ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. студента:
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения
Класс: 2
Цель фрагмента урока: формировать представление о культурных и дикорастущих растениях.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические:
– умение сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
– изучить понятия: «культурные растения» и «дикорастущие растения»;
– научить детей распознавать их и показать их значение для человека.
Развивающие:
– продолжить развивать интерес к предмету через изучение природы родного края;
– развивать умениевыделять группы культурных растений (деревья, кустарники, травянистые растения);
– развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к окружающему миру;
– воспитывать бережное отношение к природе;
– формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К-коммуникативные | Личностные | ||||||||
1. | Организационный момент | Словесный метод (приветствие) | – Здравствуйте, дети. Меня зовут (имя учителя). – Давайте настроимся на урок, проверьте свою готовность к уроку, у вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и пенал. | Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку | Ф | Активная деятельность всего класса | Развивать мотивацию к учебной деятельности. | |||
2. | Актуализация знаний | Словесный метод (беседа) | – Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.
– Дышит, растет,
– А ходить не может. (слайд 2, 3)
– Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
– Растительный мир разнообразен. – Чем же растения отличаются друг от друга?
– Верно!
– Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения?
– Чем они отличаются?
– Выполнение работы «Какие бывают растения» на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.
![]() | Дети слушают учителя – Растение – Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев… – Деревья, кустарники, травы. – Стеблями Дети выполняют задание | Ф | Задание на карточках | Активная деятельность всего класса | Знать, что относиться к деревьям, кустарникам, травянистым растениям и называть их. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; П:понимать содержание текста; К:уметь излагать свои мысли в устной форме. | Формировать уважительного отношения к иному мнению. |
3. | Открытие новых знаний | Словесный метод (рассказ) | – Исходя из вышеперечисленного, о чем говорили ранее, какая же тема нашего сегодняшнего урока? – А какие цели поставим на данный урок? – Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Растения, которые растут в природе сами по себе, называются дикорастущими. Это травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими. Назовите, ребята, дикорастущие деревья? (слайд 8) – Молодцы! – А вот растения, которые выращивают люди, называются культурными. За культурными растениями человек регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах. В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали сажать их возле своих поселений. Таким образом, на планете появились культурные растения. Какие это могут быть растения? (слайд 8) – Верно! | – «Дикорастущие и культурные растения» (слайд 6) – Узнать, какие растения называют дикорастущими, а какие культурными. (слайд 7) Дети слушают учителя – Кустарники, травы, деревья. – Вишня, яблоня, груша, слива, огурцы, арбузы, свекла, морковь, пшеница, розы и т. д. | Ф | Активная деятельность всего класса | Иметь представление о разнообразии растений; знать, понятие культурные и дикорастущие растения. | П: понимать содержание текста; К:уметь излагать свои мысли в устной форме. | Развивать мотивацию к учебной деятельности. | |
4. | Первичное закрепление новой темы | Словесный метод (опрос), Практический метод (отработка полученных знаний, игра) | – Откройте учебник на стр. 69 и давайте ответим на вопросы.
![]() ![]() | Дети читают вопросы – Дикорастущие – это ель, клен, дуб, крапива, одуванчик, подорожник. – Культурные растения – это свекла, картофель, пшеница, кукуруза, томаты, фасоль. – Растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, чтобы питаться для кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей. Дети дополняют задание: – Культурные растения – Деревья (яблоня, груша, слива) – Кустарники (крыжовник, смородина, малина) – Травянистые растения (помидор, огурец, лук) – Овощные (лук, морковь, свекла) – Плодовые (груша, вишня, клубника) – Зерновые (пшеница, овёс, рожь) – Декоративные (флокс, роза, гладиолус) – Прядильные (хлопок, лен). Дети настраиваются на игру | Ф | Работа с учебником | Активная деятельность всего класса; игра | Знать, понятие культурные и дикорастущие растения; знать, что относиться к деревьям, кустарникам, травянистым растениям и называть их. | Р:понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; П:Применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради, при ответах на вопросы; К:уметь излагать свои мысли в устной форме. | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь не создавать конфликтов; формировать уважительного отношения к иному мнению. |
Приложение 1
Карточка с растениями
Тополь Деревья Калина
Колокольчик Кустарники Клен
Клевер Травы Ромашка
Ель Смородина
Приложение 2