Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (10)




Русская Христианская Гуманитарная Академия

Реферат

На тему Декалог и заповеди блаженства

Выполнил Мемфисский Самуил Адамович

Группа АНГ 190Б

Санкт-Петербург 2021

Декалог и его суть

Декалог - Греческое название десяти заповедей Божьих, полученных/начертанных пророком Моисеем на горе Синай, по которым живут (или должны жить) и православные христиане.

Вот десять заповедей, изложенных в ТаНаХе1, перевод, близкий к оригиналу:

 

1 И говорил Элоhим все слова сии, сказав:

2 Я Йеhова, Элоhим твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Да не будет у тебя других элоhим сверх Меня. (1)

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею.

Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Йеhова, Элоhим твой, Элоhим-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня,

И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (2)

Не произноси имени Йеhовы, Элоhим твоего, попусту, ибо не пощадит Йеhова того, кто произносит имя Его попусту. (3)

Помни день субботний, чтобы святить его.

9 Шесть дней работай и делай всякое дело твое;

1 Шемот (Исход) 20 глава, где в Русском Синодальном переводе ‘Элоhим’ (‘боги’) заменено на единственное число.

А день седьмой – шабат – Йеhове, Элоhим твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих.

Ибо в шесть дней создал Йеhова небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Йеhова день субботний и освятил его. (4)

Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Йеhова, Элоhим твой, дает тебе. (5)

Не убивай. (6)

Не прелюбодействуй. (7)

Не кради. (8)

Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным. (9)

Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (10)

18 А весь народ видел громы и пламя, и звук шофара, и гору дымящуюся; и как увидел народ, они вздрогнули и стали поодаль.

19 И сказали Моше: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Элоhим, а то умрем.

20 И сказал Моше народу: не бойтесь, ибо для того, чтобы испытать вас пришел Элоhим и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили.

21 И стоял народ вдали, а Моше подошел ко мгле, где Элоhим.

22 И сказал Йеhова Моше: так скажи сынам Исраэйлевым: вы видели, что с неба говорил Я с вами.

23 Не делайте при Мне элоhим серебряных, и элоhим золотых не делайте себе.

24 Жертвенник из земли сделай Мне и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, мелкий и крупный скот твой; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя.

25 Если же жертвенник из камней будешь делать Мне, то не закладывай их тесанными. Ибо раз нанес ты на какой-либо из них тесло твое, ты осквернил его.

26 И не всходи по ступеням на жертвенник Мой, дабы не открылась нагота твоя на нем.

Мы видим, как эта ситуация, когда Бог говорит напрямую к народу, повторяется в тот момент, когда Иисус из Назарета произносил свою Нагорную проповедь, в которой были так называемые заповеди блаженства (в понимании ‘состояние блага, близости к Всеблагому, свобода от скверны промахов’).

Заповеди блаженства суть часть заповедей Иисуса из Назарета, сказанная им во время Нагорной проповеди и дополняющая Декалог Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие1 и впоследствии в богослужебное употребление.

Своё название заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при временной земной жизни ведёт к вечному блаженству, спасению от ада, в последующей вечной жизни.

 

1Мф. 5:3—12 и Лк. 6:20—23

 

 

Вот заповеди Блаженства:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Израиля).

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.1

 

В представлении христианской религии, десять заповедей Торы ограничиваются тем, что запрещают делать то, что есть мерзость для Творца, как скоро заповеди блаженства из Нагорной проповеди учат тому, как можно достигнуть святости и получить больше очков/блаженства в раю. Десять заповедей ниспосланы были, чтобы сдерживать Израильский народ от преступлений, которые были опасны и угрожали физическим исчезновением народа. Заповеди блаженства были сказаны христианам, бывшим язычникам, чтобы показать им, какие духовные умения следовало бы им иметь, чтобы приближаться к Тому, кто итак везде есть и всё наполняет, и обрести святость.

В патрологической интерпретации под нищими духом подразумеваются те, кто стремится накопить значительную христианскую добродетель — смирение - кто не препирается со Святым Духом своей гордыней, а открыт для познания Творца верой. Святитель Иоанн Златоуст2 говорит: ‘Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем (интеллектуально признающие свой проигрыш)’.

С этим толкованием соглашается святитель Филарет Московский и прибавляет, что ‘нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога’3.

1Синодальный перевод Матфея глава 5

2Беседа XV толкования на Евангелие от Матфея

3Филарет Московский, Пространный христианский катехизис

 

Блаженный Иероним Стридонский1 сопоставляет эту цитату с цитатой из Псалтири ‘И смиренных духом спасет’2 и указывает на то, что Господь не проповедует нищету материальную, а нищету духовную, говорит о тех людях, которые бедны по воле Духа Святого. Также блаженный Иероним говорит, что Спаситель говорил через Исайю относительно нищих духовно: ‘Господь помазал Меня благовествовать нищим’3.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что нищета духа — это смиренное понятие о себе, вызванное видением падения человечества. Также святитель указывает на то, что ‘нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач, благочестивую печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.’4

 

Древнеболгарское слово ‘нищие’, Греческое πτωχός, обозначало людей которые открыто просят о том, чего им не хватает, то есть попрошайничают. В контексте Евангелия это слово обозначает человека, который стремится к приобретению не физических, а духовных очков для рая – ‘сокровищ на небесах’. Современный перевод этих слов соответствует понятию ‘счастливы те, кто выпрашивает Дух’.

 

Ещё одно толкование: ‘Блаженны нищие по велению своего духа’, то есть те, кто по собственной воле отказывается от своего достатка. ‘Прекрасное не в том, чтобы быть лишенным собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить её, а в том, чтобы не почувствовать лишения’. Интенция этой заповеди состоит в том, чтобы достигнуть некоторого состояния души, когда для себя богатый отдаёт своё состояние.5

 

1 Толкование на Евангелие от Матфея

2 Пс. 33:19

3 Ис. 61:1

4 ‘Аскетические опыты’

5 А. Бёргсон - Два источника морали и религии

‘Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся’ - Они имеют аналогии в Евангелии от Луки и в Евангелии от Фомы (в последнем они приведены в виде отдельных, не связанных друг с другом высказывания). Сопоставление этих трех евангелий позволяет ясно представить себе, как использовались изречения разными авторами: ‘…блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь. ‘Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше царствие небесное; Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали; Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено’ (Фома. 59, 72, 73).

В основе всех этих эсхатологических обещаний лежит возглашение блаженства нищим (в смысле бедным, в первую очередь, трудящимся, страдающим от нищеты, а не занимающимся нищенством, в особенности — профессионально, а также христианам, называвшимся тогда по-Арамейски ‘нищие’), голодным, преследуемым. Выражение Матфея ‘нищие духом’ соответствует также и подобному выражению из кумранской рукописи (один из вариантов чтения — кроткие духом). Одно из объяснений этого выражения — ‘нищие по духу’ (то есть добровольно). Кроме того, христиане времени жизни самого Иисуса Христа назывались не христианами, а ‘нищими’. Речение ‘блаженны кроткие…’ не повторяет смысл предыдущего речения ‘блаженные нищие по духу’, а восходит к ветхозаветному псалму: ‘А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира’1 (Пс. 36.11).

 

 

1 Свенцицкая И. С., часть I "Апокрифические евангелия новозаветной традиции"

 

 

Источники:

Пятикнижие, Исход, глава 20. Перевод ТаНаХа с сайта https://nev-tanah.info/o-site/;

Новый Завет, Евангелия;

Евангельские блаженства // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;

M. R. Vincent Word Studies in the New Testament (1957, Vol. I, p. 36);

Ткаченко А. А. Заповеди блаженства // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 628-629. — 752 с.;

Свенцицкая И. С., часть I «Апокрифические евангелия новозаветной традиции» В книге Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — 336 с. — (Науч.-атеист. б-ка);

Цит. по: Аверинцев С. С. Иисус Христос. Мифы народов мира // Энциклопедия. Т. 1. — М., 1980 — С. 493.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: