного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так, нормы института кон­сульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою «основную прописку» (С.С. Алексеев) в отрасли «право внешних сношений», входят в со­став и международного гуманитарного права, и права международ­ного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы (см. гл. 3).

 

64. Система международных органов по защите прав человека.

Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". О каких органах идет речь? Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций. Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании. В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение: 1) докладов государств-участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре; 2) сообщений государств-участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору; 3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы. Процедура рассмотрения индивидуальных петиций в общем одинакова для большинства комитетов. Получив сообщение о нарушении каким-либо государством прав индивида, предусмотренных в международном договоре, комитет должен убедится, что: этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования; лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправдано затягивается). Комитет вправе признать неприемлемым любое сообщение, которое является анонимным, или несовместимо с положениями договора. Признав петицию приемлемой, комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение определенного срока представляет письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и любые принятые им меры. Комитет в закрытом заседании исследует сообщение лица, объяснения государства и сообщает свои соображения обеим сторонам. Решения комитетов по индивидуальным жалобам юридически необязательны, однако государства выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международно-правовыми нормами. Следует также отметить, что формулировка Конституции РФ не вполне корректна: органы по правам человека, как правило, не "межгосударственные" (т.к. состоят не из представителей государств), а международные.

 

65. Система органов ООН. Постоянные представительства; специализированные учреждения ООН.

Статья 57 Устава ООН предусматривает, что специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и об­леченные широко международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, куль­туры, образования, здравоохранения и других подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией Объединенных Наций в со­ответствии с положениями ст. 63.

Специализированные учреждения ООН — это меж­дународные (межгосударственные) организации универсального ха­рактера, открытые для участия любого государства и поставленные в связь с Организацией Объединенных Наций специальными соглаше­ниями с ними, о которых говорилось выше, с целью координации их деятельности в сфере социально-экономических взаимоотношений между государствами.

В настоящее время действуют 16 специализированных учреждений ООН. Некоторые изних возникли и действовали еще до создания ООН. Ниже приводятся краткие данные о существующих специали­зированных учреждениях.

Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г. по решению Парижской мирной конференции. Ее устав составил ч. XIII Версальского мирного договора 1919 г. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Основными целями МОТ являются поощрение социальной справедливости, улучшение условий труда, повышение жизненного уровня населения. В этих целях МОТ разрабатывает международные конвенции, касающиеся условий труда различных категорий трудящихся, их зарплаты, продолжительности рабочего дня, минимального возраста поступления на работу, специ­ального страхования, оплачиваемых отпусков и т.д. Они становятся обязательными для государств-членов по ратификации их государст­вами в соответствии с их конституционной процедурой. МОТ прини­мает также рекомендации государствам-членам.

Государства-члены представлены в МОТ особыми делегациями, в состав которых входят два представителя правительства и по одному представителю предпринимателей и профсоюзов.

Высший орган МОТ — ежегодно созываемая Генеральная конфе­ренция, исполнительный орган — Административный совет, состоя­щий из 56 членов: 28 из них представляют правительства, 14 — пред­принимателей и 14 — профсоюзы.

Всемирный почтовый союз (ВПС) создан в 1874 г. в целях содей­ствия осуществлению почтовых связей между различными террито­риями (создавался в тех условиях в качестве так называемого админи­стративного союза). С 1947 г. специализированное учреждение ООН. Функционирует на основе своего устава, общего регламента ВПС и Всемирной почтовой конвенции, последняя редакция которой вступи­ла в силу в 1971 г. Членами ВПС являются практически все государ­ства мира. Их территории рассматриваются в качестве единой почто­вой территории. Цели ВПС — организация и совершенствование поч­товой службы, а также оказание технической помощи развивающимся странам в организации почтового обслуживанияих населения.

Высший орган ВПС — Всемирный почтовый конгресс, созываемый обычно один раз в пять лет; руководящий орган — Исполнительный совет, состоящий из представителей сорока или более членов органи­зации. В рамках ВПС действует также Консультативный совет по поч­товым исследованиям, разрабатывающий рекомендации по техничес­ким, эксплуатационным и экономическим основам почтового обслу­живания. Секретариатом ВПС является его орган, именуемый Между­народным бюро ВПС.

Международный союз электросвязи (МСЭ) образован в 1932 г. на Всемирной конференции электросвязи на основе объединения в МСЭ Международного телеграфного союза (основанного в 1865 г.) и Меж­дународного радиотелеграфного союза (действовавшего с 1906 г.). МСЭ является специализированной организацией ООН с 1947 г. Он действует на основе Международной конвенции электросвязи и дополняющих ее регламентов. Цели МСЭ — координирование всех видов международной электросвязи, включая космическую, содействие ра­циональному использованию служб радиосвязи, распределение ее радиочасточного спектра. МСЭ осуществляет техническую помощь раз­витию региональных сетей радиосвязи и их включению во всемирную систему, оказывает техническую и иную помощь развивающимся стра­нам в организации их служб радиосвязи.

Высший орган МСЭ — Полномочная конференция его членов (практически все государства мира), созываемая обычно раз в пять лет. Для пересмотра регламентов электросвязи созываются по мере надоб­ности Всемирные административные конференции МСЭ.

Административные функции МСЭ осуществляются его Админи­стративным советом, члены которого избираются Полномочной кон­ференцией. Он проводит свои заседания ежегодно.

Постоянно действующими органами МСЭ являются: Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, Междуна­родный консультативный комитет по радио и Международный кон­сультативный комитет по телефонии и телеграфии.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1946 г. и с 1948 г. действует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяет большинство государств мира. Целью ВОЗ в соот­ветствии с ее Уставом является достижение всеми народами более высокого уровня здоровья с помощью не только усилий здравоохране­ния, но и соответствующих мер социально-экономического характера. Деятельность ВОЗ осуществляется путем предоставления странам ме­дицинских услуг, оказания соответствующей помощи развивающимся странам и в организации и поощрении медицинских исследований. Последнее осуществляется, в частности, путем организации междуна­родной сети лабораторий, исследующих болезнетворные организмы, создающих необходимые вакцины, а также занимающихся подготов­кой необходимых научных работников.

Руководящий орган ВОЗ — Всемирная ассамблея здравоохране­ния, созываемая ежегодно; исполнительный орган — Исполнительный комитет, избираемый Всемирной ассамблеей; административный орган — Секретариат, возглавляемый Генеральным директором ВОЗ.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) создана в 1947 г. на основе существовавшей с 1873 г. соответствующей неправи­тельственной организации. С 1951 г. она функционирует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяя практически все государства. Ее цели — всемирное сотрудничество в деле метеонаблю­дений, обеспечение оперативного обмена метеоинформацией и обеспечение единообразия метеонаблюдений и статистических данных, орга­низация метеорологических исследований и подготовки кадров метео­рологов.

Органы ВМО — Всемирный метеорологический конгресс, созывае­мый обычно каждые четыре года; Исполнительный комитет, ежегодно проводящий свои сессии; Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.

ВМО руководствуется в своей деятельности разработанными ею Всемирной климатической программой и Глобальной программой ат­мосферных исследований.

Международная морская организация (ИМО) действует с 1982 г. в качестве специализированного учреждения ООН. Она заменила собой существовавшую ранее (с 1959 г.) Межправительственную мор­скую консультативную организацию (ИМКО).

Руководящий орган ИМО — ее Ассамблея, заседающая каждые два года. Она избирает Совет, руководящий деятельностью ИМО в период между сессиями Ассамблеи, собирающимися на свои заседания обычно дважды в год. ИМО имеет также постоянно действующий Секретариат.

В рамках ИМО действуют пять специализированных комитетов: Комитет по безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Комитет по упрощению формальностей. Они вырабатывают соответ­ствующие правила мореходства и охраны морской среды для представ­ления их руководящим органам ИМО.

Под эгидой ИМО были проведены многочисленные международ­ные конференции, в частности, по вопросам охраны человеческой жизни на море, грузовой марки судов, их обмера, предотвращения столкновений судов и загрязнения моря, безопасности рыболовных судов, поиска и спасения судов, потерпевших аварию. На таких конфе­ренциях разрабатывается и принимается текст международных кон­венций, т.е. ведется работа по кодификации современного морского права. Органы ИМО разрабатывают также рекомендации, кодексы, ру­ководства, наставления и т.п. для судоводителей, конструкторов и строителей морских судов. Все это обеспечивает высокую результатив­ность деятельности ИМО.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ) — создана и действует с 1946 г. в качестве специализированного учреждения ООН, объединяющего практически все существующие государства.

Цели ЮНЕСКО — содействие достижению прочного мира, без­опасности и благосостояния народов путем развития международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Эта органи­зация призвана поощрять всеобщее соблюдение справедливости, пра­вопорядка, прав человека и основных свобод для всех народов мира, без различия расы, пола, языка и религии. Главной программой дея­тельности является, в частности, ликвидация неграмотности населе­ния, содействие обязательному образованию и повышению его уровня, подготовка и направление в заинтересованные страны экспертов в об­ласти науки и просвещения. ЮНЕСКО рассматривает в рамках своей компетенции такие глобальные проблемы современности, как предот­вращение опасности мировой термоядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, установление нового экономического порядка и нового информационного порядка, защита окружающей среды, освое­ние мирового океана и космоса на благо всего человечества.

Высший орган ЮНЕСКО — Генеральная конференция, заседаю­щая раз в два года; исполнительный орган — избираемый Генеральной конференцией Исполнительный совет, проводящий свои сессии обыч­но три раза в год и несущий ответственность за выполнение программ, принятых Генеральной конференцией; административный орган — Секретариат, возглавляемый Генеральным директором.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)— создана в 1967 во исполнение соответствующей резолю­ции Генеральной Ассамблеи ООН и с 1985 г. является специализиро­ванным учреждением ООН.

Цели ЮНИДО — содействовать промышленному развитию и ин­дустриализации развивающихся стран, финансированию соответству­ющих проектов, подготовке национальных кадров, а также способство­вать международному и региональному сотрудничеству государств и координировать их деятельность в этой области.

Главным органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая обычно раз в четыре года. Она избирает сроком на три года основной руководящий орган — Совет по промышленному развитию, проводящий свои сессии обычно раз в год. Совет разрабатывает и ут­верждает программу предстоящих работ, обсуждает вопросы коорди­нации деятельности учреждений системы ООН в сфере промышлен­ного развития и ежегодно представляет свои доклады ЭКОСОС и Ге­неральной Ассамблее ООН. В период между сессиями Совета обычно два раза в год заседает его Постоянный комитет в том же составе, что и Совет. Административным органом ЮНИДО является ее Секрета­риат, возглавляемый Исполнительным директором, которого назнача­ет Генеральный секретарь ООН и утверждает в этой должности Гене­ральная Ассамблея ООН.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана в 1970 г. в соответствии с ее учредительным актом — Конвенцией, заключенной в 1967 г.

Основными целями этой весьма специфической международной организации — с 1974 г. специализированного учреждения ООН — яв­ляются: способствовать интеллектуальной творческой деятельности и охране интеллектуальной собственности во всем мире путем поощре­ни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: