Развитие основ социального поведения (предпосылок учебного поведения, профилактика / коррекция проблемного поведения) (22 часа)




· учить откликаться на своё имя;

· формировать умение выделять (показывать) по речевой инструкции взрослого основные части своего тела и лица (покажи, где голова, нос, уши, живот);

· формировать умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой;

· учить ориентироваться на оценку своих действий взрослым, изменять свое поведение с учетом этой оценки;

· формировать предпосылки учебного поведения: учить соблюдать определённую позу, слушать педагога, выполнять действия по подражанию и элементарную речевую инструкцию;

· учить адекватно вести себя на занятиях в паре со сверстником, с группой;

· предупреждать неадекватные реакции на смену режимных моментов: питание, сон, бодрствование (с использованием расписания, стереотипа поведения).


 

3. Тематическое планирование (2 часа в неделю, 66 часов)

№ п/п Тема Содержание
Раздел 1. Формирование потребности в коммуникации
1-2 Формирование потребности в контакте с близким взрослым Приготовить заранее любимую игрушку ребенка и поставить ее на высокую полку. Помочь ребенку попросить жестом или словом желаемый предмет.
3-6 Формирование эмоционального реакции ребенка Проигрывание отдельных частей сказок, использовать различных видов театра (настольный, пальчиковый, варежковый, кукольный, теневой).
7-10 Формирование эмоционально-личностных связей ребенка с близкими взрослыми Подвижные игры для ребенка особенно с тактильными элементами. Изготовить из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке.
11-12 Формирование поддержания контакта глаза в глаза, улыбки и вербализации Педагог берет предмет, игра с которым радует ребенка. Например, это может быть игрушечный вертолет, и, становясь примерно на расстоянии трех шагов от ребенка, запускает вертолет. Улыбаясь, педагог кричит «Ура!» и хлопает в ладоши. Когда вертолет приземляется, педагог продолжает выражать радость и просит ребенка повторить свои действия. Глядя на ребенка, педагог говорит: «Весело!», «Здорово!» и просит ребенка повторить слова. Педагог повторяет ситуацию, проговаривая фразы: «Мне весело!». «Я рад!» и просит ребенка сказать эти фразы. Перед зеркалом имитирует вместе с ребенком эмоции с помощью мимики и жестов и комментирует их: «Мне весело!».
13-14 Укрепление визуального контакта ребенка с близким взрослым в процессе телесных игр Использование игры «Тучка». Ребенку предлагается сесть на коврик, взрослый говорит: «Как много на нашей поляне цветов» и называет детей поименно, говорит о том, что нужно нашим цветочкам подрасти, и начинает распылять воду на детей.
15-18 Формирование навыка сотрудничества с близким взрослым Выполнение одной общей деятельности (поделки на осеннюю тематику из листьев)
19-20 Формирование навыка подражания Понаблюдать за совместными играми у детей из соседнего класса (простыми и заранее оговоренными) и попросить ребенка сделать конкретные действия так же, обещая ему поощрение.
Раздел 2. Развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
21-22 Умение отличать знакомого человека от незнакомого Игра в кругу: ребенку нужно показать пять знакомых человек, ребенку нужно показать 5 незнакомых людей, обнять знакомых.
23-24 Умение называть знакомых людей по имени Разложите перед ребенком фотографии знакомых людей. Указывая на одну из них, задайте вопрос «Кто это?». Если ребенок не ответил, либо повторил за Вами вопрос, тогда дайте подсказку: «Это мама – Ирина» или «Это папа – Вова» и т.д.
25-26 Определение принадлежности собственных вещей Разложите перед ребенком (на столе, на полу) несколько его личных вещей и попросите убрать их в рюкзак. Протягивайте ребенку по очереди каждый предмет. Каждый раз, когда ребенок берет какую-либо вещь, комментируйте от его имени: например, «моя футболка», «мои носки», «моя машинка» и т.д. Когда ребенок повторит фразу, отдайте ему эту вещь. Постепенно сокращайте подсказки, давая ребенку возможность продолжить высказывание: например, «моя …» – «… шапка». Когда ребенок сможет самостоятельно комментировать, обозначая принадлежность собственных вещей, усложните задание.
27-28 Отклик на свое имя Выберите момент, когда ребенок не обращает на Вас внимания и возьмите пакет с его любимыми сухариками, подойдите к ребенку на достаточно близкое расстояние и спокойным голосом произносите его имя. Если ребенок не реагирует, повторите его имя и одновременно дотроньтесь рукой до его плеча. Когда ребенок повернулся, отдайте ему пакет
29-30 Отказ от предложенного предмета/деятельности Предложите ребенку тот вид деятельности (предмет), к которому он относится отрицательно. Например, покажите на коробку с кубиками или на пиктограмму с изображением кубиков и предложите, называя ребенка по имени: «… давай поиграем в кубики». Если ребенок затрудняется выразить отказ адекватным способом (например, молчит или проявляет вспышку дезадаптивного поведения), дайте ему подсказку: «нет», «не хочу», «не хочу играть в кубики» и т.д. Когда ребенок выразит отказ, сразу же уберите кубики, вознаграждая коммуникативное высказывание.
31-32 Ответ на приветствия других людей Называть по имени (например, «Здравствуй, Егор») и протягивайте ему руку для рукопожатия или поднимайте ее вверх так, чтобы ладонь была обращена в сторону ребенка (для хлопка). Если он не реагирует, либо повторяет за Вами, подскажите ему: «Здравствуйте, (имя педагога)». Здоровайтесь с ребенком при каждой встрече, сокращая подсказку. При проведении занятий в подгруппе помогите детям взяться за руки и образовать круг. Веселым голосом нараспев произнесите «здравст-вуй-те» и подождите их реакции. Если дети не отвечают, подскажите – начните произносить приветствие и дайте им возможность завершить его: «Здравст-вуй-те».
33-34 Выражение согласия Вместе с ребенком подойдите к качелям и пронаблюдайте за его реакцией. Если Вы видите, что он хочет покачаться на качелях, тогда спросите, называя его по 40 имени: «…, ты хочешь покачаться на качелях?». Если ребенок затрудняется ответить на Ваш вопрос, тогда дайте ему подсказку: кивните головой и скажите «Да», «Да, хочу», «Да, я хочу покачаться» и т.д. Когда ребенок повторит Ваше высказывание и жест, помогите ему залезть на качели и покачайте его. Повторяйте аналогичные упражнения много раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно выразить согласие.
35-36 Ответы на личные вопросы Подведите ребенка к зеркалу так, чтобы он видел себя. Встаньте за ним, возьмите его руку и направьте ее в сторону груди ребенка так, чтобы получился легкий хлопок, и скажите «Меня зовут … (имя ребенка. Затем встаньте напротив ребенка и задайте ему вопрос «Как тебя зовут?». Дайте ребенку время подумать. Если он не отвечает, дайте подсказку: «Меня зовут, …» и направьте руку ребенка в сторону его груди, побуждая назвать свое имя. Когда ребенок назвал свое имя, похвалите его. Попросите у знакомых ребенку людей задать этот же вопрос.
37-38 Описание прошедших событий Вместе с ребенком составить расписание занятия: раскладывайте картинки и фотографии с изображением различных видов деятельности в определенной последовательности. После завершения каждого вида деятельности (задания), ставьте отметку (галочку, крестик) напротив соответствующего пункта расписания и комментируйте от имени ребенка: «Я поиграл в мозаику»; «Я посмотрел книгу»; «Я порисовал» и т.п.; Следите за тем, чтобы ребенок повторял каждое ваше высказывание.
39-40 Описание будущих событий Каждое утро составляйте вместе с ребенком расписание распорядка дня на магнитной доске с помощью фотографий, символизирующих различные виды деятельности. Комментируйте каждый пункт расписания. (Например, «Я буду завтракать, я буду мыть руки, я пойду гулять» и т.д.). После того, как расписание будет составлено, задайте ребенку вопрос, называя его по имени: «…, что ты будешь делать?». Если ребенок затрудняется, покажите на первый пункт расписания со словами «Я буду (например, завтракать)». Затем, покажите на второй пункт расписания и спросите: «Что еще ты будешь делать?»
41-42 Умение привлекать внимание Попросите человека притвориться спящим. Затем, вместе с ребенком подойдите к этому человеку, произнесите его имя и дотроньтесь до его плеча. В этот момент он должен повернуть голову в сторону ребенка и начать «заигрывать» с ним, выражая свою радость. Через некоторое время повторите аналогичную ситуацию, но не называйте имя спящего, а подождите, когда его назовет ребенок. Если он молчит, дайте подсказку.
43-44 Сообщение о боли Привлечь на занятие знакомых детей из других классов, ребенок приглашенный должен сделать вид что ему больно. Пожалейте его, поглаживая ушибленное место (колено, голову) и комментируйте происходящую ситуацию: «Болит голова, ударился». Когда боль немного прошла, возьмите руку ребенка и направьте ее в сторону места ушиба, царапины и дайте ребенку подсказку: «ударился, больно». Когда ребенок повторил, снова пожалейте его.
Раздел 3. Развитие основ социального поведения
45-46 Просьба повторить социальную игру Социальная игра «рюкзачок» - ребенок катается на спине взрослого как рюкзачок. Затем опустите ребенка на пол. Если ребенок выражает желание продолжить игру (например, хватается за Вас, тянет руки наверх), подскажите ему подходящие к данной ситуации слова: «Еще», «Еще рюкзачок», «Поиграем еще» и т.д. Когда ребенок попросит продолжить игру, снова посадите его к себе на спину.
47-48 Просьба поиграть вместе Игра с набором игрушечной посуды. Повернитесь спиной к ребенку так, чтобы он не смог дотянуться до посуды самостоятельно. Когда ребенок начнет тянуться к посуде, посмотрите на него и дайте подсказку: «Давай играть вместе». Как только он повторит, разверните набор посуды так, чтобы он тоже смог поиграть с ней.
49-50 Умение говорить в просьбе слово «пожалуйста» Возьмите маску. Примерьте ее, но не давайте ребенку. Когда он попросит маску «Дай маску», скорректируйте его просьбу «Дай, пожалуйста, маску». Как только ребенок повторит, протяните ему маску. Повторяйте аналогичные упражнения с другими предметами.
51-52 Умение говорить «спасибо» Когда ребенок научится говорить «пожалуйста», можно перейти к следующему этапу и научить говорить «спасибо». Для этого, отдайте ребенку предмет, который он просит, и подскажите: «спасибо». Если ребенок не повторил, придержите его за плечи и дождитесь, когда он поблагодарит Вас. После этого отпустите ребенка и дайте поиграть
53-54 Умение поделиться чем-либо с другим человеком До начала занятия положите на стол два маленьких пакетика с угощением. Когда ребенок зайдет в кабинет, возьмите их со стола, и один из них отдайте ребенку. Ешьте вместе – каждый из своего пакетика. Повторяйте аналогичную процедуру в течение нескольких дней. Когда ребенок привыкнет к тому, что у каждого – свой пакетик угощений, предложите ему в очередной раз поесть угощения. Попросите, чтобы ребенок дал вам один пакет. Если он не передает пакетик, попросите еще раз. Дайте ему съесть его угощения только после того, как он поделится с вами. Когда ребенок научился делиться с окружающими, переходите к следующему этапу. Проделайте аналогичное упражнение с одним пакетиком. Сначала сами делитесь с ребенком, потом просите поделиться его.
55-56 Выражение чувства привязанности Для формирования данного умения, нужно использовать игровые ситуации. Например, взять любимую игрушку ребенка – плюшевого медвежонка и продемонстрировать небольшой игровой сюжет: поцеловать мишку, обнять его и «положить спать». Затем, дать возможность ребенку повторить ваши действия, давая подсказки: «поцелуй мишку, обними мишку, положи его спать».
57-58 Оказание помощи по просьбе другого человека Строительство домика из игровых модулей. Каждый раз, когда нужна следующая деталь, подходите к ней и просите ребенка помочь перенести ее, например, «(Имя ребенка) … помоги мне, пожалуйста». Затем продолжайте строительство. Можно просить о помощи ребенка в бытовых ситуациях. Например, если ребенок хочет поесть, попросите его поставить на стол тарелки
59-60 Умение утешить другого человека Создание ролевой ситуации, где заплачет тьютор. Если кто-то заплакал, обратите внимание ребенка на эту ситуацию: «Смотри, мальчик плачет». Затем, вместе подойдите к плачущему мальчику, погладьте его по плечу со словами «не плачь». Повторяйте данные действия каждый раз, когда возникает похожая ситуация.
61-62 Умение прощать и говорить «прощаю» Использование видеомоделинга и метода социальных истории для образцов поведения в школе со сверстниками и взрослыми. Показ на примере тьюторов и создание ситуации, где взрослый первым попросит прощения, а ребенок должен сказать «прощаю».
63-64 Умение говорить «прости» Создание ситуации с помощью взрослых где ребенку нужно извиниться, или выразить это в игре на куклах или игрушках
65-66 Умение соблюдать правила социального поведения при разговоре Положите список «Правил разговора» на стол перед ребенком и вместе прочитайте их. Если ребенок не умеет читать, попросите его повторять за Вами. Приведем пример списка основных правил. Выучите вместе с ребенком правила разговора и периодически повторяйте их. В ситуации коммуникации, в случае необходимости, напоминайте ребенку правила разговора. Использование приема видеомоделинга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: