Методические рекомендации по написанию «раздела «оценка социальных результатов»»




Составитель: заместитель директора по развитию

ГБУК «Самарская областная юношеская библиотека»,

Ревзина Ксения Владимировна

Оценка проекта (программы) — аналитический процесс, направленный на вынесение комплексного суждения о эффективности проекта в целом и (или) отдельных компонент. Обеспечивает системный сбор достоверной информации о фактически осуществленных действиях.

Виды оценки в социальной сфере:

§ оценка — анализ деятельности по достижению результатов в рамках проекта;

§ мониторинг — отслеживание изменения показателей во времени;

§ исследование — получение новых знаний и показателей на основе наблюдения или моделирования;

§ инспекция — выявление нарушений;

§ аудит — системный сбор информации на предмет на соответствие реализованного заявленному.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения его экономической и социальной эффективности.

Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются (общий перечень):

· количество рабочих мест в регионе;

· жилищные и культурно-бытовые условия работников;

· условия труда работников;

· структура производственного персонала;

· надежность снабжения населения регионов или населенных пунктов социальными видами товаров (для проектов в топливно-энергетическом комплексе – топливо и энергия, для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности — продовольствие);

· уровень здоровья работников и населения;

· увеличение продолжительности свободного времени работников предприятия или населения (экономия свободного времени (в чел.-ч).

· повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;

· выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);

· производство новых видов и марок транспортных средств;

· строительство новых автомобильных или железных дорог;

· изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;

· совершенствование размещения торговой сети;

· улучшение торгового обслуживания покупателей;

· развитие телефонной связи, электронной почты, иных видов связи;

· улучшение информационного обслуживания граждан.

Основными видами оценки социального эффекта проекта являются:

- устойчивость - возможность дальнейшего использования результатов проекта его целевой группой (либо продолжительность влияния на целевую группу);

- эффективность использованных подходов и методов;

- возможность распространения результатов;

- оценить степень достижения целей проекта и описать достигнутый социальный эффект. Описать, какими методами вы оценивали социальный эффект проекта (например, опрашивали ли представителей целевых групп).

Достижение социальных результатов предполагает своеобразную цепочку, где важно каждое звено: ресурсы, конкретные действия, непосредственные результаты действий и собственно социальный результат.

 

Наиболее распространенные критерии оценки эффективности социальных проектов (по версии Натальи Фреик ( НКО «Эволюция и филантропия» (ЭиФ)):

Для более конкретного описания социального эффекта и способов его оценки, можно использовать следующие позиции:

1. Абсолютные количественные показатели, а также их динамика. Данные показатели достаточно легко поддаются измерению и оценке:

· количество благополучателей, подписчиков, волонтеров, участников мероприятий;

· количество проведенных мероприятий, обращений в организацию, оказанных услуг;

· объем привлеченных/распределенных финансовых и иных средств;

· продолжительность деятельности организации;

· количество филиалов/представительств организации; количество регионов деятельности организации.

2. Репутация и PR. Эффективность деятельности многих организаций напрямую зависит от того, сколько людей знают про ее деятельность, – именно от эффективных коммуникаций зависит привлечение финансовых и иных ресурсов, волонтеров, повышение масштабов деятельности организации.

Основными каналами коммуникаций являются сайт, социальные сети, СМИ, публичные мероприятия. Большинство организаций пользуются аналитическими инструментами оценки эффективности своей онлайн-работы (метрики Яндекс, Google, Facebook, опросы, формы обратной связи) и публичных мероприятий и акций. Критерии оценки эффективности зависят от поставленных целей:

· охват аудитории: количество подписчиков, статистика посещений, просмотров;

· уровень вовлеченности пользователей, виральность контента – контент,который вызывает у пользователя желание его репостить и делиться им с другими пользователями (число лайков, перепостов, продолжительность пребывания на сайте, отклики на рассылку);

· конверсия – совершение желаемых действий (например, пожертвований, увеличение количества звонков в организацию);

· увеличение трафика сайта и запросов после проведенных мероприятий и акций, рекламных объявлений;

· объем сэкономленных ресурсов организации;

· количество публикаций с упоминанием организации и сотрудников в СМИ, количество обработанных журналистских запросов, пресс-конференций;

· мониторинг СМИ, оценка эффективности по количеству и качеству сообщений об организации.

3. Финансы и иные ресурсы. Эффективность фандрайзинга – один из ключевых критериев оценки деятельности организации. В большей степени распространены абсолютные, количественные показатели:

· объем привлеченных ресурсов;

· количество предпринятых действий – проведенных фандрайзинговых акций, подключенных сервисов, подготовленных грантовых заявок, проданных сувениров.

В первую очередь речь идет о финансах, реже – о привлечении иных ресурсов (натуральной помощи, волонтеров). Тем не менее волонтеры – важный и отдельный ресурс для организации. Это и способ снизить расходы – дополнительные «руки», бесплатные профессиональные услуги (pro bono) и возможность более широкого распространения информации, повышения репутации организации.

Для оценки волонтерского ресурса также преимущественно используются абсолютные критерии оценки эффективности:

· количество волонтеров, кураторов в месяц;

· количество новых/регулярных/активных волонтеров;

· количество мероприятий, проведенных с участием волонтеров.

Реже измеряется стоимость привлечения и обучения волонтера, его вклад в проект, в достижение социальных результатов.

4. Долгосрочные позитивные изменения. Формулировки конкретных результатов проекта в долгосрочной перспективе относятся к числу самых сложных и редких. Как именно изменится жизнь благополучателей в долгосрочной перспективе? Какие произойдут системные изменения, до какой степени снизится острота решаемой социальной проблемы благодаря данному конкретному проекту (а не просто "будет оказано содействие в решении проблемы")?

В связи с этим редкими являются и соответствующие показатели эффективности:

1) Позитивные изменения в жизни благополучателей, участников проектов организации: изменение моделей поведения, улучшение состояния здоровья, социально-экономического статуса.

2) Позитивные результаты для сообщества: изменение институциональных условий, общественного мнения, отношения к конкретной проблеме и ее решению.

· Законотворческая деятельность: количество подготовленных законопроектов и докладов, обжалованных законов, обращений в органы государственной власти и качество реагирования на них.

· Участие в экспертных, общественных советах, рабочих группах при органах власти, создание/участие в деятельности профессиональных сообществ, межрегиональных, междисциплинарных партнерских сетей.

· Обучение и просвещение стейкхолдеров (это группа, организация или личность, на которую может оказывать влияние определенная организация, зависимая от них. Выделяют два больших сегмента: первичный и вторичный. Первичный стейкхолдер - это ближайший круг, оказывающий непосредственное влияние на бизнес: • собственники, инвесторы, акционеры, клиенты и работники компании; • партнеры по бизнесу. Вторичный стейкхолдер – это дальний круг, оказывающий неявное влияние на бизнес: • представители местной и государственной власти; • конкуренты; • СМИ, общественные и благотворительные организации, активисты, на мнение которых опирается народ), от деятельности которых зависит системное решение проблемы.

· Поиск партнеров и объединение усилий для системного решения проблемы. Пример – количество новых партнеров, вовлеченных в решение проблемы.

3) Устойчивость результатов деятельности организации после прекращения проекта, программы, оказания услуги.

Источники:

https://studfiles.net/preview/4393139/page:50/

https://te-st.ru/2018/04/11/social-impact-assessment/

https://poisk-ru.ru/s21039t3.html

https://президентскиегранты.рф/

https://businessman.ru/new-stejkxolder-eto-chto-takoe-vidy-stejkxolderov.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Стейкхолдер

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: