III. Дыхательная система




ЗАНЯТИЕ 10. Исследование верхнего отдела дыхательных

путей, дыхательные движения и их нарушения.

Осмотр и пальпация грудной клетки

Место проведения занятий—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Освоить методику исследования слизистых оболочек носовой полости и носового истечения, придаточных полостей, гортани, трахеи, щитовидной железы, кашля, дыхательных движений.

2. Овладеть методами осмотра и пальпации грудной клетки.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Цвет слизистых оболочек у здоровых животных и их изменение при различных заболеваниях.

2. Свойства носового истечения в норме и при различных заболеваниях.

3. Изменение перкуторного звука придаточных полостей при патологических состояниях.

4. Патологические изменения ларинго-трахеального дыхания. Количество дыхательных движений у различных животных.

5. Понятие об одышках.

6. Форма грудной клетки у здоровых животных и при заболеваниях дыхательной системы.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем

IV. Выполнение работы студентами.

1. Исследование слизистых оболочек проводить методом осмотра.

2. Исследование носового истечения—методом осмотра, обращая внимание на:

· количество истечения;

· его свойства;

· время его выделения;

· одно или двухстороннее истечение.

3. Исследование выдыхаемого воздуха определяют при помощи анализаторов обоняния.

4. Исследование придаточных полостей производить методом осмотра, пальпации, перкуссии, риноскопии и рентгеноскопии.

5. При аускультации гортани и трахеи обратить внимание на дыхательные шумы у здоровых и больных животных.

6. Исследование дыхательных движений производить методом осмотра, обращая внимание при этом на частоту дыхания, ритм, тип, силу и симметричность.

 

Количество дыхательных движений подсчитывают за минуту по выдыхаемому воздуху или экскурсиям грудной и брюшной стенок. Путём осмотра определяют форму грудной клетки, объём и подвижность при пальпации—чувствительность и температуру грудной клетки.

Количество дыхательных движений..

Вид животного Число дых. Вид животного Число дых.

в минуту в минуту

 

Лошадь 18-16 Морская свинка 100-150
КРС 12-25 Лисица сер.-чёрная 14-30
Буйвол 10-20 Песец голубой 18-49
Верблюд 5-12 Норка 40-70
Северный олень 8-16 Енот уссурийский 16-32
Овца и коза 16-30 Курица 12-30
Свинья 15-20 Голубь 16-40
Собака 14-24 Гусь 10-20

Кошка 20-30 Утка 16-30

Кролик 50-60 Осёл 12-29
Слон 10-18 Лев 10-26

 

   
V. Результаты исследования:   1. Цвет слизистой оболочки носовой полости. 2. Носовое истечение · количество · время выделения · одно или двухстороннее Свойства истечения: · цвет · характер · консистенция · запах, посторонние примеси 3. Придаточные полости:

· контурные линии

· температура

· болевая чувствительность

· прочность костей

 

 

4. Гортань и трахея:

· форма хрящей и колец

· припухлость

· чувствительность

· температура

· дыхательные шумы

5. Кашель:

· частота

· сила

· продолжительность кашлевого толчка

· болезненность

· время появления

6. Дыхательные движения:

а) частота в 1 минуту

б) качество

· тип

· ритм

· сила

· симметричность

7. Грудная клетка

· форма

· объём

· подвижность

· температура

· болевая чувствительность

· состояние рёбер

 

VI. Заключение

 

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

Фонендоскопы, полотенце, перкуссионные молоточки.

Животные—лошадь, КРС, овца.

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

 

ЗАНЯТИЕ 11. Перкуссия грудной клетки

Место проведения занятий—клиника, ферма.

I. Цель занятия—научиться проводить топографическую и сравнительную перкуссию грудной клетки в норме и при заболеваниях.

II. Текущий опрос студентов.

1. Поле перкуссии у лошади, крупного рогатого скота, свиней собак.

2. Перкуссионный звук при нормальном лёгком у различных видов животных.

3. Изменения перкуссионного звука при заболеваниях лёгких и плевры.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

Перкуссию грудной клетки у лошадей производить по трём линиям: по линии маклока, седалищного бугра, лопатко-плечевого сустава. Граница лёгких у лошади по линии маклока—16, по линии седалищного бугра—14, по линии плечевого сустава—10 ребро и заканчивается в 5 межреберном промежутке—области абсолютной тупости сердца.

Перкуссию грудной клетки у КРС производить по двум линиям: по линии маклока и лопатко-плечевого сустава. Граница лёгких у КРС по линии маклока—12, по линии плечевого сустава—8 ребро и заканчивается в 4-м межреберном промежутке.

У нежирных животных необходимо проводить перкуссию области трёх первых межреберных промежутков (предлопаточное поле перкуссии).

Граница лёгких у свиней по верхней линии до 12 ребра, по линии седалищного бугра-10, по линии плечевого сустава-8 и заканчивается в 6 межреберном пространстве.

Для определения топографических границ лёгких применяют слабую перкуссию.

Для выяснения патологических изменений в лёгких и плевре применяют сильную перкуссию.

Из изменений характера перкуторного звука могут быть обнаруженыпритупленный, тупой, тимпанический, металлический звуки и звук треснувшего горшка.

Притуплённый звук образуется вследствие уменьшения воздушности лёгких(очаговая пневмония, сливная пневмония, застойный отёк лёгкого, абтурационный ателектаз, при образовании плевральных спаек);

Тупой звук образуется при полном отсутствии воздуха в целой доле лёгкого или частично, в этом случае выявляют очень короткий слабый, пустой звук. Его отмечают (при крупозной пневмонии в стадии гепатизации; эхинококковой кисте, гнойнике; гангрене лёгких; новообразованиях в

лёгких; скоплении в плевральной полости патологического выпота с последующим спадением лёгкого—компрессионный ателектаз, экссудативном плеврите). Тимпанический и коробочный звуки- это громкие, продолжительные звуки, возникающие при болезнях, связанных с увеличением воздушности поражённых органов. При альвеолярной эмфиземе наблюдается громкий звук с коробочным оттенком. При интерстициальной эмфиземе обнаруживают тимпанический звук (пневмоторакс, гнилостный плеврит, метеоризме ущемлённых петель).

Металлический звук—это тимпанический звук наподобие звука, возникающего при ударе по металлической пластинке.

Звук треснутого горшка—тихий дребезжащий звук, который отмечают тогда, когда в лёгочной ткани образуется полость сообщающаяся с просветом бронха (гангрена, пневмоторакс и др.)

V. Результаты исследования.

1. Задняя граница лёгких (по линиям).

· маклока

· седалищного бугра

· плечевого сустава

2. Характер перкуссионного звука

а) основное поле

· верхняя зона

· средняя зона

· нижняя зона

б) предлопаточное поле

VI. Заключение.

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные:

1. Перкуссионные молоточки

2. Плессиметры

3. Рисунки с границей лёгких у разных видов животных и изменение перкуссионных звуков при заболевании лёгких и плевры.

Животные: лошадь, крупный рогатый скот, овца, собака, свиньи (клинически здоровые и с заболеваниями органов дыхания).

 

 

VIII. Оценка знаний студента преподавателем.

ЗАНЯТИЕ 12. Аускультация лёгких. Трахеальная

перкуссия

 

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Освоить методику аускультации лёгких у разных видов животных.

2. Научиться распознавать дыхательные шумы в норме и при патологии.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Происхождение дыхательных шумов.

2. Классификация дыхательных шумов.

3. Придаточные шумы дыхания.

4. Понятие о трахеальной перкуссии.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

Выслушивание лёгких проводят при помощи посредственной и непосредственной аускультации.

Аускультация лёгких должна производиться во всех отделах грудной клетки здоровых животных в период вдоха и в начале выдоха прослушивается мягкий дрожащий шум, напоминающий звук произношения буквы «Ф». Этот шум называют визикулярным (альвеолярным дыханием). Оно образуется вследствие колебаний альвеолярных стенок во время вдоха и выдоха. У КРС визикулярное дыхание более сильное и глубокое. Оно улавливается в фазе вдоха и в конце выдоха в средней трети груди, позади мышц, лопатки. У КРС также необходимо исследовать предлопаточную область (у тощих животных). У лошадей визикулярное дыхание мягкое и слабое. Оно прослушивается только во время вдоха, лучше позади мышц лопатки. У овец и коз визикулярное дыхание прослушивается на всей поверхности лёгких, включая и область лопатки. Если дыхательные шумы слабые или совсем не прослушиваются, то необходимо прибегать к искусственному усилению дыхания (проводка, прогонка, закрытие ноздрей). При аускультации лёгких у животных можно слышать дыхательные шумы. К основным дыхательным шумам относятся: визикулярные и бронхиально-физиологические.

Придаточные (патологические) дыхательные шумы—хрипы, крепитация, шум плеска, шум клокотания, шум трения плевры, патологическое бронхиальное дыхание (при воспалении лёгких, отёк лёгких, лобарная пневмония, крупозная пневмония, выпотной плеврит, грудная водянка. У лошадей бронхиальное дыхание—несомненный патологический признак, свидетельствующий о поражении лёгочной ткани (бронхопневмония, крупозная пневмония, ателектаз лёгкого и др.)

Трахеальная перкуссия (плегафония). Метод исследования заключается в том, что один исследователь производит перкуссию трахеи, а второй в это время выслушивает через простынку грудную клетку. У здоровых животных в области лёгких слышны глухие, как бы идущие издалека звуки. При крупозной пневмонии звуки усиливаются, при экссудативном плеврите—ослаблены или совершенно не прослушиваются.

V. Результаты исследования.

№ Наименование показателей Исследованные

пп животные

Дыхательные шумы.  
     
1. Левое лёгкое:  
  · средняя область  
  · верхняя область · нижняя область · предлопаточная область  
2. Правое лёгкое:  
  · средняя область;  
  · верхняя область;  
  · нижняя область;  
  · предлопаточная область.  
3. При наличии изменений дыхательных шумов следует указать и их локализацию.  
4. Трахеальная перкуссия:  
  · степень проведения перкуторного звука.  
     

VI. Заключение.

 

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

· фонендоскопы

· перкуссионные молоточки с плессиметрами

· полотенце

Животные: лошадь, КРС, овца, поросёнок (клинически здоровые и с заболеваниями органов дыхания).

VII. Оценка работы студента преподавателем.

 

IV. Система пищеварения

ЗАНЯТИЕ 13. Исследование аппетита, приёма корма и питья, ротовой полости, глотки, пищевода и зоба птиц, жвачки и отрыжки

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Овладеть методикой исследования приёма корма и питья, полости рта, глотки, пищевода.

2. Научиться определять характер жвачки и отрыжки.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Аппетит и его расстройства.

2. Способы приёма корма и питья.

3. Отрыжка и жвачка.

4. Наружные методы исследования глотки и пищевода.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

При исследовании приёма корма обратить внимание на аппетит. Способ приёма корма и питья, расстройства жевания и глотания, отрыжку, жвачку, рвоту.

Приём корма и питья исследуется дачей того корма, который входит в состав рациона животного, обратив внимание на быстроту захватывания и количество поглощаемого корма, движения губ, нижней челюсти языка, энергию и быстроту жевания, образующиеся при этом звуки.

При исследовании жвачки определить время появления жвачки после приёма корма (в норме через 20-30 минут); продолжительность жвачного периода (в норме 30 минут); число жевательных движений, затрачиваемых на пережёвывание одного пищевого корма.

Отрыжку исследуют на частоту и силу. Количество актов отрыжки у коров 17-30, у овец-10 за час.

Расстройство отрыжки характеризуются учащением, урежением и прекращением.

Исследование ротовой полости проводится главным образом методом осмотра с применением зевников.

При осмотре полости рта обращается внимание на состояние зубной аркады, губ, щёк, цвет, влажность и чувствительность слизистой оболочки.

Исследование глотки производится осмотром и пальпацией.

Внутренний осмотр глотки невооружённым глазом особенно легко удаётся у птиц, короткоголовых собак и кошек. У них можно осмотреть полость глотки, её заднюю и боковые стенки, а также миндалины. Детальный осмотр глотки у лошади возможен только с помощью осветительных приборов. Пищевод исследуется методами осмотра, пальпации.

V. Результаты исследований.

№ Наименование показателей Исследованные

пп животные

1. Аппетит (понижен, повышен, извращён, отсутствует)  
2. Приём корма (свободный, затруднённый).  
3. Приём воды (жажда, уменьшение приёма воды, отказ от воды)  
4. Жевание (активное, вялое, пустые жевательные движения, с перерывами, отсутствует)  
5. Глотание (свободное, затруднено, болезненно, невозможно)  
6. Жвачка · частота · продолжительность · оживлённость  
7. Ротовая щель.  
8. Губы.  
9. Ротовая полость, слизистая оболочка · цвет · влажность · нарушение целости · припухлости, сыпи  
  Зубы · расположение · наличие · стирание · подвижность Язык  
    · эластичность · наложения, сыпи · нарушения целости  
10. Глотка · болезненность · температура · припухлости · инородные тела · цвет слизистой оболочки  
11. Пищевод · проходимость · инородные тела в шейной части · болезненность    
12. Отрыжка (газами, с кислым запахом, гнилостным запахом, с запахом ацетона, мочи, пищевым калом, срыгивание)    
       

 

VII. Заключение:

 

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, зевники.

Животные: лошадь, КРС, овца, поросёнок, куры.

 

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

 

 

ЗАНЯТИЕ 14. Исследование преджелудков и сычуга

у животных

 

Место проведения занятий—клиника, ферма.

I. Цель занятия: овладеть общими и специальными методами клинического исследования преджелудков и сычуга у жвачных.

II. Текущий опрос студентов.

1. Роль преджелудков в процессе пищеварения.

2. Топографические данные преджелудков.

3. Количество и качество сокращений рубца.

4. Понятие о руминографии.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами:

 

Исследование рубца.

У жвачных производится с левой стороны в области голодной ямки методом осмотра, пальпации, аускультации и перкуссии.

С помощью пальпации можно определить число и силу сокращений рубца, свойство содержимого, а также чувствительность его.

В норме число сокращений рубца: у КРС 2-5; у коз—2 -4; овец—3-6 в 2 минуты.

Консистенция рубца умеренно-плотная.

Шумы, прослушиваемые в области рубца у крупного рогатого скота, носят название шумов руминации, и возникают они от сокращения мышечных стенок рубца и передвижения пищевых масс. Шумы руминации по количеству совпадают с количеством руминаций, определяемых путём пальпации.

Перкуссия в верхней части голодной ямки у здоровых животных даёт тимпанический звук.

 

Руминография.

Для графической записи периодических сокращений рубца КРС применяют руминограф Горяиновой З.С.

На барабане прибора закрепляют полоску миллиметровой бумаги, в записывающее устройство (перо) помещают 1-2 капли чернил и заводят часовой механизм. Опорные фиксаторы раздвигают таким образом, чтобы их фигурные ветви могли опираться на последнее ребро животного, а площадка ползуна—на его маклок. Опорная площадка руминографа располагается в области голодной ямки.

В период расслабления рубца стержень выдвигают на длину несколько большую. чем глубина голодной ямки (в 1,0—1,5 кг) и в таком положении закрепляют его винтом.

Запись сокращения производят в течение 5 минут.

На руминограмме определяют следующие показатели:

1. Частоту сокращений. Под частотой сокращений понимается количество перистальтических и антиперистальтических волн за 5 мин. Количество волн на 100мм показывает частоту сокращений рубца.

2. Высота волн даёт относительное представление о силе сокращения рубца. Высота волн учитывается в миллиметрах от начала волны до ее вершины. Вычисляют среднее арифметическое по всем учётным зубцам записи.

3. Продолжительность волн измеряется в секундах. Берётся расстояние от начала подъёма до конца волны. Число миллиметров умножают на 3, так как на записи руминограммы 1мм соответствует 3 сек. Далее вычисляет среднее арифметическое всех учётных волн.

4. Ритмичность сокращений рубца характеризуется:

· наличием сравнительно равномерных промежутков между вершинами волн перистальтики и антиперистальтики;

· равномерность волн по высоте.

Показатели руминографии у здоровых коров.

1. Частота сокращений 7-15 за 5 минут.

2. Высота волн 11-14,8 мм.

3. Продолжительность сокращений 10-18 сек.

Исследование сетки.

У жвачных производится пальпацией (надавливанием) в области мечевидного отростка. Исследование можно производить слева и справа. В случае травматического ретикулита нередко обнаруживают проявление резких болей. В некоторых случаях результаты даёт перкуссия вдоль линии прикрепления диафрагмы.

Исследование книжки.

Важным методом исследования книжки является аускультация. При выслушивании справа в области между 8 и 11 рёбрами по линии плечевого сустава у здоровых животных ясно слышны негромкие

крепитирующие шумы.

С помощью пальпации удаётся иногда установить болезненность книжки.

Исследование сычуга.

Производится в правом подреберье между 8 и 12 рёбрами. При

аускультации обнаруживают слабые шумы, несколько напоминающие переливание жидкости. Пальпация производится сильным давлением концами пальцев, подведённых под реберную дугу.

 

 

V. Результаты исследования.

№ Наименование показателей Исследованные

пп животные


I. Рубец.  
  1. Голодная ямка.  
  2. Температура.  
  3. Болезненность.  
  4. Содержимое.  
5.Количество руминаций.  
  6. Качество руминаций.  
  7. Перкуссионный звук. 8. Перистальтический.  
  9. Результаты руминографии: · частота сокращений (7-15 за 5 минут в норме); · высота волн (11-14,8 мм); · продолжительность сокращений (10-15 сек).  
II. Сетка:  
  · болезненность; · инородные предметы.  
III. Книжка: · болезненность; · крепитация; · сила; · характер.  
IV. Сычуг. · Болезненность. · Перкуссионный звук. · Перистальтический шум. · Содержимое.  
     

 

VI. Заключение:

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

· песочные часы 2-5 минут;

· фонендоскопы;

· перкуссионные молоточки с плессиметрами;

· полотенце;

· руминограф;

· миллиметровая бумага, чернила;

· рисунки с топографией органов пищеварения у КРС.

Животные: крупный рогатый скот, овца.

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

 

ЗАНЯТИЕ 15. Зондирование пищевода и рубца у жвачных и желудка у лошадей. Исследование содержимого рубца и желудка

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Освоить технику зондирования пищевода, рубца у крупного рогатого скота и желудка у лошади, свиней, собак и зоба у птиц.

2. Освоить методику получения и исследования содержимого желудка и рубца у разных видов животных.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Способы введения зонда в пищевод у разных видов животных.

2. Показания и противопоказания к зондированию.

3. Признаки нахождения зондов в желудке и трахее.

4. Показатели общей кислотности, свободной и связанной кислоты содержимого желудочного сока у разных видов животных.

5. Патологические типы секреции у лошадей.

6. Показатели общей кислотности у лошадей.

7. Показатели общей кислотности содержимого рубца и количество инфузорий у КРС в норме и при патологии

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

В ветеринарии существуют два способа введения зонда—через ротовую полость и через носовые ходы.

Введение зонда через ротовую полость. Спокойных животных во время зондирования можно не фиксировать. Для того, чтобы предохранить себя от брызг слюны животного, целесообразно прикрывать ноздри последнего втрое сложенной марлевой салфеткой, которую предварительно смачивают в каком-нибудь дезинфицирующем растворе и отжимают.

Концы салфетки подводят под щёчные ремни уздечкой и завязывают двумя узлами. Голову животного оттягивают.

Помощник, удерживающий зевник, приподнимает насколько возможно голову животного, а затем вытягивает вниз, между его коренными зубами вставляют зевник, отводят язык в сторону. В это время зонд, на конце смазанный вазелином, рыбьим жиром или каким-либо растительным маслом, вводят осторожно, но довольно быстро в глотку по твёрдому нёбу. После этого зонд медленно продвигают в пищевод и желудок.

Введение зонда через носовые ходы. Зонд, смазанный на вводимом конце вазелином, держат в правой руке и вводят в правую или левую половину носа. Помощник стоит справа и левой рукой удерживает животное за правую ушную раковину, а правой рукой держит лошадь за повод. КРС удерживают за рога и перегородку носа пальцами руки или щипцами.

Исследователю лучше становиться с правой стороны животного и ладонью левой руки надавливать на спинку носа. Средним пальцем той же руки приподнимают ноздрю животного и марлевую салфетку, а указательным направляют вводимый конец зонда в нижний носовой ход. Зонд плавно постепенно продвигают до первой метки границы, указывающей длину головы животного, у глотки зонд встречает сопротивление со стороны выступа под воздухоносным мешком. Способствует проникновению зонда в пищевод, акт глотания.

Наиболее удобным для прохождения зонда является положение, когда голова по отношению к шее образует треугольник, упирающийся вершиной в область глотки, основанием которого служит линия от ноздрей к плечам. Прямое же положение головы образует прямую линию, направленную не к глотке, а к гортани и трахее. В этом случае зонд попадает в трахею.

После того, как зонд попадает в пищевод, голову животного выпрямляют. Кроме того, при спазмах пищевода можно применять лёгкие поглаживания пальцами левой руки области гортани, верхнего неба или же осторожно оттягивать язык животного. Такие манипуляции ускоряют появление глотательных движений, а затем перистальтику пищевода, что даёт возможность правой рукой постепенно продвигать зонд вперёд.

Признаки нахождения зонда в трахее.

Нахождение зонда в трахее может быть установлено следующим образом:

· на свободный конец зонда надевают наконечник сжатой спринцовки. Если зонд находится в трахее, то спринцовка наполняется воздухом и расправляется (Г.В. Домрачев);

· если приблизить к уху свободный конец зонда, то слышатся ясные звуки выдыхаемого воздуха;

· опустить наружный конец зонда в стакан с водой. Появление пузырьков воздуха указывает на нахождение зонда в трахее;

· при пальпации пищевода со стороны наружных покровов в нём не ощущается плотной резиновой трубки;

· трахею животного покачивают рукой. В тот момент слышны глухие звуки ударов зонда о стенки.

Признаки нахождения зонда в пищеводе следующее:

· у лошади зонд, правильно введённый в пищевод, без труда заметен по глотательному движению на левой стороне шеи, в области ярёмного желоба;

· ощупывая пищевод в области ярёмного желоба, всегда можно обнаружить зонд;

· прикладывая свободный конец зонда к уху, можно слышать шумы лопания пузырьков и урчание.

 

Признаки нахождения зонда в желудке.

Убедившись, что зонд находится в пищеводе, плавными и медленными движениями продвигают его вглубь. Длина пути продвижения

зонда в полость желудка определяется величиной животного. У цельнокопытных животных эта длина обычно равна расстоянию от ноздрей до 14-15 межрёберного промежутка.

О том, что зонд находится в полости желудка, можно судить по следующим признакам.

Прикладывая к уху свободный конец инструмента, можно ясно слышать рокочущие, урчащие, переливающие и различные другие звуки моторики желудка.

Обратное извлечение зонда.

Зонды извлекаются свободно, без рывков.

Стерилизация, дезинфекция и хранение зондов.

Зонд до и после употребления тщательно промывают снаружи и внутри обычной водой, затем стерилизуют кипячением в тазике в течение 5-10 мин. Зонд, извлечённый из пищевода или из желудка животного, подозреваемого в инфекционном заболевании, кипятят в 3-5 % растворе карболовой кислоты или лизола в течение 30 мин. После стерилизации или дезинфекции его смазывают каким-либо жиром или маслом растительного происхождения. Зонды лучше хранить в висячем положении. Резиновые зонды хранят в тёмном, прохладном и проветриваемом помещении.

У свиней и собак зондирование желудка производят через рот с применением зевника И.Г. Шарабрина.

Зондирование зоба птиц производят резиновой трубкой диаметром 4-6 мм. длиной 50 см. Для введения зонда птицу фиксируют, раскрывают клюв и вводят зонд в полость глотки, а затем в пищевод до зоба.

Исследование желудочного содержимого.

После голодной диеты в течение 12—16 часов у лошади и 6—8 часов у свиней и собак даётся «пробный завтрак». С этой целью в медицине и ветеринарии применяется различные раздражители. Так называемые «пробные завтраки».

1. Алкогольный 5 % раствор.

2. Кофеиновый—0,2 % раствор.

3. Сенной отвар.

4. Капустный отвар.

5. Картофельное пюре.

6. Болтушки из 1—2 кг муки (пшеничной).

7. Молоко.

Через 45 минут, т.е. на высоте желудочного пищеварения, извлекается желудочное содержимое через зонд (при помощи насоса или шприца). Количество желудочного содержимого различно—от нескольких мл до 2 литров.

Из физических свойств обращают внимание на количество

желудочного содержимого, цвет, запах, наличие слизи, эпителиальных клеток, лейкоцитов.

В химическое исследование входит определение:

· реакции желудочного содержимого;

· общей, связанной и свободной соляной кислоты;

· органических жирных кислот (молочной, уксусной, масляной).

 

Определение общей кислотности.

К 5 мл профильтрованного содержимого желудка прибавляют 2 капли 1% раствора фенолфталеина и титруют 0,1 раствором едкого натрия до стойкого ярко-красного окрашивания. Расчёт производят, умножая количество израсходованной щёлочи на 20.

Полученные результаты определяют общую кислотность в 100 мл

желудочного содержимого (ОК 12—30 у лошади).

 

Определение свободной соляной кислоты

К 5—10 мл профильтрованного содержимого желудка добавляют 1—2 капли 0,5 % раствора диметиламидоазобензола. В присутствии свободной соляной кислоты содержимое окрашивается в ярко оранжевый цвет. Затем жидкость титруют 0,1 н раствором едкого натра до появления неисчезающего слабо жёлтого окрашивания.

Расчёт. Количество мл затраченной щёлочи умножают на 10 или 20 (в зависимости от количества взятого фильтра—5-10 мл). Количество свободной соляной кислоты у лошади от следов до 16 ед.

Определение связанной соляной кислоты.

К 5-10 мл профильтрованного содержимого желудка прибавляют одну каплю ализаринрота и титруют 0,1 н раствором едкого натра до слабо фиолетового окрашивания. При этом определяются все кисло-реагирующие вещества желудочного содержимого, за исключением связанной соляной кислоты.

Для количественного определения её необходимо из величины общей кислотности вычесть результаты титрования с ализаринротом.

Пример: ОК—60, свободной соляной кислоты—20. При титровании с ализаринротом израсходовано 0,1 н раствора едкого натра 3 мл (3х10=30, 60—30=30).

У лошади количество связанной соляной кислоты от 5 до 16 единиц.

Исследование содержимого рубца.

Определение физико-химических свойств.

Цвет при кормлении сеном, силосом и концентратами—светло-зелёно-бурый. При кормлении травой—светло- или тёмно-зелёный цвет. Примесь крови сообщает содержимому рубца кофейный или коричневато-бурый цвет. Запах—у здоровых животных кисловато-пряный, при атониях

преджелудков—гнилостный. Консистенция—жидкая, кашеобразная, гус-тая.

Определение активности рубцовой микрофлоры проводится пробой с метиленовым синим по Дирексену и Хофиреку.

Ход реакции. К 20 мл рубцовой жидкости добавляется 1мл 0,03 раствора метиленового синего. При нормальной активности микрофлоры обесцвечивание метиленового синего происходит в течение 3 минут. При пониженной активности рубцовой микрофлоры время обесцвечивания метиленового синего увеличивается до 15—17 минут и более.

 

Микроскопическое исследование

Несколько капель содержимого рубца тотчас наносят на предметное стекло для определения подвижности инфузорий.

При подсчёте количества инфузорий лучше пользоваться камерой Розенталя. Содержимое набирают в лейкоцитарный смеситель до метки 1. Разбавляют физиологическим раствором до метки II.

Инфузории подсчитывают по всей сетке. Подсчитанное количество умножают на 3200 (коэффициент) и определяют количество инфузорий в 1 мл3 содержимого. Количество инфузорий у взрослого крупного рогатого скота 300—600 тыс. в 1 мл.

V. Результаты исследования.

 
 


1. Результаты исследования желудочного

содержимого заносятся в протокол.

2. Рубцовое содержимое:

· цвет;

·запах;

·консистенция;

·рН

ОК

· количество инфузорий;

· подвижность;

· активность рубцовой микрофлоры.

VI. Заключение.

 

ПРОТОКОЛ

взятия и анализа желудочного сока

Лошади Кличка

Год рождения Пол Сорт

Масть

Диагноз

Пробный раздражитель:

Состав Количество

Время дачи

 

 

После дачи пробного

раздражителя через:

Нато-

Показатели щак

содержимого 45 мин. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч.

05 мин. 25 мин. 45 мин. 05 мин.


Количество  
Цвет  
Консистенция  
Запах  
Соли  
Общая кислотность  
Свободная НСl  
Связанная НСl  
Молочная  
кислота  
Желчные пигменты  
Пигменты  
крови  
Микроскопия  
порции натощак  

 

«» 199 г.

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные:

· желудочные зонды для лошадей, КРС, свиней и собак

· зевники для КРС, свиней и собак

· шприцы Жанэ

· пробный раздражитель

· микроскопы

· меланжеры для лейкоцитов

· счётные камеры Розенталя

· пипетки или цилиндры градуированные, стаканчики химические, предметные и покровные стёкла, воронки, глазные пипетки

· фильтровальная бумага

· универсальная индикаторная бумага

· столик Морозова

· горячая вода

· реактивы: 1 %-ный спиртовый раствор фенолфталеина. 1 %-ный водный раствор ализаринрота, 0,5 %-ный спиртовый раствор диметиламидоазобензола,0,1 н раствор едкого натра, физиологический раствор

Животные: лошадь, КРС, поросёнок, собака.

 

VIII. Оценка работы студен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: