Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Социальное взаимодействие» на 2019-2020 учебный год,
Класс ресурсный
вариант 8.2
Данная программа направлена на развитие социального взаимодействия ребенка с расстройством аутистического спектра с семьей, сверстниками и взрослыми. Отбор развивающих задач осуществляется педагогом исходя из современных требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС): придания обучению развивающего характера, обеспечения максимальной активности детей в процессе познания, интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога. Конструирование педагогом педагогического процесса осуществляется в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные результаты
· вступать в контакт и работать в коллективе;
· использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
· обращаться за помощью и принимать помощь;
· слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
· сотрудничать с семьей, взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
· договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные результаты:
· принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
· активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
· соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Содержание внеурочной деятельности (66 часов)
Содержание области «социальное взаимодействие» охватывает следующие направления педагогической работы с детьми:
1) формирование потребности в коммуникации, развитие эмоциональных средств общения ребенка с матерью и другими близкими взрослыми, формирование способности принимать контакт;
2) развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
3) развитие основ социального поведения (предпосылок учебного поведения, профилактика / профилактика и коррекция проблемного поведения);
Основополагающим в содержании образовательного направления «Социальное взаимодействие» является формирование способов принятия, установления и поддержания контакта ребенка со взрослым и научение малыша приёмам взаимодействия со взрослыми. В основе лежит эмоциональный контакт с близким взрослым (матерью, отцом), который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы.
Формирование потребности в коммуникации (20 часов)
· формировать потребность в контакте с близким взрослым в процессе удовлетворения физических потребностей ребенка;
· формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость через теплые эмоциональные отношения с матерью, чувства доверия и привязанности к близким взрослым;
· создать условия для пробуждения у ребенка ответных реакций на контакт с ним близкого взрослого;
· формировать эмоционально-личностные связи ребенка с близкими взрослыми, положительное взаимодействие между матерью и ребенком: синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, настроенность друг на друга;
· формировать поддержание контакта ребенка с близким взрослым глаза в глаза, улыбки и вербализации, развитие ритмического диалога;
· укреплять визуальный контакт ребенка с близким взрослым в процессе телесных игр;
· формировать умение фиксировать взгляд на близком взрослом;
· формировать умения прослеживать взглядом за близким человеком, его указательным жестом как основного вида предпосылок проявления внимания к совместному действию.