Как избежать конфликтов с подростками? Особенности подросткового возраста
На протяжении многих лет родители, слыша о подростковом возрасте, испытывают целую гамму чувств. Кто-то вспоминает себя в этом возрасте, а кто-то припоминает героев полюбившихся фильмов: Скарет О-Хара («Унесённые ветром»), Уэйд Уоттс («Первому игроку приготовится»), Спенсер («Джуманджи 3ч.»). Все эти персонажи имеют трудности свойственные возрастному периоду подростка.
Подростковый период является сложным как для детей, так и для родителей. Так как в данный период у подростка начинается перестройка всей системы эмоциональных отношений, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, называемой эмансипацией.
Отношения с родителями в какой-то степени портятся в подростковом возрасте. Подростки сообщают, что общаются с родителями меньше, чем когда они были младше. Они уже не так доверяют родителям, и общаться с ними подросткам зачастую тяжело. Очень часто в этот период возникают частые конфликты между родителями и подростками.
Возможно, одной из причин такого недостатка общения является то, что родители часто не хотят прислушиваться к воззрениям подростков, не воспринимают их мнение как значимое, не пытаются разобраться в их чувствах и точке зрения. Подростки нуждаются в родителях, которые участливо разговаривают с ними, а не над ними. Подростки хотят встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса.
Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов (позиций) партнеров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.
|
Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
· конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
· конфликт сверхзаботы (излишняя опека и серхожидания);
· конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
· конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Как же правильно реагировать на поведение ребенка? Как избежать конфликтов с подростком? Далее, представлены техники для регуляции конфликтов.
Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Важно: именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому, что я не знаю причину твоего опоздания», «потому, что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
|
Четырехшаговая модель «Я- сообщение»
Описание | Пример |
1. Чувство | - Я злюсь… -Меня раздражает… |
2. Факт | -Что посуда не вымыта… -Когда опаздывают… |
3. Желание | -Мне хотелось бы порядка в доме… -Я хочу встречаться вовремя… |
4. Последствие | - И тогда мы сможем найти общий язык. - И тогда наши отношения будут теплее. |
Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону
1. Шаг. Распознавание и определение конфликта (Попробуйте разрешить трудность вместе с подростком) |
2. Шаг Выработка возможных альтернативных решений (Вместе с подростком рассмотрите разные пути разрешения конфликта) |
1. Распознавание и определение конфликта
3. Шаг. Оценка альтернативных решений (Узнайте мнение подростка по поводу каждого из возможных путей разрешения конфликта) |
6. Шаг. Контроль и оценка его результатов (Проанализируйте ваши совместные чувства по поводу экологичности решения) |
4. Шаг. Выбор наиболее приемлемого решения (Совместно определите и примите окончательное решение и зафиксируйте его устрой или на бумаге) |
5. Шаг. Выработка способов выполнения решения (Составьте вместе план осуществления принятого решения) |
Общие правила бесконфликтного поведения
– Проявляйте дружелюбное отношение и оптимизм.
– Принимайте собеседника таким, каков он есть.
– Подчеркивайте значимость собеседника, делайте комплименты ребенку.
|
– Не вспоминайте плохого.
– Не давайте непрошеных советов.
– Объясняйте свое поведение и его причины.
– Говорите спокойным голосом. Ваше спокойствие будет транслироваться
– Напомните о том хорошем, что связывает вас и вашего партнера по общению
– Не отвечайте упреком на упрек, агрессией на агрессию.
– Постарайтесь переключить внимание на безболезненный или менее острый вопрос.
– Категорично и конкретно указывайте на свои ошибки. Ошибиться может любой человек. Прав тот, кто признает и исправляет свои ошибки, берет на себя ответственность.
– Критикуя, сосредоточьтесь на том, как исправить дело, какую помощь можно предложить
В заключение хотелось бы отметить, что для подростка приятнее видеть в родителе как уверенного в нем счастливого и надёжного человека, готового поддержать в трудной ситуации. Помните о том, что сотрудничество и взаимопомощь, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «мы», стимулирование развития индивидуальности создает гармоничные и благоприятные отношения в семье.