Сформулировать правила счета, используя принцип построения натурального ряда чисел.




Практическая работа № 3

По дисциплине: Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Тема: Особенности развития количественных представлений у детей в разных возрастных группах.

 

 

Выполнила работу:

студентка 3 курса

по направлению подготовки

«Дошкольное образование»

группы ПО д/б - 19-1- з

Яценко Юлия Михайловна

Приняла

Доцент Е.Н. Удина

 

Севастополь

2021г.

Практическое занятие №3

Тема: Особенности развития количественных представлений у детей в разных возрастных группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие первоначальных количественных представлений у детей на основании опыта действий с предметами. Своеобразие количественных представлений младших дошкольников.

2. Особенности развития количественных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

3. Дидактические игры по обучению детей счету в разных возрастных группах.

Литература для подготовки:

1. Брушлинский А.В. Некоторые вопросы детского мышления в условиях овладении счета/ Теории и технологии математичекого развития детей дошкольного возраста./ Сост З.А Михайлова, М.Н Полякова.- М.: Центр педагогического образования. 2008

2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.

3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.

4. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008

5. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000

7. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005

8. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.

 

Практические задания

1. Тезисно ответить на вопросы плана

2. Сформулировать правила счета, используя принцип построения натурального ряда чисел

3. Составить 2-3 дидактических игры по обучению детей счету в разных возрастных группах. Указать особенности проведения их.

4. Сделать краткие рекомендации для родителей, относящиеся к организации дидактических игр дома

Практические задания

1. Тезисно ответить на вопросы плана

Значение развития количественных представлений у дошкольников

Полноценное развитие количественных представлений у дошкольника оказывает огромное влияние на общее развитие его личности, готовит ребенка к школьному обучению,расширяет его жизненные возможности:

• группировка предметов по признакам вырабатывает умение

сравнивать и классифицировать;

• объяснение выполнения действий обогащает и развивает речь;

• работа с разнообразным наглядным материалом формирует

умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;

• работа с раздаточным материалом развивает мелкую моторику;

• счет предметов, звуков, движений, счет «на ощупь» развивает

различные анализаторы;

• использование при работе сначала реальных предметов, потом их изображений, затем заменителей и слова развивает все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);

• изучение составов числа учит анализировать и синтезировать;

• изучение абстрактных математических понятий (число и др.) учит абстрагироваться;

• при решении и составлении арифметических задач у детей развивается логическое мышление, умственные способности, мыслительные операции, интенсивно развивается речь;

• счет, сравнение чисел, арифметические действия и др. становятся доступными детям и используются ими в игровой, бытовой и учебной деятельности;

• формирование количественных представлений готовит ребенка к успешному изучению математики в школе.

 

Своеобразие количественных представлений младших дошкольников.

Второй год жизни

Происходит первоначальное формирование представлений о множественности («много») и единичности («один») предметов и явлений. Накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных элементов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.). Дети овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества (перебирают, пересыпают, перекладывают, раскидывают, собирают, расставляют и пр.). Начинают понимать смысл слов «много» и «мало», но количественная сторона множества предметов не является значимым признаком для детей. Воспринимая множество, не видят его границ, не выделяют его элементы, не замечают исчезновение отдельных элементов.

Третий год жизни

Появляется тенденция к умению различать разные по численности группы предметов.

Дети соотносят слова «много», «мало», «один» с определенным количеством предметов и выполняют просьбу взрослого «дай один мяч» или «дай много конфет». Выделяют один и много звуков. Появляется стремление создавать совокупности предметов. Но интересуют ребенка не количественные отношения, а сами процессы дробления и объединения. Дети воспринимают множество в его границах, но не умеют следить за отдельными элементами. При накладывании предметов друг на друга возникает интерес к сравнению множеств по количеству и их уравниванию («больше, меньше, поровну»). В процессе организованных действий с множествами под руководством взрослого у детей начинает развиваться умение выделять признак количества.

Четвёртый год жизни

Для детей становится главным восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям трудно абстрагироваться от качественных признаков предметов (цвет, размер, форма) и их пространственного расположения. Закон сохранения количества («Число объектов в группе сохраняется независимо от того, как их расположить или растасовать» - Ж. Пиаже) познается детьми не сразу. Л. Ф.Обухова выявила этапы его освоения:

Непонимание - понимание на небольших количествах - полное признание закона

Восприятие детьми количества зависит от способа расположения предметов:

• Предметы расположены в ряд. Легче воспринимаются отдельные элементы. (Обучение счету идет продуктивнее.) Не видят границу множества (вводим, например, «обобщающий жест»)

• Предметы расположены в виде фигуры. Множество воспринимается как целостное единство, но затрудняется выделение отдельных элементов

Числовая фигура используется для создания наглядного образа числа.

Пятый год жизни

Происходит освоение детьми счета - это длительный и сложный процесс. Счет как деятельность состоит из ряда компонентов:

• называние слов-числительных по порядку;

• соотнесение их с предметами (взаимно однозначно);

• определение итогового числа.

Для овладения счетной деятельностью необходимы рече-слухо-зрительно-двигательные связи. Необходимо умение устанавливать взаимно однозначные соответствия (это тренируется при сравнении множеств путем наложения и приложения).

У детей постепенно формируется слуховой образ натурального ряда (слова-числительные выстраиваются в ряд, называясь по порядку).

Шестой год жизни

У детей складывается ограниченное представление о значении единицы. Она ассоциируется с некоторым отдельным предметом. Под влиянием обучения дети овладевают умением относить единицу к группе предметов (счет парами, тройками, пятками, десятками и т. п.). Это является основой для понимания десятичной системы счисления.

При овладении измерением дети пользуются подсчетом условных мерок, дают количественную характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе, раскрывает отношение «часть - целое».

Последовательность развития представлений у дошкольников

Восприятие множественности («много», «мало», «один») - практическое установление взаимно однозначных соответствий («столько же», «больше», «меньше») - осмысленный счет и измерение.

Седьмой год жизни

Без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку. Не осознавая структуру задачи (условие и вопрос, они не придают значения числовым данным, не понимают смысла вопроса.

Только при специальном обучении приходит умение составлять и решать арифметические задачи, что играет большую роль для математического и умственного развития (А. М. Леушина, Е. А. Тарханова).

 

Дидактические игры по обучению детей счету в разных возрастных группах

Формированию у ребенка счетной деятельности способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложности, которые возникают в результате изучения счета, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Если у ребенка возникают трудности при счете, можно попросите ребенка считать предметы вслух. Постоянно нужно считать разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д.), время от времени спрашивать у ребенка:

“Сколько чашек стоит на столе?”, “Сколько лежит журналов?”, “Сколько детей гуляет на площадке?” и т. п.

Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как сосчитали, спросить сколько в сказке было зверюшек.

Ребенок может сам придумывать сказки с числительными. Попросить его во время повествования откладывать счетные палочки, затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Можно спросить у ребенка, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем меняться с ребенком ролями.

Вопросом изучения игры занимались в истории зарубежной и русской педагогике многие ученые.

Разработкой дидактической игры и дидактического материала занималась Ф.Н. Блехер, она разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.

Самые разнообразные предметы и явления, с которыми ребенок сталкивается, становятся объектам и для определения числа для счета свои руки, ноги, предметы питания – огурцы, яйца и др. Проявления эти имеют место во время игр, прогулок, разговоров со взрослыми и детьми. Богатство среды, жизненные ситуации широко используются людьми, окружающими ребенка, чтобы привлечь его внимание к математической сторон предметов и явлений, предложить ребенку посчитать, сказать - сколько, дать определенное число предметов.

Дидактическим материалом при обучении детей счету являются мелкие игрушки, разложенные в отдельных коробках желуди, каштаны, крупные косточки, камешки, сделанные воспитательницей из глины шарики, кубики и т. п. Кроме того материалы, специально сконструированные, или материалы дидактические. Такие материалы подсказывают ребенку, что с ними надо делать. Это дает возможность воспитательнице ограничиться минимумом объяснений, а ребенку — самостоятельно играть и заниматься

К дидактическим материалам относятся приборы для нанизывания шариков, некоторые виды счетных ящиков, разнообразные настольные игры другие

 

Сформулировать правила счета, используя принцип построения натурального ряда чисел.

Счет -это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера. Дети дошкольного возраста знакомятся со счетом и числами в пределах первого десятка.

Этот процесс подчиняется определенным правилам:

-действовать (раскладывать, передвигать, указывать на предметы) в основном правой рукой;

- считать слева направо, особенно при порядковом счете;

- при счете называть числительное (число), соотносить его с каждым элементом

-пересчитываемого множества. Для этого сначала в обучении используется «развернутый счет»;

-при счете предметов называть только последнее (итоговое) число

-первому отмеченному предмету ставится в соответствует число 1;

-на каждом следующем шаге выбирается предмет, еще не отмеченный ранее;

-ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных.

В основе построения множества натуральных чисел лежит следующий принцип: каждое число начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

Усвоение ребенком этого принципа является центрально задачей изучения нумерации первого десятка в школе. Поскольку тема «Числа в пределах 10» изучается в любой современной альтернативной дошкольной математической программе, с точки зрения преемственных связей имеет смысл сделать усвоение этого принципа центральной задачей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: