1. Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
2. Возраст на момент обследования __________________________________
3. Семья: полная / неполная; другое _________________________________
_________________________________________________________________
4. Реакция на полученное задание ____________________________________
_________________________________________________________________
5. Характеристика рисунков:
ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕБЕНКОМ СЕБЯ | |||
РАСТЕНИЕ | ЖИВОТНОЕ | ПРЕДМЕТ | ЧЕЛОВЕК |
КОММЕНТАРИИ РЕБЕНКА К РИСУНКАМ | |||
ВЫВОДЫ: ________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Рисуночная методика «Я в четырех ипостасях» и применение ее в тренингах личностного роста
Статьи / Самооценка
Использование проективных рисуночных техник в разного рода тренингах, в том числе и в тренингах личностного роста, имеет как преимущества, так и недостатки (Потемкина О., Потемкина Е., 2006). К преимуществам может быть отнесена возможность этих техник играть роль нестандартных заданий, в которых раскрывается и познается личность.
Арсенал проективных рисуночных методик достаточно большой. При проведении тренингов личностного роста нами используется авторская рисуночная методика «Я в четырех ипостасях». В тренинговой группе, которая собирается из людей, которые не знают друг друга, данная техника должна проводиться на второй-третьей встрече.
Процедура проведения методики состоит из двух частей: рисование и обсуждение. Участникам дается задание нарисовать себя в виде четырех сущностей: 1) «Я в виде растения», «Я в виде животного», «Я в виде предмета», «Я в виде буквы «Я». При этом лист необходимо разделить на четыре одинаковые части, порядок рисования и место может быть любым. Условие о произвольности порядка и места рисования повторяется несколько раз. После рисования каждый участник проставляет порядок рисования «Ипостасей» и показывает свой рисунок. Члены группы высказываются о своем видении особенностей автора рисунков. Сам автор молчит и только по завершению высказывается о том, с чем он согласен, а с чем нет. При этом основное обсуждение происходит не по признакам, которые прописаны в литературе относительно интерпретации рисуночных методик, а по линии – какая особенность данной картинки (предмет, животное, растение, особенности рисования буквы «Я») присущая тому, кто рисовал. Для тренера показательным может быть порядок рисования буквы «Я». Предполагаем, что этот показатель может быть косвенным отображением силы Я: Сильное Я, если рисунок буквы рисуется первым в левом верхнем квадрате и слабое Я, если буква рисуется последней и в правом нижнем квадрате. Обращаем внимание на то, что такие выводы можно делать при усиленном обращении внимания на произвольность относительно порядка и места рисования каждого образа.
![]() |