· учить откликаться на своё имя;
· формировать умение выделять (показывать) по речевой инструкции взрослого основные части своего тела и лица (покажи, где голова, нос, уши, живот);
· формировать умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой;
· учить ориентироваться на оценку своих действий взрослым, изменять свое поведение с учетом этой оценки;
· формировать предпосылки учебного поведения: учить соблюдать определённую позу, слушать педагога, выполнять действия по подражанию и элементарную речевую инструкцию;
· учить адекватно вести себя на занятиях в паре со сверстником, с группой;
· предупреждать неадекватные реакции на смену режимных моментов: питание, сон, бодрствование (с использованием расписания, стереотипа поведения).
3. Тематическое планирование (2 часа в неделю, 66 часов)
№ п/п | Тема | Содержание |
Раздел 1. Формирование потребности в коммуникации | ||
1-2 | Формирование потребности в контакте с близким взрослым | Приготовить заранее любимую игрушку ребенка и поставить ее на высокую полку. Помочь ребенку попросить жестом или словом желаемый предмет. |
3-6 | Формирование эмоционального реакции ребенка | Проигрывание отдельных частей сказок, использовать различных видов театра (настольный, пальчиковый, варежковый, кукольный, теневой). |
7-10 | Формирование эмоционально-личностных связей ребенка с близкими взрослыми | Подвижные игры для ребенка особенно с тактильными элементами. Изготовить из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке. |
11-12 | Формирование поддержания контакта глаза в глаза, улыбки и вербализации | Педагог берет предмет, игра с которым радует ребенка. Например, это может быть игрушечный вертолет, и, становясь примерно на расстоянии трех шагов от ребенка, запускает вертолет. Улыбаясь, педагог кричит «Ура!» и хлопает в ладоши. Когда вертолет приземляется, педагог продолжает выражать радость и просит ребенка повторить свои действия. Глядя на ребенка, педагог говорит: «Весело!», «Здорово!» и просит ребенка повторить слова. Педагог повторяет ситуацию, проговаривая фразы: «Мне весело!». «Я рад!» и просит ребенка сказать эти фразы. Перед зеркалом имитирует вместе с ребенком эмоции с помощью мимики и жестов и комментирует их: «Мне весело!». |
13-14 | Укрепление визуального контакта ребенка с близким взрослым в процессе телесных игр | Использование игры «Тучка». Ребенку предлагается сесть на коврик, взрослый говорит: «Как много на нашей поляне цветов» и называет детей поименно, говорит о том, что нужно нашим цветочкам подрасти, и начинает распылять воду на детей. |
15-18 | Формирование навыка сотрудничества с близким взрослым | Выполнение одной общей деятельности (поделки на осеннюю тематику из листьев) |
19-20 | Формирование навыка подражания | Понаблюдать за совместными играми у детей из соседнего класса (простыми и заранее оговоренными) и попросить ребенка сделать конкретные действия так же, обещая ему поощрение. |
Раздел 2. Развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||
21-22 | Умение отличать знакомого человека от незнакомого | Игра в кругу: ребенку нужно показать пять знакомых человек, ребенку нужно показать 5 незнакомых людей, обнять знакомых. |
23-24 | Умение называть знакомых людей по имени | Разложите перед ребенком фотографии знакомых людей. Указывая на одну из них, задайте вопрос «Кто это?». Если ребенок не ответил, либо повторил за Вами вопрос, тогда дайте подсказку: «Это мама – Ирина» или «Это папа – Вова» и т.д. |
25-26 | Определение принадлежности собственных вещей | Разложите перед ребенком (на столе, на полу) несколько его личных вещей и попросите убрать их в рюкзак. Протягивайте ребенку по очереди каждый предмет. Каждый раз, когда ребенок берет какую-либо вещь, комментируйте от его имени: например, «моя футболка», «мои носки», «моя машинка» и т.д. Когда ребенок повторит фразу, отдайте ему эту вещь. Постепенно сокращайте подсказки, давая ребенку возможность продолжить высказывание: например, «моя …» – «… шапка». Когда ребенок сможет самостоятельно комментировать, обозначая принадлежность собственных вещей, усложните задание. |
27-28 | Отклик на свое имя | Выберите момент, когда ребенок не обращает на Вас внимания и возьмите пакет с его любимыми сухариками, подойдите к ребенку на достаточно близкое расстояние и спокойным голосом произносите его имя. Если ребенок не реагирует, повторите его имя и одновременно дотроньтесь рукой до его плеча. Когда ребенок повернулся, отдайте ему пакет |
29-30 | Отказ от предложенного предмета/деятельности | Предложите ребенку тот вид деятельности (предмет), к которому он относится отрицательно. Например, покажите на коробку с кубиками или на пиктограмму с изображением кубиков и предложите, называя ребенка по имени: «… давай поиграем в кубики». Если ребенок затрудняется выразить отказ адекватным способом (например, молчит или проявляет вспышку дезадаптивного поведения), дайте ему подсказку: «нет», «не хочу», «не хочу играть в кубики» и т.д. Когда ребенок выразит отказ, сразу же уберите кубики, вознаграждая коммуникативное высказывание. |
31-32 | Ответ на приветствия других людей | Называть по имени (например, «Здравствуй, Егор») и протягивайте ему руку для рукопожатия или поднимайте ее вверх так, чтобы ладонь была обращена в сторону ребенка (для хлопка). Если он не реагирует, либо повторяет за Вами, подскажите ему: «Здравствуйте, (имя педагога)». Здоровайтесь с ребенком при каждой встрече, сокращая подсказку. При проведении занятий в подгруппе помогите детям взяться за руки и образовать круг. Веселым голосом нараспев произнесите «здравст-вуй-те» и подождите их реакции. Если дети не отвечают, подскажите – начните произносить приветствие и дайте им возможность завершить его: «Здравст-вуй-те». |
33-34 | Выражение согласия | Вместе с ребенком подойдите к качелям и пронаблюдайте за его реакцией. Если Вы видите, что он хочет покачаться на качелях, тогда спросите, называя его по 40 имени: «…, ты хочешь покачаться на качелях?». Если ребенок затрудняется ответить на Ваш вопрос, тогда дайте ему подсказку: кивните головой и скажите «Да», «Да, хочу», «Да, я хочу покачаться» и т.д. Когда ребенок повторит Ваше высказывание и жест, помогите ему залезть на качели и покачайте его. Повторяйте аналогичные упражнения много раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно выразить согласие. |
35-36 | Ответы на личные вопросы | Подведите ребенка к зеркалу так, чтобы он видел себя. Встаньте за ним, возьмите его руку и направьте ее в сторону груди ребенка так, чтобы получился легкий хлопок, и скажите «Меня зовут … (имя ребенка. Затем встаньте напротив ребенка и задайте ему вопрос «Как тебя зовут?». Дайте ребенку время подумать. Если он не отвечает, дайте подсказку: «Меня зовут, …» и направьте руку ребенка в сторону его груди, побуждая назвать свое имя. Когда ребенок назвал свое имя, похвалите его. Попросите у знакомых ребенку людей задать этот же вопрос. |
37-38 | Описание прошедших событий | Вместе с ребенком составить расписание занятия: раскладывайте картинки и фотографии с изображением различных видов деятельности в определенной последовательности. После завершения каждого вида деятельности (задания), ставьте отметку (галочку, крестик) напротив соответствующего пункта расписания и комментируйте от имени ребенка: «Я поиграл в мозаику»; «Я посмотрел книгу»; «Я порисовал» и т.п.; Следите за тем, чтобы ребенок повторял каждое ваше высказывание. |
39-40 | Описание будущих событий | Каждое утро составляйте вместе с ребенком расписание распорядка дня на магнитной доске с помощью фотографий, символизирующих различные виды деятельности. Комментируйте каждый пункт расписания. (Например, «Я буду завтракать, я буду мыть руки, я пойду гулять» и т.д.). После того, как расписание будет составлено, задайте ребенку вопрос, называя его по имени: «…, что ты будешь делать?». Если ребенок затрудняется, покажите на первый пункт расписания со словами «Я буду (например, завтракать)». Затем, покажите на второй пункт расписания и спросите: «Что еще ты будешь делать?» |
41-42 | Умение привлекать внимание | Попросите человека притвориться спящим. Затем, вместе с ребенком подойдите к этому человеку, произнесите его имя и дотроньтесь до его плеча. В этот момент он должен повернуть голову в сторону ребенка и начать «заигрывать» с ним, выражая свою радость. Через некоторое время повторите аналогичную ситуацию, но не называйте имя спящего, а подождите, когда его назовет ребенок. Если он молчит, дайте подсказку. |
43-44 | Сообщение о боли | Привлечь на занятие знакомых детей из других классов, ребенок приглашенный должен сделать вид что ему больно. Пожалейте его, поглаживая ушибленное место (колено, голову) и комментируйте происходящую ситуацию: «Болит голова, ударился». Когда боль немного прошла, возьмите руку ребенка и направьте ее в сторону места ушиба, царапины и дайте ребенку подсказку: «ударился, больно». Когда ребенок повторил, снова пожалейте его. |
Раздел 3. Развитие основ социального поведения | ||
45-46 | Просьба повторить социальную игру | Социальная игра «рюкзачок» - ребенок катается на спине взрослого как рюкзачок. Затем опустите ребенка на пол. Если ребенок выражает желание продолжить игру (например, хватается за Вас, тянет руки наверх), подскажите ему подходящие к данной ситуации слова: «Еще», «Еще рюкзачок», «Поиграем еще» и т.д. Когда ребенок попросит продолжить игру, снова посадите его к себе на спину. |
47-48 | Просьба поиграть вместе | Игра с набором игрушечной посуды. Повернитесь спиной к ребенку так, чтобы он не смог дотянуться до посуды самостоятельно. Когда ребенок начнет тянуться к посуде, посмотрите на него и дайте подсказку: «Давай играть вместе». Как только он повторит, разверните набор посуды так, чтобы он тоже смог поиграть с ней. |
49-50 | Умение говорить в просьбе слово «пожалуйста» | Возьмите маску. Примерьте ее, но не давайте ребенку. Когда он попросит маску «Дай маску», скорректируйте его просьбу «Дай, пожалуйста, маску». Как только ребенок повторит, протяните ему маску. Повторяйте аналогичные упражнения с другими предметами. |
51-52 | Умение говорить «спасибо» | Когда ребенок научится говорить «пожалуйста», можно перейти к следующему этапу и научить говорить «спасибо». Для этого, отдайте ребенку предмет, который он просит, и подскажите: «спасибо». Если ребенок не повторил, придержите его за плечи и дождитесь, когда он поблагодарит Вас. После этого отпустите ребенка и дайте поиграть |
53-54 | Умение поделиться чем-либо с другим человеком | До начала занятия положите на стол два маленьких пакетика с угощением. Когда ребенок зайдет в кабинет, возьмите их со стола, и один из них отдайте ребенку. Ешьте вместе – каждый из своего пакетика. Повторяйте аналогичную процедуру в течение нескольких дней. Когда ребенок привыкнет к тому, что у каждого – свой пакетик угощений, предложите ему в очередной раз поесть угощения. Попросите, чтобы ребенок дал вам один пакет. Если он не передает пакетик, попросите еще раз. Дайте ему съесть его угощения только после того, как он поделится с вами. Когда ребенок научился делиться с окружающими, переходите к следующему этапу. Проделайте аналогичное упражнение с одним пакетиком. Сначала сами делитесь с ребенком, потом просите поделиться его. |
55-56 | Выражение чувства привязанности | Для формирования данного умения, нужно использовать игровые ситуации. Например, взять любимую игрушку ребенка – плюшевого медвежонка и продемонстрировать небольшой игровой сюжет: поцеловать мишку, обнять его и «положить спать». Затем, дать возможность ребенку повторить ваши действия, давая подсказки: «поцелуй мишку, обними мишку, положи его спать». |
57-58 | Оказание помощи по просьбе другого человека | Строительство домика из игровых модулей. Каждый раз, когда нужна следующая деталь, подходите к ней и просите ребенка помочь перенести ее, например, «(Имя ребенка) … помоги мне, пожалуйста». Затем продолжайте строительство. Можно просить о помощи ребенка в бытовых ситуациях. Например, если ребенок хочет поесть, попросите его поставить на стол тарелки |
59-60 | Умение утешить другого человека | Создание ролевой ситуации, где заплачет тьютор. Если кто-то заплакал, обратите внимание ребенка на эту ситуацию: «Смотри, мальчик плачет». Затем, вместе подойдите к плачущему мальчику, погладьте его по плечу со словами «не плачь». Повторяйте данные действия каждый раз, когда возникает похожая ситуация. |
61-62 | Умение прощать и говорить «прощаю» | Использование видеомоделинга и метода социальных истории для образцов поведения в школе со сверстниками и взрослыми. Показ на примере тьюторов и создание ситуации, где взрослый первым попросит прощения, а ребенок должен сказать «прощаю». |
63-64 | Умение говорить «прости» | Создание ситуации с помощью взрослых где ребенку нужно извиниться, или выразить это в игре на куклах или игрушках |
65-66 | Умение соблюдать правила социального поведения при разговоре | Положите список «Правил разговора» на стол перед ребенком и вместе прочитайте их. Если ребенок не умеет читать, попросите его повторять за Вами. Приведем пример списка основных правил. Выучите вместе с ребенком правила разговора и периодически повторяйте их. В ситуации коммуникации, в случае необходимости, напоминайте ребенку правила разговора. Использование приема видеомоделинга. |
|