Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Безопасное будущее в условиях глобализации.




На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершает те или иные действия, вступая в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может - ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которые ставит его реальное бытие. Иными словами, в действиях человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает свое бытие, и можно сказать, что для него действовать − значит быть. (ЛаоЦзы Дао Дэ Цзин или «Путь жизни»)

Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли. Во-первых, они могут быть направлены на то, чтобы в той или иной мере приспособиться к существующим условиям бытия, к тем требованиям, которые предъявляет к каждой личности ее "жизненный мир" − как природный, так и социальный. Такого рода совокупные действия человека принято называть поведением - с его помощью человек старается изменить не мир, в котором он живет, а самого себя, чтобы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обществе всегда предполагает определенное приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье и в школе, правилам поведения в общественных местах, нормам общения с друзьями и т. д.

Вместе с тем для большинства людей характерны активные действия, направленные на то, чтобы в определенной степени преобразовать нынешние условия нашего бытия, сделать их более достойными нас, облегчающими жизнь человека (и всего человечества!). Именно такого рода систему человеческих действий и называют обычно деятельностью. С ее помощью человек переделывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путем (здания, машины, компьютеры, произведения искусства и т. д.).

Для деятельности характерно наличие ряда признаков, существенно отличающих ее от обычного поведения: у последнего они или отсутствуют совсем или же присутствуют в зачаточном и неявном виде.

Чаще всего признаками деятельности считаются:

определенная цель, обычно четко осознанная и хорошо продуманная (поведение же часто бывает стихийным, бесцельным и даже бессмысленным);

программа, в которой предусматриваются конкретные способы активных действий, их последовательность, возможные результаты и т. д., т. е. своеобразная логика деятельности (наличие подобных программ в поведении - достаточно редкий случай);

свобода, означающая возможность выбора человеком предметов для преобразования целей, способов деятельности, ожидаемых результатов и т. д. Разумеется, свобода деятельности всегда относительна, ибо она "скована" определенными рамками − объективными законами, реальными возможностями и т. п. (конечно, элементы свободы присутствуют и в поведении; более того, зачастую она понимается человеком анархистски − веду себя так, как хочу, что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами);

творчество, стремление человека создать в результате деятельности нечто принципиально новое, отсутствующее до сих пор в реальности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не всякая деятельность обладает творческим характером - скажем, деятельность по производству серийных предметов потребления (ее можно назвать репродуктивной, т. е. воспроизводящей то, что уже есть в наличии.Но и она со временем обогащается творческими моментами, ведущими к совершенствованию продукции). В поведении же, которое опирается обычно на традиционные образцы и нормы, творчество, пожалуй, весьма уникальное явление.

Таким образом, деятельность человека всегда представляет собой некую продуманную технологию преобразования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия.

В любой деятельности можно выявить некую общую структуру, включающую, как правило, две основные составляющие - субъективную и объективную.

К субъективной относят все то, что в первую очередь связано с "человеческим фактором" деятельности - самого человека, его активные действия, поставленные им цели и задачи, разработанную программу действий и т. д.

Объективная составляющая включает в себя, главным образом, материальные компоненты деятельности - исходные предметы и материалы, законы их бытия, способы и средства их преобразования, результаты (основной и побочные) и др.

Очевидно, что хотя субъективная сторона деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают весьма важным условием деятельности - они могут как способствовать ее успеху, так и сдерживать ее (достаточно вспомнить, например, о том, как недостаточное финансирование существенно замедляет, а иногда даже блокирует - деятельность коллективов ученых и инженеров по созданию новых лекарственных препаратов).

Виды деятельности

К философской характеристике деятельности следует отнести представление о видах деятельности. Понятие "вид деятельности" может быть рассмотрено на следующих уровнях, отличающихся друг от друга сферой деятельности и ее содержательной спецификой.

Во-первых, на самом высоком уровне анализа можно выделить материальную (практическую) и духовную (интеллектуальную) деятельности. Практическая деятельность связана с преобразованием материальных вещей и явлений и включает главным образом:

• производственную деятельность (создание предметных благ, товаров и услуг);

• социальную деятельность (преобразование общественных структур - например, социальные реформы);

• научную деятельность (различные формы научного эксперимента).

Интеллектуальная деятельность предполагает производство идей − философских, научных, религиозных, художественных, этических и т. д. Все они выступают результатом интеллектуальной деятельности конкретных людей и всего человечества и составляют культурный багаж последнего. Вместе с тем очевидно, что эти два вида деятельности − практическая и духовная − существуют, как правило, в активных действиях человека в неразрывном единстве: любая идея так или иначе возникает из общественной практики и опирается на нее, а практическая деятельность (в большинстве случаев) есть не что иное, как воплощение в жизнь определенных идей, их своеобразная "материализация" (скажем, персональный компьютер есть "опредмеченная" идея, рожденная интеллектуальными усилиями Б. Гейтса и его сотрудников).

Во-вторых, на среднем уровне анализа можно обозначить несколько более узкие (но вместе с тем присущие всему человечеству) сферы деятельности. Так, философ и политолог XX в. X. Арендт(Истоки тоталитаризма (TheOriginsofTotalitarianism, 1951; русский перевод). Ситуация человека (TheHumanCondition,1958). Рус.перевод: Vitaactiva, или О деятельной жизни. О революции (OnRevolution, 1963; русский перевод).Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме

предложила выделять три основных вида деятельности - соответственно тому, какое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них:

труд (работа), ответственный за приготовление вещей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека;

создание (изготовление), продуцирующее искусственный мир вещей и во многом снимающее зависимость человеческого существования от предметов и объектов',

действие (поступок), которое развертывается "прямо между людьми" (без посредничества материалов и вещей) и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чем-то изменить своего друга, коллегу и т. д., но при этом может измениться и сам.

Разумеется, границы между этими видами деятельности весьма условны и подвижны, так как в реальной жизни человечества они связаны между собой и подразумевают друг друга: так, успешное создание мира вещей немыслимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологических потребностей человека и его общения с другими людьми.

И, наконец, на наиболее низком, третьем, уровне анализа деятельности речь обычно идет о ее конкретных, специализированных видах, т. е. о профессиональной деятельности. Она связана, как правило, с довольно локальной сферой реальности, с производством специфических продуктов, решением вполне конкретных природных или социальных задач: выращивания хлеба, печатания книг, лечения больных, воспитания детей, создания научной теории и т. д. Чтобы делать все это на должном уровне, с необходимым качеством результата, надо быть специалистом, обладающим определенными знаниями и навыками, профессионалом своего дела (не случайно слово "профессия" происходит от лат. profiteer − объявляю своим делом).

Профессия, т. е. тот вид трудовой деятельности, который человек − свободно или под влиянием определенных обстоятельств − выбирает для себя, становится, как правило, делом всей его жизни, определяет его судьбу. Разумеется, в силу различных социальных и личных причин человек может и поменять ее, но все же чаще он становится, например, учителем, живет им и, даже выйдя на пенсию, остается таковым. Будучи "делом, которому ты служишь" (вспомните одноименный роман Ю. П. Германа), профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в определенной сфере деятельности (правда, довольно узкой). С другой стороны, любая специализация неизбежно замыкает человека в рамки его профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает в значительной мере одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир как бы через призму своей профессии, зацикливается на ней, начинает считать свое дело самым важным для общества. Иными словами, как правило, складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия как бы владеет человеком...

Таким образом, активно работая в той или иной сфере деятельности − материальной или духовной, творческой или репродуктивной и, конечно же, профессиональной − человек живет в природе и обществе. Деятельность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают каждого субъекта в homofaber ("человека производящего"), который живет, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить.

Вступив в XXI в., человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира. В связи с этим особое внимание сегодня уделяется разработке концепции устойчивого развития человечества. С общецивилизационной точки зрения под устойчивым развитием следует понимать управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом, ибо биосфера и ноосфера − единый организм планеты Земля. Модель, по которой страны мира развивались в течение тысячелетий, конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была признана неприемлемой, ставящей под угрозу само существование жизни на Земле.

Современное социально-экономическое развитие в настоящее время стихийно продолжает развертываться в форме углубляющегося общецивилизационного кризиса, который уже существенно изменяет качество и основные характеристики этого развития, создавая как реальные возможности для перехода к устойчивому развитию (УР), так и трудности и препятствия на этом пути. Социально-исторический процесс в настоящее время в своей естественной (стихийной) форме в основном характеризуется выдвижением на приоритетное место тенденции глобализации, предстающей, прежде всего, в качестве стабильной тенденции (и глобального процесса) формирования единого человечества как взаимосвязанного целостного мирового сообщества.

Современная антропогенная деятельность создала условия, которые ведут к деградации и даже в ближайшей перспективе этого столетия – к антропоэкологической катастрофе. Становится понятным необходимость переориентации ныне действующих глобальных тенденций и процессов на путь разрешения прежде всего упомянутого противоречия между обществом и природой.

Для того, чтобы человечество смогло избежать глобальной катастрофы и выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс развития, изменив общечеловеческие ценности, цели и ориентиры поступательного движения, поскольку они сформировались в модели неустойчивого развития – НУР (так на Конференции ООН по окружающей среде и раз­витию в 1992 г. – ЮНСЕД в Рио-де-Жанейро была названа та форма развития, по которой продолжает пока развиваться наша цивилизация).

Общая приверженность мирового сообщества идее устойчивого развития, ее подтверждение в "Повестке дня на XXI век" и других документах ООН обязывает все страны взять на себя "коллективную ответственность за усиление и упрочение взаимосвязанных и поддерживающих друг друга основ устойчивого развития − экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды − на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях" (итоговые документы Всемирной встречи на высшемуровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.). При этом каждой стране необходимо соблюдать целый ряд принципов, реализовывать определенные императивы и учитывать индикаторы, установленные ООН по характеристикам социальной сферы, экономики, экологии и их взаимодействия.

Важнейшая задача современной философии в контексте концепции устойчивого развития − обоснование новой системы ценностей, нацеленной на диалог человека и природы, формирование у молодежи гуманистического сознания и нравственных императивов по бережному отношению к окружающей среде. Экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей, рассмотрение человека как цели прогресса, а уровня человеческого развития как меры зрелости общества, рациональное природопользование - это фундаментальные принципы устойчивого развития человечества.

 

Я. С. Яскевич "Основы философии"

Социальная Философия под ред. Гобозова И. А. 2003

Алексеев П. В. Социальная Философия

Глобализация в перспективе устойчивого будущего Урсул Аркадий Дмитриевич доктор философских наук

профессор, директор Центра, академик, Академия наук Молдавии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: