Парламентская республика




Эффективность политической власти в России на современном этапе.

 

Идеологическая и другая легитимность власти постепенно ослабевают, если не поддерживаются ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элиты. В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и др. типы легитимности связаны с надеждами населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение ее требований.

В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотах в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран.

Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.

Как легитимность власти, так и весь политический процесс прямо зависят от субъектов политики (индивиды и социальные группы, организации, принимающие непосредственное более или менее осознанное участие в политической деятельности).

Традиционная легитимность определяется благодаря обычаям, привычке подчинятся власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (пример: монархия).

Харизматичная легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, иногда руководитель обожествляется, создается культ личности (пример: революционное, постреволюционное общество).

Легальная или рационально-правовая – источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям, сформулированным на основе демократических процедур. Подчинение не личности, а законам (пример: демократия).

 

Типология государств

По форме правления.

 

Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства выделяют формы правления и формы территориального устройства.

 

Формы правления

(делятся по способу организации власти, т.е. ее формальному источнику)

 

Монархии

Формальный источник власти одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представителей органов власти.

1. Абсолютная – всевластье главы государства (пример: Саудовская Аравия, Оман).

2. Конституционная – государство, в котором полномочия монарха ограниченны конституцией

- Дуалистическая – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и частично законодательной (пример: Иордания, Кувейт).

- Парламентская – монарх считается главой государства, фактически обладает представительскими функциями и частично исполнительными, иногда имеет право накладывать вето на решения парламента

Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. Современная парламентская монархия мало отличается от республики.

 

Республики

Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.

1. Парламентская

2. Президентская

3. Смешанная

4. Рабовладельческая

5. Аристократическая

6. Советская

7. Теократическая

8. etc

 

Парламентская республика

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:

- формирует и поддерживает его

- издает законы, принимаемые правительством к исполнению

- вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства

- осуществляет контроль над правительством, а в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов

- критикует правительственную политику, предоставляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса

Правительство обладает исполнительской властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.

Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место. Он может избираться: парламентом, собранием выборщиков, непосредственно народом. Его политический вес мало зависит от характера выборщиков и обычно ограничивается представительскими и церемониальными функциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: