Программа «Речевой этикет и этикет поведения»




Пояснительная записка.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми, стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничего не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеру. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие, расширяет его внутренний мир.

Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения и в жизни общества играет важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету, мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими людьми. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества. Этикет создает условия благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню.

Современное общество ставит перед воспитателем, педагогом, родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения. Одним из важнейших путей решения поставленной задачи является обучение детей культуре поведения, хорошим манерам. Воспитатель должен расширить и скорректировать детское знание о поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.

Изучение установленного, принятого порядка поведения, развитие коммуникативных способностей является одной из актуальных проблем воспитательной работы с детьми. Результаты психологической диагностики и наблюдения показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не владеют навыками эмпатии, испытывают эмоциональную нестабильность, неадекватно реагируют на обычные просьбы и обращения, недостаточно знают правила поведения внутри семьи и в общественных местах, а если и знают, то не соблюдают их.

Основной контингент наших воспитанников - социальные сироты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Это трудные дети: дети, у которых наблюдается отклонение от нормы поведения; дети, нарушение поведения которых трудно исправить; дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателя и внимании коллектива сверстников. Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении воспитанников наибольшее значение имеют проблемы в семье: неблагополучие, разлад.

Не менее важное значение имеют проблемы самого воспитанника: болезни, отставания в учебе, одиночество, недостаточная уверенность в себе, непонимание другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

Данную проблему можно решить путем обучения этой категории детей правилам современного этикета, воспитания у них вежливости, скромности, чуткости, общительности. Поэтому в нашем Центре необходимы занятия по этикету. На них дети будут знакомиться с этикетом внутри семьи и в общественных местах, учиться применять полученные знания на практике, развивать коммуникативные способности. Занятия рассчитаны на то, чтобы для детей естественными стали проявление сопереживания, вежливости, доброты, умение строить свои отношения с близкими, друзьями, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми, правильно поступать в соответствии с возникшими ситуациями.

Содержание программы включает в себя не только правила культурного поведения, но и речевые правила, так как речь и поведение взаимосвязаны. Речевое обучение предполагает введение в активный словарь детей этикетных формул (слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение норм речевой поведения поможет воспитаннику адаптироваться к новым условиям, преодолеть трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый человек, избежать конфликтных ситуаций в общении с взрослыми и сверстниками. Освоение норм речевого поведения будет осуществляться в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована предлагаемая программа.

ЦЕЛИ РАБОТЫ

1. Ознакомление детей с этикетом внутри семьи и в общественных местах.

2. Развитие коммуникативных способностей детей.

3. Воспитание деликатности, доброты, вежливости, скромности, внимания к окружающим.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ

1. Сформировать представление об этикете.

2. Ознакомить с этикетными формулами (словами и выражениями) в типовых ситуациях общения: знакомство и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, согласие и отказ, утешение, поздравление и др.

3. Формировать умение выбирать слова и выражения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

4. Формировать умение правильно вести себя внутри семьи и в общественных местах.

5. Формировать сознательное отношение к своим поступкам, стремление к нравственному самосовершенствованию.

Участники программы:

несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, попавшие в трудную жизненную ситуацию, являющиеся воспитанниками социально-реабилитационного центра.

Формы организации занятий

Разработанная мною программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении:

- групповая работа;

- беседы, встречи; дискуссии;

- ролевые игры;

- просмотр и обсуждение видеофильмов;

- индивидуальные консультации;

- тестирование и диагностика;

- экскурсии; практические занятия;

- конкурсы, турниры, выставки;

- праздники и познавательно-досуговые программы.

Продолжительность программы:

реабилитационный срок несовершеннолетних 6 месяцев.

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.

Воспитанник должен знать:

- что такое «этикет »;

- этикетные формулы (слова и выражения) с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорит);

- правила поведения внутри семьи;

- правила поведения в общественных местах.

Воспитанник должен уметь:

- выбирать нужную этикетную формулу (слова и выражения) с учетом ситуации общения;

- договариваться, быть терпимым, говорить и слушать, понимать и уважать других, соблюдать свои обязанности, прощать и просить прощение, сопереживать и сочувствовать, заботиться о других, держать себя в руках;

- правильно вести себя внутри семьи;

- правильно вести себя в общественных местах (вежливо уступать место старшим, оплачивать за проезд в общественном транспорте, приобретать билет в кассе, обращаться к официанту и т. д.);

- управлять своим поведением;

- критиковать неправильное в поведении и речи, отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу;

- поддерживать диалог и беседу;

- принимать и исполнять соответствующую роль в игровой ситуации;

- самостоятельно организовывать совместную игровую деятельность;

- поздравлять с праздником родных и близких.

Перспективное планирование

Месяц Тема занятий Цели Форма работы Программное

содержание

Сен

тябрь

Вводное занятие. Что такое этикет? Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям. Роль этикета в настоящее время. А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…», С. Маршак «Ежели вы вежливы…», «Урок вежливости», «Знал одного ребёнка я…», В. Осеева «Волшебное слово», И. Пиаоварова «Был ослик очень вежливый», р. н. сказка «Колобок».

Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

“Правила хорошего тона”.

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. Ознакомление со словами приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Рассказ воспитателя об особенностях приветствия разных народов. Изучение правил приветствия: интонация, улыбка, жесты; кто кого должен приветствовать первым; как отвечать на приветствие.

Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды. Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

“Давайте познакомимся”.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу.

1. Ознакомить с правилами речевого поведения во время знакомства.

2. Научить детей правильно представляться самому и представлять людей друг другу, избегать нежелательные знакомства.

Игровые ситуации: девочка приходит в гости к подруге, мальчик знакомит родителей со своим другом, сестра знакомит брата со своей подругой. Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

Октябрь «Прощание перед сном, утреннее приветствие» Ознакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые адресуются близким; познакомить с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

Чтение текстов «Спокойной ночи», «Доброе утро». Дети должны строить правильную этикетную речь.

«Утешение» 1. Ввести в активный словарь воспитанника слова утешения.

2. Учить соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия.

Игровые ситуации: «Давайте найдем

слова утешения»

Таня прищемила палец…

Малыш ушибся и заплакал…

Витя сломал машинку, которую ему

подарили на день рождения… Ролевая игра по теме «Утешение. У

постели больного». Воспитанники

разыгрывают сценку: заболела

девочка, мама ее уложила в постель.

Воспитывать отзывчивость, сочувствие, внимательное отношение к близким.

«Умей слушать»

1. Учить воспитанника вежливо слушать своего собеседника.

2. Развивать умение свободно общаться. Ознакомление с правилом: умей слушать и относись к чужим делам так же серьезно, как и к своим. Воспитывать требователь-

ность к себе.

«Будь терпимым. Договаривайся» 1. Учить быть терпимыми, договариваться (согласовывать свои намерения с планами остальных членов семьи).

2. Развивать коммуникативные способности детей.

Игра «Театр двух актеров». Детям предлагается разделиться на группы по 2 человека, придумать сценку на тему «Договаривайся», отрепетировать ее и показать другим детям. Воспитывать доброту, вежливость, снисходительность по отношению друг к другу.

Ноябрь «Научись заботиться о других» Развивать способность совершать нравственные поступки. Ознакомление с правилом: умей заботиться о других. Рассказ воспитателя о том, как нужно заботиться о близких людях. Индивидуальная работа. Дети оказывают помощь брату, сестре. Учить заботиться о близких людях.

«Научись прощать и просить прощение» 1. Учить воспитанников прощать и просить прощение.

2. Развивать способность совершать нравственные поступки. Ознакомление с правилом: умей

прощать и просить прощение.

На заметку детям:

не бойся первым просить прощения и т. д.

Воспитывать смелость, совестливость, гуманность.

«Без обязанностей нет и прав» Ознакомить детей с домашними обязанностями.

Групповая работа. Дети распределяются по группам, каждой группе предлагается составить

памятку «Мои домашние обязанности».

Воспитывать сознательное отношение к выполнению своих обязанностей.

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Раскрыть понятия и обсудить поступки соответствующие этим понятиям.

Декабрь «Если тебя пригласили в гости» 1. Создать атмосферу психологического комфорта, праздничного настроения.

2. Ознакомить с правилами поведения приглашенных в гости, правилами поведения за столом.

Чтение глав из книги А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.

Воспитывать умение вести себя за столом.

«Для чего нужны столовые приборы» Уточнить знания детей о том, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны. К. Чуковский. «Федорино горе». Показать детям, как сервировать стол; дать понятие о посуде и приборах; воспитывать правильное поведение за столом Приучение самостоятель-

но мыть посуду и убирать со стола.

Культура внешнего вида:

-Как понравиться людям.

- По одёжке встречают. Развивать эстетический вкус. Г. Андерсен «Гадкий утёнок», А. Барто «Девочка чумазая», «Любочка», «Модница», «Сто одёжек», С. Маршак «Вот какой рассеянный…»,

Создание единых требований культуры внешнего вида.

«Званый ужин при свечах»

1. Создать праздничное настроение нового года.

2. Развивать эстетический вкус, коммуникативные способности, инициативность в играх и конкурсах. Игры и конкурсы. Чайное чаепитие.

Январь «Наш верный друг – телефон» Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03,

1. Ознакомить с телефонным этикетом, научить вежливо общаться по телефону.

2. Развивать коммуникативные способности детей, самостоятельность

Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы. Формирование у детей навыков общения по телефону.

“По улице мостовой…”

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице. 1. Ознакомить детей с уличным этикетом.

2. Закрепить знания воспитанников по теме «Правила поведения на улице, на прогулке ». Рефлексия. Воспитанники отмечают понимание значения того или иного правила поведения на улице, рассказывают о своем поведении и оценивают его. Прогулка по городу с воспитанниками. Прививать детям навыки и умения поведения на улице.

“Ох уж эти пассажиры…”

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения. 1. Ознакомить детей с правилами поведения в транспорте.

2. Научить вежливо уступать место старшим

3. Обучить несложным правилам оплаты проезда.

Сюжетно-ролевая игра: «Садитесь, пожалуйста», «Передайте, пожалуйста, билет».

2. Игровые ситуации (в автобусе, в метро, в троллейбусе). Дети отрабатывают несложные формы поведения: как войти в автобус (троллейбус, метро, как выйти из автобуса, как протянуть руку, помогая выйти из автобуса бабушке, как обратиться с просьбой к пассажиру и др. Учить детей культуре поведения в транспорте.

«Мы идем в магазин» Расширить знания детей о специальностях работников торговли; развивать представления о работе в магазине; Коллективный поход в магазин (покупка канцелярских товаров). Дети учатся обращаться к продавцу, оплачивать покупку.

Воспитывать уважение к людям труда.

Февраль «Правила поведения в библиотеке »

1. Ознакомить со значением слова «абонемент».

2. Ввести в активный речевой запас детей этикетные выражения, необходимые в разговоре с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения.

3. Закрепить знания воспитанников по теме «Правила поведения в библиотеке » 1. Чтение текста «Как Федя первый раз ходил в библиотеку». Беседа по прочитанному тексту. Рассказы детей о том, какие книги они любят, почему, любят ли они читать.

2. Игра «В библиотеке». Воспитанники учатся записываться в библиотеку, обращаться к библиотекарю за помощью выбрать интересную книгу,

благодарить библиотекаря перед

уходом.

«В гостях у парикмахера» 1. Ознакомить с этикетными правилами поведения, правилами разговора в парикмахерской.

2. Знакомить детей с профессией парикмахера; с орудиями труда; Игровая ситуация «В парикмахерской». Дети выбирают роль - мастер или клиент. Каждый обыгрывает свою роль. Воспитывать доброе отношение к этой профессии.

Экскурсия в

детскую библиотеку Закрепить знания воспитанников по теме «Правила поведения в библиотеке » Воспитанники закрепляют умение

соблюдать речевой.

«Правила

поведения в музее, на выставке» 1. Ознакомить с поведением посетителей в музее (на выставке) до экскурсии, во время экскурсии, после экскурсии.

Составление памятки. Воспитанникам предлагается разделиться на две группы и составить памятку поведения на тему «Правила поведения в музее, на выставке». У кого получится лучше!

Умение соблюдать тишину и слушать экскурсовода, правильно задавать вопросы, не привлекать к себе внимание.

Март Речевое поведение в регистратуре поликлиники и в кабинете врача 1. Ознакомить детей с правилами речевого поведения в регистратуре поликлиники, а так же в кабинете врача.

2. Ознакомить со значением слов и выражений «регистратура», «пациент», «талон», «история болезни» и др.

Игровые ситуации «В регистратуре», «У зубного врача». «В регистратуре». Дети должны по очереди подойти к «регистратуре», точно назвать свой адрес, фамилию, имя, взять талон, подойти к «кабинету врача» и ждать вызова. «У зубного врача». Распределение ролей (один из воспитанников врач, другой - медсестра, остальные пациенты). Пациенты рассказывают врачу, какие у них жалобы, что их беспокоит. Врач осматривает больного, дает ему советы, выписывает рецепт на лекарство. Воспитывать вежливость, благодарность, смелость.

«Школьные правила этикета » Воспитывать культуру поведения, формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы. Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал. Формировать у детей культуру поведения в школе.

«Напиши мне письмо» Учить детей культуре построения письма. Слайды о значении письма в жизни людей.

Конверт. Иллюстрации по теме. Познакомить воспитанников с тем, как и зачем пишут письма, рассказать о правилах написания писем.

«Что такое дружба?»

Закрепить у детей понятие «дружба», «друг», дорожить дружбой, беречь.

Беседа, занятия, рассказ.

Конспект занятий,

Пословицы о дружбе, слайды по этикету. Воспитывать в детях чувство коллективизма.

Апрель ««Мой дом – моя крепость» Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающих рядом. Решение ситуаций

Красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.

«Моя семья»

«Без семьи нет счастья» Закрепить представление воспитанников о благополучной, дружной семье Е. Благинина. «Посидим в тишине»

С. Михалков. «А что у вас»

Г. Андерсен. «Дикие лебеди»

В. Осеева. «Волшебное слово»

Закрепить представление о родственных связях.

«Мальчики и девочки» Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец Занятия, беседы, конкурсы, игры. Формирование у детей правил хорошего тона.

«Как нужно ухаживать за собой» Знакомство с умывальными принадлежностями Работа в группах Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Знакомство с умывальными принадлежностями.

Май «О лени и трудолюбии» Знакомство с такими качествами личности как лень и трудолюбие. Разыгрывание ситуаций по теме занятия.

Повторение пройденного материала за год. Круглый стол «Азбука этикета » Повторение правил поведения. Работа в группах.

Вечер Веселого этикета Проверить и оценить уровень усвоения воспитанниками знаний и умений по теме «Этикет » Проверка и оценка уровня усвоения воспитанниками знаний и умений по теме «Этикет »

Работа с детьми состоит из системы занятий, включающих в себя широкий спектр этикетных правил по следующим тематикам:

«Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.

«Речевой этикет »: общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы.

«Культура внешнего вида»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.

«Этикет и мой дом »: красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.

«Поведение в общественных местах»: правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожных знаки, поведение в транспорте, прогулка в лесу, поведение в театре, музее, кинотеатре и гардеробе.

«Гостевой этикет »: правила поведения для гостей и приема гостей.

«Столовый этикет »: сервировка стола, культурное поведение за столом и правила пользования столовыми приборами.

Решение ситуаций «Поросенок за столом», «Лиса и журавль».

«Семейный этикет »: секреты семейного счастья, правильное построение межличностных отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами.

В результате такой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас.

Список использованной литературы

• Анисимова И. М. Хорошие манеры для детей. – СПб., 1996.

• Бутелёва Б. В. “Поговорим о воспитании”. С. -Пб., 1994 г.

• Вендербильт Э. К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.

• Волченко Л. Б. “ Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.

• Вольф И. Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.

• Гольдин В. Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.

• Крохина И. М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.

• Лихачёва Л. С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.

• Николаева Т. Н. “ Этикет и мы”. С. -Пб., 1993 г.

• Мудрик А. В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.

• Плоткин М. М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.

• Титаренко А. И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.

• Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: