II. Сердечно-сосудистая система




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по проведению практических занятий по курсу

«Клиническая диагностика и рентгенология»

для студентов 3 курса факультета

ветеринарной медицины

 

 

Ульяновск-1999

 

УДК 619: 616—07 (075. 8)

 

И.Н. Хайруллин, д. в. н, профессор, заведующий кафедрой;

А.М. Липатов, доцент; А.Н. Казимир, ассистент.

Методические указания по проведению практических занятий по курсу «Клиническая диагностика и рентгенология» для студентов 3 курса факультета ветеринарной медицины.

 

Ульяновск, ГСХА, 1998, 96 с.

 

Методические указания по клинической диагностике являются важным разделом освоения многочисленных методов исследования домашних животных. Указания включают 8 разделов и 24 лабораторно-практических занятий в соответствии с программой курса в определённой методологической последовательности. Составной частью выполнения комплекса исследований является оформление полученных результатов.

Рассчитаны на студентов факультета ветеринарной

медицины.

Рецензент: Козин А.И., доцент.

 

Протокол заседания

методической комиссии факультета

 

«4 » сентября 1998г.

 

С УГСХА, 1999.

 

Введение

 

Диагностика заболеваний является наиболее трудным разделом как в ветеринарии, так в медицине. Многие заболевания в начальном периоде протекают без симптомов. Поэтому задача клинициста—исследователя состоит в том, чтобы проанализировать заболевание на различных стадиях патологического процесса.

При написании данных методических указаний основное внимание уделено самостоятельной работе студентов, их умению освоить методы исследований крови, мочи, желудочного и рубцового содержимого; проанализировать и правильно оформить полученные результаты, обосновать и поставить диагноз.

Самостоятельное изучение методов клинической диагностики закрепит теоретические знания и улучшит подготовку ветеринарных врачей.

 

I. Общая диагностика

ЗАНЯТИЕ 1. Правила работы и меры безопасности при исследовании животных. План клинического исследования. Общие методы исследования

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Освоить подход к животным и их фиксацию.

2. Ознакомиться с правилами охраны труда.

3. Ознакомиться со схемой клинического исследования.

4. Освоить общие методы исследования.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Какие правила личной гигиены должны выполняться

студентами при исследовании животных.

2. Ознакомиться с планом клинического исследования.

3. Общие методы исследования и их сущность.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

 

Правила работы и меры безопасности при исследовании животных заключаются в следующем:

· быть в халате и колпачке;

· следить за чистотой рук и инструментов;

· знать правила подхода к животным и методы их фиксации;

· соблюдать дисциплину и тишину во время работы;

· проводить исследование больных животных по определённому

плану.

Фиксация животных. Обращение с животным должно быть спокойным, недопустимы побои, грубый оклик, резкие движения, нельзя прикасаться внезапно к

какому-либо участку тела. К крупному рогатому скоту подходят сбоку. Фиксация заключается в сдавливании носовой перегородки пальцами, щипцами Гармса; накладывании верёвочной петли на тазовые конечности; применении фиксационного станка. Овец и коз фиксируют путём удержания за рога или шею. В необходимых случаях кладут на стол и придерживают за голову, туловище и конечности. К лошади подходят спереди и несколько сбоку, лучше с левой стороны. Левой рукой берут за узду, а правой поглаживают и похлопывают по шее, что успокаивает животное. Фиксацию лошади проводят при помощи деревянной закрутки; металлического зажима; фиксируют, поднимая грудную конечность; используются фиксационные станки.

Подсвинков и поросят удерживают за уши и тазовые конечности. Для укрощения взрослых животных применяют различные щипцы и закрутки. Собак фиксируют при помощи намордника или бинта. Домашнюю птицу удерживают в естественном положении за конечности и крылья.

Исследования животных необходимо проводить по определённому плану (схеме), это сокращает время исследования и обеспечивает

наиболее успешную диагностику конкретного заболевания.

План клинического исследования включает:

I. Предварительное ознакомление с животными.

1. Регистрация.

2. Сбор анамнеза.

II. Общее обследование.

1. Определение габитуса животного.

2. Исследование видимых слизистых оболочек.

3. Исследование волосяного покрова, кожи и подкожной клетчатки.

4. Исследование лимфатических узлов.

5. Измерение температуры тела.

III. Специальное исследование.

1. Сердечно-сосудистой системы.

2. Дыхательной системы.

3. Пищеварительной системы.

4. Мочевой системы.

5. Нервной системы.

6. Системы крови.

IV. Дополнительные исследования

1. Рентгенологические.

2. Микроскопические.

3. Бактериологические.

4. Серологические и др.

Общие методы исследования.

К общим методам исследования животных относятся осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и термометрия.

Осмотр бывает общий, местный, индивидуальный и групповой. Различают поверхностную, глубокую и внутреннюю пальпацию.

Перкуссия подразделяется на непосредственную и посредственную (дигитальную и инструментальную). По технике выполнения различают перкуссию стаккато и легато. По цели достижения различают топографическую и сравнительную перкуссию.

Различают два вида аускультации; непосредственную, путём приложения уха к телу животного, и посредственную, при помощи различных приборов.

V. Результаты исследования.

 

VI. Заключение

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

1. Закрутки, носовые щипцы, верёвки, марлевые бинты, журнал для регистрации больных животных.

2. Животные: лошадь, КРС, свинья, собака, куры.

3. План клинического исследования (табл.).

 

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

ЗАНЯТИЕ 2. Регистрация животных, сбор анамнеза

и исследование габитуса

 

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Освоить регистрацию животных и сбор анамнеза.

2. Научиться определять габитус у различных видов животных.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Что включает регистрация животного.

2. Понятие об анамнезе и его виды.

3. Понятие о габитусе.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

Больных животных при их исследовании регистрируют в амбулаторных журналах и на них заводят историю болезни. Записи проводят на основании сообщений ухаживающего персонала или владельца животного, а также по представленным документам и личным исследованиям.

Анамнез —сведения о больном животном со слов ухаживающего персонала. Анамнез условно делят на две части:

1. Анамнез vitae—сведения о животном до начала заболевания.

2. Анамнез morbi—сведения о заболевшем животном.

Габитус —наружный вид животного в момент исследования, который определяется совокупностью внешних признаков, характеризующих телосложение, упитанность, темперамент и положение тела в пространстве. Габитус определяют методом осмотра.

V. Результаты исследования.

 

  № пп   1. · Наименование показателей     Регистрация животного: дата поступления; Результаты исследования      
  · адрес владельца животного;    
  · вид;    
  · пол;    
  · порода;    
  · кличка (бирка, тавро);    
  · возраст;    
  · живой вес;    
  · масть;    
  · особые приметы.    
    2.   Сбор анамнеза:  
  · происхождение животного  
    (откуда поступило или местное);  
  · содержание животного (помещение: сухое, сырое, светлое, тёмное, наличие сквозняков; уборка навоза; привязное или беспривязное; пол; моцион: активный, пассивный или отсутствует);  
  · кормление (доброкачественность и количество кормов; режим кормления; тип кормления - общий, групповой, индивидуальный);  
  · поение (водопровод, колодец, скважина; тип поения—групповой, индивидуальный; температура воды—холодная, прохладная, тёплая);  
  · эксплуатация (характер и продолжительность работы, продуктивность);  
  3. Анамнез болезни.  
  · Когда и при каких обстоятельствах заболело животное (время года и суток. После кормления или работы и т.д.)  
  · Какие признаки заболевания отмечались в начале болезни и в последующем.  
  · Болело ли животное раньше (когда, с каким диагнозом).  
    Наличие в хозяйстве больных животных с подобными или другими признаками.  
  · Лечилось ли животное (когда, кем и чем). Результат этого лечения.  
  · Какими диагностическими исследованиям и профилактическим обработкам подверглось животное в последующее время и их результат.  
  4. Габитус  
· Телосложение  
· Упитанность (Хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная, истощение, ожирение).  
· Конституция (Грубая, нежная, плотная, рыхлая).    
· Положение тела в пространстве: (естественное - стоячее, лежачее; вынужденное - лежащее, стоячее, вынужденные движения, поза сидячей собаки и т.д.)  
· Темперамент (живой, флегматичный).    
             

VI. Заключение.

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

Закрутки, носовые щипцы, верёвки, марлевые бинты, спиртовые тампоны, амбулаторный журнал, план клинического исследования.

Животные: КРС, лошадь, овца, свинья, собака, куры.

 

 

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

ЗАНЯТИЕ 3. Исследование кожного покрова, кожи

и подкожной клетчатки

 

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Овладеть методами исследования кожного покрова у различных видов животных.

2. Освоить методику исследования кожи и подкожной клетчатки.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Физиологические показатели кожного покрова у различных видов животных.

2. Физиологические свойства кожи.

3. Патологические изменения кожи.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

Исследуя кожный покров обращают внимание на длину, расположение, блеск волос и прочность удержания их в коже (волосяных луковицах). При ряде заболеваний эти показатели могут значительно изменяться. При исследовании кожи методами осмотра и пальпации определяют цвет, запах, температуру, влажность и эластичность.

Патологические изменения на коже, отмечающиеся при ряде заболеваний, встречаются в виде:

1. Припухлости.

2. Сыпей и наложений.

3. Нарушений её целостности.

V. Результаты исследования.

 

Наименование показателей Результаты исследований
  I     Кожный покров (волосы, шерсть, щетина, перо, пух) 1. Расположение (равномерно прилегает) взъерошен, склеен) 2. Длина (длинные, короткие, участок облысения) 3. Блеск (блестящий, матовый, грязный) 4. Эластичность (эластичный, понижена эластичность) 5. Прочность сидения в коже (прочно, слабо)    
  1.  
II Кожа А. Физиологические изменения. 1. Цвет (бледно-розовый, розовый, бледный, красный, желтушный). 2. Эластичность (эластичная, понижена, потеряна). 3. Влажность (умеренная, сухая, местная или общая потливость-пот холодный, тёплый, липкий, водянистый). 4. Температура (повышение или понижение - местное или общее). 5. Запах (специфический—умеренно, резко выражен; ацетона, мочи, гнилостный). 6. Толщина складки (мм). Б. Патологические изменения кожи. 1. Припухлость (отёки: застойные, почечные, воспалительные, кахектические, токсические, ангионевротические; эмфизема; слоновость). 2. Сыпи и наложения (папулы, везикулы, пустулы, волдыри). 3. Нарушение целостности кожи (потёртость, ссадины, царапины, пролежни, язвы, раны, струпы, расчёсы, шелушения—место локализации). 4. Эритемы, гиперемия, кровоизлияния (место локализации). 5. Зуд кожи (место локализации). 6. Эктопаразиты (вши, блохи, клещи, стригущий лишай, парша).    

 

 

VI. Заключение.

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал.

Животные: КРС, лошадь, свинья, овца, куры.

VIII. Оценка выполненной работы преподавателем.

 

ЗАНЯТИЕ 4.Исследование лимфатических узлов и

видимых слизистых оболочек

 

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Овладеть методикой исследования поверхностных лимфатических узлов.

2. Освоить методику исследования видимых слизистых оболочек и конъюнктивы.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Топография поверхностных лимфатических узлов, доступных для клинического исследования у различных видов животных.

2. Параметры поверхностных лимфатических узлов в норме и патологии.

3. Овладеть методикой исследования видимых слизистых оболочек и конъюнктивы.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

У лошадей из поверхностных лимфатических узлов доступны для исследования подчелюстные и коленной складки. У крупного рогатого скота исследуют подчелюстные, предлопаточные, коленной складки и надвымянные лимфатические узлы.

V. Результаты исследований.

 

Лимфатические узлы.


№ Наименование Результаты исследований

пп показателей Подчелюстные Предлопа- Коленной Надвымяные

лимф. узлы точные складки лимф. узлы


1. Величина

2. Форма

3. Консистенция

4. Поверхность

5. Подвижность

6. Температура

7. Болезненность

 

 


Видимые слизистые оболочки.

1. Цвет

2. Влажность.

3. Нарушение целостности.

 

Конъюнктива

1. Истечение из внутреннего угла глаза

(имеется, нет, одно или двухстороннее;

умеренное, обильное, скудное; цвет;

характер—серозное, гнойное).

2. Цвет конъюнктивы (розовый, бледно-

розовый, желтушный, красный).

3. Влажность (обильная, умеренная, сухость).

4. Нарушение целостности (кровоизлияния,

раны, язвы, рубцы)

5. Инородные тела (паразиты и др.)

 

 

VI. Заключение.

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

1. Стерильные тампоны.

2. Животные: лошадь, КРС, овца, поросята, куры.

3. Топография поверхностных лимфатических узлов (табл.)

 

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

II. Сердечно-сосудистая система

ЗАНЯТИЕ 5. Осмотр, пальпация и перкуссия в области сердца

Место проведения занятия—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Освоить методику определения качества сердечного толчка у различных видов животных.

2. Овладеть техникой перкуссии по определению границы сердца.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Понятие о сердечном толчке.

2. Понятие об абсолютной и относительной сердечной тупости.

3. Граница сердца у различных видов животных.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

Осмотр. Для осмотра сердечной области отводят вперёд левую грудную конечность. При этом устанавливают колебательные движения грудной клетки. В некоторых случаях проводят осмотр сердечной области справа.

Пальпация. Пальпацией устанавливают распространённость, силу и ритм сердечного толчка, а также болезненность сердечной области. Пальпация с левой стороны проводится левой рукой, в то время как правая рука накладывается на спину животного, при пальпации справа—наоборот.

У лошадей сердечный толчок обнаруживается слева в пятом межрёберье, справа в четвёртом межреберье на 8 см ниже линии плечевого сустава и занимает площадь 4-5 см2. У КРС, свиней и собак—слева в четвёртом межреберье.

Перкуссия. Перкуссией устанавливают верхнюю и заднюю границы сердца по двум линиям. Первая идёт от заднего угла лопатки до локтевого бугра, вторая от локтевого бугра под углом 450 или до маклока. Перкуссию начинают по первой линии: над лёгочной тканью слышится ясный лёгочный звук, затем звук сменяется на притупленный (зона относительного сердечного притупления), а ниже на тупой (зона абсолютной сердечной тупости). Переход ясного лёгочного звука в притупленный есть верхняя граница сердца.

Заднюю границу сердца определяют путём перкуссии по второй линии от зоны абсолютной тупости (или локтевого бугра) до появления ясного лёгочного звука.

У лошадей верхняя граница лежит на 3 см ниже линии плечевого сустава; задняя—до 6-го ребра.

У КРС верхняя граница доходит до линии плечевого сустава, а задняя—до 5-го ребра.

Перкуссией, кроме того, определяют увеличение или уменьшение относительного сердечного притупления и абсолютной тупости.

V. Результаты исследования:


№ п/п     Наименование показателей. Результаты исследования.
I Сердечная область.  
  1. Движения грудной клетки (усиленные, ослабленные, отсутствуют, умерен. силы). 2. Болезненность (болезненное, безболезненное). 3. Осязаемые шумы (имеются, нет).  
II Сердечный толчок..  
  1. Место локализации (межреберье; смещён—вперёд, вверх, назад). 2. Сила (умеренный, усиленный, ослабленный, стучащий). 3.Распространение (локализован, диффузный, физиологическая норма). 4.Ритмичность (ритмичный, неритмичный).  
III Перкуссия сердца.  
  1. Граница сердца (относительная сердечная притуплённость):  
  · верхняя (указывается место по отношению к линии плечевого сустава);  
  · задняя (указывают до какого ребра).  
  2. Зона абсолютной тупости сердца (не увеличена, увеличена до какого ребра). Болезненность при перкуссии (болез-ненна, безболезненна).    

VI. Заключение.

 

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

1. Перкуссионные молоточки и плессиметры.

2. Плакат с топографией сердца.

3. Животные: лошадь, корова.

VIII. Оценка выполненной работы преподавателем.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Аускультация сердца

 

Место проведения—клиника, ферма.

I. Цель занятия:

1. Овладеть методами аускультации сердца посредственным и непосредственным способами.

2. Научиться определять puncta optima у различных видов животных в норме и при заболеваниях.

3. Отработать методику исследования тонов при патологии сердца.

4. Научиться классифицировать шумы сердца.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Происхождение тонов сердца.

2. Р. optima у разных видов животных.

3. Изменение тонов сердца при его патологии.

4. Понятие о шумах сердца.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

Аускультацию используют для определения пунктов наилучшей слышимости сердечных тонов (Р. optima), а также сердечных шумов, возникающих при пороках сердца. Пункты наилучшей слышимости сердечных тонов у различных животных представлены в таблице:

Наименование клапанов.

Вид

животных. Двухствор- Аорты Лёгочной Трёхстворчатый

чатый артерии

слева справа

1 2 3 4 5

 

Лошадь в 5-м межреберье ниже лопаточно- плечевой линии в 4-м меж-реберье,не- посредственно под линией лопаточно-плечевого сустава в 3-м межреберье на 6-см ниже лопаточно-плече-вой линии в 3-м или 4 межреберье, на 5 см ниже лопаточно-плечевой линии
  КРС     в 4-м межреберье на уровне середины ниж- ней третьи гр. клетки     в 4-м межреберье, немного ниже линии плечевого сустава   в 3-м межреберье в середине нижней грудной клетки   в 3-м или 4-м межреберье    
Свинья в 4-м межреберье в 3-м межреберье во 2-м межреберье в 3-м межреберье
Собака в 5- межреберье в 4-м межреберье в 4-м межреберье в 4 межреберье

 

Аускультацией устанавливают ритм, усиление, ослабление, расщепление и раздвоение тонов.

Шумы сердца (патологические звуковые явления) бывают эндокардиальные (функциональные и органические) и экстракардиальные (перикардиальные, плеврокардиальные, кардиопульмональные).

V. Результаты исследования.


№ Наименование Результаты

пп показателей. Исследования.


1. Пункты наилучшей слышимости клапанов: - двухстворчатого; -аорты;  
  -лёгочной артерии; -трёхстворчатого;  
2. Сердечные тоны: -сила (умеренная, усиленные, ослабленные); -непрерывность (непрерывны, расщеплены, раздвоены, ритм галопа); -однородность (однородны, неоднородны); -ясность (ясные, глухие);  
  -ритм (ритмичны, аритмичны);  
3. Шумы сердца: -эндокардиальные (функциональные и органические); -экстракардиальные (перикардиальные, плевроперикардиальные, кардиопульмональные).  

VI. Заключение.

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал: фонендоскопы, стетоскопы, полотенце, рисунок сердца (лошади, собаки, свиньи). Животные: лошадь, крупный рогатый скот.

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

 

 

ЗАНЯТИЕ 7. Исследование кровеносных сосудов и

измерение артериального и венозного давления

Место проведения занятия—кафедра.

I. Цель занятия:

1. Освоить методику исследования артерий и вен.

2. Научиться определять частоту и качество артериального пульса.

3. Освоить методы исследования венного пульса.

4. Овладеть методикой исследования артериального и венозного давления у животных.

II. Текущий опрос студентов по следующим вопросам.

1. Частота пульса у различных видов животных.

2. Изменение количества и качества пульса.

3. Разновидности венного пульса.

4. Показатели артериального и венозного кровяного давления у животных.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

 

1. Исследование пульса производится на артериальных сосудах:

у лошади—на наружной челюстной артерии, у КРС—на хвостовой артерии, у мелких животных—на бедренной и плечевой артерии.

2. Разновидности венного пульса исследуются на яремной вене.

Показатели артериального пульса.

Вид животного Число ударов в минуту  
Лошадь 24-42
КРС 50-80
Овца и коза 70-80
Свинья 60-90

Собака 70-120

 

 

3. Определение артериального давления

(пальпаторно-инструментальным методом).

 
Манжетка у лошадей, крупного рогатого скота накладывается на корень хвоста, у собак, овец, коз—на тазовую или грудную конечность и соединяется с аппаратом.
  После соединения нагнетается воздух в систему до полного прекращения пульсации артерии (до 170—180мм ртутного столба). Затем постепенно уменьшают давление в манжетке, открывая винт на тройнике нагнетателя.
В момент появления первого пульсового удара отмечают первое показание манометра, которое соответствует максимальному давлению крови животного.
Показание манометра в момент резкого ослабления пульсовых ударов соответствует величине минимального давления крови.
 
4. Измерение венозного давления (по И. Г. Шарабрину)
(кровавым прямым способом).
Для введения иглы в вену поле готовится обычным путём. Игла стерилизуется кипячением.
Для предотвращения свёртывания крови через резиновую трубку и иглу пропускается 4-процентный раствор лимоннокислого натрия.
Введение иглы в яремную вену проводится в верхней или средней трети шеи. Игла соединяется с манометром.
Нулевое положение манометра устанавливается на одном уровне с иглой и верхней границей предсердий (при необходимости наклоняют голову животного, чтобы игла была на одном уровне с верхней границей предсердий).
Кровь наполняет иглу и через воздух оказывает давление на водяной столб.
Через несколько секунд (5-6) на высоте водяного столба отмечают показатели венозного давления.
 

Артериальное и венозное давление у животных.


Артериальное давление

мм. рт. ст.

Вид Венозное

животного Макси- Мини- Пульсовое давление

мальное мальное мм. водн. ст.


Лошадь 110-120 35-50 65-70 80-130

КРС 110-140 30-50 90 80-130

Овца и коза 100-120 50-65 50-55 90-115
Свинья (взрослая) 135-155 45-55 90-100 90-110
Собака 120-140 30-40 90-100 80-110

 

 

V. Результаты исследования:


№ Наименование Результаты

пп показателей исследований

   
1. Артериальный пульс:  
- частота;  
-качество;  
-наполнение;  
-величина пульсовой волны;  
-эластичность артериальной стенки;  
-ритм;  
-характер пульсовой волны;  

2. Вены:

-наполнение;

-венный пульс;

-отрицательный;

-положительный;

-ундуляция вен;

3. Показатели артериального

давления.

Показатели венозного давления.

 

 


VI. Заключение.

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

· песочные часы 1 мин.

· таблица количества пульса у разных видов животных

· рисунок, схема сердца и кровообращения у лошади.

· сфигмотонометр

· таблицы-показатели артериального и венозного кровяного давления у животных.

Животные: лошадь, КРС, овца, свинья.

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

 

 

ЗАНЯТИЕ 8. Электрокардиография

 

Место проведения занятия—кафедра.

I. Цель занятия—овладеть методикой электрокардиографии.

II. Текущий опрос студентов.

1. Понятие о электрокардиографии.

2. Клиническое значение изменений зубцов.

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

 

Методика снятия электрокардиограмм электрокардиографом типа ЭКПСН-4 (модель 061).

Подготовка электрокардиографа к работе.

Установка ручек управления. Тумблёр включения прибора поставить в нижнее положение. Переключатель отведений в положение «0». Переключатель усиления в положении 1:1. Ручку усиления в положение «0». Ручку смещения пера—в среднее положение. Рычаг лентопротяжного механизма—в положение «3». Заземлить прибор. Подключить к клемме заземляющий провод. Вставить в гнездо разъём сетевого шнура. Вставить в гнездо разъёма кабеля отведения. Включить сетевой шнур в розетку сети. Включить прибор тумблёром, при этом должна загореться индикаторная лампочка. После 10-минутного прогрева ручкой установить перо на средину бумажной ленты. По калибровочному сигналу установить чувствительность 10 мм / мв, для чего: рычагом включить лентопротяжной механизм, установить его в положение «р». Постепенно поворачивать ручку усиления по часовой стрелке, одновременно опуская и нажимая кнопку калибратора до получения 10 мм отклонения пера. Включить лентопротяжной механизм, установить рычаг в положение «К». После этого прибор готов к работе.

Электрокардиография по Г.В. Домрачеву и Р.М. Восканяну (Методика трёх отведений)

I отведение. Ток отводится от пястей правой и левой грудных конечностей.

II отведение. Ток отводится от пясти правой передней конечности и плюсны левой задней конечностей.

III отведение. Ток отводится от пясти левой грудной конечности и плюсны левой задней конечности.

 

Электрокардиография по М. П. Рощевскому

Электроды накладывают на нижнюю стенку живота, холку, подгрудок и позади правого локтя. К наложенным электродам подключают наконечники кабеля отведений. (Зелёный цвет, жёлтый, красный, чёрный—соответственно).

Запись электрокардиограммы. Установитьпереключатель отведений в положение «1». Нажать кнопку успокоения, проконтролировать работу по колебаниям пера. Ручкой смещения пера установить перо так, чтобы при отклонениях в крайние положения перо не выходило за пределы эффективной ширины бумажной ленты. Опустить кнопку успокоения. Включить лентопротяжный механизм (рычагом), записать электрокардиограмму, выключить лентопротяжный механизм. Контроль и запись остальных отведений производить в той же последовательности. По окончании записи электрокардиограммы установить переключатель отведений в положение «0» и снять электроды с животного.

Выключение прибора. Установить ручку прибора в начальное положение. Выключить прибор тумблёром. Вынуть вилку сетевого шнура из розетки. Вынуть сетевой шнур и кабель отведения из соответствующих гнёзд прибора.

 

V. Результаты электрокардиографии.

Расшифровка электрокардиограммы.

Высота зубцов, мм.

 

Продолжительность интервалов, сек.

 

 

Деформация зубца.

 

Направление зубца.

 

 

При определении продолжительности интервалов расстояние между зубцами в мм необходимо умножать на 0,02 сек., так как лентопротяжный механизм обеспечивает скорость движения бумажной ленты 50 мм/сек + 5 % (при этом 1 мм составляет 0,02 сек.).

 

VI. Заключение.

 

 

VII. Учебное оборудование, демонстрационный материал, животные.

· электрокардиограф типа ЭКПСН-4 (модель 061)

· 5-10 %-ный раствор хлорида натрия

· матерчатые салфетки

· рисунок ЭКГ

Животные: КРС, лошадь.

VIII. Оценка работы студента преподавателем.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 9. Методы функциональной диагностики

сердечно-сосудистой системы

Место проведения занятий—клиника.

I. Цель занятия—освоить методики определения функциональной способности сердечно-сосудистой системы.

II. Текущий опрос студентов.

1. В чём различие проб лёгкой рысью по Г.В. Домрачеву и на возбу димость по Опперману-Синёву.

2. Понятие об индексе возбудимости.

3. Сущность аускультационной пробы с апноэ (по И. Г. Шарабрину).

III. Объяснение методики выполнения работы преподавателем.

IV. Выполнение работы студентами.

Функциональные пробы по Г.В. Домрачеву

При дистрофии миокарда.

Животному предоставляют небольшое движение рысью (прогонка) на 100—200 метров и определяют качество пульса. Наблюдается учащение пульса, которое быстро сменяется замедлением после прекращения движения животного. Затем животному предоставляют возможность более интенсивного движения ровной рысью на 2—3 км в течение 10 минут и снова подсчитывают пульс и дыхание при этом придаётся значение не учащению пульса, а его замедлению до исходных величин.

При дистрофических явлениях в миокарде пульс и дыхание приходят к исходным величинам вместо 10—15 минут через 20—30 –50 и более минут.

 

При остром миокардите.

Устанавливают частоту пульса в покое, а затем считают пульс после движений животного шагом в течение 5 минут, или (считаясь с тяжестью процесса) принуждают животное сделать несколько шагов вперёд и назад. При этом находят учащение пульса на 10—15. После прекращения движений при миокардите пульс ещё продолжает 2-3 минуты учащаться на 10-15 ударов в минуту.

При отсутствии воспалительных явлений в сердце пульс приходит к исходной величине сразу после прекращения движений.

 

Проба на возбудимость (по Опперману-Синеву).

У лошади в покое в течение 30 секунд подсчитывают пульс. Затем животному дают прогонку рысью на 100 метров, после чего сразу же определяют частоту пульса в течении 30 секунд по 5-секундным интервалам.

У здоровых животных изменение частоты пульса незначительное. При инфекционной анемии лошадей после прогонки пульс учащается, особенно в первые 5—20 секунд.

Индекс возбудимости у здоровых животных 1,3—1,5; у лошадей, больных инфекционной анемией,—2 и выше.

 

Аускультационная проба с апноэ (по И.Г Шарабрину)

У животного в покое определяют частоту пульс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: