Содержания образовательных программ




Анализ содержания

Образовательной программы школы

Методология ПРОЕКТИРОВАНИЯ

содержания образовательных программ

Психолого-педагогическая наука, как и федеральный закон «Об образовании», рассматривают образование как единый целостный процесс воспитания и обучения. В то же время в реальной школьной практике эти две составляющих образовательного процесса, безусловно, представлены не равноценно: можно констатировать полное доминирование обучения над воспитанием. Показательно, что именно учебный план является одним из наиболее важных внутришкольных документов, а план воспитательной работы, несомненно, значительно уступает ему по своей психологической значимости. Отметим, что в школах принято иметь документ под названием «Образовательная программа школы», в который формально включаются и учебный план, и план воспитательной работы, наряду с рядом других разделов, однако, это никак не сказывается на отмеченных выше тенденциях.

В то же время, современные тенденции развития образовательных систем, безусловно, ориентированы на сближение обучающей и воспитательной функций школы. В этом смысле в качестве равноценных образовательных ресурсоврассматриваются, как учебные дисциплины (школьные предметы), так и занятия дополнительного образования (школьные кружки, секции, клубы и т.п.), а также социально-культурная жизнь школы (праздники, акции, самоуправление, походы и т.п.).

Представляется, что определенным путем уравнивания значимости всех школьных образовательных ресурсов может служить общий «образовательный план школы ». В таком внутришкольном документе на равных правахотражаются и традиционные учебные предметы, и предметы дополнительного образования, и предусматриваются соответствующие условия для личностного развития школьников в процессе участия в социально-культурной жизни школы.

Таким образом, образовательный план школы включает в себя:

· во-первых, собственно учебный план (в его традиционном понимании),

· во-вторых, школьный план дополнительного образования детей (клубы, кружки и т.п.),

· в-третьих, консультации и беседы со школьниками педагогов, психологов и т.п.,

· в-четвертых, план социально-культурной жизни школы (традиционно, «план воспитательных мероприятий», таких как, праздники, акции, фестивали и т.п.).

В образовательном плане школы раскрывается «содержание образования», разработка структуры которого в основном осуществляется в контексте компетентностного и культуросообразного подходов.

Компетентностный подход привлекает все большее внимание педагогов и психологов. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению… Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» (С.Е. Шишов, В.А. Кальней, 2000, С. 73-74). Как подчеркивает Ю.В. Громыко, «компетенции – это личностные способности в определенных сферах» (2005, с. 34). В документах ЮНЕСКО компетентность рассматривается как совокупность индивидуальных навыков в определенной сфере, приобретенных в результате образования, в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой деятельности.

Перспективность компетентностного подхода обусловливается рядом его достоинств.

· Во-первых, в нем соединяются интеллектуальная и навыковая составляющие образования.

· Во-вторых, его идеология предопределяет интерпретацию содержания образования по критерию конкретной, четко просматриваемой результативности.

· В-третьих, данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое ряд соответствующих умений и знаний, относящихся к широким сферам деятельности.

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций и т.д. Ключевые компетенции обладают многофункциональностью, многомерностью, надпредметностью и междисциплинарностью – т.е. позволяют решать самые различные бытовые, профессиональные и социальные проблемы, при этом актуализируя различные психологические процессы и механизмы.

Основываясь на мировом опыте реализации компетентностного подхода в школьном образовании, можно выделить следующие ключевые компетенции:

· компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности и самообразования – усвоение способов поиска и анализа информации из различных источников, как основы постоянного профессионального роста и достижения успеха в общественной и личной жизни;

· компетентность в сфере общественной деятельности – освоение функций гражданина, избирателя, потребителя и т.п.;

· компетентность в сфере социально-трудовой деятельности – оценка собственных профессиональных и карьерных возможностей, анализ ситуации на рынке труда, освоение этики трудовых взаимоотношений, толерантность, самоорганизация и т.п.;

· компетентность в бытовой сфере – здоровый образ жизни, семейные отношения, устройство жилища и ведение хозяйства и т.п.;

· компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности – выбор способов использования свободного времени, своего духовного развития и т.п.

Культуросообразный подход к содержанию образования базируется на выделении в структуре культуры ее различных видов, учитывающих многообразие человеческой деятельности (Культурология..., 1995).

К материальной культуре относят:

· культуру труда и материального производства,

· культуру быта и жилища,

· культуру отношения к собственному телу и физическую культуру.

К духовной культуре:

· познавательную и интеллектуальную,

· философскую культуру,

· нравственную культуру,

· художественную культуру,

· правовую культуру,

· педагогическую культуру,

· религиозную культуру.

Вся система культуры пронизывается:

· экономической культурой,

· политической культурой,

· экологической культурой,

· эстетической культурой.

Выделенные сферы включаются в содержание образования двумя способами. Во-первых, каждая такая сфера должна быть представлена самостоятельным образовательным курсом – циклом школьных предметов. Во-вторых, каждая из них включается в качестве составного элемента в содержание всех образовательных курсов, поскольку все сферы жизнедеятельности являются взаимовключенными.

 

Методика анализа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: