Направление: Культура и традиции, искусство
Тема: Оригами – развивающее искусство для будущих гениев
Учреждение: | МОУ «СОШ № 63», 3 «б» класс |
Автор работы: | …………………………………. |
Научный руководитель: | Мочарная Наталья Викторовна, учитель начальных классов |
Магнитогорск
Оглавление
Введение......................................................................................................... 3
Глава 1
1.1.Из истории оригами............................................................................... 4
1.2. Печатные издания по искусству оригами………………………………..5
Глава 2
2.1. Развитие оригами в России. Опрос……………………………………….6
2.2. Оригами – средство интеллектуального и эстетического воспитания.
Анкетирование………………………………………………………………….8
Глава 3
3.1.Виды оригами.……………………………………………………………..10
3.2.Изготовление настольной вазы. Практическая работа………………….11
3.3. Перспективы работы……………………………………………………...13
Заключение................................................................................................... 14
Библиографический список........................................................................... 15
Введение
Ещё в младшем возрасте, когда посещала детский сад, я познакомилась с оригами. Как и многие в детстве, складывала лодочки и пускала их по воде, делала шапочки из бумаги, запускала самолётики. А когда с мамой приходила в магазин за подарком любимым людям, удивлялась: как же продавцы так умело упаковывают подарки? Заворачивая их в бумагу, они, казалось, не делают ничего особенного, но в результате получается великолепная упаковка, которую даже жалко распечатывать.
Меня увлекло это занятие. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Ведь это искусство позволяет складывать фигурки любой сложности – от простого самолётика до шедевров из тысяч маленьких разноцветных модулей. В чём же секрет такого мастерства? Какие способности развивает это искусство? В этом мне поможет разобраться данный проект об оригами.
Гипотеза: если заниматься оригами, то можно развить гениальные творческие способности.
Цель: выяснить, какую пользу приносит оригами для развития человека.
Задачи:
1) Узнать об истории появления оригами, о его видах и технике.
2) Узнать о влиянии искусства на мышление, развитие творческой активности и эстетического вкуса.
3) Установить связь искусства оригами с математикой.
4) Воспитать в себе трудолюбие, терпение и аккуратность.
Объект исследования: настольная ваза с цветами по принципу модульного оригами.
Методы исследования: - чтение литературы и интернет - ресурсов; - проведение анкетирования; - практическая работа - обобщение результатов.
Из истории оригами
«Оригами» с японского языка дословно переводится как сложенная бумага — “ори” (складывать), “ками” (бумага). Слово появилось в 1880 году, хотя технику мудрёного сворачивания бумаги придумали задолго до этого в восточной Азии и в Европе. Но именно японцы одни из первых реализовали данный вид искусства. Японцев очень заинтересовала бумага, привезённая из Китая буддийскими монахами, что и дало толчок для развития данного вида искусства. Китайцы изготавливали бумагу из бамбуковых стеблей. Скоро секрет изготовления бумаги стал известен в Японии. Японцы улучшили технологию производства и стали получать бумагу прочнее и качественнее китайской. Лучшую бумагу в Японии делали из коры шелковичного дерева. Такая бумага уже обладала свойствами необходимыми для складывания из неё фигурок.
Бумажные фигурки стали использовать в религиозных церемониях. На ритуальных шествиях или на свадебном столе расставляли бумажные бабочки, символизирующие жениха и невесту. К слову, эта традиция существует и поныне. Над местом для отдыха больного обычно вешали чудотворные бумажные шары, ведь считалось, что они способны изгонять злых духов. Так как в те давние времена бумага была дорогим материалом, оригами занимались люди высших сословий. Японская знать нанимала специальных учителей, которые обучали их детей оригами, а самураи проявляли знаки внимания дамам, изготавливая для них бумажных ласточек. В те времена навыки и секреты оригами передавались по наследству, обычно в устной форме от матери к дочке.
Итак, с древних времен оригами играло важную роль в жизни японцев. Оно от поколения к поколению совершенствовалось, отбирая самые изящные, самые выразительные фигуры.
Печатные издания по искусству оригами
Первым японским изданием по оригами считается книга «Семба–цуруориката», которая вышла в свет в 1797 г. Перевод её названия «как сложить тысячу журавлей» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в неё моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Автором «Семба-цуруориката» считается настоятель храма Рокан.
В 1845 г. в Японии издаётся книга «Кан-но Мадо», что означает «окно середины зимы» и указывает на оригами как на занятие, помогающее приятно скоротать длинный зимний вечер. Она включает инструкции, большей частью словесные и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в «Кан -но Мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе. В 1937 г. В Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кэмпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – «водяная бомбочка», «птица», «лягушка ».Современный же этап формирования оригами связывают со знаменитым мастером Акирой Ёсидзавой, единственным учеником которого в России является Зоя Чащихина, президент Московского Детского Центра Оригами. В середине 20 века Акира издал несколько пособий, в которых изобразил основные условные обозначения, позволяющие зарисовывать сложные схемы, совершенно новые по своей форме и фигуре. Это привело к изобретению новых фигур за пределами Японии.
Итак, я узнала, что в начале XX века европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, птицей и т.д.