Составитель: заместитель директора по развитию
ГБУК «Самарская областная юношеская библиотека»,
Ревзина Ксения Владимировна
Оценка проекта (программы) — аналитический процесс, направленный на вынесение комплексного суждения о эффективности проекта в целом и (или) отдельных компонент. Обеспечивает системный сбор достоверной информации о фактически осуществленных действиях.
Виды оценки в социальной сфере:
§ оценка — анализ деятельности по достижению результатов в рамках проекта;
§ мониторинг — отслеживание изменения показателей во времени;
§ исследование — получение новых знаний и показателей на основе наблюдения или моделирования;
§ инспекция — выявление нарушений;
§ аудит — системный сбор информации на предмет на соответствие реализованного заявленному.
Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения его экономической и социальной эффективности.
Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются (общий перечень):
· количество рабочих мест в регионе;
· жилищные и культурно-бытовые условия работников;
· условия труда работников;
· структура производственного персонала;
· надежность снабжения населения регионов или населенных пунктов социальными видами товаров (для проектов в топливно-энергетическом комплексе – топливо и энергия, для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности — продовольствие);
· уровень здоровья работников и населения;
· увеличение продолжительности свободного времени работников предприятия или населения (экономия свободного времени (в чел.-ч).
· повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;
· выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);
· производство новых видов и марок транспортных средств;
· строительство новых автомобильных или железных дорог;
· изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
· совершенствование размещения торговой сети;
· улучшение торгового обслуживания покупателей;
· развитие телефонной связи, электронной почты, иных видов связи;
· улучшение информационного обслуживания граждан.
Основными видами оценки социального эффекта проекта являются:
- устойчивость - возможность дальнейшего использования результатов проекта его целевой группой (либо продолжительность влияния на целевую группу);
- эффективность использованных подходов и методов;
- возможность распространения результатов;
- оценить степень достижения целей проекта и описать достигнутый социальный эффект. Описать, какими методами вы оценивали социальный эффект проекта (например, опрашивали ли представителей целевых групп).
Достижение социальных результатов предполагает своеобразную цепочку, где важно каждое звено: ресурсы, конкретные действия, непосредственные результаты действий и собственно социальный результат.
Наиболее распространенные критерии оценки эффективности социальных проектов (по версии Натальи Фреик ( НКО «Эволюция и филантропия» (ЭиФ)):
Для более конкретного описания социального эффекта и способов его оценки, можно использовать следующие позиции:
1. Абсолютные количественные показатели, а также их динамика. Данные показатели достаточно легко поддаются измерению и оценке:
· количество благополучателей, подписчиков, волонтеров, участников мероприятий;
· количество проведенных мероприятий, обращений в организацию, оказанных услуг;
· объем привлеченных/распределенных финансовых и иных средств;
· продолжительность деятельности организации;
· количество филиалов/представительств организации; количество регионов деятельности организации.
2. Репутация и PR. Эффективность деятельности многих организаций напрямую зависит от того, сколько людей знают про ее деятельность, – именно от эффективных коммуникаций зависит привлечение финансовых и иных ресурсов, волонтеров, повышение масштабов деятельности организации.
Основными каналами коммуникаций являются сайт, социальные сети, СМИ, публичные мероприятия. Большинство организаций пользуются аналитическими инструментами оценки эффективности своей онлайн-работы (метрики Яндекс, Google, Facebook, опросы, формы обратной связи) и публичных мероприятий и акций. Критерии оценки эффективности зависят от поставленных целей:
· охват аудитории: количество подписчиков, статистика посещений, просмотров;
· уровень вовлеченности пользователей, виральность контента – контент,который вызывает у пользователя желание его репостить и делиться им с другими пользователями (число лайков, перепостов, продолжительность пребывания на сайте, отклики на рассылку);
· конверсия – совершение желаемых действий (например, пожертвований, увеличение количества звонков в организацию);
· увеличение трафика сайта и запросов после проведенных мероприятий и акций, рекламных объявлений;
· объем сэкономленных ресурсов организации;
· количество публикаций с упоминанием организации и сотрудников в СМИ, количество обработанных журналистских запросов, пресс-конференций;
· мониторинг СМИ, оценка эффективности по количеству и качеству сообщений об организации.
3. Финансы и иные ресурсы. Эффективность фандрайзинга – один из ключевых критериев оценки деятельности организации. В большей степени распространены абсолютные, количественные показатели:
· объем привлеченных ресурсов;
· количество предпринятых действий – проведенных фандрайзинговых акций, подключенных сервисов, подготовленных грантовых заявок, проданных сувениров.
В первую очередь речь идет о финансах, реже – о привлечении иных ресурсов (натуральной помощи, волонтеров). Тем не менее волонтеры – важный и отдельный ресурс для организации. Это и способ снизить расходы – дополнительные «руки», бесплатные профессиональные услуги (pro bono) и возможность более широкого распространения информации, повышения репутации организации.
Для оценки волонтерского ресурса также преимущественно используются абсолютные критерии оценки эффективности:
· количество волонтеров, кураторов в месяц;
· количество новых/регулярных/активных волонтеров;
· количество мероприятий, проведенных с участием волонтеров.
Реже измеряется стоимость привлечения и обучения волонтера, его вклад в проект, в достижение социальных результатов.
4. Долгосрочные позитивные изменения. Формулировки конкретных результатов проекта в долгосрочной перспективе относятся к числу самых сложных и редких. Как именно изменится жизнь благополучателей в долгосрочной перспективе? Какие произойдут системные изменения, до какой степени снизится острота решаемой социальной проблемы благодаря данному конкретному проекту (а не просто "будет оказано содействие в решении проблемы")?
В связи с этим редкими являются и соответствующие показатели эффективности:
1) Позитивные изменения в жизни благополучателей, участников проектов организации: изменение моделей поведения, улучшение состояния здоровья, социально-экономического статуса.
2) Позитивные результаты для сообщества: изменение институциональных условий, общественного мнения, отношения к конкретной проблеме и ее решению.
· Законотворческая деятельность: количество подготовленных законопроектов и докладов, обжалованных законов, обращений в органы государственной власти и качество реагирования на них.
· Участие в экспертных, общественных советах, рабочих группах при органах власти, создание/участие в деятельности профессиональных сообществ, межрегиональных, междисциплинарных партнерских сетей.
· Обучение и просвещение стейкхолдеров (это группа, организация или личность, на которую может оказывать влияние определенная организация, зависимая от них. Выделяют два больших сегмента: первичный и вторичный. Первичный стейкхолдер - это ближайший круг, оказывающий непосредственное влияние на бизнес: • собственники, инвесторы, акционеры, клиенты и работники компании; • партнеры по бизнесу. Вторичный стейкхолдер – это дальний круг, оказывающий неявное влияние на бизнес: • представители местной и государственной власти; • конкуренты; • СМИ, общественные и благотворительные организации, активисты, на мнение которых опирается народ), от деятельности которых зависит системное решение проблемы.
· Поиск партнеров и объединение усилий для системного решения проблемы. Пример – количество новых партнеров, вовлеченных в решение проблемы.
3) Устойчивость результатов деятельности организации после прекращения проекта, программы, оказания услуги.
Источники:
https://studfiles.net/preview/4393139/page:50/
https://te-st.ru/2018/04/11/social-impact-assessment/
https://poisk-ru.ru/s21039t3.html
https://президентскиегранты.рф/
https://businessman.ru/new-stejkxolder-eto-chto-takoe-vidy-stejkxolderov.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Стейкхолдер