Понятие территории и ее виды




Понятие территории

Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.

В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.

Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это примерно 110 км.

Космическое пространство можно условно подразделить на близлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно условны.

Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Такие пространства — государственная территория и негосударственная (международная) территория — отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически — до центра Земли в глубь ее недр, а практически — на достигнутую для проникновения в недра глубину.

Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной и негосударственной территории, правовой режим которых и условия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предмет регулирования международного морского и воздушного права.

Понятие и виды территорий в международном праве

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.

Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

 

69. Толкование международных договоров

Толкование международного договора – это выяснение содержания, его объекта и целей договора, подлинного смысла его положений и намерения сторон в отношении достижения целей договора с учетом результатов их применения в конкретной ситуации.

Отечественный исследователь проблем толкования международных договоров И. С. Перетерский писал: "Задачей толкования международного договора является уяснение воли сторон, то есть содержания установленных ими в договоре правил, определяющих их права и обязанности, и той цели, для достижения которой заключен данный договор"[1].

"Толкование – необходимый и важный этап реализации международного права, выполнение и реализация его норм, – подчеркивает И. И. Лукашук. – Оно способствует устранению недостатков, неточностей, допущенных при создании нормы, помогает устронять пробелы"[2].

Причинами, обусловливающими необходимость толкования международного договора являются часто встречающаяся в тексте договора неопределенность включенных в него терминов, недостаточно точное выражение основной идеи договора, несоответствие общих положений договора его конкретному предмету и др. Нередко необходимость толкования договора вызывается неясностью или "двусмысленность", тех или иных положений договора, несовершенство в выражении мысли, языковые проблемы. Именно на эти особенности толкования договоров обращают внимание исследователи данной проблемы[3].

Приоритет в праве толкования международного договора принадлежит его участникам. В самом договоре может быть предусмотрена передача такого права Международному Суду ООН, международным органам и организациям, третейским судам, согласительным комиссиям.

На основании содержащихся в Венских конвенциях 1969 и 1986 гг. общих правил толкования международных договоров (разд. "Соблюдение, применение и толкование договоров"), а также доктринального обобщения международной практики были выработаны принципы толкования международных договоров:

  • – международные договоры необходимо толковать в строгом соответствии с основными принципами международного права;
  • – договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора;
  • – должно соблюдаться единство толкования, независимо от характера источников права;
  • – толкование должно способствовать достижению целей и задач договора, а не приводить к отрицательному правовому эффекту;
  • – при толковании следует исходить из преимущественной силы специальных статей, а не из общих положений;
  • – толкование вызывающих сомнение статей международного договора или их элементов делается в пользу обремененной обязательствами стороны;
  • – сторонами международного договора;
  • – толкование международного договора не должно затрагивать прав договаривающихся государств.

Помимо принципов толкования существуют определенные приемы, при помощи которых представляется возможным уяснить смысл статей договора в соответствии с намерениями его участников. Приемы толкования международных договоров, в ходе которого непосредственно используется текст международного договора, подразделяются:

  • – на грамматическое – словам придаются те значение и смысл, в каком они были использованы сторонами договора;
  • логическое – намерение сторон и их воля выясняются путем сопоставления различных статей договора либо составных его частей;
  • телеологическое – анализ статей договора с точки зрения целей, которые преследовались сторонами;
  • систематическое – уяснение содержания одного договора путем сопоставления и сравнения его с другим договором;
  • распространительное ограничительное – реальный смысл юридического акта сопоставляется со словесным выражением этого смысла;
  • историческое – толкование договора основывается на исторических условиях, которые сопутствовали его заключению. Кроме того, в целях толкования прибегают к использованию подготовительных материалов (нотная переписка, проекты статей, протоколы обсуждения статей, последующая практика и т.д.).

 

70. Торговые представительства: задачи и функции

Заграничный аппарат государственного управления внешнеэкономическими связями республики представлен торговыми представительствами; торговыми советниками посольств республики и торговыми домами. В своей деятельности они руководствуются Конституцией республики, международными и двусторонними договорами, участниками которых являются Беларусь и государства пребывания.

Торговое представительство - это государственное ведомство, осуществляющее за границей права своего государства в сфере торгово-экономических отношений [9, с. 64].

Торговые представительства -- это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне [10, с. 324].

В Энциклопедии публичного права дано следующее определение торгового представительства «торговое представительство - в некоторых странах орган государства, осуществляющий за границей его права в области внешнеэкономической деятельности» [11, с. 453].

Практически аналогичное понятие дано в Постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 1995 года № 232 Об утверждении положения о торговых представительствах Республики Беларусь за границей: «Торговые представительства Республики Беларусь (далее - торговые представительства) являются органами Республики Беларусь, осуществляющими за границей полномочия Республики Беларусь в области внешнеэкономической деятельности» [12].

Торговое представительство за границей учреждается на основе двустороннего международного договора с соответствующим иностранным государством. Этим договором, как правило, определяется правовой статус торгового пре6дставительства в стране пребывания [13, с. 101].

Торговые представительства могут иметь свои отделения. Их учреждение осуществляется на основе международных договоров, заключенных между Республикой Беларусь и странами пребывания, или иных договоренностей с компетентными органами стран пребывания.

В функциях проявляется сущность торгового представительства, его основное назначение. Этой сущность и определяются и внутренняя организация торгового представительства, его структура и категории персонала представительства. Торговые представительства за границей учреждаются на основе взаимного согласия заинтересованных сторон, выраженного в той или иной международно-правовой форме. Это соглашение может быть частью общего торгового договора между двумя государствами либо представлять собой отдельное соглашение, специально касающееся учреждения торговых представительств. В таком соглашении фиксируется место пребывания торгового представительства, определяется численность его персонала и другое [3, с. 209].

Среди типичных функций торговых представительств Сандровский К.К. выделяет следующие:

  • 1. Торгово-политические функции. К ним относятся:
    • А) представительство интересов страны по всем вопросам внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности в данной стране пребывания. В этой функции наиболее ярко проявляется природа торгового представительства как органа внешних сношений, обеспечивающего представительство и защиту торгово-политических и экономических интересов государства в стране пребывания с соблюдением общего, установленного ст. 3 Венской конвенции 1961 года требования - «в пределах, допускаемых международным правом»;
    • Б) контрольно-наблюдательная функция заключается, в частности, в том, что торговые представительства осуществляют в странах пребывания контроль за соблюдением внешнеторговыми и иными хозяйственными организациями аккредитующего государства, получившими в установленном порядке право выхода на внешние рынки, законодательства по внешней торговле и другим видам внешнеэкономической деятельности, а также контроль за деятельностью этих организаций;
    • В) информационная функция: торговые представительства изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру стран пребывания и дают соответствующую информацию Министерству иностранных дел и другим государственным органам аккредитующего государства, а также информируют учреждения и организации стран пребывания об экономических и коммерческих условиях в своей стране;
    • Г) ведение переговоров: торговые представительства могут участвовать в разработке предложений и переговорах о заключении международных договоров по вопросам внешней торговли, а также торгово-экономического и промышленного сотрудничества; они также содействуют своим внешнеторговым и иным хозяйственным организациям в проведении ими переговоров, заключении и исполнении внешнеторговых сделок с организациями и фирмами в странах пребывания.
  • 2. Оперативные функции. Своеобразие положения торговых представительств как органов внешних сношений государств заключается в том, что они могут не только регулировать внешнеторговые операции, но и непосредственно участвовать в них, совершая внешнеторговые сделки, одним из субъектов которых является стоящее за торговым представительством государство.

Торговые сделки - это сфера гражданско-правовых отношений, в которых государство субъектом, как правило, не выступает. Но в этом случае государство, может в лице своих торговых представительств за рубежом выступать именно как субъект внешнеторговых сделок. Торговые представительства могут совершать от своего имени и от имени аккредитующего государства сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач. При этом по обязанностям торговых представительств ответственность несет аккредитующее государство. В свою очередь торговые представительства не отвечают по обязательствам внешнеторговых и иных хозяйственных организаций аккредитующего государства. За них не отвечает и государство, так как внешнеторговые объединения - это самостоятельные хозяйственные организации, пользующиеся правами юридических лиц и обособленные от государства. Объединения, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торговых представительств и аккредитующего государства в целом, не смотря на то, что являются государственными организациями.

Важно уяснить различие между государством в целом как субъектом международного права и его органами, с одной стороны, и государственными организациями (всесоюзными внешнеторговыми объединениями), которым предоставлено право осуществлять коммерческие внешнеторговые операции: от своего имени и за свой счет, на основании устава данного объединения, с самостоятельной ответственностью в пределах закрепленного за этой организацией имущества - с другой. Органами государства они не являются, а потому иммунитетом не пользуются. Торговое представительство же - орган государства, пользующийся во всей своей деятельности соответствующими привилегиями и иммунитетами по международному праву [3, с. 210].

Торговые представительства выполняют в странах пребывания следующие основные задачи:

проводят работу по осуществлению внешнеторговой политики государства, направленную на развитие внешнеэкономической деятельности и создание наиболее благоприятных для этого условий;

  • · обеспечивают защиту торговых и экономических интересов государства;
  • · представляют интересы страны по вопросам, касающимся внешнеэкономической деятельности;
  • · содействуют развитию внешнеэкономических связей и внешнеторговой инфраструктуры государства;
  • · способствуют выполнению заключенных двусторонних договоров по вопросам экономических связей, в том числе торгового, промышленного, экономического и технического сотрудничества, участвуют в разработке предложений и переговорах по заключению таких договоров;
  • · способствуют обмену передовым опытом в сфере торгово-экономических отношений;
  • · проводят сбор и анализ нормативных актов, касающихся внешнеэкономической деятельности страны пребывания;
  • · могут выполнять и другие задачи, направленные на развитие двусторонних торгово-экономических отношений.

В соответствии с возложенными на них задачами торговые представительства:

  • · изучают экономические условия и торговую конъюнктуру в странах пребывания и представляют соответствующую информацию в Министерство иностранных дел и другие государственные органы государства;
  • · информируют учреждения и организации стран пребывания об экономических, коммерческих, правовых, социальных, экологических и других условиях деятельности на территории своего государства, а также оказывают помощь в установлении контактов с партнерами представляемого государства;
  • · осуществляют деятельность, направленную на совершенствование механизма экспортно-импортных операций, повышение эффективности торгово-экономических и научно-технических связей, развитие новых форм сотрудничества;
  • · оказывают содействие субъектам хозяйствования аккредитующего государства в установлении деловых контактов в области финансов, инвестиционной деятельности и торгово-экономического сотрудничества с юридическими и физическими лицами стран пребывания;
  • · осуществляют анализ и обобщение хода выполнения межгосударственных соглашений торгово-экономического характера, участвуют в работе межправительственных комиссий по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, международных экономических организаций и их органов;
  • · содействуют проведению в странах пребывания национальных торгово-промышленных и научно-технических выставок и ярмарок с участием предприятий, фирм, организаций и иных субъектов хозяйствования аккредитующего государства, способствуют привлечению юридических и физических лиц страны пребывания к участию в выставках и ярмарках, проводимых на территории аккредитующего государства;
  • · анализируют и обобщают информацию, касающуюся законодательной базы торгово-экономической деятельности в стране пребывания, информируют Министерство иностранных дел о субъектах хозяйствования страны пребывания, желающих выйти на рынок аккредитующего государства;
  • · представляют информацию в Министерство иностранных дел о субъектах хозяйствования страны пребывания, осуществляющих по отношению к субъектам хозяйствования аккредитующего государства ограничительную практику или недобросовестное выполнение взятых на себя обязательств;
  • · изучают возможности создания и работы торговых домов и специализированных информационно-консалтинговых компаний с участием субъектов хозяйствования аккредитующего государства в стране пребывания;
  • · содействуют субъектам хозяйствования аккредитующего государства в защите их прав на территории страны пребывания[14].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговым представительствам отводится очень важная роль в представлении государственных интересов за границей, проведении в жизнь государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, по защите интересов участников внешнеэкономической деятельности своей страны, содействию развитию экономических связей аккредитующего государства с государством пребывания.

 

71. Обеспечение выполнения международных договоров

Обеспечение выполнения международных договоров осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т.д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств предпринять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участников выполнить заключенный договор.

В 1925 г. Германия, Бельгия, Франция, Великобритания и Италия заключили Локарнский договор о взаимной гарантии, в котором было указано, что его участники гарантируют индивидуально и коллективно сохранение территориального status quo и нерушимость границ между Германией и Бельгией и Германией и Францией.

Международный контроль может осуществляться в разнообразных формах. Например, такой контроль осуществляется специальными комитетами. Так, в соответствии с Международном пактом о гражданских и политических правах 1966 г. создан Комитет по правам человека, осуществляющий контроль за соблюдением государствами-участниками прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Пакте. Такие комитеты созданы в соответствии и с другими договорами в области прав человека (Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и др.).

Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы согласно уставам часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.

В договорах может специально предусматриваться, что международный контроль возлагается на определенные международные организации. Так, МАГАТЭ в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г. осуществляет контроль за соблюдением договорных обязательств о нераспространении ядерного оружия путем осуществления инспекций.

Могут создаваться специальные организации для обеспечения соблюдения и исполнения положений договора. Например, Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. предусматривается создание организации для осуществления международной проверки соблюдения конвенционных положений се участниками.

Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.

Внутригосударственные меры. Применение международных договоров предполагает осуществление внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В ряде договоров прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их участники. Так, в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 г. ее участники для выполнения конвенционных положений принимают надлежащие законодательные или административные меры.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что, если международные договоры для своего применения не требуют издания каких-либо нормативных актов, они действуют непосредственно. В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" имеется специальный раздел, касающийся выполнения международных договоров РФ. В законе указывается, что международный договор подлежит выполнению с момента вступления его в силу для Российской Федерации. Кроме того, Законом устанавливается, что Президент РФ и Правительство РФ принимают меры по обеспечению выполнения договоров. Федеральные органы исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы, регулируемые международным договором, не только обеспечивают выполнение договоров, но и наблюдают за выполнением договорных обязательств другими участниками.

Могут создаваться специальные органы, на которые возлагаются функции по контролю за выполнением договорных обязательств. Так, постановлением Правительства РФ от 29.01.1999 № 105 создана Правительственная комиссия по вопросам Содружества Независимых Государств, которая, в частности, осуществляет контроль за выполнением федеральными органами исполнительной власти обязательств по международным договорам с государствами – участниками СНГ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: