Относительно к терминологии эпоса казахов и русских




Куанышева Динара

 

Образ «женщины» в казахском и русском эпосах

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

специальность 5В012200-Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения

Актобе 2018

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АКТЮБИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.К.ЖУБАНОВА

КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

«Допущен(а) к защите»

Зав.кафедрой ________

_______А.Б.Жуминова

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: «Образ «женщины» в казахском и русском эпосах_»

по специальности 5В012200 - Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения

Выполнила: _________________________________

 

Научный руководитель

к.п.н., доцент

Актобе 2018

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Относительно к терминологии эпоса казахов и русских………………….

1.1 Эпическое наследие казахского народа……………………………………

1.2 Эпическое наследие русского народа……………………………………..

2. Образ женщины в казахской и русской культурах ……………………….

2.1 Концепция женственности в казахской и русской культурах ………….

2.2 Женские образы в казахской и русской культурах…………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению образа «женщины» в казахском и русском эпосах.

Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников.

Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с жунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли.

Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар-батыр освобождает бедняков из плена.Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды-батыр», "Ер-Таргын", «Алпамыс», «Камбар-батыр».

Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар-батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды-батыр», "Ер-Таргын", «Алпамыс», «Камбар-батыр».

Социально-бытовой эпос обычно повествует о мирной жизни народа, о его традициях, быте, морали. В таких произведениях как, «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыэ-Жибек» рассказывается о борьбе молодых людей за свою свободу и любовь. Героический и социально-бытовой эпос в казахском народе называется жыр. Жыр имеет стихотворную форму, он сказывается нараспев в сопровождении домбры. Народ с уважением относился к сказителям, акынам, исполнявшим эпос. Позже из уст таких исполнителей были записаны образцы эпических произведений.

Эти эпитафии являются как бы отрывками из былин. Былины первоначально составлялись из коротких песен типа "жоктау". Многие песни "жоктау" имеют сходство с отдельными частями эпических произведений. Исследователи полагают, что возникновение таких былин, как "Карабек", "Ер-Кокше", "Кобланды", "Камбар", относится к караханидскому времени и кипчакам XII - XIV в.в.

В сказках "Ер-Тостик" и "Кула-мерген" рассказывается об охотниках, метких стрелках и батырах; в них проза чередуется с поэзией. В эпосе "Камбар-батыр" также воспевается искусство охотника и стрелка. Вполне вероятно, что именно песни об охотниках, метких стрелках положили начало казахским былинам.

Сложился казахский эпос позднее, в XVI - XVII в.в., в период вооруженной борьбы казахов против джунгарских феодалов и калмыков, переселившихся в междуречье Волги и Урала в начале XVII в. В XVIII - XIX в.в. эпос продолжал развиваться, тексты эпических произведений были донесены до наших дней певцами-сказителями в устном исполнении.

Героический эпос - это сюжетные поэмы, рассказывающие о героической жизни и ратных подвигах батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена и отдельные роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий. В устной литературе в понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого, сильного человека - героя.

В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами; "Ер-Таргын" - в связи с междоусобной борьбой в Крымском ханстве; эпические поэмы об Ер-Саине, Камбаре, Алпамыше, Ер-Косае, Торе-хане, Телагысе, Кубыгуле и других отображают совместные выступления кипчакских, ногайских родов и племен против калмыков. Герои этих произведений не именовались "казахами", они считаются выходцами из Ногайлы.

Сюжет некоторых эпических произведений является общим для народов Средней Азии. Так, эпос "Алпамыш" широко распространен у казахов, узбеков и каракалпаков; "Кероглы" - у азербайджанцев, таджиков, казахов, узбеков, туркмен, каракалпаков.

В киргизском эпосе "Манас" казах Ер-Кокше участвует в войне в качестве одного из главных батыров, а в казахском варианте "Ер-Кокше", опубликованном В.В. Радловым, батыр Манаша изображен другом Кокше.

О том, что казахские эпические произведения возникли в связи с историей не только казахов, но и братских народов Средней Азии, говорит следующее высказывание Чокана Валиханова: "Надо полагать, что под ногаями первоначально разумелись в Средней Азии все кочевые племена тюркского и монгольского происхождения... Ногайские предания относятся к концу XIV, XV и к XVI векам.

Предания эти имеют эпический характер и поются рифмованными стихами и потому принадлежат к области народной устной литературы. Они замечательны как выражение народного духа, понятий, обычаев, нравов, образа жизни, замечательны также в филологическом отношении".

Не все эпические произведения носят народный характер. Некоторые из эпических песен искажены в угоду классовым интересам феодальной знати, ханов и султанов. Например, былина об Урак-Мамае прославляет набеги ханов, направленные против народов, феодальные междоусобицы. Кроме того, некоторые акыны и певцы, выражавшие интересы феодалов, перерабатывали народные произведения в нужном для них направлении, создавали новые варианты.

Одним из произведений, претерпевших существенные идейные изменения, является эпос "Шора-батыр". В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. В образе батыра певцы воплощали патриотические идеи. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения. Камбар, например, воюет с калмыками, освобождает из-под их ига своих сородичей - девяносто дворов бедняков и весь Ногайлинский край.

