Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью




Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):

1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная на определение эмоционального фона, самоощущения ребенка, его адаптации в новой семье, идентификации с новой семьей (если ребенок знаком с будущей замещающей семьей, посещал ее, как гостевую или же - изучение представлений ребенка о семье);

2. знакомство ребёнка-сироты с понятием «семья», ее структурой, функциями, семейными ролями;

3. консультирование: оказание поддержки, снижение тревожности, формирование позитивной самооценки, позитивной мотивации общения, развитие коммуникативных качеств (сказкотерапия, арттерапия, релаксация, игровые упражнения).

 

Перечень диагностических методик:

-цветовой тест: тест Люшера, ЦТО

(Л.Н. Собчик «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера», «Тренинг по сказкотерапии»/Под ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой);

- Незаконченные предложения (Приложение 1);

- методика «Семейный велосипед» (Приложение 2);

- разные варианты рисунка семьи: «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах животных», «Рисунок семьи в образах сказочных или мифологических героев»

(Зинкевич-евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии»);

- тест «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллера, О.В. Черемсина

(Е.Е. Алексеева «Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет»);

-анкета-интервью с приемными детьми(Приложение 3)

(адаптированный вариант методики, разработанной В.Н. Ослон)

- диагностическая сказка «Новость» (Приложение 4)

(детский психолог доктор Луиза Дюсс).

 

Беседы:

«Семья» (структура, функции, семейные роли), «правила в семье», «Когда мы понимаем, что нас любят?..», «О проявлении чувств в семье».

 

Игры:

«В семью», «Тоннель», «Линия жизни», «Зеркало», «Семейные узы», «Работа с образами семьи»

(В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей-сирот»)

Перечень упражнений:

- «Мои «+» и «-»», «Я в лучах солнца», «Я и мое имя» (самопознание, повышение самооценки)

(Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников», Л.Анн «Психологический тренинг с подростками»),

- «Баржа» (подбор положительных определение к существительным: мама, отец, друг, брат и т.п.), «Что общего…» (например, «я люблю и мама любит..», «мне нравится и сестре нравится…»)

(Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» II ступень (8-12 лет): методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, Е.С. Адрианова, М.Ю. Бондарева);

- релаксация (+арттерапия) на темы «Я счастлив», «Мои мечты» и т.п. (расслабление, снятие тревожности, повышение эмоционального фона)

(Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников», Л.Анн «Психологический тренинг с подростками»).

 

Перечень терапевтических сказок:

«Лети вверх, Соня» (повышение уверенности в себе, позитивное программирование), «О муравьишке» (о вере в себя), «Сказка о голубой мечте» (о мечтах), «Тайна другого берега» (что значит верить)

(«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе 1-4 класс»/ под ред. О.В. Хухлаевой).

«И однажды утром..» (я не одинок в этом мире)

(«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе 5-6 класс»/ под ред. О.В. Хухлаевой).

«Драгоценность» (о своей ценности и неповторимости)

(«Практика сказкотерапии»/ Под ред. Н.А. Сакович).

 

Важен обмен информацией с воспитателями о данном ребенке (настроении, самочувствии, ожиданиях), узкими специалистами: социальным педагогом, медицинским работником; а также с будущими замещающими родителями (если есть такая возможность), службой по подбору, подготовки и сопровождению замещающих семей.

 

 

Приложение 1

 

Незаконченные предложения (1 вариант)

Инструкция. Прочитайте предложения и запишите первую пришедшую вам в голову мысль.

Отношение к прошлому
1. Когда я был(а) ребенком…
2. Когда-то я…
3. Если бы снова стать ребенком…
4. Моим самым живым воспоминанием детства является…

Отношение к будущему
5. Будущее кажется мне…
6. Надеюсь на…
7. Наступит тот день, когда…
8. Когда я буду старым(ой)…

Жизненные цели
9. Я всегда хотел(а)…
10. Я мог(ла) стать счастливым(ой), если бы…
11. Моим скрытым стремлением в жизни…
12. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…

Отношение к отцу
13. Думаю, что мой отец редко…
14. Если бы мой отец только захотел…
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
16. Думаю, что мой отец…

Отношение к матери
17. Моя мать…
18. Моя мать и я…
19. Считаю, что большинство матерей…
20. Я люблю свою мать, но…

Отношение к друзьям и знакомым
21. Думаю, что настоящий друг…
22. Не люблю людей, которые…
23. Больше всего люблю людей, которые…
24. Когда меня нет, мои друзья…

Отношение к семье
25. По сравнению с большинством других семей, моя семья…
26. Моя семья обращается со мной…
27. Большинство известных мне семей…
28. Когда я был(а) ребенком, моя семья…

Страхи и опасения
49. Знаю, что глупо, но боюсь…
50. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…
51. Хотелось бы перестать бояться…
52. Мои опасения не раз заставляли меня…

Сознание вины
53. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
54. Моей самой большой ошибкой было…
55. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(той), если…
56. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…

Отношение к себе
57. Если все против меня, то…
58. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы…
59. Моя наибольшая слабость заключается в том…
60. Когда мне начинает не везти, я…

 

Незаконченные предложения (2 вариант)

Я мечтаю о том

Моя новая семья

Я переживаю, что

В новой семье я

Мама в семье

Надеюсь на

Наступит тот день, когда

Отец в семье

Братья (сестры)

 

Приложение 2

 

© Данная статья была опубликована в № 28/2004 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются. · Главная страница "Первого сентября" · Главная страница журнала "Школьный психолог" · Содержание № 28/2004
БЕЗ ТЕСТОВ
СЕМЕЙНЫЙ ВЕЛОСИПЕД Методика исследования личности Рекомендуется использовать в консультационной беседе. Контингент испытуемых: все возрасты, начиная с подросткового. Предмет диагностики: индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента, особенности его восприятия и поведения в сфере семейных отношений; уточнение, осознание, переосмысление клиентом своей роли в семье, тех ресурсов, благодаря которым он существует. Компетентность исполнителя: практический психолог любого уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология — дополнительная специальность, переподготовка по психологии). Порядок работы с методикой: клиенту предлагается представить образ велосипеда; затем полученное словесное описание обсуждается совместно с клиентом. Инструкция Представьте велосипед, у которого один руль и несколько сидений, расположенных друг за другом. Такой велосипед называется «тандем». Разместите людей, которых вы считаете своей семьей, на этом велосипеде и опишите то, что вы представили. Интерпретация результатов Техника дает богатую информацию о семейной ситуации клиента. Наиболее ценной техника является в работе со взрослыми; с детьми целесообразно работать осторожно, постепенно подходить к возможности внесения изменений. Техника проявит сферы семейных взаимоотношений, вызывающих тревогу у клиента, покажет, как он воспринимает других членов семьи и где его место среди них. Быстрому попаданию психолога в семантическое поле клиента помогает образ, который выполняет функцию «проводника», ведущего по «тропинке, пролегающей через поле, усеянное ростками личностных смыслов и ценностей, валунами принципов, кустами убеждений и цветами желаний». Клиенту же образ позволяет дистанцироваться от себя, увидеть динамику семейной жизни и ландшафт, в котором происходит это движение. Приведу пример. Женщина, 32 года, пришла с жалобой на мужа, с которым в последнее время участились конфликты. Клиентке было предложено представить и описать «семейный велосипед». К. Велосипед стоит, никто на нем не едет. П. Что-то случилось с велосипедом? К. Нет, велосипед исправен, просто я никого из нас (членов семьи) не могу представить за рулем. Постойте, велосипед поехал, только за рулем мой отец, я на втором сидении, а мой муж бежит рядом, придерживаясь за мое сидение. П. Кто-нибудь еще едет с вами? К. Да, моя дочь. Она лежит в корзинке впереди меня. П. Что вы чувствуете, когда едете на велосипеде? К. Мне очень уютно и безопасно за спиной отца. Он всегда едет по правильной дороге. Итак, образ велосипеда — это просто картинка, но при ее описании, образ эмоционально насыщается, обретает энергию и динамизм, и таким образом проявляются индивидуальные особенности мировосприятия человека. В беседе с другой клиенткой (38 лет, разведена, двое детей), которая жаловалась на чувство усталости, тяжести, внутреннего напряжения, вопрос: «Откуда вы берете силы, чтобы ехать самой и еще везти тележку с тремя людьми (двое детей и мужчина)?» — позволил клиентке задуматься о своих ресурсах, привел к размышлению о своих желаниях, дал почувствовать свободу выбора. Данная техника способствует освещению структуры индивидуальных представлений о семье, пониманию тех ролей, которые выполняются членами семьи, уточнению значимости тех или иных членов семьи. Рассказ клиента отражает как социальные, так и индивидуальные клише, которые часто являются ограничителями действий. Техника выявляет эти ограничители, что способствует расширению представлений человека, большей свободе его выбора. Татьяна КУНИГЕЛЬ, психолог центра внешкольной работы «Ветразь», г. Минск, Республика Беларус

 

 

Приложение 3

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: