ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие интеллектуальной собственности
Выделение операций по торговле правами интеллектуальной собственности в самостоятельную группу связано с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.
Как показывает международный опыт, экономический рост промышленно развитых стран на 80-95 % обеспечен высоким уровнем научно-технического развития, значительными расходами на НИОКР и эффективностью использования полученного в ходе их выполнения интеллектуального продукта.
Максимально широкое понятие интеллектуальной собственности трактует Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая 14 июля 1967 года в Стокгольме. Статья 2 Конвенции включает в понятие интеллектуальной собственности «все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».
Объектами права интеллектуальной собственности, в соответствии с положениями Конвенции являются:
- литературные, художественные произведения и научные труды;
- исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
- изобретения во всех областях человеческой деятельности;
- научные открытия;
- промышленные образцы;
- товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения.
Эти объекты отличаются характером интеллектуального продукта – результата творческих усилий личности или коллектива, воплощенного в различных формах в зависимости от способа и условий его создания. Общим для всех объектов интеллектуальной собственности является требование новизны.
Операции по торговле правами интеллектуальной собственности подразделяются на операции, связанные с предоставлением:
- во-первых, права на использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, географических названий, интегральных микросхем;
- во-вторых, технических знаний, опыта, чертежей, инструкций, различного информационного материала, объединяемые понятием «ноу-хау» («знаю как»).
В основу этого деления положена правовая охрана передачи научно-технических достижений. Она распространяется лишь на первую группу и осуществляется, согласно международной практики, в форме патента.
Патент представляет собой документ, выдаваемый государственным органом и закрепляющий за лицом, которому принадлежит изобретение, исключительное право на изготовление, использование, продажу или предложение продажи новых технологий, изделий, веществ, товарных знаков, промышленных образцов.
Патентуемое изобретение соответствует определенным требованиям: предполагает новое техническое решение, отличается новизной, высоким изобретательским уровнем и практической применимостью.
Система патентной защиты необходима с целью:
- стимулирования изобретателей к опубликованию информации о своих изобретениях;
- выполнения дальнейших исследований, тогда как конкуренты делают изобретения, альтернативные уже запатентованным;
- стимулирования инвестирования в запатентованные изобретения;
- быстрого внедрения изобретений, что делает их доступными широким потребительским кругам;
- избежать дублирование в проведении исследовательских работ.
Товарный знак – это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы, буквы и цифры. Довольно часто торговые и сервисные знаки называют просто «марками». Марки служат для идентификации товаров или услуг изготовителя или продавца, а также для указания на уровень качества данных товаров.
Промышленный образец представляет собой художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия.
Следует иметь ввиду, что регистрация товарных знаков и промышленных образцов, выдача патентов осуществляются в соответствии с национальным законодательством, связанные с ними права носят национальный характер и географически ограничиваются рамками данной страны.
Система охраны прав интеллектуальной собственности в зарубежных странах способствует защите от «пиратства» и недобросовестной конкуренции. В наибольшей степени пиратство распространено на рынке программного обеспечения ЭВМ, видеопродукции, а также в области использования фирменных наименований и товарных знаков. Случаи недобросовестной регистрации общеизвестных товарных знаков превратились в своеобразный бизнес во многих развивающихся странах. В Бразилии, например, «компании-призраки» специализируются на регистрации общеизвестных товарных знаков с целью вступить в переговоры с их законными владельцами и извлечь из этого свою выгоду. Так были зарегистрированы известные товарные знаки: RENAULT, ALFA ROMEO, SUZUKI и другие, всего около 6000 знаков.