Алпамыш воюет с калмыцким ханом Тайшей, разорившим родину Алпамыша в его отсутствие. Кобланды сражается с ханом Алшагиром, поработившим его родителей, семью, весь кипчакский род.

Иногда батыры сами нападают на соседние племена. Народ не поддерживал таких батыров. Когда Кобланды ради наживы напал на мирного хана Кобыкты, то сам попал в плен и понес наказание. Действия Ер-Саина, постоянно искавшего встреч с врагом, жаждавшего битв, народ не восхвалял, а, наоборот, высмеивал. Надменный Саин, избивавший своих пастухов, в первой же схватке терпит жестокое поражение.

Русский эпос в своей основе мужской, богатырский, поэтому и герои его необыкновенной храбрости и удали богатыри. Как правило, образы женщин в нем отходят на второй план, несмотря на то, что их роль в жизни общества времен эпической Киевской Руси была довольно значительной. На почве тесной связи художественного образа с жизнью возникают следующие типы женских образов: воительница, чародейка, мать, жена.

Самый древний и притягательный образ русского фольклора — матери сырой земли, восходящий к языческим представлениям народа. Древнейшие мифы говорят о брачном союзе Неба (которое у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога) и Земли, причем Небу придается воздействующий, мужской тип, а Земле — воспринимающий, женский.

В фольклоре женщина предстает в самых разных ролях: богатырши-воительницы, мстительницы, злой и доброй чаровницы, Царь-девицы, матери и мачехи, дочери и падчерицы, невестки и свекрови, сестры, подруги, соперницы, невесты и др. Ее образ бывает прекрасным и безобразным, возвышенным и низменным, трагическим и комическим. Женщина в фольклоре выступает и как мудрая наставница, и как невинно гонимая жертва, и как безнравственная злодейка.

Самый древний и притягательный образ русского фольклора — матери сырой земли, восходящий к языческим представлениям народа. Древнейшие мифы говорят о брачном союзе Неба (которое у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога) и Земли, причем Небу придается воздействующий, мужской тип, а Земле — воспринимающий, женский.

Актуальность работы обусловлена тем, что одним из магистральных направлений современного эпосоведения является выявление типологически общих параметров поэтики мирового эпоса, неделимой составной частью которого является эпос казахского и русского народов. Типологические сходства охватывают многие уровни эпического повествования в героическом эпосе, в том числе и систему персонажей, ключевыми фигурами в которой являются женские образы. Обращение к текстам героических эпосов казахского и русского народов является актуальной тенденцией при изучении и творческом восприятии фольклорных произведений, которые позволяют глубже раскрыть роль народных масс в создании духовных ценностей общества, полнее познать становление и изменение их мировоззрения в ходе социальной практики.

Научная новизна работы определяется попыткой комплексного сопоставительного анализа образа женщины на материале казахского и русского гериоческих эпосов. Несмотря на достаточную изученность эпоса и эпического героя в мировой фольклористике, до настоящего времени не было специальных исследований, посвященных анализу женских образов в героическом эпосе.

Практическая ценность заключается в том, что материал и основные положения могут использоваться в литературоведческой практике при сопоставлений образа женщины казахского и русского народов. Материалы работы могут представлять интерес для преподавателей русского языка. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и курсов по выбору, при разработке тематики курсовых и дипломных работ.

Целью нашей работы является анализ образов женщин в казахском и русском эпосе.

Исходя из целей в работе решаются следующие задачи:

- Выявить роль эпоса в казахском и в русском фольклоре

- Изучить генезис и типологию исторической трансформации образа женщины.

- Выявление типологически общих черт и признаков женских персонажей в героическом эпосе.

- Анализ функций образов женщин в эпосе

- Определение статуса эпической героини.

Методологическую основу работы составляют труды Ч.Ч. Валиханова, М.О. Ауезова, В.М. Жирмунского, А.Байтурсынова, К.Жумалиева, М.Габдуллина.

Объектом исследования является выражение образа женщины в русском и казахском эпосах.

Предметом изучения являются особенности героических эпосов казахского и русского народов.

Методом исследования является теоретический анализ образа женщины в культуре казахского и русского народов, концептуальный анализ художественного произведения, сравнительный анализ образов.

Материалом исследования послужили тексты эпических произведении казахского и русского народов, таких как «Кобланды-батыр», "Ер-Таргын", «Алпамыс», «Камбар-батыр», былины о «Михайле Потыке», «Добрыня и змей».

Социально-бытовой эпос обычно повествует о мирной жизни народа, о его традициях, быте, морали.

Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Относительно к терминологии эпоса казахов и русских

1.1 Эпическое наследие казахского народа Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников. Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с жунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли. Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар-батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известны эпические произведения: «Кобланды-батыр», "Ер-Таргын", «Алпамыс», «Камбар-батыр». Социально-бытовой эпос обычно повествует о мирной жизни народа, о его традициях, быте, морали. В таких произведениях как, «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыэ-Жибек» рассказывается о борьбе молодых людей за свою свободу и любовь. Героический и социально-бытовой эпос в казахском народе называется жыр. Жыр имеет стихотворную форму, он сказывается нараспев в сопровождении домбры. Народ с уважением относился к сказителям, акынам, исполнявшим эпос. Позже из уст таких исполнителей были записаны образцы эпических произведений. Эти эпитафии являются как бы отрывками из былин. Былины первоначально составлялись из коротких песен типа "жоктау". Многие песни "жоктау" имеют сходство с отдельными частями эпических произведений. Исследователи полагают, что возникновение таких былин, как "Карабек", "Ер-Кокше", "Кобланды", "Камбар", относится к караханидскому времени и кипчакам XII - XIV в.в. В сказках "Ер-Тостик" и "Кула-мерген" рассказывается об охотниках, метких стрелках и батырах; в них проза чередуется с поэзией. В эпосе "Камбар-батыр" также воспевается искусство охотника и стрелка. Вполне вероятно, что именно песни об охотниках, метких стрелках положили начало казахским былинам. Сложился казахский эпос позднее, в XVI - XVII в.в., в период вооруженной борьбы казахов против джунгарских феодалов и калмыков, переселившихся в междуречье Волги и Урала в начале XVII в. В XVIII - XIX в.в. эпос продолжал развиваться, тексты эпических произведений были донесены до наших дней певцами-сказителями в устном исполнении. Героический эпос - это сюжетные поэмы, рассказывающие о героической жизни и разных подвигах батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена и отдельные роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий. В устной литературе в понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого, сильного человека - героя.В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами; "Ер-Таргын" - в связи с междоусобной борьбой в Крымском ханстве; эпические поэмы об Ер-Саине, Камбаре, Алпамыше, Ер-Косае, Торе-хане, Телагысе, Кубыгуле и других отображают совместные выступления кипчакских, ногайских родов и племен против калмыков. Герои этих произведений не именовались "казахами", они считаются выходцами из Ногайлы. Сюжет некоторых эпических произведений является общим для народов Средней Азии. Так, эпос "Алпамыш" широко распространен у казахов, узбеков и каракалпаков; "Кероглы" - у азербайджанцев, таджиков, казахов, узбеков, туркмен, каракалпаков. В киргизском эпосе "Манас" казах Ер-Кокше участвует в войне в качестве одного из главных батыров, а в казахском варианте "Ер-Кокше", опубликованном В.В. Радловым, батыр Манаша изображен другом Кокше. О том, что казахские эпические произведения возникли в связи с историей не только казахов, но и братских народов Средней Азии, говорит следующее высказывание Чокана Валиханова: "Надо полагать, что под ногаями первоначально разумелись в Средней Азии все кочевые племена тюркского и монгольского происхождения... Ногайские предания относятся к концу XIV, XV и к XVI векам. Предания эти имеют эпический характер и поются рифмованными стихами и потому принадлежат к области народной устной литературы. Они замечательны как выражение народного духа, понятий, обычаев, нравов, образа жизни, замечательны также в филологическом отношении". Не все эпические произведения носят народный характер. Некоторые из эпических песен искажены в угоду классовым интересам феодальной знати, ханов и султанов. Например, былина об Урак-Мамае прославляет набеги ханов, направленные против народов, феодальные междоусобицы. Кроме того, некоторые акыны и певцы, выражавшие интересы феодалов, перерабатывали народные произведения в нужном для них направлении, создавали новые варианты. Одним из произведений, претерпевших существенные идейные изменения, является эпос "Шора-батыр". В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. В образе батыра певцы воплощали патриотические идеи. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения. Камбар, например, воюет с калмыками, освобождает из-под их ига своих сородичей - девяносто дворов бедняков и весь Ногайлинский край. Алпамыш воюет с калмыцким ханом Тайшей, разорившим родину Алпамыша в его отсутствие. Кобланды сражается с ханом Алшагиром, поработившим его родителей, семью, весь кипчакский род. Иногда батыры сами нападают на соседние племена. Народ не поддерживал таких батыров. Когда Кобланды ради наживы напал на мирного хана Кобыкты, то сам попал в плен и понес наказание. Действия Ер-Саина, постоянно искавшего встреч с врагом, жаждавшего битв, народ не восхвалял, а, наоборот, высмеивал. Надменный Саин, избивавший своих пастухов, в первой же схватке терпит жестокое поражение. Одной из самых крупных и популярных эпических поэм казахского народа является эпос о Кобланды-батыре, составляющий в некоторых вариантах до десяти тысяч строк. В былине рассказывается о рождении, росте и возмужании Кобланды, его женитьбе на умной и красивой девушке Куртке, о резвом тулпаре Тайбурыле и о походе батыра против ханов Казана и Алшагира, исконных врагов кипчакского рода. Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды", как и во многих других произведениях, вступительные главы посвящены многострадальной участи престарелых родителей героя. Сын их появляется на свет при сказочных обстоятельствах. Вслед за рассказом о рождении героя следует история его женитьбы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: