План.
1.Экономическая природа и источники образования прибыли торгового предприятия.
2.Виды прибыли, их характеристика.
3.Рентабельность торгового предприятия.
4. Анализ объемов и динамики прибыли.
5. Методика обоснования плана прибыли.
1.Экономическая природа и источники образования прибыли торгового предприятия.
Прибыль характеризует конечный результат деятельности торгового предприятия. В торговле, с учетом специфики выполняемых функций и особенностей формирования доходов и расходов, прибыль определяется как разница между доходом предприятия и его текущими расходами. Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполнение конкретных функций.
Функции прибыли предприятия
Оценочная функция Распределительная функция Стимулирующая функция
Прибыль, как экономический показатель, позволяет объединять экономические интересы государства, предприятия, как хозяйствующего субъекта, работников и собственника предприятия.
Объектом экономических интересов государства является часть прибыли, которая выплачивается в виде налогов и обязательных платежей.
Экономический интерес предприятия как товаропроизводителя находит свое обобщение в объеме прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и используемой для решения производственных и социальных заданий его развития.
Экономический интерес работников предприятия связан с размером прибыли, направленной на материальное поощрение, социальные выплаты и социальное развитие.
Собственника предприятия интересует размер фонда выплаты дивидендов, а также та часть прибыли, которая связана с производственным развитием и, соответственно, приростом капитала предприятия.
2.Виды прибыли, их характеристика.
Прибыль является качественным показателем, так как в её размере отображается изменение объема товарооборота, доходов предприятия, уровня использованных ресурсов, величины издержек обращения.
В учете, анализе и планировании используются следующие виды прибыли.
Порядок формирования чистой прибыли (убытка) согласно ПБУ 18
Валовая прибыль = Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) — Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
В себестоимость продукции включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда, а также косвенные общепроизводственные расходы.
Валовая прибыль является показателем результативности работы производственных подразделений предприятия.
Прибыль от продаж = Валовая прибыль — Коммерческие расходы — Управленческие расходы.
Прибыль от продаж есть показатель результативности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.
Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Проценты к получению — Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы — Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы — Внереализационные расходы.
Прибыль до налогообложения — это показатель результативности всей хозяйственной деятельности предприятия.
Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения +- Отложенные налоговые активы — Отложенные налоговые обязательства — Текущий налог на прибыль.
3.Рентабельность торгового предприятия.
Абсолютная величина прибыли выступает обобщающим итоговым показателем, который характеризует объем финансовых средств предприятия для расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование фондов предприятия, предназначенных для стимулирования и расширенного воспроизводства.
Но этот показатель не отображает степени эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Масса прибыли может расти при недостаточном использовании ресурсов предприятия, нарушении требований режима экономии.
Поэтому для характеристики эффективности хозяйственной деятельности, степени использования его ресурсов, рационального осуществления расходов применяется показатель относительной прибыльности, который в экономической практике получил название рентабельности.
Рентабельность — это отношение суммы прибыли к показателям хозяйственной деятельности предприятия. Рентабельность более полно, чем сумма прибыли, характеризует окончательные результаты хозяйствования, позволяет проводить анализ в динамике за ряд лет, сравнивать результаты работы нескольких предприятий.
4. Анализ объемов и динамики прибыли.
Целью анализа финансовых результатов является выявление резервов повышения рентабельности и укрепления финансового состояния предприятия.
Анализ финансовых результатов деятельности позволяет определить наиболее рациональные пути использования ресурсов и сформировать оптимальную структуру средств производства. Кроме того, такой анализ может выступать как инструмент прогнозирования отдельных показателей деятельности предприятия.
Объем прибыли предприятия от реализации товаров зависит от большого количества факторов, наиболее важными из которых являются:
1. Объем товарооборота (в текущих ценах);
2. Физическая масса реализуемых товаров (объем товарооборота в сопоставимых ценах;
3. Индекс цен реализации товаров;
4. Уровень валового дохода;
5. Уровень издержек обращения;
6. Уровень прибыльности оборота
5. Методика обоснования плана прибыли.
Эффективность управления процессами формирования прибыли в значительной мере зависит от качества анализа, реальности выявленных резервов увеличения прибыли, экономического обоснования планов (прогнозов) формирования и использования прибыли на будущий период.
Процесс планирования формирования и распределения прибыли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распределение прибыли предприятия является важным экономическим рычагом, обеспечивающим гармонизацию экономических интересов государства, предприятия как хозяйствующего субъекта рынка, его трудового коллектива.
Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой.
Порядок распределения прибыли предприятия зависит от действующего законодательства, которое регулирует взаимоотношения предприятия с бюджетом, формы собственности и организационно-правового статуса предприятия.
Литература.
1. ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации Приказ Минфина России от 06.07.1999 №43н.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3.Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. (с.540-550, 569-587).
4. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К, 2014. (с.399-422).
5. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие для нач. проф. образования/ В.А. Одинцов.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. (с.119-137).