Методические рекомендации. Концепция игры.




Концепция игры.

Студенты должны уяснить, что существуют разные критерии оценки деятельности политика: степень развития производительных сил, расширение территории страны, рост промышленного производства, степень свободы, которую государство предоставляет личности для саморазвития и др. В зависимости от выбора критерия оценки исторической личности могут быть прямо противоположными.

Политика – это искусство возможного. Она определяется конкретными историческими условиями и имеющимися у главы государства возможностями и ресурсами.

Помимо «государственных интересов» существуют интересы миллионов «простых людей».

Сторонники Петра I аргументируют с помощью фактов и статистических данных эффективную деятельность императора на благо России. Их оппоненты на большом фактическом материале доказывают многочисленные ошибки Петра I, упущенные им благоприятные возможности, чрезмерную цену, которую заплатило русское общество за преобразования Петра.

Ролевая игра позволяет студенту побыть в «роли» главы государства и дает возможность принять решение за императора.

Участники ролевой игры.

Ролевая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 2 команды: сторонники и противники политики Петра I. Способ формирования команд: по желанию самих студентов.

Те, кто не хочет участвовать в ролевой игре пишут эссе по предложенной преподавателем теме, связанной с деятельностью Петра I.

3. Ожидаемые результаты:

- умение анализировать исторические документы;

- умение выражать свое мнение кратко и по существу;

- умение вести дискуссию (слышать своих оппонентов);

- способность студента к кооперации внутри команды;

- выработка лидерских качеств у капитанов команд;

- формирование у студентов современных критериев оценки деятельности исторических личностей.

 

Источники и литература

· Данилов А.Г. Россия на перекрестках истории XIV – XIX вв. СПб., 2013 или 2014 или 2015 г. Глава 6. Наследие Петра I: триумф или трагедия?

***

1. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи / История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991. С. 186 – 220.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб., 1997.

3. Беспятых Ю.Н. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб., 2005.

4. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

5. Валишевский К. Петр Великий. М., 1993.

6. Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

7. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России в XVIII века: Опыт целостного анализа. М., 1999.

8. Ключевский В.О. Петр Великий среди своих сотрудников / Сочинения. Т. VIII. М., 1990. С. 375 – 408.

9. Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М., 2004.

10. Мавродин В.В. Петр Первый / Рождение новой России. Л., 1988. С. 3 – 209.

11. Мережковский Д.С. Антихрист. Петр и Алексей. М., 1990.

12. Павленко Н.И. Меншиков. 2-е изд. М., 2005 (Серия ЖЗЛ).

13. Павленко Н.И. Петр I. 8-е изд. М., 2010 (Серия ЖЗЛ).

14. Павленко Н.И. Царевич Алексей. М., 2008 (Серия ЖЗЛ).

15. Петрухинцев Н.Н. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. 2003. № 4.

16. Соловьев Е.А. Петр Великий и русская историческая мысль XIX – начала XX века // Отечественная история. 2006. № 4.

 

Как готовиться

Изучая предложенные монографии и статьи, студент отбирает материал («за», «против»), характеризующий деятельность Петра I.

Ответы на большинство вопросов дает глава 6 из монографии А.Г. Данилова «Россия на перекрестках истории XIV – XIX вв.».

 

 

Семинарское занятие № 2.

Тема 6. Развитие России и мира в XIX в.

Вопросы для дискуссии

1. Внутренняя политика Александра I и Николая I: цели и результаты.

2. Общественная жизнь и революционное движение в стране в первой половине XIX в.

3. Внешняя политика самодержавия в XIX в.

4. Реформы Александра II в 60-70-е годы и контрреформы Александра III в 80-90-е годы XIX в.: причины, ход, последствия.

5. Общественная жизнь в стране во второй половине XIX в.

6. Культура и наука в России в XIX в.

Методические рекомендации

1. При изучении первого вопроса необходимо раскрыть борьбу либеральной и консервативной тенденций в деятельности Александра I, победу консервативного начала в годы правления Николая I, результаты такой политики к середине XIX в..

2. Причины возникновения революционного движения в стране, основные течения революционной мысли, идеологи и руководители; движение декабристов, революционные кружки и общества 30-40-х годов XIX в., В.Г. Белинский, А.И. Герцен, революционеры-демократы, петрашевцы, а также анализ либеральных (западники и славянофилы) и консервативных (теория «официальной народности») течений в общественной жизни русского общества – таковы сюжеты при рассмотрении второго вопроса.

3. В первой половине XIX в. Россия вела активную внешнюю политику. Участие России в антифранцузских коалициях в начале XIX в., Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813 – 1814 гг., Восточный вопрос во внешней политике России, Крымская война (1853-1856 гг.) – этим сюжетам необходимо уделить первостепенное внимание при изучении третьего вопроса. На стыке изучения внутренней и внешней политики в тот период идет рассмотрение причин, хода, итогов Кавказской войны.

Цели и задачи внешней политики России после поражения в Крымской войне, усилия российской дипломатии на Балканах, на Дальнем Востоке, в Западной Европе, российско-американские отношения – сюжеты, которые также входят в круг изучаемых при рассмотрении третьего вопроса семинарского занятия.

4. Причины и последствия отмены крепостного права, судебная, земская, городская, военная реформы 60 – 70-х гг. XIX в. и контрреформы самодержавия в 80 – 90-е гг. XIX в. – таков круг проблем при изучении четвертого вопроса семинарского занятия.

5. Пятый вопрос посвящен анализу взглядов и деятельности во второй половине XIX в. революционеров-демократов, народников (три течения), марксистов, либералов.

6. Шестой вопрос включает осмысление достижений искусства (литература, живопись, архитектура, музыка), науки и техники в России в XIX в.

Темы докладов

(готовятся студентами по желанию)

1. М.И. Кутузов – полководец и дипломат.

2. Деятельность М.М. Сперанского: планы, результаты.

3. Спор западников и славянофилов о судьбе России.

4. Кавказская война: причины, ход, итоги, уроки.

5. Общественные деятели первой половины XIX в.: П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, П.Я. Чаадаев. А.И. Герцен и др. – (по выбору).

6. Русские путешественники И.Ф. Крузенштерн и Ф.Ф. Беллинсгаузен.

7. Великий русский флотоводец П.С. Нахимов.

8. Распространение марксизма в России.

9. Александр II как государственный деятель.

10. А.М. Горчаков – дипломат и государственный деятель.

11. Н.Г. Чернышевский: личность и революционер.

12. Продажа российской Аляски Америке: причины и последствия.

13. «Народная воля»: блеск и нищета террора.

14. «Могучая кучка» и ее вклад в развитие музыкального искусства.

15. «Товарищество передвижных выставок» и его роль в развитии живописи в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: