Глава 8. БГУ в системе высшего образования БССР (1925 – 1941)




УНИВЕРСИТЕТОВЕДЕНИЕ

Минск
БГУ
2010

 

 

Авторский коллектив:
проф. О. А. Яновский, проф. В. А. Федосик,
проф. Л. В. Хведченя, доц. М. А. Гулюк,
доц. О. И. Ершова, доц. С. Л. Луговцова,
доц. А. В. Мартынюк, доц. В. А. Наумович,
доц. С. Н. Темушев, преп. Г. А. Петаченко, И. В.Титович

Под общей научной редакцией профессора О. А. Яновского

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Г. В. Корзенко

доктор исторических наук, профессор В. Н. Сидорцов

кандидат исторических наук, доцент С. Н. Ходин

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

 

Ведение. Университетоведение как предмет изучения и исследования

Предмет, цель и задачи курса – Университет как цивилизационный феномен – Научная мысль о роли и предназначении Университета – Тенденции в развитии российских императорских университетов – Новые идеи Новейшего времени – Университетоведение в прошлом и сегодня –Университетоведение в Беларуси: состояние и перспективы – «Университетская культура» и возможности ее изучения.

Глава 1. Прообразы Университета (Древний Восток, античный мир, раннее Средневековье)

Образование в культурном наследии древней Месопотамии – Начало высших школ Древней Греции – Академия и Ликей – Наращивание традиций античного образования – Высшие школы в Древнем Риме – Высшие школы Византии – Прообразы университетов в средневековой арабской культуре – Возникновение высших светских школ в Европе (X – XI вв.) – Каролингское «возрождение» – Высшие школы Европы в раннем Средневековье.

Глава 2. Начало эры европейских университетов

Первые европейские университеты – Организационная структура первых университететов и ее эволюция – Формирование корпорации преподавателей и студентов. Ее особенности – Процесс обучения в средневековом университете – Взаимоотношения университетов с церковью, государством и обществом в XII – XVI вв. – Способы создания университетов – Распространение университетов в Европе в XIV – XVI вв. – Университетские уставы – Учеба, быт и нравы студентов средневековых университетов – Упадок университетского образования в середине XVI – первой половине XVII в. – Возрождение университетского образования.

Глава 3. Образование в Древней Руси, в Украине и России

Зарождение элементов образовательной практики в Древней Руси – Начало высшего образования на украинских землях Великого княжества Литовского – Киево-Могилянская академия – Зарождение высшего образования в Московской Руси – Начало российского университета – Основание и деятельность Московского университета – Резюме.

Глава 4. Формирование системы высшего образования на белорусских землях в XVI – начале XIX в.

Католические учебные заведения на землях Великого княжества Литовского – Православные учебные заведения и просветители – Образование на землях ВКЛ в условиях Реформации – Образование в ВКЛ в условиях Контрреформации – Открытие Виленской иезуитской академии – первой высшей школы Восточной Европы – Возрастание роли и авторитета академии – От Главной школы Великого княжества Литовского к Главной Виленской школе – Гродненская медицинская академия (школа) в 1775 – 1781 гг.

Глава 5. Виленский университет и образовательная политика российского правительства в белорусских губерниях (первая половина XIX в.)

Создание Виленского учебного округа и Виленского университета – Слава и гордость университета – его профессора – Творческий уровень Виленского университета – Студенты и питомцы Виленского университета как смысл его деятельности – В борьбе за свободу и справедливость. Закрытие Виленского университета – Деятельность Виленской медико-хирургической академии (1831 – 1842) – Полоцкие иезуитские коллегиум и академия (1580 – 1820) – Полоцкое высшее пиарское училище – «Зигзаги» образовательной политики российского царизма – Резюме.

Глава 6. Стремление белорусов к Университету и политика российских властей в «Северо-Западном крае» (30-е гг. XIX в. – 1917 г.)

Политика российских властей в обасти университетского образования в «Северо-Западном крае» в 30-50-е гг. XIX в. Деятельность Горы-Горецкого земледельческого института – Уроженцы Беларуси – студенты российских университетов – Примеры вклада белорусской интеллигенции в мировую науку – Самоопределение белорусской интеллигенции и эволюция ее национально-государственных идеалов – Резюме – Вторая половина XIX в.: проекты возобновления высшего образования в Беларуси – Революции начала XX в. в России и активизация движения за Белорусский университет – Резюме.

Глава 7. Белорусский государственный университет: начало деятельности

Попытки реализации идеи Белорусского университета в условиях Первой мировой войны – 25 февраля 1919 г. – первый реальный шаг к созданию Белорусского университета – Создание БГУ – от торжеств к сложным будничным делам – Решение кадровых, организационных и учебно-методических проблем – Система и принципы управления БГУ – Владимир Иванович Пичета – первый ректор БГУ – Материально-техническое и финансовое обеспечение университета – БГУ как важный фактор в проведении политики «белорусизаци» – Учеба, сопряженная с наукой, как смысл БГУ – Резюме.

Глава 8. БГУ в системе высшего образования БССР (1925 – 1941)

Изменение университетской структуры во второй половине 1920-х гг. – Профессорско-преподавательский состав БГУ во второй половине 1920-х гг. – Трагизм 1930-х гг. – Наука как смысл деятельности университета и его подразделений – Студенты БГУ во второй половине 1920-х – 1930-е гг. – быт, заботы, проблемы – Студенты БГУ в общественно-политической жизни страны – Совершенствование учебно-методической работы во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. – Новые эксперименты с учебным процессом – Университетский городок: надежды и огорчения – Резюме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: