Восстанови пропущенное слово»




Консультация для родителей

«Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»

 

 

 

 

Учитель-логопед

Чурсина Анна Юрьевна

 

 

Память – это познавательный психический процесс, сущность которого заключается в запечатлении, хранении и воспроизведении информации, в также образов-представлений, составляющих генетический и приобретенный опыт человека.

П.П. Блонский выделяет несколько видов памяти: двигательную (моторную), эмоциональную, образную и словесно – логическую. Образная память является основой для развития слухоречевой памяти.

Слухоречевая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

Слухоречевую память развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Главным видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная.

 

Игры для развития слухоречевой памяти

Магазин»

Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Поймай слово»

Взрослый называет различные слова, а ребенок должен среди них не пропустить («поймать») определенное слово, например, слово: цветок. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши (или приседает, подпрыгивает) если услышит это слово. В усложненном варианте нужно «поймать» два слова.

Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

 

 

 

Будь внимателен»

Взрослый предлагает ребенку послушать, запомнить и повторить слова в такой же последовательности: лук, морковь, огурец.

- Послушай слова еще раз: лук, морковь, огурец, перец.Какое новое слово появилось?

- Повтори слова банан, яблоко, лимон, груша, персик.

- Послушай еще раз и скажите, какое слово исчезло из ряда банан, яблоко, лимон, груша.

Данная игра направлена не только на развитие слухоречевой памяти и на развитие слухового внимания.

Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стул —стук); ребенок должен найти ошибку.

Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

7. «Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт; мебель, имя, обувь.

Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

9.«Пиктограмма»

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

 

Найди пару»

Перед ребёнком раскладываются картинки и предлагается задание: нужно каждой картинке найти пару так, чтобы их названия звучали похоже.

Сначала взрослый вместе с ребёнком называют все картинки, а затем ребёнок ищет пары. Например, лук-жук, ветка-клетка, пятёрка-ведёрко и т. п.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: