Методики и социальные технологии в сфере культуры и досуга.




Одной из основных функций социально-педагогической деятельности в сфере досуга является функция социального воспитания. Социальное воспитание – это объективно существующее общественное явление. Оно представляет процесс формирования отношений человека к окружающему миру. Социальное воспитание начинается сразу же, как человек включается в систему общественных отношений.

Возможность использования досуговой деятельности в социально-педагогических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Культурологи считают, что любое изменение личности под влиянием социовоспитательного воздействия – это прежде всего изменения в содержании ее культуры. Социально-педагогическую работу можно рассматривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систематизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объектов окружающего мира. Деятельность способствует превращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.

Социальное воспитание осуществляется по трем основным линиям. Это стимулирование естественного саморазвития, направленное формирование новых личностных свойств и педагогическая коррекция уже сложившихся качеств личности. Социовоспитательные воздействия оказывают влияние на все основные компоненты структуры личности, т.е. на её гносеологический потенциал (что она знает), аксиологический потенциал (что и как она ценит), креативный потенциал (что нового во всех сферах своей жизни она создает), коммуникативный потенциал (с кем и как она общается). Содержательным ядром социального воспитания личности является нравственное воспитание.

К настоящему времени технологии, выработанные в сфере культуры и досуга, приобрели обще социальное значение, превратились в социальные технологии. Принципиальное значение для досуговых технологий имеет их опора на основные постулаты социальной педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей, в задачи социально-культурные. Это позволяет придать досуговым технологиям развивающую, гедонистическую, творческую и рекреативную направленность. Технологии педагогики досуга правомерно рассматривать как механизмы реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. Представляется правомерным определение социальных технологий как средство обмена человеческими способностями и потребностями, между духовным и материальным производством.[21] По нашему мнению, социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды.

Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову):

1) общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рекреационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Дифференцированные технологии обладают характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятельности уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внедряют такие формы работы, которые способствуют:

- восстановлению эмоционального равновесия людей;

- возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;

- акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенаправленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общепризнанного в общественной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досуговой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуации, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандартного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют кристаллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные технологии в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных технологий в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию

Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационных технологий включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложениями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаоры самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятельности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие элементы:

- объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;

- субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организаторы досуга;

- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.

Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. Досуговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обуславливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регуляции социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.

Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, социальных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансформации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.

Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и определяющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ, содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.

Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:

- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга предполагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач

- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточнения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;

- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти организаторы досуга в результате осуществления проекта;

- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;

- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагностику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.

В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конструкции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:

система социальных технологий педагогики досуга

организационная подсистема методическая подсистема режиссерская подсистема
организация, управление, объекты, субъекты, участки работы реклама «пиар»-акции КД программы, СК проекты, методические рекомендации, сценарии, инновационный опыт режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ

 

социально-психологическая подсистема
мотивированная сфера, структура личности воспитанников, проф. сознание специалиста, пед.мастерство орг. досуга

 

Все подсистемы составляют технологическую систему досуговой деятельности и служат основой для осуществления целенаправленного педагогического процесса. Очень важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.

Так, организационная подсистема предполагает создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределе-ния полномочий между сотрудниками, овладение маркетинговыми техноло-гиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с обществен-ностью и т.д. Методическая подсистема отражает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобщения и распространения современного опыта, освоения инновационных техно-логий, обучения методике внедрения в практику парковой работы, проектных инициатив. Режиссерская подсистема требует от организаторов культурно-досуговых программ специальных творческих навыков или привлечения к их постановке профессионально подготовленных режиссеров. Социально-психологическая подсистема подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из субъектов социально-культурной, досуговой деятельности, развитие отношений с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д.

К педагогическим основам процессуальной части относится выработка у самих технологов навыков педагогического требования и воздействия в работе с группой и отдельными индивидами. Определяются ключевые профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественных, технических и организационных средств.

В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта досуговой деятельности опирается прежде всего на положительные мотивы последнего (запросы). Основополагающим в реализации отношений субъекта и объекта является соблюдение требований педагогики сотрудничества (равноправный диалог организаторов и участников досуговой деятельности, свободное взаимодействие представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения, создание условий для интерактивного общения людей, их включения в образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство).

Современный подход к организации досуга связан прежде всего с разработкой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой социальной политики.[24] В самом широком смысле культурно-досуговую программу можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Каждая программа представляет собой логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительский, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив). Второй тип программ заслуживает особого внимания в силу того, что:

во-первых, культура явится условием самореализации личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека станет его творческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятельности человека, его «встречной» активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности – «для себя», проделав при этом огромную духовную работу, надо осуществить эти ценности в условиях повседневности. Лишь творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом, гарантирует «приращение» и накопление культурных ценностей, их изменение (развитие и сохранение). И здесь роль самодеятельных движений трудно переоценить;

во-вторых, учитывая ограниченные материальные ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги не только в сами культурно-досуговые программы, но и в условия, стимулирующие создание различных культурно-досуговых образований – самодеятельных объединений, национально-культурных центров, политических клубов, досуговых кооперативов и т.п. В этом случае учреждаемые культурно-досуговые образования сами станут со временем инициаторами социокультурных программ.

В свою очередь, как информационно-просветительские, так и программы «общественных инициатив» могут формироваться по двум основаниям:

1) категория населения;

2 приоритетные направления социокультурной деятельности (доминирующий интерес).

Примерная структура культурно-досуговых программ

для определенной социальной группы

1. Категория населения и характеристика проблемной ситуации данной группы.

2. Цели и задачи программы.

3. Содержание программы и формы КДД.

4. Пространство социокультурной деятельности.

5. Исполнители.

6. Сроки исполнения.

7. Оценка затрат и источников финансирования.

При формировании данного типа программ важно определить критерии для выявления той или иной социальной группы. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), необходимо учитывать жизненный цикл и образ жизни, положение в обществе, круг интересов и др.

Примерная структура культурно-досуговых программ,

разрабатываемых на основе доминирующего интереса

Данный тип программы ориентируется на уже существующие и действующие группы, объединенные интересом к политике, искусству, коллекционированию, спорту и т.д.

1. Приоритетное направление социокультурной деятельности.

2. Цели и задачи программы.

3. Форма реализации.

4. Пространство социокультурной деятельности.

5 Правовое обеспечение

6. Состав организаторов-учредителей.

7. Оценка затрат.

Условно можно выделить несколько этапов формирования культурно-досуговых программ по интересам:

1) Генерирование в рамках избранного приоритетного направления социально-культурной деятельности (искусство, история, нравственность, экология, здоровье, политика, труд и т.п.) яркой и нетривиальной для данного региона идеи, содержащей:

- признаки высокой общественной значимости;

- отвечающей интересам определенной социальной группы.

2) Формулировка целей и задач программы, решение которых даст возможность сформировать те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у своих граждан.

3) Определение набора видов деятельности, соответствующих целевому назначению культурно-досуговой программы и реальных для осуществления в условиях того или иного региона. Следует учитывать, чтобы и по форме, и по содержанию они не дублировали, но дополняли бы деятельность государственных и общественных институтов региона.

Необходимо отметить, что обозначенные выше два типа культурно-досуговых программ, (формируемые по критерию общности проблем той или иной социальной группы и по критерию преобладающего интереса) в рамках региона должны быть сбалансированы. И на предприятии, и в учебном заведении, и по месту жительства мы может выделить не только группы по социально-демографическим признакам со своими специфическими проблемами (подростки, пенсионеры), но и группы по интересам, которые объединяют, как правило, представителей различных социально-демографических категорий и социальных групп населения.

Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагоги-ческие. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации явля-ются и требования педагогики сотрудничества.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе рекреационные программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Выбор тематики и разработка культурно-досуговых проектов и программ диктуется социальным заказом, потребностями различных категорий населе-ния, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития каждого человека. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социокультурной сферы.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: