Создание музейно-образовательного пространства в МДОУ как средство социализации старшего дошкольника




 

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста – процесс, в течение которого ребёнок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ведь детство – уникальный, самоценный период становления личности. Оно имеет ярко выраженную специфику возрастного развития, это период, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

В рамках реализации ГОС ДО предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Любой стандарт предполагает какой-либо результат. То есть, если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что-то изменит в системе воспитания, и мы получим тот или иной планируемый результат. Таким результатом, подчеркивают разработчики ГОС ДО, должна стать социализация детей. Не образовательный результат, а именно формирование у ребёнка жизненно важных базовых ценностей культуры мира. Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (потребность в любознательности, познании мира, желание и потребность в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения)

Для современной образовательной политики ДНР особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев и музейной педагогики.

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

В современных условиях существует проблема с организацией посещения музеев. Эту проблему решает создание мини-музеев в МДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно-образовательного пространства. Но, в условиях детского сада создание экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции и определённую ограниченность тематики.

Для создания мини-музеев мы используем метод проектов, который делает образовательную систему МДОУ открытой и доступной для активного участия родителей и тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

С 2019 года в нашем МДОУ разрабатываются и реализуются совместные образовательные проекты, основное предназначение которых – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.

Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

В процессе разработки и доработки на данном этапе находятся несколько мини-музеев: «Ретро-музей» – музей старинной техники (печатная машинка, телефоны, проигрыватели пластинок и кассет, проекторы и др.), мини-музей «Салют победе!», мини-музей «Из бабушкиного сундучка».

Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Дети становятся, более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.

 

 

Литература

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7

4. Пантелеева, Л. В. Музей и дети [Текст] / Л. В. Пантелеева. – М.: Карапуз, 2000. – 287с.

5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

7. Юхневич, М. Ю. Ребёнок в музее: новые векторы детского музейного движения [Текст] / М. Ю. Юхневич. – М.: Академич. проект; РИК, 2006. – 176с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: